Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика





НазваниеЖанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика
страница1/5
Дата публикации02.08.2013
Размер0.69 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4   5
На правах рукописи

Налдеева Ольга Ивановна
ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ МОРДОВСКОЙ ПОЭЗИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ПОЭТИКА

Специальность 10. 01. 02 –

литература народов Российской Федерации

(мордовская)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Саранск 2013

Работа выполнена на кафедре литературы и методики обучения литературе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»


Научный консультант:

доктор филологических наук, профессор,

Демин Василий Иванович





Официальные оппоненты:

Кудрявцева Раисия Алексеевна

доктор филологических наук, профессор, директор Института финно-угроведения ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»



Мышкина Альбина Федоровна

доктор филологических наук, доцент,

зав. кафедрой культурологии и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет

имени И. Н. Ульянова»



Кубанцев Трофим Иванович

доктор филологических наук, профессор кафедры финно-угорских литератур ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарëва»


Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Защита состоится «21» июня 2013 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.118.02 при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» по адресу: 430007, г. Саранск, ул. Студенческая, 13б.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».
Автореферат разослан « ____ » ______________ 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета О. И. Бирюкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Характер эволюции современной мордовской поэзии наглядно свидетельствует о том, что этапы и основные тенденции ее развития находятся в прямой зависимости не только от специфических особенностей движения национальной культуры, но и литературного пространства России в целом. Последние десятилетия XX – начала XXI века представляют собой сложный и противоречивый процесс, неизбежно отображающийся в творчестве писателей. Свойственное данному времени переосмысление нравственных и художественных ценностей во многом определяет трансформацию поэтического мышления. Многомерность и разнохарактерность современных поэтических текстов, подвижность и открытость поэтического процесса обусловливают трудности их системно-научного осмысления. В решении проблемы выявления особенностей литературного процесса важную функцию выполняет категория жанра, ибо он «способен откликаться на разнообразные сигналы, идущие как от действительности, так и от литературного окружения и художественного прошлого»1. По авторитетному мнению ведущих отечественных литературоведов (И. О. Шайтанова, Н. Д. Тамарченко и др.), жанровый подход к исследованию наиболее продуктивен и с точки зрения изучения литературного процесса в целом, его движения и направлений, и для конкретизации творческой индивидуальности автора или литературной школы. Анализ поэзии сквозь призму жанровой специфики дает возможность для подведения определенного итога как общетеоретических исследований, так и нового прочтения и восприятия конкретного художественного произведения, поскольку «категория жанра необходима … для адекватного понимания смысла литературных явлений»2.

Литературный жанр является, по существу, носителем устойчивых структурных принципов, которые в процессе развития литературы абстрагируются и находят воплощение в конкретном содержании. При этом следует учитывать, что он обладает чрезвычайной мобильностью, способностью обновляться, изменяться. Таким образом, в жанре сосуществуют два противоположных начала: стремление к постоянству традиционных форм и обновление, поиск новых жанровых разновидностей. По известному высказыванию М. М. Бахтина, «жанр всегда тот и не тот, всегда старый и новый одновременно. Он живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития»3. Этот феномен постоянно открывает поле для исследования, рождает предпосылки для возникновения новых теорий и исследовательских гипотез. В ситуации изучения специфики современной мордовской поэзии жанровый подход дает возможность раскрыть с максимальной полнотой значение традиций и новаторства для ее развития, определить важные художественно-эстетические ориентиры, отобразить ее национальный колорит. Современная мордовская поэзия, развивающаяся на мордовских (мокшанском, эрзянском) и русском языках, представлена большим количеством поэтов разных поколений, отличается значительными художественно-эстетическими достижениями в многообразных жанрах. Благодаря огромному пласту оригинальных мордовских поэтических текстов, переведенных на разные языки (преимущественно на русский и финно-угорские), возможность знакомства с национальной литературой Мордовии имеют и российские читатели. Широко известны за пределами региона имена поэтов А. В.  Арапова, А. М. Доронина, Р. К. Орловой, И. А. Калинкина, Маризь Кемаль (Р. С. Кемайкиной), А. Д. Сульдиной и др.

Сложившаяся жанровая система современной мордовской поэзии в своем формировании испытывала закономерное влияние поэтических жанров родного фольклора, классической русской и современной российской поэзии, лучших образцов мировой поэтической классики, что обусловило возникновение достаточно сложного и многомерного жанрового организма. Выявление в данном феномене доминирующих и периферийных поэтических жанров позволяет констатировать определенные отличия «жанрового контура» современной мордовской поэзии от поэзии иных национальных республик и российской в целом. Установление причин доминирования одних жанров и редких случаев обращения поэтов к другим позволяет глубже проникнуть в механизм современного поэтического мышления национальных авторов, выявить жанрово-стилевую специфику и особенности жанрообразования, определить жанровую систему мордовской поэзии последних десятилетий. Под жанровой системой современной мордовской поэзии мы понимаем всю совокупность лирических и лиро-эпических жанров и жанровых форм, обладающих более или менее устойчивыми характеристиками, представленных в литературной практике поэтов 1980 – 2000-х годов. Определение жанровой системы современной мордовской поэзии дает возможность объективно и всесторонне исследовать всю совокупность художественных достижений мордовских поэтов, наметить пути дальнейшего развития национальной лирики и лиро-эпики. Именно этим и обусловлена актуальность настоящего диссертационного исследования. Кроме того, она определяется недостаточной изученностью теории и специфики поэтических жанров и отсутствием комплексного аналитического исследования обозначенной нами проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы жанровой специфики лирики занимают значительное место в исследованиях российских ученых (С. Н. Бройтмана, М. Л. Гаспарова, С. П. Гудковой, Л. Я. Гинзбург, И. Л. Гринберга, Ю. Б. Орлицкого, Г. Н. Поспелова, В. Д. Сквозникова, Л. В. Чернец и др.), которые приходят к единому мнению о необходимости анализа не только отдельных жанров и их истории, но и «системы жанров каждой данной эпохи»1.

Обозначенные проблемы находят решение и в работах ученых, исследующих поэзию Поволжья и Приуралья (А. В. Алешкин, Т. Н. Галиуллин, В. Н.  Демин, В. И. Демин, В. М. Макушкин, А. К. Микушев, В. Г.  Родионов, Н. И. Черапкин, Н. Г. Юзеев и др.). Отмечается, что при общности судеб литератур России они имеют свои особенности, исследование которых возможно только при условии конкретного изучения каждой из них.

Одним из первых ученых, глубоко исследовавших своеобразие мордовской поэзии до 70-х годов ХХ века, является В. В. Горбунов. Лирические жанры он классифицирует в зависимости от содержания изображаемых переживаний и их эстетического переосмысления, рассматривает особенности политической, гражданской, любовной и пейзажной лирики. Вместе с тем внутри каждой из разновидностей лирики исследователь пытается выделить наиболее значимые жанровые формы. В частности, его исследование становления и эволюции жанра мордовской баллады не потеряло своей актуальности и в настоящее время. Вопросы жанровой специфики, систематизации, функционирования и трансформации других жанров не вошли в круг исследуемых им проблем.

Для работ большинства современных мордовских литературоведов, изучающих национальную поэзию, характерен преимущественно историко-литературный ракурс (в ущерб теоретико-литературному).

Анализу многообразия мордовской поэзии посвящены монографии, сборники, отдельные статьи, обзоры и рецензии. Наиболее значимыми представляются работы Е. И. Азыркиной, Г. И. Горбунова, М. И. Малькиной, А. М. Каторовой, Т. И. Кубанцева и др.1. Чаще всего исследователи концентрируют внимание на творчестве отдельных поэтов и на конкретных проблемах развития мордовской поэзии. Так, женская поэзия (творчество П. В. Алешиной, М. И. Малькиной, Р. К. Орловой) явилась объектом изучения Е. И. Азыркиной. Вопросы мордовского стихосложения легли в основу исследований М. И. Малькиной, А. М. Каторовой. Отдельные творческие портреты мордовских поэтов отражены в работах Г. И. Горбунова, Т. И. Кубанцева. Ряд публикаций по обозначенным проблемам принадлежит автору диссертации. Поэтические жанры сатирико-юмористического характера исследованы в многочисленных работах В. И. Демина. Ученый выявляет эволюцию, специфические особенности сатирического стихотворения, басни, эпиграммы, пародии и шаржа. Однако развитие современной поэзии, появление новых имен и художественных произведений требует постоянного внимания и к данным жанрам.

В национальном литературоведении наиболее разработанными в теоретико-литературном плане являются вопросы, связанные с развитием лиро-эпических жанров – баллады и поэмы. Так, исследование баллады нашло отражение в работах В. В. Горбунова, С. Г. Девяткина и др. Специфика мордовской поэмы выявлена в работах А. В. Алешкина, О. В. Кузнецовой. Кроме того, широта лиро-эпических жанров обусловила научный интерес авторов кандидатских диссертаций. Среди них следует отметить работы Н. Ф. Головановой, Е. Н. Киркиной, Н. Н. Кочетковой. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что при всей масштабности проделанной исследователями работы многие вопросы жанрового развития нуждаются в уточнении и серьезном научном осмыслении с учетом корпуса новейших художественных текстов.

Недостаточно освещен в литературоведении и жанр современного мордовского романа в стихах. Исследователи (А. В. Алешкин, Б. Е. Кирюшкин, Н. И. Черапкин) концентрировали внимание в основном на произведениях А. Д. Куторкина, созданных в середине ХХ века. Современный роман в стихах И. А. Калинкина «Ава ды лей» («Женщина и река») изучался преимущественно в контексте традиций и новаторства (Е. И. Вельдяйкина).

Таким образом, анализ имеющейся литературы привел к выводу о том, что, несмотря на наличие серьезных литературоведческих исследований, мордовская поэзия 1980–2000-х гг., отмеченная интенсивными идейно-художественными, жанровыми и стилевыми исканиями, не являлась до настоящего времени предметом целостного научного осмысления.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в отечественном литературоведении исследована жанровая система современной мордовской поэзии. Предложенный диссертантом принцип классификации жанровой системы, учитывающий развитие поэзии в аспекте освоения авторами доминирующих и периферийных жанров, позволил не только увидеть особенности поэтики произведения отдельного автора, но и определить закономерности развития жанровой системы, а также обозначить перспективы дальнейшего развития мордовской поэзии. В работе определена специфика поэтических жанров, выявлены основные тенденции их развития, проанализирована поэтика, обоснована связь жанров с исторической жанровой памятью, выявлено взаимодействие традиций и новаторства, изучены современные явления синтетического и переходного характера, подвергнут анализу корпус новейших художественных текстов мордовских авторов на мокшанском, эрзянском и русском языках.

Объектом исследования являются тенденции развития поэтики и многообразие жанровых форм современной мордовской поэзии.

Предметом исследования выступает жанровая система современной мордовской поэзии, сложившаяся под влиянием изменений в общественном сознании и социокультурном развитии последних десятилетий и обусловленная трансформацией поэтического мышления.

Материалом исследования послужили наиболее репрезентативные произведения современных мордовских поэтов: авторов, уже достигших признания и имеющих большой поэтический опыт (П. В. Алешина, А. В. Арапов, П. Я. Бардин, А. М. Доронин, Н. И. Ишуткин, И. А. Калинкин, Маризь Кемаль, С. В. Кинякин, В. А. Кригин, И. Н. Кудашкин, А. Д. Сульдина, А. П. Тяпаев и др.), а также ставших известными в начале XXI века (М. Аникина, Л. Дергачева, М. Еремина (Левщанова), Т. Мокшанова, Л. Рябова, О. Сусорева, Д. Таганов и др.).

Цель работы заключается в определении жанровой системы современной мордовской поэзии как целостного художественно-эстетического явления с учетом национального мировидения и творческой индивидуальности поэтов. В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

  • проанализировать современные концепции литературоведов, работающих в области отечественной теории, истории литературы и литературной критики, по проблемам жанра и жанровой классификации;

  • выявить закономерности жанрового развития мордовской поэзии и обосновать правомерность выделения в ней доминирующих и периферийных жанров;

  • определить доминирующие лирические жанры в современном поэтическом процессе;

  • обозначить место и значение периферийных жанров в мордовской поэзии рубежа веков;

  • исследовать основные тенденции развития лиро-эпических жанров современной мордовской поэзии: выявить национальную специфику баллады и раскрыть единство эпического и лирического начал в поэме;

  • выявить специфику жанра «романа в стихах», определить его значимость в современном литературном процессе и обозначить перспективы дальнейшего развития.

Методологическая основа исследования. Методология исследования обусловлена характером поставленных задач и опирается на системный подход к изучению литературы, который реализуется на основе использования совокупности методов: типологического, сравнительно-исторического, социокультурного, герменевтического и метода целостного анализа художественного произведения. Научно-теоретической основой диссертации послужили труды классиков российского литературоведения: М. М. Бахтина, А. Н. Веселовского, С. П. Гудковой, В. М. Жирмунского, В. В. Кожинова, Ю. М. Лотмана, Г. Н. Поспелова, Ю. Н. Тынянова и др. Важную роль в формировании общей концепции работы сыграли теоретико-литературные исследования С. Н. Бройтмана, М. Л. Гаспарова, Л. Я. Гинзбург, М. Н. Дарвина, С. И. Кормилова, Н. Л. Лейдермана, Ю. Б. Орлицкого, В. Д. Сквозникова, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы, О. И. Федотова, В. Е. Хализева, И. О. Шайтанова и др.

Большое значение для достижения поставленных целей имели труды ученых-исследователей мордовской литературы: А. В. Алешкина, Г. И. Горбунова, В. В. Горбунова, В. И. Демина, А. М. Каторовой, Т. И. Кубанцева, В. М. Макушкина, Н. И. Черапкина и др.

Особую значимость в решении задач имели работы ученых, занимающихся проблемами развития литератур Поволжья и Приуралья: В. Н. Демина, Т. И. Зайцевой, Р. А. Кудрявцевой, А. Ф. Мышкиной, В. Г. Родионова и др.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика iconУрок внеклассного чтения в 10 классе «Современная коми поэзия. Основные...
Великой Отечественной войны в коми поэзии», «Тема детства в современной коми поэзии», «Тема родины в современной коми поэзии», «Пушкинская...
Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика iconУтвержден Постановлением Совета Министров Правительства Мордовской...
Мордовской сср, Положения о памятниках природы в Мордовской сср и перечня природных объектов, признанных памятниками природы республиканского...
Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика iconТатарская «лагерная проза» во второй половине XX века: жанровая типология и поэтика
Специальность 10. 01. 02 – литература народов Российской Федерации (татарская литература)
Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика iconТенденции развития натурфилософской поэзии мордовии
Согласовано с выпускающей кафедрой Прикладной механики машиноведения и технологии
Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика iconОсновные итоги деятельности
Основные макроэкономические показатели развития городского округа «Город Лесной» отражают положительные тенденции развития города...
Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика iconКалендарно-тематическое планирование. 11 класс
Основные тенденции развития мировой литературы на рубеже 19-20 веков. Общественно историческая обстановка в мире. Новые эстетические...
Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика iconИтоги социально-экономического развития Республики Татарстан Основные...
Тенденции социально-экономического развития республики в 2010 году свидетельствовали об улучшении общеэкономической ситуации. Позитивную...
Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика iconРефератов по курсу «Налоговая система» автор Грабовская Т. В
Принципы налогообложения, отражающие особенности и тенденции современной налоговой системы
Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика iconСтатья Основные понятия, используемые в Законе
Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов...
Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика iconНекоторые тенденции развития международного туризма в посткризисный период
Аннотация. В статье показан выход мирового международного туризма из кризиса 2007-2009 годов, обозначены основные тенденции в развитии...
Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика iconСтране нужна единая концепция развития отрасли
Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов...
Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика iconРеферат По литературе «Цинковые мальчики»
«Тенденции литературного развития 2й половины 1980-1990х и жанрообразовательные процессы в современной русской прозе». Мамедов Т....
Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика icon26oborotov
Анализ состояния развития бадминтона в Московской области, России и в мире, основные тенденции
Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика iconРостки будущего
Анализ состояния развития бадминтона в Московской области, России и в мире, основные тенденции
Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика iconКафедра всеобщей и отечественной истории
Основные тенденции развития стран Европы и Америки во второй половине ХХ – начале XXI вв
Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика iconНазвание разделов и тем
Основные тенденции глобального развития и место России в мировом сообществе. Особенности периода новейшей истории


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск