Скачать 0.58 Mb.
|
Пояснительная записка Учебная программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23.12.03. № 21-12 и утвержденного приказом Минобразования России « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.04. № 1089, примерной программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана (письмо Департамента государственной полити Ки в образовании Минобрнауки России от 7 июня 2005 года № 03-1263, перечень программ по учебным предметам Федерального базисного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждены приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312), « Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области»,Волгоград, издательство «Учитель»,2006 год, авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной ( Москва, « Просвещение», 2006 год,8-е издание), в которую внесены следующие изменения: добавлены компоненты государственного стандарта, не реализуемые в данной программе. Для реализации программы используется учебник в двух частях для 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина и др. (Москва, «Просвещение», 2007 год, 13-е издание), методическая литература: «Литература 9 класс. Методические советы». Под редакцией В.И.Коровина, авторы: В.Я.Коровина, И.С.Збарский.( Москва, «Просвещение»,2002 год.), «Тематическое и поурочное планирование», 9 класс к учебнику-хрестоматии, автор Н.А.Миронова (Москва, «Экзамен», 2003 год) «Поурочные разработки по литературе, 9 класс» , авторы: И.В.Золотарева, Т.А.Крысова.(Москва, «Вако» 2003 год), «Тесты по литературе 5-11 классы» Н.Н. Оглоблина ( Москва «Олимп»,2002), публикации из газет и журналов. Учебная программа рассчитана на 102 часов, т. е на 3 часа в неделю с проведением уроков внеклассного чтения, уроков развития речи, уроков контроля, детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня. При составлении рабочей программы были учтены особенности класса: для сильных учащихся предусмотрены домашние и классные задания повышенной трудности, выполнение которых требует наличие широкого кругозора, творческой фантазии; для основной группы класса материал подан в доступной форме, но все же даются задания творческого характера, которые способствуют развитию языкового вкуса и формируют стойкий интерес к предмету. В учебной программе отмечена работа по формированию у учащихся умений и навыков слушания ( понять тему сообщения, логику рассуждения, выделить главное, отметить ключевые слова), чтения ( работа с учебником, анализ построения статьи теоретического характера), говорения ( умение строить ответ в определенном стиле, составлять и использовать простой и сложный план), письма и совершенствования устного и письменного высказывания. Коммуникативный подход к преподаванию определил использование ситуативных упражнений: заочных экскурсий, ролевых игр, репортажей. Результативности программируемых уроков способствует логика их построения, прогнозирование трудностей при усвоении учащимися учебного материала и создание условий для их преодоления, чередование устных и письменных заданий, взаимосвязь коллективных, групповых и индивидуальных видов работы. Результаты обучения включают коммуникативные, интеллектуальные, информационные,организационные общеучебные умения. Используются мультимедийные издания «Кирилла и Мефодия», Интернет ресурсы со следующими полезными ссылками:
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач: познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся; практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения; эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН: Знать / понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения. Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; правильно, бегло и выразительно читать вслух; определять род и жанр произведения; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; писать развернутый ответ на вопрос; письменно составлять план сочинения; писать рассказ-характеристику; свободно владеть письменной речью. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. Методы обучения: *объяснительно-иллюстративный; *проблемное изложение; *частично-поисковый; *исследовательский. Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе: – осмысление литературы как особой формы культурной традиции; – формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; – формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; – формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций. Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы. Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
|