Скачать 443.08 Kb.
|
Программа дополнительного образования детей «Уроки для души» Направление:духовно-нравственное. Возраст детей:7-11 лет Срок реализации: 4 года Составитель: Коллектив учителей начальных классов. Программа реализуется в МБОУ СОШ № 1 Пояснительная записка В настоящий момент общество нуждается в подготовке не только образованной, но и высоконравственной, духовно богатой личности. Духовно-нравственное воспитание школьников на сегодняшнем этапе развития общества становится проблемой общегосударственной. Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности «Уроки для души» (1-4 классы) являются следующие документы:
К. Д. Ушинский называл нравственность золотой оправой образования. В педагогических трудах В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачева, Ш. А. Амонашвили прослеживается линия очеловечивания процесса воспитания. В.А.Сухомлинский ставил перед собой задачу: способствовать нравственному становлению ребенка. Б. Т. Лихачев видел корни нравственности человека в сознательном следовании принципам и нормам поведения. Ш. А. Амонашвили считает, что духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Понятие нравственности в кратком словаре по философии приравнено к понятию «мораль» .«Мораль (лат. mores — нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» . Духовность — высшие стороны внутреннего мира человека, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Духовность определяется как устремленность человека к высшим целям, ценностная характеристика сознания личности. Настоящая духовность проявляется в самосовершенствовании, саморазвитии личности. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное развитие личности определяется как «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом». Под духовно-нравственным воспитанием понимается педагогический процесс, способствующий становлению, в первую очередь высоконравственного гражданина Отечества: формированию нравственных представлений и понятий, усвоению базовых национальных ценностей, развитию нравственных чувств. Принятию и освоению норм морали, формированию навыков нравственного поведения. Поводом для разработки программы внеурочной деятельности «Уроки для души» стали существующие противоречия между: объективной потребностью государства в духовно-нравственном развитии и воспитании личности гражданина России и отсутствием разработанных и готовых к использованию в практике целостных систем духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста; потребностью педагогов-практиков в реализации духовно- нравственного воспитания и недостаточным уровнем педагогической компетенции родителей по данной проблеме; готовностью детей к принятию духовно-нравственных ценностей и недостаточным воспитательным потенциалом учебных предметов. В основе программы внеурочной деятельности «Уроки для души» для учащихся 1-4 классов лежат идеи трактата о начальной ступени образования «Школа Жизни» Ш. А. Амонашвили и авторской программы психологического сопровождения «Мне учиться интересно» для учащихся 1-4 классов (автор Е. Н. Тимошина, сертификат экспертного совета НИРО, 2007 г.). В названии курса внеурочной деятельности «Уроки для души» слово «урок» употреблено не в значении формы организации занятий с детьми, а как «нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего» (из словаря С. И. Ожегова). Курс «Уроки для души» способствует созданию условий для духовно-нравственного развития личности ребенка, самовоспитания и развития его творческих способностей. Он ориентирует ребенка на освоение моральных норм в процессе активного творческого познания как окружающего мира, так и своего внутреннего, духовного мира. «Ребенок познает внешний мир через себя. Проявление, развитие и восхождение внутреннего мира ребенка происходит через осознание и облагораживание источника его духовной жизни (Души и Сердца ребенка)» (Ш. А. Амонашвили). Отношение к внешнему миру (людям, природе, вещам) зависит от степени осознания и принятия духовных ценностей. Данный курс органично включается в систему духовно- нравственного воспитания в начальной школе, предполагает тесную взаимосвязь с учебными предметами (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и др.), с внеурочной деятельностью детей и семейным воспитанием. Кypc рассчитан на четырехгодичный срок обучения. 3анятия проводятся по одному часу в неделю в форме кружка, с группой детей до 10-12 человек. Цель курса: создание образовательного пространства, способствующего обогащению внутреннего, духовного мира и нравственному саморазвитию личности младшего школьника. 3адачи курса:
Основные принципы, подходы и идеи, реализуемые в курсе:
Особенности построения программы Программа состоит из пяти разделов: «Кто Я?». 3накомство с социальными ролями человека - школьник, одноклассник, член своей семьи, часть своей страны (гражданин России), житель планеты 3емля. Осознание первоклассником выполнения разных социальных ролей. Переживание ребенком чувства принадлежности к своему классу, школе, семье, Родине, осознание себя частью единого целого на планете 3емля. Осознание и принятие ребенком права каждого человека быть уникальным, быть личностью. «Какой Я?». Раскрытие личностных, душевных качеств ребенка через развитие способностей самопознания и самовыражения. Любить, уважать и принимать себя таким, какой есть, - важнейший этап на пути становления личности. Развитие положительной «Я-концепции», уверенности в себе, в своих силах и возможностях поможет ребенку в преодолении жизненных трудностей, в общении и поведении. 3адача взрослых (педагогов, родителей, значимых взрослых) - помочь ребенку развить стремление к познанию своего внутреннего мира, его духовному обогащению, самосовершенствованию. «Я в мире эмоций и чувств». Разнообразие мира эмоций и чувств (этические чувства стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения, эстетические чувства радости и восхищения при восприятии красоты окружающего мира, произведений литературы и искусства). Ребенок учится узнавать эмоциональное состояние другого человека по мимике, жестам. Приходит к осознанию, что чувства - самое важное при установлении взаимоотношений с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой. Умение различать эмоции, чувства, настроение свои собственные и другого человека, способность управлять ими помогут ребенку в общении со сверстниками и взрослыми. «Я живу среди людей». Ориентация на общечеловеческие ценности, нравственные нормы поведения, принципы гуманного отношения к окружающим. Ребенок, понимая и принимая то, что окружающие его люди так же, как и он сам, мыслят, чувствуют, имеют положительные и отрицательные черты характера, учится жить в мире и согласии с другими людьми и с самим собой. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (родителями, близкими, педагогами, соседями) выстраиваются на основе уважения, доброжелательности, заботы, сострадания, готовности прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается. Опыт эмоционально-ценностного общения, сотрудничества, совместной деятельности со сверстниками и взрослыми облагораживает душу и сердце ребенка, обогащает его духовный мир, приводит к осознанию своего предназначения, миссии, его ответственности за благосостояние общества. «Я живу на 3емле». Человек и природа едины. 3емля, воздух, вода, огонь, растения, животные, человек - важнейшие начала жизни на Земле. У ребенка появляется чувство сопричастности к природе, человечеству. Он осознает негативные и позитивные стороны стихий природы, их влияние на жизнь человека. С другой стороны, ребенок приходит к пониманию, что человечество также оказывает отрицательное воздействие на природу, планету в целом, и не только действиями, но и мыслями. Мыслить правильно - суть духовной жизни. Добрые, светлые, радостные мысли, забота людей об улучшении условий жизни на 3емле. Ребенок осознает свое место на 3емле и ответственность за сохранение красоты и богатства нашей планеты. В 1 классе занятия проводятся по трем разделам: 1 четверть – «Кто Я?»; 2-3 четверти – «Какой Я?»; 4 четверть - «Я живу среди людей». Программа 2-4 классов состоит из четырех разделов: 1 четверть – «Я в мире эмоций и чувств»; 2 четверть – «Какой Я?»; 3 четверть – «Я живу среди людей»; 4 четверть – «Я живу на 3емле». Особенности реализации программы Для успешной реализации программы весьма важны следующие условия:
Главная задача педагога, работающего по данной программе, - создание психологической атмоcфepы личностной безопасности и эмоциональной поддержки ребенка. Личность педагога, его умение установить контакт и доверительные отношения с ребенком и его родителями особенно важны для реализации данной программы. Педагог находится в тесном взаимодействии со школьным психологом, который может оказывать ему консультативную помощь при подготовке к занятиям, проводить индивидуальную коррекционно-развивающую работу с отдельными детьми, давать рекомендации их родителям. В конце изучения каждого раздела программы педагог проводит родительские собрания, а в конце года — итоговое занятие с родителями. Темы родительских собраний педагог определяет вместе с родителями, например, в 1 классе «Мой ребенок — личность», «Какой мой ребенок?». Родительское собрание может проходить по схеме:
Примерные темы итоговых занятий с родителями в конце каждого года даются в тематическом планировании. Тематическое планирование 1 класс
|