1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений об идеальной семье в юношеском возрасте





Название1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений об идеальной семье в юношеском возрасте
страница1/4
Дата публикации09.04.2015
Размер0.54 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЬНОЙ СЕМЬЕ В

ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ................................................................... 5

1.1. Представления людей о тех или иных объектах социальной или

духовной культуры как предмет исследования в современной

психологии..................................................................................................... 5

1.2. Психолого-педагогической особенности личности юношеского

возраста.......................................................................................................... 11

1.3. Идеальная, реальная и типичная модели семьи в психологии................. 15
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЬНОЙ СЕМЬЕ В

ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ................................................................... 20

2.1. Ход исследования.......................................................................................... 20

2.2. Описание используемых методик............................................................... 21

2.3. Анализ полученных результатов................................................................. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 29

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 31


ВВЕДЕНИЕ
Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.

В человеческой культуре, в социальных нормах фиксируются идеальные, нормативные представления о том, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества.

Каждая культура (и ее субкультуры) порождает определенную нормативную (идеальную) модель семьи (или группу моделей). Нормативная модель определяет структуру реальной семьи в данном обществе. Отклонения от модели специфичны для каждой культуры, и виды аномальной семьи, а также виды дефектов, которые возникают при социализации детей в аномальных семьях, зависят от культуры.

Поэтому одной из важных задач становления новых семейно-брачных отношений является опережающее воспитание семейной культуры подрастающего поколения.

Знание молодежи о семье ограничивается главным образом опытом семейной жизни родителей или дополняется далеко не лучшими образцами массового искусства, заполонившего экраны телевидения и кино, прессу и печать. Если преемственность в передаче семейных традиций и представляет определенную ценность, то «идеалы» секса, насилия и страха причиняют непоправимый вред молодому поколению. Необходимо переломить отрицательную тенденцию и создать систему подготовки молодого поколения к новому типу семейной жизни, используя образование, искусство, средства массовой информации, общественное мнение, общественные организации.

Изучение специфики представлений современной молодежи об идеальной семье позволит, на наш взгляд, наметить возможности ее оптимизации.

Проблемами семьи, а также содержания представлений об идеальной семье в разное время и в разных обществах занимались многие ученые: В. Н. Дружинин, Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова, Е. Г. Силяева, Е. В. Якимова, М. Мид и др.

Актуальность проблемы особенностей содержания представлений об идеальной семье в юношеском возрасте обусловили выбор темы курсового исследования «Представления об идеальной семье в юношеском возрасте» и определили следующие задачи:

  1. На основании теоретического анализа литературы раскрыть основные положения теории социальных представлений.

  2. Дать психолого-педагогическую характеристику юношеского возраста.

  3. Провести экспериментальное исследование и на основании его результатов выявить особенности представлений современных юношей и девушек об идеальной семье.

Цель исследования: изучить особенности содержания представлений об идеальной семье в юношеском возрасте.

Объект исследования: социальные представления об идеальной семье.

Предмет: особенности содержания представлений об идеальной семье в юношеском возрасте.

Гипотеза: содержание представлений об идеальной семье в юношеском возрасте соответствуют эталону представлений об идеальной семье данного общества. За эталон мы приняли следующее представление: «современная идеальная семья – это союз, в котором, при взаимной любви и индивидуальности ее членов, царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь».

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, анкетирование, метод контент-анализа.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЬНОЙ СЕМЬЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии
Теория социальных представлений обязана своим возникновением французскому социальному психологу Сержу Московичи. В своей работе Московичи показал новую возможность исследования социальных ментальных образований. Его призыв к социальным психологам обратить внимание на новый подход в исследовании нашел отклик, и на сегодняшний день концепция социальных представлений обладает богатым теоретическим и экспериментальным материалом.

Обращаясь к истории возникновения данной концепции, С. Московичи отмечает, что у истоков этой теории находятся не только работы Э. Дюркгейма, содержащие описания понятия коллективного представления, но и труды М. Вебера, Г. Зиммеля, Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже, З. Фрейда [5, с.10].

Теория социальных представлений вызвала интерес в научной среде и послужила толчком к появлению большого числа работ, выполненных с позиций, изложенных автором концепции. Сторонники данной теории конкретизировали понятие социального представления, рассматривали в своих исследованиях его различные аспекты. Например, такие последователи С. Московичи, как В. Дуаз и Д. Жоделе акцентируют внимание на динамике социальных представлений, которая в методологическом смысле связана с освоением чего-то странного, ранее не известного, требующего интерпретации посредством и в рамках уже знакомого.

Что же скрывается за словосочетанием «социальные представления»? Каково содержание и функции этого феномена и в чем заключается его роль как социально-когнитивного образования, составляющего главный объект французской социально-психологической науки?

Обращаясь к вопросу об определении понятия «представление», следует отметить, что основоположник концепции С. Московичи не считает отсутствие четкой формулировки большим недостатком, напротив, ему принадлежит высказывание о том, что «…не надо стремиться к совершенству естественных наук в определении понятий…» [18, с.10].

Однако именно ему принадлежит следующее определение: «Под социальным представлением мы понимаем совокупность понятий, выражений и объяснений, порождаемых повседневной жизнью… можно даже расценить их как современные версии здравого смысла» [18, с.12].

«Представление о чем-либо, которым мы располагаем, не связано непосредственно с нашей манерой думать; наоборот, скорее наша манера думать и то, что именно мы думаем, зависит от представлений, т.е. от того факта, имеем ли мы в своем распоряжении данное представление ... навязанное нам как достижение последовательно сменяющих друг друга поколений». Социальные представления, продолжает свою мысль Московичи, это «социальные сущности, которые живут своей собственной жизнью, которые общаются между собой, вступают в противоречия и изменяются в гармоническом тандеме с течением нашей жизни; они исчезают лишь для того, чтобы явиться в новом обличий» [19, с.10].

Жан-Клод Абрик в определении социального представления вводит указание его содержания и детерминант: «…представление – это организованная совокупность мнений, установок, верований и информации, относящихся к объекту или ситуации. Оно детерминировано одновременно самим субъектом (его историей, жизнью), социальной и идеологической системой, в которую он включен, и природой связей субъекта с социальной системой» [18, с.14].

Дениз Жоделе, определяя социальные представления, обращается к его характеристикам: «Социальные представления являются модальностями практического познания, направленного на понимание и осмысление социального, материального и идеального (духовного окружения). Как таковые, они обладают специфическими характеристиками в области организации содержания, умственных операций и логики» [5, с.25].

Итак, разными авторами даются разные описания понятия социального представления.

Для того чтобы нагляднее раскрыть положения концепции социальных представлений, обратимся к описанию ее функциональной стороны.

С. Московичи отмечал следующие функции, выполняемые социальными представлениями:

  • функция инструментального познания. Будучи по своей природе более трансформационными, чем информационными, представления выполняют перевод описания в объяснение;

  • адаптационная. Назначение этой функции социальных представлений состоит в том, чтобы «адаптировать социальные факты, явления политического, научного плана к уже сформировавшимся, уже существующим взглядам, мнениям, оценкам»;

  • функция регуляции поведения [5, с.44].

Кроме того, Московичи говорит о трех важнейших эмпирических структурных измерений социальных представлений: информации, поле представления и установке:

  • Информация – это сумма знаний об объекте представления, понимаемых как степень осведомленности об объекте социального представления. Определенный уровень информированности – необходимое условие формирования представления.

  • Поле представления – оригинальное понятие концепции, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны. Поле представления существует там, где представлено «иерархизованное единство элементов», более или менее выраженное богатство содержания, наличествуют образные и смысловые свойства представлений.

Содержание поля представлений является характерным для определенных социальных групп. Для операционализации понятия поля представлений Московиси предлагает модель фигуративного ядра (схемы) представлений.

  • Установка в концепции Московиси в соответствии с общепринятым употреблением термина выражает общее (позитивное или негативное) отношение субъекта к объекту представления. В процессе разработки понятия социального представления установка заняла место одного из измерений представлений, отражающего готовность субъекта представления высказать то или иное суждение. В отличие от первых двух измерений, установка может существовать, и, как правило, существует при недостаточной информированности и нечеткости поля представления [14, с.16] .

Содержание представлений, изучавшихся в рамках концепции социальных представлений, было разнообразным: их объектом выступали научные теории и культура в целом, болезнь и здоровье, женщина и ребенок, детство, задача и партнер во внутригрупповом взаимодействии и т.д. По мнению Ж. Абрика, перспективы концепции широки и составляют несколько линий: теоретические исследования роли социальных представлений в групповой активности, изучение социальных представлений об отдельных социальных объектах, выявление значения представлений в трудовой деятельности.

Теоретическое описание социальных представлений как своеобразных когнитивных систем не является самоцелью для сторонников концепции. Речь идет о том, чтобы сделать представление удобным инструментом анализа социальной реальности. Приверженцы концепции не только вносят вклад в решение фундаментальных теоретических проблем, но и предлагают новые методические приемы.

Эмпирические исследования, проведенные в рамках теории социальных представлений, можно разделить на три основных направления.

К первому относятся исследования, касающиеся проблематики малых групп, их предметом является когнитивное освоение ситуации посредством построения системы представлений. Эти исследования являются, главным образом, психологическими, где анализ идет на индивидуальном или межличностном уровне. Основным методом здесь выступает эксперимент, проводящийся в лабораторных условиях. Авторы ставят такие цели, как изучение динамических процессов в репрезентационной системе субъекта, включенного в ситуацию взаимодействия; анализ роли представлений в организации поведения; изучение социальных детерминант представления.

Второе направление – исследования межгрупповых отношений, связанные, в частности, с соотнесением социальных представлений с символическим самоопределением человека в системе социальных отношений и ролевых позиций. Изучение роли рефлексивного аспекта в межгрупповой интеракции проводится также в условиях лабораторного эксперимента.

Третье направление составляют исследования, ориентированные на проблематику больших социальных групп и касающиеся взаимосвязи социальных представлений и конкретных социальных позиций, которые присущи членам группы. Главной целью этих исследований выступает раскрытие содержания, а в отдельных случаях процесса развития социальных представлений различных общественных, демографических, половозрастных, профессиональных групп [19, с.68-69].

На сегодняшний день концепция социальных представлений обладает богатым теоретическим и экспериментальным материалом, в основном сводящимся к изучению представлений об отдельных объектах. Так, по мнению А. И. Донцова и Т. П. Емельяновой, концепция социальных представлений «…хотя и претендует порой на глобальные обобщения, в сущности представляет собой конкретные объяснительные модели, отражающие определенный подход к явлению или их классу» [5, с.10].

В нашей стране исследования в рамках концепции социальных представлений проводились в гораздо меньшей степени, однако отечественные психологи значительное внимание уделяли такому интегративному понятию как «представление мира» или «образ мира».

Термин «образ мира» появился в отечественной психологии благодаря А. Н. Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образ реальности. Психология образа (восприятия) он рассматривает в качестве знания о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира – мира, в котором они живут и действуют [4, с.132].

Этот подход получил свою конкретизацию и развитие в работах С. Д. Смирнова, посвященных проблеме активности психического отражения. Он отмечает, категория образа является центральной категорией психологии познавательных процессов. Целостный образ мира выступает в качестве интегрального конструкта познавательной сферы личности [15, с.175].

Поскольку представление мира есть опорное условие психической жизни, которое обычно не рефлексируется субъектом, то обнаружение, открытие его для себя происходит преимущественно в форме специфических внутренних переживаний, чувств. Это, в частности, чувство внутренней определенности, самоочевидности чего-либо (в том числе самого себя), которое и является подчас единственной опорой возможности указания на его существованием [7, с.25].

Образ (как явление психики) и понятие образа (как составляющая мира теории) удостоились внимания многих философов и психологов: С. Д. Смирнова, А. А. Гостева, А. Н. Леонтьева, В. В. Петухова, В. П. Зинченко и др.

Концепция социальных представлений, основания которой были заложены в работах С. Московичи более 40 лет назад, остается сегодня одной из ведущих теоретических моделей европейской социальной психологии.

Дискуссии и эмпирические исследования последнего десятилетия показали, что эта концепция может быть использована для осмысления весьма широкого круга социально-психологических явлений и имеет немало точек соприкосновения с новейшими теоретическими ориентациями социального знания (социальным когнитивизмом, социальным конструкционизмом, этогенической психологией, этнометодологией, социологией знания, социолингвистикой). Основанием для столь широкой теоретической совместимости служит социологическая направленность этой концепции, которая не только возвращает психологического субъекта в социальный контекст, но и делает этот контекст (в его символическом измерении) отправным пунктом социопсихологического анализа.

«Независимо от того, насколько они правильны, coциальные представления царствуют в массовом сознания, они формируют нашу жизнь и наши поступки, и социальная психология как раз и призвана пролить на них некоторый свет» [9, с.91].

Итак, концепция социальных представлений возникла благодаря французскому социальному психологу Сержу Московичи. Структура социальных представлений представлена тремя измерениями: информацией, полем представления и установкой

В отечественной психологии разрабатывалось понятие «образ мира», введенное А. Н. Леонтьевым. Образ мира представляет собой целостную, многомерную систему представлений о мире, о других людях, о себе, о своей деятельности и т.д.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений об идеальной семье в юношеском возрасте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теоретический анализ литературы по проблеме развития творческой активности личности
1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений об идеальной семье в юношеском возрасте iconБюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для...
Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации
1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений об идеальной семье в юношеском возрасте iconПлан проведения педагогической практики. Для 32, 33 групп на 1 полугодие...
Формирование у студентов целостного представлений о содержании работы по воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни и организации...
1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений об идеальной семье в юношеском возрасте iconМинистерство общего и профессионального образования
Вам для использования в работе образовательных учреждений области материалы по профилактике суицидов несовершеннолетних, разработанные...
1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений об идеальной семье в юношеском возрасте iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 4 Профессиональная...
Б 4 Методология и методы ппд: профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности
1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений об идеальной семье в юношеском возрасте iconНаселенный пункт, в котором находится вуз
Работа над проектом – это дискуссионная исследовательская деятельность в основе которой лежит использование интернет ресурсов и определенной...
1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений об идеальной семье в юношеском возрасте iconПримерный план работы педагога над темой по самообразованию
Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта
1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений об идеальной семье в юношеском возрасте icon«Характеристика семейных взаимоотношений и психофизиологических особенностей...
Обзор отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблемам воспитания и семейных взаимоотношений стр. 4
1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений об идеальной семье в юношеском возрасте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений об идеальной семье в юношеском возрасте iconЦель данного курса состоит в том, чтобы привлечь внимание будущих...
Рассмотреть методологические проблемы подготовки, организации и проведения психолого-педагогического исследования, выявить и уточнить...
1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений об идеальной семье в юношеском возрасте iconУчебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность
Фгос впо по данному направлению подготовки, которые позволяют решать комплексные задачи психолого-педагогической деятельности в учреждениях...
1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений об идеальной семье в юношеском возрасте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психолого-педагогическое сопровождение в начальной школе предполагает проведение психолого-педагогической диагностики, направленной...
1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений об идеальной семье в юношеском возрасте iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 6 Теоретические...
Б 6 Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Психология развития
1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений об идеальной семье в юношеском возрасте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рост средний, волосы пепельные, глаза серые, близко посаженные, глубоко запавшие. Комплекция ниже средней упитанности. Дочь Наталья...
1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений об идеальной семье в юношеском возрасте iconКонкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой...
Методические рекомендации: урок под таким названием проводится для учащихся 5-7 классов. Перед началом экскурсии кабинет химии оформляется...
1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений об идеальной семье в юношеском возрасте iconТемы вашего учебного проекта
Содержание курса предполагает широкий спектр самостоятельной работы слушателей как на занятиях по изучению психолого-педагогической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск