Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 484.81 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации04.02.2014
Размер484.81 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4




На правах рукописи
Сосновских Наталья Викторовна


ФОРМИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Ульяновск - 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент

Лукьянова Маргарита Ивановна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Булынин Александр Михайлович
доктор педагогических наук, профессор

Кириллова Татьяна Васильевна


Ведущая организация: Российский государственный

университет им. И. Канта


Защита состоится 23 декабря 2009 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.278.04 при Ульяновском государственном университете по адресу: г.Ульяновск, ул. Набережная р. Свияги, 106, корп. 1, ауд. 703.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ульяновского государственного университета, с авторефератом – на сайте http://www.uni.ulsu.ru
Автореферат разослан 23 ноября 2009 года.
Отзывы на автореферат просим высылать по адресу: 432000, г.Ульяновск, ул. Л.Толстого, 42, УлГУ, Управление научных исследований.





Ученый секретарь

диссертационного совета О.И. Донина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В эпоху бурных социально-экономи-ческих преобразований все большее количество педагогов и исследователей приходят к выводу о необходимости в образовательном процессе стимулировать самосовершенствование человека, его самопреобразование и саморазвитие для решения задач усложняющейся креативной социальной и профессионально-трудовой практики (Е.В. Бондаревская, В.В. Горшкова, С.М. Годник, А.В. Кирьякова, И.А. Колесникова, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, Е.Н. Шиянов и др.). При этом подходе человек на всех этапах образования и социализации выступает как самоорганизующийся субъект различных видов деятельности.

Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств, а может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору (М.М. Бахтин, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков). В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его индивидуально-личностном и профессиональном самоопределении. Позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности и индивидуальности.

В сложившихся современных условиях одной из стратегических задач системы образования является формирование личности учащегося, ориентированной на непрерывное саморазвитие, признающей приоритет общечеловеческих ценностей, стремящейся к устойчивым достижениям в деятельности и вкладу в развитие общества, государства. Чтобы соответствовать этим качествам, следует стремиться быть не только высококвалифицированным профессионалом, но и личностью, способной действовать в условиях высокой неопределенности, трудностей, риска, готовой делать выбор, маневрировать, сохраняя свое лицо, позицию, уверенность. Возникает необходимость говорить об акмеологической позиции как характеристике личности, стремящейся себя сохранить, изменить и совершенствовать.

Проблема формирования акмеологической позиции у школьников имеет широкий социокультурный контекст, так как связана со способностью личности проектировать и прогнозировать свои поступки и поведение, самостоятельно искать новые способы решения возникающих проблем, иметь собственную точку зрения, быть проектировщиком своей жизнедеятельности. Чтобы у сегодняшнего ученика состоялось его «акме», необходимо уделять этому внимание уже в период школьного обучения. В этой связи актуальным представляется обращение исследователей к поиску условий обеспечения формирования акмеологической позиции учащихся в учебном процессе.

В науке сложились определённые теоретические предпосылки решения проблемы формирования акмеологической позиции школьников: представления гуманистической психологии о приоритетном характере в развитии человека его индивидуальных субъектных свойств (А.Г. Маслоу, К.Р. Роджерс, В.Э. Франкл, Г. Олпорт, Р. Мэй, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, В.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, Л.С. Каган и др.); выводы о человеке как субъекте культуры, о диалогическом характере взаимодействия с миром культуры (М. М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, О.В. Бочкарева и др.); исследования закономерностей индивидуально-личностного становления и развития учащегося в процессе его профессионально-личностного самоопределения (О.С. Газман, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, Н.С. Пряжников, М.В. Ретивых, В.Ф. Сафин, Н.К. Сергеев, С.Н. Чистякова и др.); исследования о роли гуманитарного знания в педагогическом взаимодействии (Н.В. Гавриленко, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, В.В. Сериков, Н.Е. Щуркова и др.); современные представления о конструировании дидактических сред и образовательно-воспитательных пространств (А.Я. Данилюк, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, А.В. Петров, Н.Л. Селиванова и др.). Особенно следует отметить развитие педагогической акмеологии (Ю.А. Гагин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.) и такого ее направления, как акмеология школьного образования (В.Н. Максимова, О.П. Бурдакова, Н.М. По­ле­таева).

Одновременно с теоретическими формировались и практические предпосылки, способствующие разработке теоретических оснований формирования акмеологической позиции учащихся в процессе учебной деятельности. К ним следует отнести принятие национальной доктрины и концепции модернизации образования в Российской Федерации, программы развития воспитания в системе различных образовательных учреждений, активный переход учреждений общего и профессионального образования на многоступенчатые и многоуровневые модели подготовки специалистов, интеграцию образовательных учреждений в единые педагогические комплексы, нарастание инновационных процессов в сфере общего и профессионального образования, стремление образовательных учреждений соответствовать изменяющимся требованиям к качеству современного образования.

Актуальность исследования проблемы формирования акмеологической позиции школьников порождена рядом существенных противоречий:

- между потребностью общества в новом образовательном результате - сформированности личностной потребности в самоизменении и самосовершенствовании, способности действовать, принимать решения, нести ответственность, анализировать и прогнозировать выбор собственного образа жизни, профессии, референтных групп людей и невозможностью удовлетворить её в условиях существующей системы образования;

- между необходимостью формировать акмеологическую позицию личности уже на этапе школьного образования и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ организации данного процесса;

- между потребностями современного общества в активных, инициативных, творчески мыслящих, социально адаптивных гражданах, стремящихся к высоким профессиональным результатам, и низким уровнем сформированности акмеологических ценностей у выпускников школы;

- между необходимостью осуществления акмеологического подхода к обучению в школе и недостаточным наполнением содержания общего и среднего образования личностно значимыми ценностями посредством разработки акмеологических аспектов изучаемых учебных дисциплин и программ спецкурсов, факультативов;

- между необходимостью осуществления качественного мониторинга сформированности акмеологической позиции школьников в учебном процессе и отсутствием его критериального аппарата.

Данные противоречия свидетельствуют о том, что названные тенденции еще не получили должного теоретического осмысления. Несмотря на всю ценность и значимость исследования проблемы формирования акмеологической позиции учащихся в образовательном процессе, многие важные вопросы в этом контексте остаются мало разработанными. Необходимо существенное уточнение понимания акмеологической позиции ученика как важной составляющей его субъектности, формированию которой следует уделять внимание уже в период школьного обучения. Требуют рассмотрения вопросы о специфике проявления учеником акмеологической позиции на разных этапах возрастного развития, о закономерностях ее становления в период школьного обучения и связанных с ними технологическими особенностями организации образовательного процесса, о роли различных учебных дисциплин в этом процессе. Наконец, обнаруживается потребность выявить теоретические основания построения акмеологически ориентированного образовательного процесса, одной из важных задач и одним из результатов которого будет становление акмеологической позиции учащихся.

В связи с этим научная проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы теоретико-методологические основы, содержание, основные формы и методы формирования акмеологической позиции школьников в учебном процессе, а также педагогические условия его эффективности в общеобразовательном учреждении?

Исходя из актуальности проблемы и недостаточной степени ее научной разработанности сформулирована тема исследования: «Формирование акмеологической позиции школьников в учебном процессе».

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: учебный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: формирование акмеологической позиции учащихся основной и старшей школы в учебном процессе.

Гипотеза исследования: процесс формирования акмеологической позиции школьников в учебном процессе будет эффективным, если: на основе теоретико-методологического обоснования проблемы исследования будет дана психолого-педагогическая характеристика понятия «акмеологическая позиция» как теоретической основы для организации процесса формирования акмеологической позиции школьников; спроектирована и реализована концептуальная модель, отражающая специфику этого процесса в условиях общеобразовательной школы; выявлен и реально обеспечен комплекс педагогических условий ее успешной реализации в общеобразовательной школе; разработана критериальная характеристика, необходимая для качественного мониторинга исследуемого процесса и определения его результативности.

Для реализации намеченной цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

1. Обосновать совокупность положений и идей, составляющих теоретико-методологическую основу формирования акмеологической позиции школьников в учебном процессе.

2. На основе анализа степени изученности проблемы в современной философской и психолого-педагогической литературе определить сущность, структуру, функциональные характеристики акмеологической позиции учащихся основной и старшей школы в контексте их возрастных особенностей.

3. Спроектировать и реализовать на практике концептуальную модель формирования акмеологической позиции учащихся основной и старшей школы, отражающую новые возможности совершенствования учебного процесса в аспекте усиления его акмеологической направленности.

4. Определить критерии сформированности акмеологической позиции учащихся основной и старшей школы, уровни и показатели ее динамики в ходе учебного процесса, а также адекватный диагностический инструментарий, необходимый для опытно-экспериментального обоснования эффективности формирования акмеологической позиции школьников.

5. Выявить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования акмеологической позиции школьников в учебном процессе.

Методологическую основу исследования составили: системный, личностный, деятельностный, акмеологический, компетентностный подходы, философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающей действительности, об активности личности в ее самосозидании. В центре нашего исследования находится междисциплинарная социогуманитарная проблема, которая требует опоры на единство гносеологических и онтологических подходов. Аксиологический подход позволяет рассматривать человека как высшую ценность и самоцель общественного развития (О.С. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, И.С. Розов, В.П. Тугаринов и др.). Мы опирались на личностно-деятельностный и субъектный подходы (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Анцыферова, Г.С. Батищев, В.С. Библер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков), компетентностный подход (Т.Б. Гребенюк, В.К. Загвоздкин, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, А.Г. Каспржак, О.Е. Лебедев, Б. Хасан, М.А. Холодная, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.). Акмеологический подход позволил учесть закономерности становления личности как будущего профессионала (Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, Е.М. Борисова, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.И. Калаков, А.П. Ситников и др.).

Исследование опирается на общеметодологический принцип системно-целостного подхода (Н.Г. Абрамова, В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Бес- палько, Э.Н. Гусинский, В.С. Ильин, М.С. Каган, Л.И. Новикова, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.). Мы обращались также к работам в области синергетики (В.И. Аришнов, В.Г. Буданов, С.П. Курдюмов, И. Пригожин и др.), ориентирующим педагога на изучение сложнейших законов внутренней жизни человека.

Теоретические основы исследования составляют: акмеологическая концепция образования, положения педагогической акмеологии (Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, Е.Н. Богданов, А.А. Бодалев, О.П. Бурдакова, Ю.А. Гагин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева и др.); теории и методология проектирования, моделирования и целостности развития образовательных систем (И.Ю. Алексашина, Ю.В. Громыко, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпи­цина и др.); концепция личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), идеи личностно ориентированного обучения в системе общего и педагогического образования (В.И. Андреев, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Д.Г. Левитес, М.И. Лукьянова, В.Я. Ляудис, А.А. Плигин, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, И.В. Юстус), анализ различных аспектов личностно ориентированного обучения и воспитания (Д.А. Белухин, И.Л. Вахнянская, Э.Н. Гусинский, И.Д. Демакова, О.И. Донина, М.И. Лукьянова, Л.И. Новикова, Ю.И. Турчанинова и др.); идея субъектной активности личности в процессе ее жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Слав­ская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А. Пет­ровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.); идеи гуманистической психологии, обосновывающей приоритетность личностного становления (Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс); положения о взаимосвязи процессов профессио­нального и личностного становления, развития и самоопределения (Б.Г. Анань­ев, А.А. Бодалев, Б.З. Вульфов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Ми­тина, Н.Н. Никитина, А.Б. Орлов, Н.С. Пряжников, Н.Б. Шмелева и др.).

Методологические основы психолого-педагогических исследований (Р. Атаханов, Н.М. Борытко, В.П. Давыдов, В.И. Загвязинский, А.В. Моложавенко, А.М. Новиков, И.А. Соловцова и др.) явились исходными положениями для разработки категориального аппарата исследования, моделирования процесса формирования акмеологической позиции школьника в общеобразовательном учреждении и выбора соответствующих методов.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

- теоретические: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой и методической документации по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ подходов к формированию акмеологической позиции; синтез и обобщение положений теорий; моделирование;

- эмпирические: методы психолого-педагогической диагностики (косвенное и включенное наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, проективные методики, экспертная оценка); опытно-экспериментальная работа;

- статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Личный вклад соискателя в исследование и получение результатов выражается в концептуальной теоретической разработке основных аспектов конструирования учебного процесса, ориентированного на формирование акмеологической позиции школьников; определении структуры и функций акмеологической позиции учащихся основной и старшей школы; в непосредственном осуществлении системной диагностики личностных изменений у учащихся основной и старшей школы под влиянием личностно ориентированного обучения; в разработке и практической реализации программы повышения компетентности учителей в аспекте формирования акмеологической позиции школьников; в проведении педагогического анализа результатов исследования.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск