Скачать 144.05 Kb.
|
Педагогический совет на тему: «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке. Форма проведения: проблемная лекция Цель: обосновать необходимость использования управленческих знаний и навыков при планировании и организации урока; выявить их связь с методическими и психологическими знаниями, необходимыми для управления современным процессом обучения. «Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам» А. Гин Уважаемые коллеги! I. Вступительное слово. Сегодня наш педагогический совет носит форму проблемной лекции. Что это значит? Ответим сначала на этот вопрос, так как от его понимания зависит реализация поставленных целей и задач педсовета. Вспомним определение лекции: лекция – это устное изложение какой-либо темы. Проблемная лекция предполагает не просто изложение какого-либо материала, а выделение в контексте этого материала проблем, которые нужно будет разрешить или наметить пути их решения. Наша задача состоит в осмыслении положений теории управления и выявлении их связей с положениями педагогической науки и возрастной психологии. Что объединяет нас – учителей разных предметных областей? Во-первых, наши ученики, во-вторых, организация процесса обучения, основанная на законах дидактики, в-третьих, урок как основная форма организации учебного процесса. Вот этих «трех китов» и положим в основу наших рассуждений. Наши ученики, какие они? Понятны ли нам мотивация их поступков, цели, проблемы, психологическое состояние? Чем заполнено пространство их интеллекта, их интересов? Наши ученики очень разные, но есть общее, что объединяет их. Они – люди другого времени. И это мы должны несомненно учитывать. Опыт показывает, что многие педагогические приемы прошлых лет требуют переосмысления, создание иных условий для их реализации. Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества системе образования, который был сформулирован в документах, посвященных модернизации образования. Что нужно знать и уметь современному человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях? Этот вопрос задают себе педагоги, психологи, социологи не только у нас в России, но и в многих развитых странах мира. Для них вопрос реформирования образования так же актуален, как и для нас. В книге «Школа для 21 века. Приоритеты образования» американский педагог Филипп С. Шлехти, подчеркивает: «…нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор. Если ученик знает, как учится в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему, то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительную информацию, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать и писать. Таким образом, наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать следующими качествами личности:
Перечисленные выше качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали необходимость воспитания их у себя. Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительные более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесения «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников. Какими же должны быть мы педагоги, чтобы сделать это? Мы не просто должны, мы обязаны стремиться не только к профессиональному, но и к человеческому совершенству. Конфуций сказал: «Три пути ведут к знаниям: путь размышлений – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый горький» . У нас с вами выбора нет, нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии. И движение по этим дорогам познания привело к мысли о том, что учителю необходимы управленческие знания. II. Первичные управленческие знания и их связь с дидактикой. Вернемся в наши студенческие годы. Насколько мне известно, ни в одном педагогическом вузе не читался курс теории управления. Хотя кто как не учитель по своим функциям является управленцем? Сколько хороших специалистов, знающих свой предмет, любящих детей, потеряла школа только потому, что у них не было на уроке дисциплины, они не смогли заставить себя слушать? А все только из-за того, что они не владели самыми элементарными управленческими навыками. Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения. ОБУЧЕНИЕ = ПРЕПОДАВАНИЕ + УЧЕНИЕ Процесс учения – это уже деятельность наших учеников, у которых свои мотивы, цели средства. Они стремятся к своим результатам, которые, возможно не совпадают с нашими. В пространстве урока собраны индивидуумы, деятельность которых нужно «привести к общему знаменателю», к норме деятельности, которую знает и задает учитель. Таким образом, существует некоторое противоречие между нормой деятельности, которую видит, планирует и задает на данном уроке учитель, и нормой деятельности каждого конкретного ученика. За счет чего возможно преодоление этого противоречие? Путей много. Сегодня мы говорим только об одном – об управлении деятельности учащихся. Что же такое управление? Управление – процесс, состоящий из неперывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо, работа между участниками. Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа – системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность. Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:
Для профессионально работающего учителя очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока. Рассмотрим теперь условия эффективности управленческого воздействия в сравнении с условиями обеспечения эффективности обучения школьников.
Даже без детального сравнительного анализа нетрудно заметить, что эти условия близки по своей сути. Учебная деятельность, как и любая другая, требует создания определенных условий для обеспечения ее эффективности. Таким образом, мы можем зафиксировать еще одну проблему для детальной последующей проработки – как в нашем коллективе реализуются условия эффективности обучения школьников? Тем самым, каждый из нас частично сможет выявить уровень сформированности у себя управленческих умений и навыков. Чтобы сделать это, необходимо оценить успешность деятельности учителя на уроке. Поэтому остановимся на дидактических требованиях к современному уроку. III. Дидактические требования к современному уроку.
Нетрудно заметить, что эти требования в достаточной степени перекликаются с условиями эффективности управленческого воздействия. Случайны ли выявленные совпадения? По мнению академика В.В. Краевского, обучение в процессе развития общества приобрело характер специфического вида общественной деятельности. Его сущность и назначение состоит в передаче социального опыта новому поколению. Одни дидакты считают, что главное дидактическое отношение познавательное – между учебником и учебным материалом. Другие думают, что главное дидактическое отношение – отношение между деятельностью учителя (преподаванием) и учащимся (учением). Встречаются также высказывания о том, что проблемы, связанные с обучением, вообще можно решать более эффективно не с дидактических позиций, а с позиций психологии и кибернетики. Такие позиции представителей наук, граничащих с дидактикой, вполне объяснимы. Они видят одно и то же, но каждый смотрит на происходящее через призму своей науки. Дидакт, например, концентрирует свое внимание на общих методах, применяемых учителем на уроке. Методист – на способах преподавания и конкретном содержании учебного материала и их соответствии целям урока. Психолог – на особенностях усвоения этого материала, а специалист на кибернетике – на характере управления учебно-познавательной деятельности учащихся. Все это дает основание высказать мнение, что, во-первых, первичные управленческие знания, умения и навыки, необходимые учителю для профессиональной организации учебного процесса, находят свое отражение в дидактических целях и задачах, а во-вторых. Повышения уровня профессионального мастерства учителя неразрывно связано с его управленческой компетентностью. Рассмотрим теперь некоторые педагогические приемы с управленческих позиций. ПРИМЕР №1 ПРИЕМ «ВХОД НА УРОК» Воспользуемся материалом из книги А.А. Гина «Приемы педагогической техники». Атлет. Придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Каратисты начинают с медитации. Нужен настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого существует процедура «вход в класс». Сама процедура может быть разной. В зависимости от возраста учащихся и опыта учителя, учебного предмета и других условий. Несколько лет назад распространенным входом в класс был такой: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителю. По команде сели. Не хочу сказать. Что он плох, - все хорошо или плохо только в зависимости от конкретных условий. Скажу, что он не единственный на сегодняшний день и явно недостаточный. Формула: учитель начинает урок с «настройки» Например, знакомит с планом урока, это можно сделать в полушутливой форме: «Сначала мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос …(звучит тема в вопросной форме). Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное, то есть займемся повторением» Если есть техническая возможность, то хорошей настройкой на урок может стать короткое музыкальное введение. Можно начать урок с традиционного разбора домашнего задания или интеллектуальной разминки – два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Возможны и другие варианты вхождения в класс. Продумывая вход в урок, целесообразно помнить о связи между работоспособностью учащихся и временем урока. Максиамльная работоспособность учащихся длится всего 19 минут (с четвертой минуты урока по двадцать третью минуту), поэтому «вхождение» в урок необходимо четко планировать. ПРИМЕР №2 «МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПОГОТОВКОЙ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ» Достижение обязательных результатов обучения всеми учащимися становится на современном этапе одной из важнейших задач обучения. Естественно, что их уровень проверяется учителем посредством контрольных работ различного вида. При этом цель учителя очевидна – получить информацию об уровне усвоения учащимися учебного материала в рамках темы, выносимой на контроль. А цель ученика? Если перед ним нет позитивной , осознаваемой им цели, то правомерно ли говорить о возможности получения положительного результата его деятельности? Если к отсутствию цели и мотивации деятельности ребенка во время проведения контрольной работы добавить еще состояние тревоги, которое в той или иной форме испытывают большинство учащихся, то можно предположить. Что полученный результат контроля будет много ниже возможного результата у той же группы детей. Подумаем, как можно управлять этой ситуацией, чтобы неприятная, но необходимая процедура контроля проходила для учащегося в наиболее комфортных условиях. Для примера возьмем тему «Математическая постановка задач» из информатики. Первый этап урока. Актуализация деятельности учащихся. Учитель сообщает учащимся, что настоящий урок будет посвящен подготовке к контрольной работе по теме и просит их сформулировать, исходя из темы урока, возможные цели их деятельности. Учащиеся предлагают различные версии: а) подготовиться к контрольной работе; б) повторить пройденное; в) разобрать наиболее трудные вопросы темы. Учитель: «Прежде чем окончательно утвердить цель своей деятельности, подумайте, как она связана с результатом деятельности. Для этого необходимо ответить на вопрос: «Что бы вы хотели знать перед тем, как приступить к контрольной работе?». Пауза, время для осмысления и формулирования задач, которые позволяют достичь цели. Учащиеся говорят, что, если их цель - подготовиться к контрольной работе, то нужно выяснить: а) содержание и уровень сложности вопросов, которые будут предложены для контроля; б) способы и методы выполнения заданий, выносимых на контроль; в) способы и приемы подготовки к контрольной работе. Естественно, что к целеполаганию учащиеся привыкнут не сразу. В ходе постоянного применения данной методики, этот первый и очень важный для дальнейшей деятельности шаг затруднений не вызывает. Кроме того, на данном этапе урока складывается основа мотивации дальнейшей деятельности ребят по подготовке к контрольной работе. Продумывая педагогические условия реализации этой модели урока, учитель может предложить учащимся составить дома две таблицы «Теоретические знания» и «Практические умения» по предложенной форме. Теоретические знания
Практические знания
Даже если не все ученики выполнят это задание, «карательные» меры лучше не применять, поскольку очень важно создать и сохранить доброжелательный настрой на урок. Второй этап урока Работа с таблицей. Учитель: «Дома вы составили таблицы «Теоретические знания» и «Практические умения». Сейчас мы поработаем с первой из них. Порядок работы:
Аналогичная работа проводится и с таблицей «Практические умения». После этого у каждого ученика в тетради будет полный перечень выносимых на контроль вопросов и заданий, а также набор приемов и способов их выполнения. Завершая эту работу, учитель предлагает учащимся сравнить полученную общими усилиями таблицу с таблицей, которую подготовил он. Если в таблице учителя есть вопросы, отличные от вопросов ученической таблицы, тот их нужно разобрать по той же схеме. При этом обосновывать значимость вопроса должны ученики. Третий этап урока. Работа с практическими заданиями. При работе с таблицей «Практические умения» учащиеся построят структуру практических заданий, по которым, по их мнению, можно проверить умения применять теоретические знания при решении конкретных задач. Учителю нетрудно предвидеть набор этих заданий. Например, учащиеся выполняют следующее задание: «Определить, поставлены ли данные вам задачи? Ответ обосновать». По ходу выполнения задания целесообразно рассмотреть вопросы, которые могут возникнуть у ребят или которые имеет смысл обсудить в целях более качественной подготовки. В приведенном примере это могут быть следующие вопросы:
Заканчивая урок, учитель просит учащихся оценить, достигнута ли поставленная цель, остались ли у них невыясненными какие – либо вопросы. Если оценить эту модель урока с позиции тех простейших управленческих знаний, которые были приведены выше, то нетрудно заметить, что учитель грамотно сочетал их с дидактическими требованиями к современному уроку, активизировал познавательную деятельность учащихся, стимулировал их мышление, учитывал их мнение, создавал различные ролевые ситуации. IV. Обмен мнениями участников педсовета. Принятие решения. |
Доклад «Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках математики.» Возникает некоторое противоречие между нормой деятельности, которую видит, планирует и задает учитель и деятельностью каждого конкретного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Михаила Николаевича Скаткина: «Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью... | ||
Тема моего выступления Проблема управления познавательной деятельностью на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в... | Деятельностью Управление ресурсосберегающей деятельностью. – М.: Гуманитарный институт (г. Москва), 2011. 47 с | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, как на традиционном уроке, он их добывает, строит сам. Через задания,... | Кафедра «Экономика, технология и управление коммерческой деятельностью»... Рекомендовано к изданию на заседании кафедры «Экономика, технология и управление коммерческой деятельностью» от 31. 05. 06 №18 | ||
«Модульные технологии обучения географии как средство повышения познавательной... Оисков новых более эффективных методов была разработана модульная технология обучения. Основная идея модульной технологии состоит... | Курсовая работа Тема: «Сечение многогранников» Важнейшей задачей педагогической науки является совершенствование планирования процесса обучения в целом и повышение эффективности... | ||
Моу «Виндрейская основная общеобразовательная школа» В настоящее время большое внимание в школе уделяется активизации познавательной деятельности учащихся. Многие учителя используют... | Оценка убытков правообладателей товарных знаков от контрафакции Специальность 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями и инвестиционной деятельностью | ||
Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации Специальность 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями и инвестиционной деятельностью | Рефератов по дисциплине «Стратегическое управление коммерческой деятельностью» Примерная тематика рефератов по дисциплине «Стратегическое управление коммерческой деятельностью» | ||
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А это предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения... | ||
Конкурс электронных поздравительных открыток к дню Учителя 2-8 кл... Методическая тема школы «Активизация познавательной деятельности учащихся через самостоятельную работу на уроке» | Примерная программа дисциплины "Управление качеством" Рекомендуется... Управление качеством в современных условиях международной конкуренции становится востребованным на всех уровнях управления, начиная... |