Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 338.51 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации16.01.2014
Размер338.51 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Право > Закон
  1   2   3
ГОУ СПО «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Центр образовательных ресурсов и технологий

Лаборатория развития начального общего образования

Информационно-методическое письмо

«Об организации внеурочной деятельности в начальной школе»

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации, развития интересов, формирования УУД.

Следует учитывать, что внеурочная деятельность:

  • является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе;

  • способствует в полной мере реализовать требования федеральных образовательных стандартов общего образования.

Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.


  1. Нормативная база организации внеурочной деятельности




  • Закон РФ «Об образовании» (в ред. федеральных законов от 13.01.1996 № 12-фз, от 16.11.1997 № 144-фз от 13.02.2002 № 20-фз и т.д.) статья 12 п.1. статья 26 п.1,2;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г.

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995г. N 233) (с изменениями от 22 февраля 1997г., 8 августа 2003г., 1 февраля 2005г., 7 декабря 2006г., 10 марта 2009г.);

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 г.) (введенные 20 июня 2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003г. №27с) (1);

  • Приказ от 27 Марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2006 N 8110);

  • Гигиенические требования к условиям реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560);

  • Устав образовательного учреждения (содержание и структура определяются в соответствии со статьей 13 Закона «Об образовании»).
    ________

(1) 2.8.23. В ходе организации занятий по разделу «Внеурочная деятельность» (не более 1,5 часов в день, не более 7,5 часов в неделю) нужно учитывать возрастные особенности обучающихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями (50%/50%). Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения. Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п. В организации внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительная работа должна носить обязательный характер. Она включает подвижные и спортивные игры, занятия на специально оборудованных площадках со спортивным инвентарем, прогулки на свежем воздухе. Физкультурно-оздоровительную работу проводят в группах, объединенных по возрастному принципу с учетом состояния здоровья и развития детей. Подвижные и спортивные игры проводят не менее 3 раз в неделю.

В группах продленного/полного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени обучения составляет не менее 2 часов, обучающихся II ступени - не менее 1,5 часа.

Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяют в соответствие с п.2.8.24.

Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно-полезный труд на участке учреждения), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).

До принятия новых гигиенических правил руководствоваться вышеприведенными документами.



  1. Общие принципы организации внеурочной деятельности


Внеурочная деятельность является составной частью базисного учебного плана и составляет до 1350 часов за период обучения в начальной школе.

Для внеурочной деятельности первоклассников базисный учебный план на учебный год задает общий максимальный объем в количестве 330 часов (10 аудиторных часов в неделю на класс), планируемый индивидуально для каждого учащегося с учетом требований СанПиН. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой предельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальные учебные планы внеурочной деятельности могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей). Реализация плана внеурочной деятельности может сопровождаться поддержкой тьютора образовательного учреждения.

Планирование внеурочной деятельности предполагает возможность её осуществления не только в течение учебного года, но и в каникулярный период. Внеурочные занятия в каникулярное время не являются обязательными, они должны расширять и дополнять содержание курса, не нарушая его логику. Внеурочные занятия (особенно в каникулярный период) возможно проводить интенсивами, что учитывается при планировании внеурочной нагрузки для каждого обучающегося. При планировании внеурочной деятельности учитывается разнообразие её видов и форм, требований СанПиН к соотношению статических занятий и занятий, предполагающих двигательную активность (не менее 50% от общего количества).

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения и годовом плане воспитательной работы. Оно должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Осуществляется внеурочная деятельность на основании годового плана воспитательной работы образовательного учреждения и планов классных руководителей (с учетом времени на подготовку, осуществление и рефлексию запланированных мероприятий (социальная работа и проектная деятельность)). В структуре основной программы могут быть самостоятельные подпрограммы, составленные по тому же алгоритму, что и программы в ФГОС: цели и задачи, ожидаемые результаты, ресурсное обеспечение, содержание работы, план мероприятий, сроки и формы контроля. Самостоятельно составленные педагогами программы внеурочной деятельности должны быть представлены в письменном виде, утверждены решением педагогического совета ОУ и лицензированы.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий: кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, экскурсии, поисковые и научные исследования, индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий и т.д. Работа предметных факультативов, кружков, клубов может планироваться для подгруппы в рамках одного класса (12-15 человек – факультативы «Мир деятельности», «Здравствуй, английский!»), одного класса (кружок «Спортивные игры народов мира», «Истоки») или планироваться и осуществляться не только для учащихся конкретного класса, а с учетом возможности привлечения обучающихся параллели или начальной школы в целом (театральная студия, школьный хор). Таким образом, внеурочная деятельность предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывает классный руководитель и в письменном виде выдает обучающемуся и (или) его родителям (законным представителям).

Внеурочную деятельность могут вести учителя, классные руководители, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, тьюторы и др. педагогические работники, родители обучающихся (желательно, имеющие педагогическое образование).


  1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности


Согласно требованиям ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), соответствующим линиям образовательно-воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Виды, формы и направления внеурочной деятельности

Виды

Формы

Направления

Игровая деятельность

Кружок

Спортивно-оздоровительное

Познавательная деятельность

Студия

Духовно-нравственное

Проблемно – ценностное общение

Секция

Общеинтеллектуальное

Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)

Клуб

Общекультурное

Художественное творчество

Объединение

Социальное

Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

Факультатив




Трудовая (производственная) деятельность

Научное общество




Спортивно-оздоровительная деятельность







Туристско-краеведческая деятельность






Направления, формы и виды внеурочной деятельности не являются жестко привязанными друг к другу. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов и форм деятельности в отдельности и комплексно (возможно комбинирование всех компонентов при разработке конкретной программы внеурочной деятельности). Следует рассматривать обозначенные выше направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. Разработанные педагогами школы программы внеурочной деятельности являются составной частью основной образовательной программы ОУ.

Внеурочная (воспитательная) деятельность в программе ОУ.
Основная образовательная программа ОУ должна содержать теоретические положения (представлены в ФГОС и Концепции) и раскрывать методический потенциал по формированию образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, являющаяся составной частью основной образовательной программы,  должна содержать шесть разделов (см. Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России) и включать информацию по организации внеурочной деятельности в ОУ.

Первые два раздела программы – «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников», в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на начальную общеобразовательную школу.

В третьем разделе – «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы» – общие задачи систематизированы по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей. Эти разделы в данном разделе образовательной программы должны быть лишь названы, основные духовно-нравственные ценности перечислены. Содержание работы в конкретном образовательном учреждении по этим направлениям должно быть раскрыто в следующем, четвертом разделе программы - «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования». Он включает характеристику современных особенностей развития и воспитания младших школьников, раскрывает основные подходы ФГОС НОО к обеспечению духовно-нравственного развития и воспитания (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий). Раздел может быть дополнен теми направлениями духовно-нравственного развития и воспитания, которые реализуются в данном образовательном учреждении (например, экологическое воспитание, этнокультурное воспитание - проект «русская школа»). В разделе программы приводятся примерные виды урочной, внеурочной, внешкольной деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы.
Примерные виды деятельности ОУ по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников



Направление

воспитания

Вид деятельности

Формы

Содержание




Учебные занятия







Классные часы







Внеурочная деятельность







Общешкольные мероприятия







Внешкольная деятельность

(связь с социумом)








Задача ОУ состоит в том, чтобы показать, как средствами предметов выбранного УМК, предметов «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Истоки» реализуется Программа духовно-нравственного воспитания и развития через урочную и внеурочную деятельность. Например, при изучении раздела «Наш дом и семья» (Окружающий мир, УМК «Перспектива», 1-й класс) можно сформулировать следующие цели и задачи духовно-нравственного воспитания и развития: формирование отношения к семье как основе российского общества; знакомство обучающегося с культурно-историческимии этническими традициями российской семьи. Формируемые при этом ценности - любовь к своему народу, забота о старших и младших, ответственность и чувство долга. Коллективные творческие дела могут иметь начало в рамках предметного содержания и продолжаться во внеурочной деятельности, что и должно быть отражено в образовательной программе. Например, в УМК «Школа России» на предмете «Литературное чтение» даем старт проекту «Создаем летопись класса», а продолжаем готовить материалы, презентуем содержание результатов проекта уже во внеурочной работе. Внеурочная деятельность образовательного учреждения может включать в себя перечень традиционных мероприятий, долгосрочных и краткосрочных игр, реализующих задачи духовно-нравственного воспитания и развития.

Источники формирования внеурочной деятельности: избранный УМК (например, УМК «Перспективная начальная школа» предусмотрена работа клуба любителей русского языка «Ключ и заря», большие возможности для нравственно-эстетического воспитания заложены в курсе «Музей в классе» и др.); второй источник – разработанные специалистами программы, которые применимы для организации внеурочной деятельности. Примерный список программ представлен в приложении №1. Еще один источник – банк педагогического опыта Вологодской области (создан в ВИРО), который включает наиболее яркие программы педагогов дополнительного образования применимые, в том числе, и для внеурочной деятельности.

Пятый раздел – «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников» – формулирует и раскрывает: основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях; задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями.

При организации внеурочной деятельности образовательным учреждением могут быть использованы возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Совместная деятельность этих учреждений отражается в Планах воспитательной работы классного руководителя, в программе духовно-нравственного воспитания и развития.

В период каникул могут использоваться возможности летних школ, специализированных лагерей и т. д. Кроме этого, в образовательной программе может быть представлен возможный перечень тем родительских собраний, посвященных проблеме духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, например:

  • «Духовно-нравственное становление детей младшего школьного возраста. Приемы, игры, методики»;

  • «Как организовать семейные праздники»;

  • «Как привить любовь к чтению»;

  • «Семья и школа – партнеры и союзники в обучении и воспитании детей» и т. д.

В шестом разделе – «Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования» – определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у учащихся начальной школы по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.

Каждое образовательное учреждение по итогам выполнения своей программы духовно-нравственного воспитания и развития может прописать возможные результаты этой деятельности как в программах отдельных кружков, факультативов, так и в содержании представленных мероприятий. В качестве приложения могут быть представлены различные анкеты, тестовый материал для учащихся, родителей, других субъектов образовательного процесса, разработанные как в ОУ, так и авторами-разработчиками.

Например, вариант исследования ценностных ориентаций первоклассников-второклассников. Учащимся предлагается определить, чья похвала и чья радость им будет дороже всего.

Предлагается группа слов:

МАМА ПАПА СЕСТРА БРАТ ДРУГ ПОДРУГА УЧИТЕЛЬНИЦА

ТОВАРИЩ ПО КЛАССУ ТРЕНЕР КТО-ТО ДРУГОЙ (впиши, кто именно)

Необходимо выбрать только трех человек и отметить буквами:

А – самая дорогая похвала;

Б – тоже дорогая похвала;

В – важная, но менее дорогая похвала.

Следующую методику целесообразно использовать для учеников 2-х и 3-х классов. Данная методика психолого-педагогической диагностики позволяет определить уровень сформированности коллектива в классе. Детям предлагается сделать тематический рисунок «Мой класс», «Мои друзья». Оценка рисунков: если в рисунках отсутствуют перечисленные ниже особенности, можно считать, что их авторы благополучны. О неблагополучии ребенка свидетельствует следующее:

  1. отсутствие людей в рисунке – свидетельство отторжения, избегания;

  2. люди нарисованы спиной, без рук, с заштрихованным лицом – снижение потребности в общении или неудовлетворенность общением;

  3. барьеры между фигурами, их разобщенность, зачеркивание, отсутствие частей тела – конфликтность.

Предложенная ниже методика психолого-педагогической диагностики позволяет определить ценностные ориентиры четвероклассников. Учащимся предлагается попробовать снять фильм. Для этого предлагаются на выбор следующие темы: о своем классе; о войне; о врачах; о победе добра над злом; о злом волшебнике; о дружбе; о подвиге. Ученики, сделавшие одинаковый выбор, объединяются в творческую группу и обсуждают, фиксируя конечный согласованный вариант, основную идею: ради чего они хотят снять свой фильм.

Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательными при организации воспитательного процесса являются определенные в Концепции и «Примерной программе…» национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления духовно-нравственного развития и воспитания.

Виды деятельности и формы их осуществления рассматриваются также как примерные, ориентировочные. Определение конкретного содержания духовно-нравственного развития и воспитания по каждой школе, каждому классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей младших школьников, потребностей учащихся и их родителей (законных представителей)
Список программ

  1. Безруких М.М. Все цвета, кроме черного / М.М. Безруких. – М.:Вентана-Граф, 2007.

  2. Гин А. Задачки - сказки кота Потряскина / А.Гин. – М.: Вита-Пресс, 2002.

  3. Гин С. «Мир логики», «Мир фантазии», «Мир воображения», «Мир человека» /С. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2001, 2006.

  4. Григорьев Д.В.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск