Скачать 346.08 Kb.
|
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по элективному курсу «Экономика и право» разработана на основе:
Цель курса состоит в формировании у школьников адекватных представлений о роли права в условиях рыночной экономики. Воспитание правовой культуры и мышления. Знания и навыки, полученные при изучении права и экономики в школе, могут служить основой правового образования, позволят её выпускникам сознательно выбирать свою будущую профессию, всесторонне изучив её основы. Курс направлен на решение следующих задач:
Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными изменениями в политической, экономической и правовой жизни России. Обучение в современной школе создаёт условия для всестороннего развития личности, давая необходимые представления о государственно-правовом регулировании экономики. Полученная сумма экономических знаний даёт выпускникам основу для понимания роли и прав человека в обществе, что целенаправленно воздействует на нравственное развитие молодого человека, умение ориентироваться в потоке разной информации и в типичных жизненных ситуациях. Изучение курса рассчитано на 35 часов учебного времени из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа предусматривает следующие формы проведения занятий: практические работы (3), семинарские занятия (1), обучающие деловые игры (2), повторительно-обобщающие уроки (1), а также различные виды входной, промежуточной и итоговой аттестации: тестирование (4), написание эссе (2), зачёт (1). Объём изучаемого материала позволяет проводить проверку знаний, используя разнообразные формы организации учебного процесса, включая современные методы обучения и педагогических технологий. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения данного курса учащиеся должны усвоить теоретический материал и уметь его применять при выполнении практических заданий. Ученик должен знать:
Ученик должен уметь:
Календарно- тематическое планирование
Содержание программы учебного предмета Правовые нормы, регулирующие экономическую жизнь современной России. Экономические свободы и роль государства в их защите. Роль права в жизни общества: понятие права, значение права в различных сферах общественной жизни (политической, экономической, социальной, духовной). Рыночная экономика как объект воздействия права. Производящее хозяйство как этап в развитии человечества. Способы воздействия государства на экономику. Цели и функции государства в экономике. Основные типы структуры рынка: современная конкуренция, монополия, олигополия. Фискальная политика государства. Собственность Право собственности и его содержание. Виды права собственности. Понятие субъективного права собственности. Причины существования различных видов права собственности. Категории собственников. Право частной собственности граждан. Наследование имущества граждан. Право частной собственности юридических лиц. Право государственной и муниципальной собственности. Право собственности на движимое и недвижимое имущество. Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности. Защита права собственности. Защита права собственности с помощью средств государства. Виды юридических форм организации бизнеса Система частного предпринимательства. Понятие и признаки предпринимательства. Формы предпринимательства. Предпринимательский риск. Банкротство предпринимателей: понятие банкротства. Основные формы организации малого бизнеса. Индивидуальное предпринимательство: возраст, необходимый для занятия; правовой статус индивидуального предпринимателя (его права и обязанности), экономическая роль экономического бизнеса. Влияние конкуренции на деятельность фирм. Юридические лица: понятие и признаки. Виды коммерческих организаций: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия. Создание, реорганизация, ликвидация предпринимательских организаций. Договоры и контракты на рынке Понятие договора. Виды договоров. Форма договора (устная, письменная и нотариальная). Краткая характеристика договоров (купли-продажи, мены, дарения, аренды, подряда, перевозки, банковского вклада, хранения, поручения). Порядок заключения договора и его стадии. Основные механизмы оформления торговых операций: трудовые контракты, коллективные договоры (соглашения). Способы обеспечения исполнения договора (неустойка в виде штрафа или пени, залог, удержание, поручительства, задаток) Гражданско-правовая ответственность за неисполнение договора. Меры гражданско-правовой ответственности за неисполнение договора (возмещение убытков, взыскание, неустойки). Основание наложения гражданско-правовой ответственности. Практическое занятие. «Оформление договоров Ценные бумаги Понятие и виды ценных бумаг. История возникновения ценных бумаг. Рынок ценных бумаг и его участники. Социальные проблемы рынка труда. Трудовое право. Законодательство о труде. Трудовое правоотношение: права и обязанности работников и работодателей. Занятость и трудоустройство в Российской Федерации. Трудовой договор. Форма трудового договора, основание увольнение работников. Безработица. Регистрация безработных. Пособие по безработице. Виды страхования и пенсии. Страхование. Виды социальной помощи по государственному страхованию. Пенсионное дело. Трудовые правоотношения. Деловая игра. Виды экономических споров и порядок их рассмотрения. Экономические и гражданские правовые споры. Досудебный порядок рассмотрения споров. Судебный порядок рассмотрения споров. Исковая давность. Подсудность имущественных споров. Сроки исковой давности. Практическое занятие. Социально-экономические права граждан Российской Федерации и их защита. Гарантии права частной собственности. Защита прав собственности силами самого собственника и с помощью юридической ответственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Защита прав потребителей. Защита трудовых прав граждан и несовершеннолетних. Трудоустройство; правила приёма на работу; нормы труда; заработная плата; увольнение. Трудовые споры и их виды Практическое занятие. «Анализ защиты социально-экономических прав граждан». Повторительно-обобщающий урок по теме: «Экономика и право». Формы и средства контроля Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля: входной, текущий (различного вида опросы, практикумы, эссе, деловые игры, семинарские занятия), промежуточный и итоговый ( тестирование, зачёт) Входной контроль позволяет проверить наличие базовых знаний, необходимых для изучения нового предмета (знание опорных понятий, терминов обществоведческого и правового характера). Это позволяет определить степень готовности учащихся к изучению нового материала. Текущий контроль позволяет видеть процесс формирования знаний, становления умений и навыков. Основным объектом текущего контроля будет знание отдельных понятий, процессов, относящихся к той или иной теме. В процессе текущего контроля используются практикумы, различного вида опросы, исследования, обучающие деловые игры, а также работа со схемой, таблицей, документами, решение проблемных задач. Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Объектом контроля в этом случае будет знание основных вопросов экономики и различных способов их решения, типов (форм) собственности, основные права и обязанности наёмных работников и работодателей, а также содержание и значение правовых норм, регулирующих экономические отношения; умения получать социальную информацию из разнообразных источников, применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера. Однако проверке подвергается частично изученный материал. Формами промежуточного контроля являются тесты, соответствующие этапу обучения. Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс, и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию экономико-правовых знаний и умений в практической деятельности. В ходе проверки используется преимущественно зачёт, так как он позволяет проверить наличие уже сформировавшихся знаний у учащихся. Перечень учебно-методических средств обучения Литература Основная:
Дополнительная: 1.Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.,2010
Оборудование: по курсу «Экономика и право» 10 класс 1. Электронные образовательные ресурсы: 1.Портативный компьютер-1 шт. – 100% 2. Цифровой проектор-1 шт. – 100% 3. Экран на штативе -1 шт. – 100% 4 .Электронные схемы и таблицы: 1. Роль государства в экономике- 1 шт. – 100% 2. Виды коммерческих организаций- 1 шт. – 100% 3. Способы прекращения права собственности- 1 шт. – 100% 4. Способы приобретения права собственности- 1 шт. – 100% 5. Определение степени родства с наследователем- 1 шт. – 100% 6. Субъективное право собственности- 1 шт. – 100% 7. Виды права собственности- 1 шт. – 100% 8. Защита права собственности - 1 шт. – 100% 9. Формы предпринимательства- 1 шт. – 100% 10. Структура акционерного общества- 1 шт. – 100% 11. Источники гражданского права- 1 шт. – 100% 12. Семейные правоотношения- 1 шт. – 100% 13. Трудовой договор. Виды договоров- 1 шт. – 100% 14. Виды гражданско – правовых договоров- 1 шт. – 100% 15. Система гражданско-правовых договоров- 1 шт. – 100% 16. Принципы использования труда- 1 шт. – 100% 17. Задачи службы занятости- 1 шт. – 100% 18. Трудовая правосубъектность граждан- 1 шт. – 100% 19. Трудовые правоотношения- 1 шт. – 100% 20. Деловые качества работника- 1 шт. – 100% 21. Рабочее время и время отдыха- 1 шт. – 100% 22. Виды трудовых споров- 1 шт. – 100% 23. Пособие по безработице- 1 шт. – 100% 24. Виды социальной помощи- 1 шт. – 100% 25. Конституция РФ- 1 шт. – 100% 26. Права человека- 1 шт. – 100% 27. Элементы гражданских правоотношений- 1 шт. – 100% 28. Система права- 1 шт. – 100% 29. Правовая культура- 1 шт. – 100% 5. Образовательные модульные системы (ОМС) 1. Участие России в формировании современной международно-правовой системы- 1 шт. – 100% 2. Российская Федерация (1991-2006 г.) - 1 шт. – 100% 6. Демоверсии ЕГЭ 2005-2012 гг. - 7 шт. – 100% Приложение Входной контроль (тестирование). А1. Как называется сфера деятельность, которой связана с производством необходимых для людей товаров и услуг и их распределением между ними. 1) социальная сфера; 2) экономическая сфера; 3) политическая сфера; 4) духовная сфера. А 2. Понятие «экономика» первоначально означало: 1) управление сельским хозяйством; 2) искусство ведения домашнего хозяйства; 3) натуральный обмен; 4) денежное обращение. А 3. Под рынком понимается: 1)место продажи товаров; 2) место производства товаров; 3) система экономических отношений по поводу купли – продажи товаров; 4) конкурентная борьба между производителями. А4. В приведённом ниже перечне отметьте вопросы, которые призвана решить экономика: 1)что производить?; 2) когда производить?; 3) как производить?; 4 где производить?; 5) для кого производить? А5. В период весенних распродаж в разных городах мира потребители активно приобретают одежду и обувь из старых коллекций. Покупатели нередко приходят к дверям магазинов задолго до открытия, выстраиваются в длинные очереди. Какое экономическое явление проявляется в данном факте? 1. инфляция 2.предложение 3.кооперация 4.спрос А6. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике? А. Рыночные отношения создают возможность расширения границ демократических свобод в обществе. Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны А7. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике? А. В основе рыночной экономики лежит принцип свободы экономической деятельности. Б. В основе рыночной экономики лежит государственная собственность на факторы производства. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны А8. Государство воздействует на рыночную экономику 1) контролируя цены 2) централизованно распределяя ресурсы 3) директивно планируя производство 4) применяя антимонопольное законодательство А9. Действие рыночного механизма проявляется в том, что 1) рекламируются товары и услуги 2) доходы производителей постоянно растут 3) государство поддерживает убыточные предприятия 4) цены зависят от спроса и предложения А10. Верны ли следующие суждения о функциях государства в условиях рыночной экономики? А. Государство в условиях рынка организует необходимые гражданам общественные работы, за которые из-за отсутствия выгоды не берутся частные предприниматели. Б. Государство в условиях рынка заинтересовано в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны |