Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации03.02.2014
Размер0.53 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей.

Детская хоровая школа №52 им. Белоусовой Т.Ф.

Исследования и развитие школ игры для классической гитары.

Методическая работа

Исполнитель: Гильдман Е. А.


Междуреченск, 2013

Содержание стр.

Введение 3

Глава 1. Историческое исследование в области возникновения и развития школ игры на классической гитаре 5

    1. Общее развитие гитарных школ 5

    1. Возникновение и развитие испанской школы 7

    2. Возникновение и развитие итальянской школы 17

    3. Возникновение и развитие отечественной школы 22

Глава 2. Основные принципы работы, применяемые на начальном этапе обучения в классе гитары 33

2.1. Донотный период начального обучения гитариста 33

2.2. Нотный период начального обучения гитариста 41

Заключение 46

Список литературы 48

Введение

Цель работы: исследование школ игры для классической гитары учащихся ДМШ на начальном этапе обучения. Применение этих школ для развития учащихся ДМШ.

Задачи исследования:

  1. Определить основные школы игры для классической гитары.

  2. Провести исследование наиболее распространённых, востребованных и употребленных школ – игры для классической гитары.

  3. Определить взаимосвязь между школами – игры и начальным этапом работы учащихся.

  4. Сделать анализ работы на начальном этапе обучения учащихся.

  5. Обобщить имеющиеся знания по данному вопросу и применить их в работе с учащимися в классе гитары ДМШ.

Предмет исследования: начальный этап работы в классе гитары.

Объект исследования: методы развития и обучения музыкальных навыков учащихся в классе гитары на начальном этапе обучения.

Актуальность темы исследования:

Для успешного развития юного музыканта и дальнейшего его роста необходимо на начальном этапе работы гибко и грамотно выстроить систему обучения.

«Нет ничего опаснее для развития таланта, чем плохая основа!» - эта мысль замечательного педагога и пианиста И. Гофмана напоминает нам, что ошибки начального обучения приходится исправлять всю жизнь!

Существует довольно много рекомендаций по данной теме, этому вопросу посвящены ряд научных исследований. Однако, и в наше время многие преподаватели уделяют недостаточно внимания и времени проблемам, возникающими на начальном этапе работы в классе гитары.

Осознание необходимости привлечения внимания преподавателей к совершенствованию методов работы на начальном этапе обучения послужило основанием для подготовки к данной аттестационной работе.

Научно – теоретическая значимость работы:

Полученные результаты, исследованные методы, материалы могут быть полезны для педагогов ДМШ, и применимы ими при работе с начинающими учащимися, а так же для дальнейшего анализа и исследования по данной теме.

Научно – практическая значимость работы:

Методы, изложенные в работе, позволяют эффективно обучать юных музыкантов на уроках по специальности на начальном этапе обучения.

Предполагаемый результат:

Итогом проведённой работы должно стать углубленное представление о процессе работы на начальном этапе обучения в классе гитары.

Апробация работы:

Материал прошёл практическую апробацию в работе с учащимися класса гитары ДХШ №52 г. Междуреченска, Кемеровской области.

Данная работа одобрена на заседании отделения народных инструментов ДХШ №52 г. Междуреченск, Кемеровская область.


Глава 1. Историческое исследование в области возникновения и развития школ игры на классической гитаре

1.1 Общее развитие гитарных школ

Когда гениальнейшего гитариста XX столетия Андреса Сеговию спросили, к какому времени он относит появление гитары, он ответил следующее:

«О, это было очень, давно… Аполлон страстно влюбился в Дафну. Однажды он задушил её в своих объятиях, и Дафна превратилась в лавровое дерево. Из этого священного дерева и была сделана первая гитара. Мне нравится считать её дочерью Аполлона, ведь она дитя Солнца».

Гитара занимает особое место в семействе струнных инструментов. Одна из ее особенностей – это постоянная эволюция, поиск наиболее оптимальной конструкции, не завершившиеся до сих пор. Если скрипка, виолончель и альт в XIX веке по своему внешнему виду практически ничем не отличаются от современных, то так называемая «классико-романтическая» гитара, для которой писали Ф.Сор, Д.Агуадо, М.Джулиани, Ф.Карулли, М.Каркасси и многие другие выдающиеся композиторы, и гитара сегодняшняя отличаются друг от друга существенно.

Таким образом, с конца 18 века в сфере обучения ещё не было единой школы игры на классической гитаре. Одни исполнители пользовались одним способом игры на гитаре, другие исполнители пользовались другими способами игры на гитаре. Например, не было подставки для ног. При игре на гитаре использовали ногтевой способ игры и т.д.

Гитара XIX века значительно меньше по размеру, играть на ней легче, поскольку натяжение струн слабее и они ближе к грифу. Звук более певучий, напоминающий звучание лютни. Исполнитель на классико-романтической гитаре крайне скупо пользовался динамикой, и почти не разнообразил тембровое звучание инструмента.

Гитара в XIX веке была инструментом не концертным, но салонным, то есть излюбленным инструментом домашнего музицирования. Репертуар гитариста-виртуоза не отличался большим разнообразием, и состоял, в основном, из небольших пьес салонного характера, кроме того, очень популярны были вариации. Гитаристами XIX века было написано множество сонат для гитары и несколько концертов для гитары с оркестром. Были созданы первые «Школы игры на гитаре». Можно сказать, что в XIX веке была заложена серьезная профессиональная база для того стремительного скачка, который произошел в середине XX века, когда гитара стала инструментом концертным.

В XX веке репертуар для гитары существенно расширился, как за счет современных произведений, написанных специально для нее, так и путем переложений для гитары музыки предыдущих эпох. Гитаристы стали играть лютневую музыку, сонаты и партиты И.С. Баха, произведения испанских и латиноамериканских авторов. Во всем мире сейчас пишут много музыки для гитары, так что репертуар современного гитариста постоянно расширяется.

По сравнению с XIX векам существенно изменилась техника игры, в связи, с чем усилились ее динамические и выразительные возможности. Так, настоящей революцией стал переход на ногтевой способ звукоизвлечения. Звучание гитары усилилось также благодаря применению апояндо. Гитаристы стали использовать тембровые возможности инструмента. Изменился подход к аппликатуре левой руки. Кроме того, появилось множество новых приемов и штрихов, частично пришедших из народных школ, частично из музыкального авангарда.

С появлением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам; в таком виде она существует и до сих пор. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится одним из самых любимых инструментов.

Начинается "золотой век" гитары. Он связан с именами испанских гитаристов-виртуозов и композиторов Ф. Сора (1778—1839), Д. Агуадо (1784- 1849) и итальянских — М. Джулиани (1781 - 1829), Ф. Карулли (1770 – 1841), М. Каркасси (1792 - 1853).

1.2 Возникновение и развитие испанской школы

Огромное значение в становлении гитариста-профессионала имеет школа игры - рациональное сочетание технических и художественных приемов, позволяющее минимальными средствами достигнуть максимальных результатов.

Существует несколько школ и направлений, из которых мировое признание получила испанская школа игры на гитаре.

Испанская школа - это навыки и традиции народного творчества, сложившиеся в течение многих столетий и разработанные и обогащенные гитаристами-классиками.

Ее серьезность и фундаментальность подтверждаются достижениями крупнейших испанских гитаристов-виртуозов Д. Агуадо, Ф. Сора, Э. Пухоля, концертной деятельностью выдающихся гитаристов-виртуозов А. Сеговии, М. Льобета, Р. Сайнц дела Маса, Н. Йепеса и других

Испанская школа положена в основу обучения гитаристов в музыкальных учебных заведениях всего мира. Ей присущи строгая методичность и научность, пристальное внимание к тончайшим деталям технического мастерства, высокая художественность исполняемого репертуара.

Испанскую школу нельзя рассматривать как застывшую догму: она развивается и изменяется во времени.

Так, метод Д. Агуадо и Ф. Сора - это один этап ее развития, метод Ф. Тарреги и Э. Пухоля - другой, метод А. Сеговии - третий. Тем не менее, все они связаны между собой, дополняют друг друга и в целом составляют единую испанскую школу.

Агуадо Дионисио (08.04.1784-20.12.1849) – испанский гитарист-виртуоз, композитор, педагог, автор "Школы игры на шестиструнной гитаре" – капитального труда по обучению игре на гитаре. Переизданная во многих странах "Школа" Агуадо в настоящее время принята как основное руководство в классах гитары многих консерваторий мира. Творчество Дионисио Агуадо большей частью представлено этюдами и небольшими пьесами, написанными в духе венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена и др.) Он прославился не только как виртуозный гитарист, но и как талантливый педагог. В отличие от мягкого и бархатистого исполнения Сора, манеру игры Агуадо отличал светлый, яркий и блестящий звук.

Агуадо считается изобретателем ногтевого способа игры, подставки для крепления струн, конструкция которой сохранилась до наших дней, а также "треноги" для усиления звучания гитары. Виртуозного владения инструментом. В 1818 году он опубликовал в Мадриде "Собрание этюдов для гитары". Творческое наследие Дионисио Агуадо включает десятки вариаций, этюдов, фантазий, рондо, в которых отражены его экспериментальные поиски и новаторские приемы игры на гитаре.

Сор Хосе Фернандо (Fernando Sor) (14.02.1778 – 10.07.1839) – испанский гитарист, композитор и педагог. Заметный след в истории инструмента оставил испанский гитарист Фернандо Сор. Гитару Сор трактует как полифонический (многоголосный) инструмент и не ограничивается изложением только мелодии и аккомпанемента. Он написал трактат о гитаре, в котором затрагиваются многие существенные вопросы игры на инструменте (гармония, тембр, вопросы использования ногтя и др.). Позже этот труд был переработан Н. Костом и получил известность как "Гитарная школа Сора". Он был прозван "Бетховеном гитары", его глубокая и эмоциональная музыка, мягкая, бархатистая звучность его игры сделали его одним из величайших гитаристов своего времени. Музыка Сора стала достоянием истории. Многие его гитарные сочинения продолжают жить на концертной эстраде, а его "Школа для гитары" (1822) многими оценивается как наиболее выдающееся сочинение, посвященное гитарной исполнительской технике, техническими нововведениями, принятыми сейчас всеми гитаристами (обширное внедрение приёма барре, обеспечивающего свободное использование тональностями, новая постановка левой руки, открывшая способности технического совершенствования). Сор придавал огромное значение качеству звучания, стремился, по его словам, к «чистому и певучему звуку». Творческая деятельность Сора была неразрывно связана с педагогическими принципами, зафиксированными в его «Школе игры для гитары» (в оригинале Трактат о гитаре). Глубочайшее проникновение в план, в сущность исполняемого сочинения – таков основной принцип «Школы» Сора, признанной классической. «Я провожу резкую грань меж истинными музыкантами и простыми читателями нот… недостаточно ещё играться по нотам; чтоб стать истинным музыкантом, нужно понимать музыку» - писал в собственной «Школе» Ф. Сор.

Школа игры на гитаре" Ф.Сора в редакции Н. Коста, прежде всего - это учебник для преподавателей, которые познакомятся с некоторыми факторами из истории исполнительского мастерства классической гитары. Огромная ценность издания в том, что вы найдете в нем упражнения, этюды, пьесы Ф.Сора и Н. Коста по всем разделам.

Рисунки из "Школы игры на гитаре" Ф.Сора 1827 года издания, методика известных музыкантов, произведения гитаристов-исполнителей говорят о дальновидном и незаурядном подходе к освоению классической гитары.

Манеру Сора отличала мягкая, бархатистая звучность, возникавшая в результате контакта мякоти пальца со струной, а игра Агуадо была отмечена светлым, блестящим звуком, извлекавшийся ногтем. Сор - сторонник игры преимущественно мякотью пальца. Ноготь он применял лишь в виде исключения, когда стремился получить звук металлического оттенка». В 1827 году в Лондоне опубликовали «Трактат о гитаре», написанный Сором, вероятно, в России. В этом произведении музыкант затрагивал многие существенные вопросы игры на гитаре. Трактат Сора для своего времени был лучшим сочинением о гитаре, получившим признание во Франции, Англии и России. В основе исполнительских принципов испанского гитариста было стремление глубоко проникнуть в дух музыкального сочинения, правдиво раскрыть его слушателям. В этой работе подробно изучается инструмент - способы звукоизвлечения, гаммы, аппликатура. Среди нововведений Сора, сыгравших огромную роль в развитии гитарной техники, была новая постановка левой руки, которая создавала свободу движений и, как следствие, - ясное и чистое звучание. «Школа» Сора издавалась во многих странах. В 1904 году она была опубликована в русском журнале «Гитарист». «Открыть доступ к этой „Школе“ всем русским гитаристам, - писал журнал в предисловии, - а одновременно с этим и доступ к исполнению произведений знаменитого композитора - вот что побудило нас приступить к ее переводу на русский язык.

Таррега-Эйксеа Франсиско, 21.XI.1852 – 05.XII.1909, – выдающийся испанский гитарист-виртуоз и композитор, основоположник испанской школы игры на гитаре. Таррега не написал школы для гитары, но его педагогическая деятельность позволяет говорить о нем, как о выдающемся педагоге. Достаточно назвать всего несколько его видных учеников – М. Льобета, Э. Пухоля, Д. Прата, Д. Фортеа. Деятельность Франсиско Тарреги представляется особенно значительной в период общего упадка гитарного искусства в начале ХХ века. Таррега показал широчайшие возможности шестиструнной гитары и доказал, что пути совершенствования игры на ней лежат в настойчивой работе над приобретением мастерства владения инструментом, в выявлении и подчинении художественным целям звуковых красот гитары, недоступных другим инструментам.

Эмилио Пухоль Виларруби (1886-1980) - один из лучших учеников знаменитого гитариста Франсиско Таррега, считается виднейшим представителем гитарной школы двадцатого столетия.

Замечательный гитарист, педагог и кропотливый историк.

Отличительной чертой Школы Пухоля является щедрое, детальное изложение всех «секретов» современного исполнительства на гитаре.

Тщательно разработаны наиболее существенные вопросы гитарной техники: положение рук, инструмента, способы звукоизвлечения, игровые приемы и т. д.

Ясное и подробное разъяснение принципов овладения техникой игры позволяет использовать Школу не только в занятиях с педагогом, но и в качестве самоучителя.

В своей «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоль формулирует те новые принципы, которые внесли в гитарное исполнительство испанские гитаристы Ф. Таррега и Э. Льобет. Прежде всего, это касается звуковых возможностей гитары: широкое применение апояндо позволило инструменту звучать громче. Кроме того, значительно расширились технические средства гитары, и, вследствие этого, расширился гитарный репертуар. Именно благодаря заслугам испанской школы, гитара в двадцатом веке становится концертным инструментом.

«Школа» Э. Пухоля представляет собой подробное исследование всех трудностей, с которыми сталкивается обучающийся игре на гитаре, и, что особенно важно, в ней даются рецепты преодоления этих трудностей. Каждый этап овладения инструментом подробно описан автором и проиллюстрирован большим количеством упражнений этюдов и пьес, принадлежащих перу Э. Пухоля. Следует отметить художественную ценность музыкального материала школы, в котором нашло отражение мастерство Пухоля - композитора.

«Школа» состоит из трех частей, включающих в себя четыре курса, отражающие этапы формирования профессионального гитариста. Завершает Школу этюд №XXXVII (этюд для двух гитар), который является итоговым произведением, к исполнению которого автор и подводит нас, строя свою методику.

Первая часть носит общетеоретический характер. В ней даются сведения о гитаре, ее конструкции, диапазоне, даются рекомендации касательно режима занятий на инструменте, а также описывается постановка рук. Все сведения излагаются очень подробно, увлекательно и ярко. Во второй части даны рекомендации по настройке гитары и первоначальные постановочные упражнения для правой и левой руки.

Пожалуй, ни одно пособие не уделяет столь большого внимания первоначальному этапу овладения инструментом. Подробно и дотошно автор описывает и иллюстрирует практическими упражнениями все возможные варианты и комбинации в работе рук, которые возникают при игре в первой позиции. В работе правой руки освещены такие моменты, как:

  1. Защипывание струн указательным и средним пальцем;

  2. Первоначальные действия большого пальца;

  3. Последовательные действия большого, указательного и среднего пальца;

  4. Звукоизвлечение большим, указательным и средним пальцем на различных струнах;

  5. Движение в противоположном направлении;

  6. Чередование безымянного и среднего пальца.

Далее описано исполнение аккордов, арпеджио, гамм, и работа над дальнейшим развитием беглости. Работа над левой рукой строится следующим образом:

  1. Постановка и первоначальные действия левой руки;

  2. Правило смены позиции;

  3. Начальное исполнение барре;

  4. Одновременные действия большого пальца правой руки и пальцев левой руки;

  5. Увеличение подвижности пальцев левой руки;

  6. Одновременные действия обеих рук при исполнении созвучий из двух и трех звуков;

  7. Подготовка пальцев к исполнению гамм;

  8. Начало цикла мажорных и минорных гамм в I позиции.

Далее даны упражнения для развития независимости пальцев левой руки в различных комбинациях.

Как видно из простого и далеко не полного перечисления уроков первого курса, автор подробнейшим образом описал и систематизировал все, что касается технологии игры на гитаре. Также подробно строит он дальнейшее обучение. Так, в уроках второго курса, Э. Пухоль описывает игру в различных позициях, Арпеджио из четырех и шести звуков, восходящее и нисходящее легато, натуральные флажолеты и строй Ре.

В Третьем курсе наибольшее внимание уделяется работе левой руки. Отрабатываются новые штрихи и приемы: скачки, скольжение, опережение. Автор предлагает упражнения и этюды на эти виды техники, также он уделяет большое внимание растяжке, подвижности кисти левой руки, продолжению работы над барре. В то же время, совершенствуется техника правой руки, подробно описывается работа над различными видами арпеджио.

Четвертый курс школы завершает формирование гитариста виртуоза. Продолжается работа над развитием техники правой и левой руки. Пристальное внимание уделяется работе над легато и различными видами форшлагов, в том числе форшлагов двойных и глиссандовых. Кроме того, описываются морденты, группетто и исполнение других мелизмов (украшений).

Таким образом, в Школе Э. Пухоля, подробно, и, если можно так выразиться, анатомически точно, описана техника игры на гитаре и пути и возможности приобретения этой техники. В то же время, несколько удручает полное отсутствие эмоциональной и художественной составляющей музыкального исполнительства. Хотя автором рекомендуется сочетать работу над его Школой с исполнением произведений других авторов, в выбор этих произведений он предоставляет ученику практически полную свободу, а, следовательно, основную роль в воспитании будущего гитариста он отводит все же собственным композициям. Сочинения Пухоля достаточно интересны, они основаны на испанском фольклоре, и в них учитываются возможности гитары. Но они несколько однообразны стилистически, следовательно, если основываться в обучении преимущественно на произведениях данного автора, то эмоциональное развитие учащегося неминуемо пострадает. Если к тому же ученик - ребенок, то на него окажет отрицательное воздействие одно, лишь беглое прочтение содержания, так как в нем говорится исключительно о работе пальцев, и ни слова о самой музыке. Любой ребенок, прочтя, к примеру, такое название, как «Исполнение арпеджио из трех звуков с одновременным защипыванием басовой струны большим пальцем при извлечении первого звука арпеджио», испугается и закроет книгу, чтобы не открывать ее больше никогда. На мой взгляд, в обучении музыке первичным является эмоциональное начало. Ученик должен понимать и чувствовать музыку, которую он играет. Упражнения, этюды и пьесы Э. Пухоля, несмотря на профессионализм и композиторскую одаренность их автора, не могут служить репертуарной основой для начинающего, так как они сложны технически, с трудом запоминаются наизусть и однообразны по своей стилистике. В то же время, рассматриваемая нами книга является прекрасным пособием для развития техники игры, основанной на принципах испанской школы XX века.

Эти принципы во многом отличаются от того, чему учили представители классической итальянской гитарной школы XIX века. Прежде всего, это касается звукоизвлечения. У итальянцев основной прием для пальцев ima – тирандо, то есть щипок. Пухоль уже с первых упражнений учит играть с опорой, то есть использовать прием апояндо. В то же время, большой палец у итальянцев играет с опорой на соседнюю струну, применяя апояндо, тогда как представители испанской школы для большого пальца правой руки используют тирандо.

На мой взгляд, современный гитарист должен в равной степени владеть двумя этими способами. Однако я считаю, что в работе с начинающими следует основываться на классической итальянской школе игры. При игре большим пальцем апояндо, у правой руки появляется естественная опора в виде соседней струны, на которой можно остановиться. Рука не напрягается, в то же время, фиксируя правильное положение. От этого зависит свобода и беглость исполнения, а также сила звука. Знакомить с испанской школой следует позже, когда рука уже установилась, то есть во втором третьем или даже четвертом году обучения, в зависимости от возраста, а также степени продвинутости ученика. Особенно важно владение испанской техникой для профессионально ориентированных учащихся. Игра апояндо, умение использовать этот способ звукоизвлечения в сочетании с басом, обогатит исполнение новыми тембровыми возможностями, позволит разнообразить звучание инструмента и придаст ему полифонизм и оркестровку.

Итак, изучив и проанализировав «Школу игры на шестиструнной гитаре» Э. Пухоля, а также предприняв попытки использовать эту методику в практической педагогической работе, я пришла к следующим выводам:

Методические принципы, изложенные автором, весьма интересны, они выражают точку зрения представителя испанской школы XX века, следуя им, гитарист может обогатить свой технический багаж новыми приемами и видами техники, усилить звучание инструмента и разнообразить ее тембровую палитру.

В тоже время, применение Школы Пухоля в работе с начинающими мне представляется нецелесообразным, так как освоение данных в ней упражнений и этюдов требует от ученика большой концентрации и усилий, на которые большинство учащихся неспособны.

Кроме того, методика Э. Пухоля вступает в противоречие с классической школой игры на гитаре, особенно в вопросах, касающихся звукоизвлечения и применения основных приемов.

На мой взгляд, знакомство изучать Школу Пухоля полезно для расширения кругозора, однако, использовать ее в качестве учебного пособия представляется нецелесообразным.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск