Скачать 0.51 Mb.
|
Гуманитарный институт (г. Москва) Н.Н. СЕМЕНОВ УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Москва - 2011 ББК С Рекомендовано к изданию решением Ученого совета Гуманитарного института (г. Москва) Р е ц е н з е н т : А.П. Гарнов, доктор экономических наук, профессор, Зав. кафедрой экономики производственных предприятий Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Семенов Н.Н. Управление ресурсосберегающей деятельностью. – М.: Гуманитарный институт (г. Москва), 2011. - 47 с. Издание предназначено для студентов экономических факультетов и слушателей спецкурсов. Учебно-методическое пособие включает программу и краткий лекционный курс «Управление ресурсосберегающей деятельностью», контрольные вопросы и темы рефератов, библиографический список, а также приложение в виде методических материалов по системной организации ресурсосберегающей деятельности. Гуманитарный институт (г. Москва), 2011 Н.Н. Семенов, 2011 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ……………………………………………………………………… 4 Раздел 1. Сущностная характеристика ресурсосбережения. Основные цели и задачи…………………………………………5 Раздел 2. Системный подход к ресурсосбережению …………………….10 Раздел 3. Взаимосвязь проблем ресурсосбережения и экологии ………………………………………………........... .12 Раздел 4. Ретроспектива развития системы ресурсосбережения ……. 18 Раздел 5. Предупреждение образования отходов и рациональное использование вторичных ресурсов………… ……………… 25 Раздел 6. Ресурсосбережение как задача логистики………………….. 31 Примерные темы рефератов ……………………………………………..41 Библиографический список ……………………………………….. ……42 Приложение ( учебно-методические материалы по системной организации ресурсосберегающей деятельности) …………. ………………………45 Введение Настоящий учебный курс подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для гуманитарных специальностей и предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Экономика». Программа курса построена с учетом научных наработок Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР) и Научно-исследовательского Центра исследования проблем управления ресурсосбережением и отходами. Практические занятия предполагают сотворчество преподавателя с обучающимися и допускают дополнение классической формы семинаров «круглыми столами», тематическими дискуссиями, выполнением письменных работ (рефератов, аналитических обзоров и т.д.). Цель преподавания учебной дисциплины «Управление ресурсосберегающей деятельностью» заключается в формировании у студентов (слушателей курсов) понимания необходимости рационального использования всех видов ресурсного потенциала в целях повышения конкурентоспособности бизнеса и обеспечения экологической безопасности. Настоящий курс рассматривает ресурсосбережение как теорию и практику эффективного логистически-ориентированного управления экономическими процессами с учетом требований устойчивого природопользования. Раздел 1. Сущностная характеристика ресурсосбережения. Основные цели и задачи Среди комплекса проблем повышения устойчивости разнопланового бизнеса важное место занимают вопросы эффективного управления потенциалом материальных ресурсов, включая сокращение образования и рациональное использование неизбежных отходов производства. В условиях преодоления последствий масштабного финансово-экономического кризиса 2008-2010гг., требующих мобилизации всех резервов хозяйствования, задачи ресурсосбережения становятся еще более актуальными. Россия располагает огромными запасами топливно-энергетических и минеральных ресурсов, а также других природных богатств, значительно превосходя большинство стран по величине ресурсного потенциала на душу населения. Вместе с тем уровень работ в сфере ресурсосбережения у нас сильно отстает от показателей развитых стран. В процессах добычи ресурсов, переработки, производства продукции, хранения и распределения товаров допускаются огромные потери. Можно отметить потери топлива, металла, древесины, цемента и другой продукции. Низок уровень утилизации отходов производства. В связи с масштабностью проблемы каждое решение в области реформирования экономики должно оцениваться с точки зрения его воздействия на уровень использования ресурсного потенциала. Если с этих позиций проанализировать итоги хозяйствования за последний период, можно сделать вывод, что нерациональность в подходах к материалопотреблению в нашей стране не только не преодолена, но и усилилась, поскольку спад в объемах выпуска многих видов продукции, опережал сокращение материальных затрат. Отечественная экономика пока выдерживает целый ряд не самых удачных реформаторских подходов в значительной мере благодаря имеющимся природным ресурсам. Отсюда следует, что в качестве первоочередной должна рассматриваться задача обеспечения недостающей для модернизации национальной экономики связи: природные ресурсы – ресурсосберегающий хозяйственный механизм. В основу понятия «ресурсосбережение», трактуемого как экономия и рациональное использование ресурсного потенциала, включают эффективность потребления материальных ресурсов, имея в виду соотношение их расхода и конечных результатов ресурсопользования. Развернутое определение термину «Ресурсосбережение» дано в ГОСТ Р 52104-2003 «Ресурсосбережение. Термины и определения» - «Организационная, экономическая, техническая, научная, практическая и информационная деятельность, методы, процессы, комплекс организационно-технических мер и мероприятий, сопровождающих все стадии жизненного цикла ресурсов и направленных на рациональное использование. Ресурсосбережение снижает объемы отходов, сбросов и выбросов, что в свою очередь уменьшает их негативное воздействие на человека и окружающую среду». Ресурсосбережение относится к тем факторам, которые определяют эффективность реализации практически всех разрабатывавшихся в недавнем прошлом и подготавливаемых в настоящее время программ оздоровления экономики, начиная с такой известной программы выхода из кризиса, как программа «500 дней», а также программ, предлагавшихся Союзом промышленников и предпринимателей. На необходимость скорейшего улучшения использования ресурсного потенциала постоянно обращают внимание многочисленные участники движения «зеленых». Ключевыми задачами работ по ресурсосбережению являются: предотвращение издержек на выпуск товаров, не востребованных рынком; снижение затрат материальных ресурсов при производстве пользующейся спросом продукции (услуг) с необходимыми качественными параметрами; обеспечение прироста потребности в сырье и материалах при расширении объемов производства за счет экономии и рационального использования ресурсов. Ресурсосберегающая деятельность включает проведение комплекса мероприятий технического, экономического, организационного и социально-психологического характера, направленных на: -улучшение структуры материалопотребления и внедрение эффективных заменителей; - предотвращение образования отходов и рациональное использование их неизбежной части; -совершенствование нормирования расхода материальных ресурсов и обеспечение снижения их удельного расхода на единицу продукции; - оптимизацию управления запасами товарно-материальных ценностей; - сокращение потерь материальных ресурсов на этапах транспортировки и хранения, эффективное использование тары. По существу, дальнейшее расширение производства и решение на этой основе социально-экономических задач возможно только на пути наиболее полного и рационального использования вовлекаемых в производственный оборот ресурсов при стабилизации или сокращении их количества. Принципы ресурсосбережения могут быть выражены двумя альтернативными целевыми ориентирами: 1) принцип минимизации — достижение определенных (заданных) результатов при наименьших затратах; 2) принцип максимизации — достижение наибольших результатов при заданном объеме ресурсов. Проблему ресурсосбережения можно рассматривать в двух основных аспектах. Во-первых, экономия и рациональное использование ресурсов понимается как важный и обязательный элемент стратегии и тактики хозяйствования. В данном случае можно говорить о совокупности требований, составляющих режим экономии. Эти требования должны быть учтены в процессе развития системы планирования, ценообразования, финансово-кредитного механизма, материально-технического обеспечения и сбыта. Во-вторых, ресурсосбережение выступает в качестве самостоятельного направления научной и практической деятельности, охватывающего все отрасли материального производства, процесс распределения и обращения, а также потребления средств производства. Целью мероприятий, ориентированных на ресурсосбережение, является интенсивный поиск потенциальных и реальных источников и резервов экономии и рационального использования материальных ресурсов, результатом которого должно быть повышение эффективности их применения. Среди показателей, характеризующих ресурсосберегающий эффект хозяйствования, можно выделить повышение коэффициента использования различных видов сырья, материалов, энергии, снижение материало- и энергоемкости продукции предприятий и отраслей национальной экономики. Результат процессов ресурсосбережения может быть выражен через экономию ресурсов, исчисляемую как разность между объемом сырья, материалов и энергии, который был бы необходим при прежних нормативах их расхода и фактическим потреблением. Существуют и более детализированные показатели ресурсосберегающей деятельности, например, доля используемых отходов производства в общем объеме их образования, отходоотдача и др. В последние годы активно формируются прикладные экономические и инженерные дисциплины, составляющие комплексную основу теории и практики ресурсосбережения. Фундаментальные положения этой теории можно отнести как к отдельным видам материальных ресурсов, так и к различным отраслям и сферам деятельности. Значительные резервы экономии материальных ресурсов имеются в процессе распределения и обращения средств производства. Большое внимание должно уделяться сдерживанию темпов роста совокупных запасов, совершенствованию их структуры, повышению мобильности, ускорению оборачиваемости аккумулированных в запасах оборотных средств. Разработка и внедрение систем регулирования материальных потоков и запасов представляют собой сложную комплексную задачу всех органов управления сопряженными процессами снабжения, производственного потребления ресурсов и сбыта. Эффективность всех мероприятий по ресурсосбережению в сфере обращения средств производства и в процессе их потребления во многом определяется тем, насколько правильно и экономически целесообразно используется человеческий фактор, насколько четко и отлаженно функционирует комплексный иерархический экономико-организационный механизм рационального использования материальных ресурсов. К числу первоочередных задач в области ресурсосбережения следует отнести разработку и внедрение стимулов, побуждающих участников ресурсосберегающей деятельности к повышению результативности своей работы. В настоящее время важным фактором не только развития производства, организации материальных и информационных потоков, но и обеспечения интенсивного экономического роста на основе рационального использования ограниченных ресурсов, эффективного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства должна выступать логистика. В качестве одного из основных аспектов ресурсосбережения следует рассматривать получение дополнительного эффекта не только в рамках конкретного производственного звена, но и народного хозяйства в целом, а также получение экологического и социального эффектов. Контрольные вопросы:
Раздел 2. Системный подход к ресурсосбережению На современном этапе хозяйственного развития сложилась экономическая ситуация, при которой ресурсосбережение играет экстраординарную роль, и его реальное осуществление настоятельно требует построения целостной, многоуровневой модели хозяйствования ресурсосберегающего типа. При этом чем дальше и глубже идет трансформация экономики, тем больше раскрывается сложность этой задачи, точнее выявляются огромные масштабы предстоящей работы в области совершенствования организационно-экономического механизма ресурсосбережения. Она должна строиться путем последовательного учета всех факторов ресурсосбережения на всех уровнях управления (при выработке экономической политики, методов хозяйственного руководства, систем организации производства), целенаправленного совершенствования действующих и создания новых оргструктур, адекватных современной модели хозяйствования. Многоаспектность ресурсосберегающей деятельности, многообразие факторов, определяющих результативность этой деятельности, многочисленность пересечений функциональных связей между звеньями, обеспечивающими ресурсосбережение требуют новых инновационно-ориентированных подходов (в т. ч. логистических), комплексности и системности. Системный подход предполагает выделение процесса ресурсосбережения в качестве самостоятельного объекта управления и определения состава конкретных функций, реализуемых соответствующими звеньями по его обеспечению. Комплексный характер данной системы означает то, что в ней должна разрабатываться и проводиться совокупность научно-технических, экономических, организационных и социальных мероприятий, влияющих на показатели рационального использования ресурсного потенциала. Функциональный блок должен включать следующие основные подсистемы: планирования ресурсосбережения; организации и регулирования ресурсосберегающей деятельности; контроля, учета и анализа результатов работы по ресурсосбережению; стимулирования ресурсосбережения. Нормативно-правовой основой системы могут быть стандарты, четко определяющие последовательность проведения ресурсосберегающих мероприятий, а также регламентирующие права и обязанности исполнителей, участвующих в реализации данных мероприятий. Формирование целостной системы управления ресурсосбережением, предполагающей регулирование и поддержку ресурсосбережения на макро- и микроэкономических уровнях, связано с развитием координации, обеспечивающей необходимую согласованность между всеми элементами системы управления с преодолением дублирования функций и излишней автономии отдельных звеньев. Решение задач координации в свою очередь требует развития логистики и формирования адекватных информационно-коммуникационных систем. Методические материалы по формированию комплексных систем управления ресурсосбережением (КСУР) на предприятиях приведены в приложении к данному учебному пособию. Контрольные вопросы:
|
Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых... Состояние нормативно-правового регулирования в сфере государственного контроля (надзора) за деятельностью сморегулируемых организаций... | Доклад «Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках математики.» Возникает некоторое противоречие между нормой деятельности, которую видит, планирует и задает учитель и деятельностью каждого конкретного... | ||
Кафедра «Экономика, технология и управление коммерческой деятельностью»... Рекомендовано к изданию на заседании кафедры «Экономика, технология и управление коммерческой деятельностью» от 31. 05. 06 №18 | Рефератов по дисциплине «Стратегическое управление коммерческой деятельностью» Примерная тематика рефератов по дисциплине «Стратегическое управление коммерческой деятельностью» | ||
Конспект открытого урока по обж для учащихся 7,9-10 классов Тема... Тема урока: «Ознакомление с деятельностью мчс россии. Средства индивидуальной защиты» | Общие положения Городская научно-практическая конференция «Открытие»... «Открытие» (далее Конференция) направлена на поддержку школьников и педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью, демонстрацию... | ||
Урока : показать связь математических понятий с практической деятельностью человека Цель урока: показать связь математических понятий с практической деятельностью человека | Информация по результатам проверок деятельности нотариальных палат... Комиссией Федеральной нотариальной палаты по контролю за деятельностью нотариальных палат субъектов РФ проведено обобщение результатов... | ||
Конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной... План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... | Содержание Методические рекомендации по созданию в энергетических компаниях систем управления инновационной деятельностью | ||
Охват обучающихся 1х-3х классов моу оош №7 внеурочной деятельностью... | Ковалева любовь васильевна Овладение профессиональной деятельностью достигается подготовкой к решению ряда профессиональных задач | ||
Рефератов по дисциплине «банковское дело» Банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и направления его развития | «Путешествие в страну Знаний»» Воспитательная: заинтересовать детей учебной деятельностью; пробудить желание учиться и получать знания | ||
001. Торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного,... Торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской... | Правила пользования кабинетом Занятия в учебном кабинете проводятся в соответствии с действующим расписанием занятий и внеурочной деятельностью |