Скачать 327.17 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИ Государственное образовательное учреждение Департамента образования города Москвы ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ «ЛОГОТОН» _____________________________________________________________________________ 124575, Москва, Зеленоград, корпус 929-а тел/факс 8-499-732-61-11 ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ на 2009-2013 годы 1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ. В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в ус- ловиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества». В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка. Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой совместно со специалистами всегда даёт положительный результат. В настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов, переоценкой ценностей. Семя, имеющая ребёнка с отклонениями в развитии, находится в ещё более сложной ситуации. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку-инвалиду вызывают необходимость оказания активной психолого-педагогической поддержки семье со стороны образовательного учреждения. ГОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «ЛОГОТОН», обеспечивающий образовательный, воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. ГОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «ЛОГОТОН» Зеленоградского административного округа города Москвы обучаются и воспитываются дети с нарушением слуха и речи. Структура Центра «ЛОГОТОН» включает три дошкольные группы (одна интегрированная), 7 классов для детей с нарушением слуха, а также 3 интегрированных класса для детей с нарушениями слуха и речи. В Центре ведётся приём населения социальными педагогами, психологами и учителями-дефектологами, открыты 4 консультативные группы для индивидуальных занятий с глухими и слабослышащими детьми, а также с детьми, имеющими проблемы в школьном обучении, дисграфию, дислексию и нарушения фонетико-фонематического слуха. Все дети живут в семье. В своей работе учреждение использует верботональный метод, разработанный академиком Петером Губерина (Загреб, Хорватия). Метод предполагает формирование и развитие устной речи детей на слуховой основе. В связи с этим необходимо постоянное развитие слухового восприятия ребёнка и речевая среда. Методика верботональной системы соответствует моделям развития языка, которые исследовались у нормально слышащих детей. Ребёнок с нарушенным слухом должен пройти те же этапы формирования речи, как и слышащий ребёнок. В связи с этим возрастает значение семьи в воспитании и реабилитации ребёнка с нарушенным слухом. Семья - это тот мир, где его любят, с ним постоянно общаются и расширяют представления об окружающем мире. Часто верботональный метод называют «материнской школой». Все родители связывают с рождением ребёнка большие надежды, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье большую психологическую травму. В этот момент очень важна поддержка психолога. Научить родителей принять и полюбить ребёнка таким, какой он есть- задача специалистов. Задача педагогов, воспитателей и психологов учреждения научить родителей понимать своего ребёнка, заниматься с ним развитием слухового восприятия и речи, преодолевать трудные ситуации в воспитании ребёнка. Совместное участие мамы и папы в воспитании и обучении ребёнка с проблемами укрепляет семью. Это подтверждает социальный состав семей учреждения. Он достаточно благоприятный: 79% - полные семьи, в разводе – 9%, многодетные семьи – 8%, мать-одиночка -2%, родители-инвалиды -2%. Семья должна выступать как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка. Активное включение родителей в процесс реабилитации и становление личности ребёнка – такова главная цель работы с семьёй, определяемая верботональным методом. Поэтому назрела необходимость обобщить и систематизировать накопленный опыт работы учреждения с родителями детей с ограниченными возможностями. Мониторинг, проведённый в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции, показал необходимость работы, направленной на пропаганду правовых знаний среди родителей, расширение их теоретических знаний об особенностях детей с нарушенным слухом, овладение ими приёмами реабилитационных занятий с детьми, проведение психологического тренинга с родителями. О реальном взаимодействии ЦППРиК «Логотон» и семьи свидетельствуют следующие факты:
Мониторинг, проведённый в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции, показал необходимость работы, направленной на пропаганду правовых знаний среди родителей, расширение их теоретических знаний об особенностях детей с нарушенным слухом, овладение ими приёмами реабилитационных занятий с детьми, проведение психологического тренинга с родителями. Данная «Программы работы с родителями» разработана творческой группой, в которую вошли:
Сегодня важно рассматривать семью как целостный социальный организм, функционирующий при условии тесных межпоколенческих, межличностных отношений, обладающий такими характеристиками, как образ жизни, психологический климат семьи. Только при условии существования тесного деятельного союза с семьей ребенка с нарушенным слухом, образование может гарантировать обеспечение стандартного минимума услуг, гармонизацию отношений ребенка с социумом, его адаптацию и интеграцию в общество, формирование готовности к самостоятельной жизни, к выбору в пользу таких ценностей, как семья, отечество, ответственность за будущее своей семьи, страны. При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую педагогическую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей на основе единых принципов:
Содержание, формы и методы взаимодействия с семьей ребенка с нарушенным слухом в ЦППРиК «Логотон» выстраиваются в соответствии с задачами, стоящими перед учреждением, в направлении наиболее полной их реализации для полноценного формирования личности ребенка, развития его речи и слуха, социальной адаптации и интеграции в общество слышащих людей.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: «Создание системы целенаправленной работы с семьями с целью формирования компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей с нарушенным слухом» ЗАДАЧИ:
больным ребёнком» и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) людьми.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
Семья является важнейшим условием обеспечения психического благополучия ребенка. Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Основой жизнедеятельности семьи является система общения – межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия – как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха. Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает воспитание детей. Родители ребенка с отклонениями в развитии испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Вспомогательные меры, рекомендательного характера, осуществляемые специалистами в коррекционных учреждениях, не всегда достигают своей цели. Среди причин низкой результативности коррекционной работы с семьей ребенка, имеющего отклонения в развитии, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и с окружающим миром. К подобным неосознанным установкам могут быть отнесены:
Проблемы, которые волнуют родителей детей с отклонениями в развитии, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые отказываются погружаться родители ребенка. Контингент воспитанников и учащихся учреждения разный: есть дети из благополучных семей, а есть дети проблемные, из семей неблагополучных с низким социальным уровнем и статусом. Большинство этих семей готовы измениться, но они не знают как. Они не знают, что значит строить семью, они не знают, что значит общаться с собственным ребенком, они не знают, что значит дарить ласку, заботу, любовь своим детям. В связи с этим становится насущной психологическая работа (Клуб для родителей), с помощью которой можно было бы преодолеть многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создать благоприятные предпосылки для формирования в их сознании новых мировоззренческих позиций и установок, позволяющих успешно решать проблемы детей. Идея создания родительского клуба появилась в результате совместной работы с родителями на собраниях и на индивидуальных консультациях. Оказалось, что именно согласованная работа родителей и педагогов, единый взгляд на воспитание, тематические встречи и консультации позволяют предвидеть и направлять развитие детей. В клубе в открытой, свободной форме, обсуждаются вопросы семейного воспитания, родители делятся личными методами и приемами, происходит совместная работа психологов и родителей по выстраиванию «родительской позиции», проводится диагностика семьи. Участвуя в работе клуба, родители знакомятся с основными закономерностями и этапами детского развития, особенностями возраста. На практических занятиях, которые проходят в форме тренингов и круглых столов, приобретают практические навыки, они учатся моделировать свое поведение. Разработана программа психолого-педагогических способов взаимодействия и помощи родителям, а так же профилактики семейных проблем. Обмен родительским опытом, участие в проигрывании ситуаций, позволит родителям посмотреть со стороны на своего ребенка и на себя как родителя. Для многих их ребенок раскрывается через подобные проблемы других. Они начинают лучше понимать его интересы и желания. Психологическая работа строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей детей с отклонениями в развитии. В качестве приоритетного направления работы выбраны родители воспитанников дошкольного отделения и родители начальных классов. Многие согласятся, что начинать надо с истоков, с начала обучения ребенка. Большинство родителей детского сада и начальной школы более восприимчивы к советам педагога, рекомендациям психолога. Они с большим желанием и интересом участвуют в жизни своих детей. Цель: создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии, приобретение навыков эффективного общения и поведения родителей с детьми. Задачи:
|
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для... Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации | Министерство общего и профессионального образования Вам для использования в работе образовательных учреждений области материалы по профилактике суицидов несовершеннолетних, разработанные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гбоу рмэ центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей | Д епартамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детская личность» действует в... | ||
Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда при обучении... Учитель-логопед, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево»,... | «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное... Это сужает и минимизирует возможности социального воспитания, в том числе детей ««группы риска»».[2] | ||
Воточное окружное управление образования Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Московского городского психолого-педагогического университета, методист, педагог-психолог Центра психолого-педагогической реабилитации... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственного образовательного учреждения города Москвы Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Логотон» за... | Методическое пособие «Раннее выявление малолетних детей, находящихся... Морозова А. Н., начальник информационно-методического отдела бу «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» | ||
Учебно-методический комплекс по модулю в3 «Методы психологической коррекции и реабилитации» Цель: формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции... | «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Методические... ... | ||
Публичный отчет бюджетного образовательного учреждения для детей,... В 2011 – 2012 учебном году дополнена нормативно-правовая база боу во «Областной центр пмсс», регламентирующая деятельность учреждения,... | 1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме... Психолого-педагогической особенности личности юношеского возраста | ||
Проект психолого-педагогической коррекции детской агрессивности Рабочая программа составлена Скворцовым Евгением Арсеньевичем в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Министерство общего и профессионального образования свердловской... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № ) |