Примерные планы анализа уроков





Скачать 122.59 Kb.
НазваниеПримерные планы анализа уроков
Дата публикации27.07.2014
Размер122.59 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок

Критерии оценки урока


Первый компонент урока как системы - его главная дидактическая цель (ГДЦ), которая анализируется и оценивается примерно со следующих позиций:

- степень соответствия ГДЦ урока требованиям программы;

- оптимальное сочетание образовательной, развивающей и воспитательной задач урока, обоснованность и направленность на высокий конечный результат;

- доведение целей уроков до создания и принятия учениками;

- степень достижения заданной ГДЦ к концу урока;

Второй компонент урока как системы - учитель (субъект деятельности). Личность педагога на уроке анализируется и оценивается примерно по следующим проявлениям:

- общая эрудиция и профессиональная компетентность;

- уровень педагогической техники;

- степень демократичности в общении с учащимися в ходе урока (создание на уроке психологического комфорта и обеспечение гуманного отношения к ученику).

Третий компонент урока как системы - учащиеся, которые являются субъектом деятельности. Их действия анализируются примерно последующим показателям:

- уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствуются на уроке);

- готовность учащихся к постановке и принятию учебной задачи;

- уровень познавательной активности учащихся в ходе всего урока, что в целом и позволяет говорить о них как об активных субъектах деятельности;

- наличие и навыков коллективной работы (парной, групповой...)

Четвёртый компонент урока как системы - содержание деятельности учителя и учащихся. В общем виде - это информация, циркулирующая между ними. Основой для анализа и оценки является примерно следующее:

- содержание деятельности учителя и учащихся, степень новизны учебной информации, рассматриваемой на этом уроке;

- актуализация у учащихся прежних знаний, постановка учебной проблемы;

- гуманитаризация знаний (исторических ракурс, ориентация на использование знаний в жизни, установление межпредметных связей...)

Пятый .компонент - компонент урока (системообразующий) - способы деятельности, которые включают:

- организация самостоятельного отношения между самостоятельнойработой учащихся и коллективной;

- создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий;

- реализация на уроке индивидуального и дифференцированного подхода;

- примеры развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Примерные планы анализа уроков

I. Анализ целей урока

1. Оценка правильности и обоснованности определения учителем задач образования, воспитания и общего развития учащихся.

2. Учет при определении целей урока его места с системе уроков.

3. Постановка учебных задач перед классом, целенаправленность его деятельности на уроке.
П. Содержание урока

1. Обстоятельность, научная достоверность и доказательность изложения учителя, его комментарии обобщений. Соответствие содержания урока требованиям учебных программ.

2. Полнота и четкость определения понятий, выделение главного объекта прочного усвоения.

3. Объединение занятий вокруг ключевых идей выделение главного объекта прочного усвоения.

4. Включение в содержание темы достижений науки и техники, других явлений современности.

5. Реализация принципа политехнизма, раскрытие значения знаний для практики, их применения на предприятиях, в быту, в сфере общественных отношений.

6. Эффективность использования материала темы для формирования научного мировоззрения, идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и атеистического воспитания.

7. Выбор и применение учителем разнообразных источников получения учениками знаний.

8. Осуществление межпредметных связей.
Ш. Качество знаний учащихся

1. Степень достоверности и доказательности ответов учащихся, соответствие их знаний современному уровню содержания предмета и требованиям учебной программы.

2. Степень самостоятельности мышления учащихся, умение оригинально, творчески решать стоящие перед ним проблемы, применить полученные знания в конкретной ситуации.

3. Удачные и неудачные комментарии ответов учащихся учителем.
IV. Методика проведения урока

1. Соответствие использованных методов цели и содержанию урока, эффективность их применения, интересные моменты и неудачи в работе учителя.

2. Развитие познавательной активности учащихся, организация самостоятельных работ, наличие элементов исследовательской деятельности, привитие учащимся интереса к учению, специфических и общеучебных умений и навыков.

3. Воспитательная эффективность использованных методов обучения, а также самой организации работы учащихся на уроке.

4. Формы и методы проверки знаний учащихся, их соответствие требованиям современного урока и эффективность, учет знаний учащихся, квалифицированность и объективность оценки знаний, умений и навыков школьников.

5. Характер тренировочных упражнений, их вариативность.

6. Методика и эффективность использования на уроке наглядности, технических средств обучения.

7. Повторение пройденного на протяжении всего урока, логическая связь нового материала с ранее изученным.

8. Приемы индивидуализации обучения, использование раздаточного дидактического материала, организация групповой работы школьников на уроке.

9. Закрепление материала: работа с учебником, другими источниками, выполнение упражнений, решение задач и т.д.

10. Содержание, дозировка и методика домашнего задания, индивидуализация и дифференциация домашнего задания.

11. Борьба за соблюдение единого орфографического режима, работа с ученическими тетрадями.
V. Организация урока

1. Тип и структура урока, их соответствие цели, содержанию и методам.

2. Подготовка учащихся к уроку (наличие на партах тетрадей, учебников, ручки и т.д.).

3. Организационная четкость, рациональное распределение и использование учебного времени;

4. Ознакомление учащихся с темой, планом и конкретными заданиями урока; подведение итогов урока.

5. Поведение учащихся на уроке, их прилежание и заинтересованность.

VI. Соблюдение учителем психолого-педагогических, этических и санитарно-гигиенических требований к уроку

1. Соблюдение учителем педагогического такта, норм

педагогической этики.

2. Морально-психологический климат на уроке.

3. Собранность и внимательность учителя на уроке, его самообладание, стиль и тон в его работе. Внешний вид, манеры поведения.

4. Наблюдательность, вдумчивость, находчивость, аккуратность учителя.

5. Обстановка в классе: чистота, освещенность, проветрено ли помещение и т.д.
Выводы и предложения

1. Общая оценка урока по его результативности: образовательной и воспитательной эффективности, содействию общему развитию учащихся. Достижение цели урока.

2. Краткая характеристика основных достоинств и недостатков.

3. Учет ранее высказанных замечаний и рекомендаций.

4. Предложения по закреплению и совершенствованию положительных качеств урока и преодолению недостатков.

5. Рекомендации учителя по изучению соответствующей литературы, посещению уроков других учителей и т.д.

План поэтапного анализа урока


1. Общие сведения: дата проведения, школа, класс, фамилия, имя, отчество учителя (практиканта); учебный предмет. Тема, цели урока.

2. Начало урока, объяснение целей, задач урока.

3. Психологическая подготовка учащихся к усвоению нового материала: проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний, повторение ранее изученного.

4. Объяснение нового материала, показ образца применения теории.

5. Проверка усвоения учащимися нового материала.

6. Закрепление (упражнения, творческие задачи, повторение нового материала).

7. Домашнее задание (инструктаж, дозировка, индивидуализация).

8. Подведение итогов урока. Комментирование и оценка успехов и неудач учащихся на уроке: анализ того, в какой мере достигнуты обучающая, развивающая и воспитывающая цели урока.

9. Учитель на уроке, особенности его обучающих действий, отношений с учащимися, умение наладить педагогическое сотрудничество. Культура и личный пример учителя на уроке.

10. Общие выводы, оценка урока и работы учителя на уроке, предложения и пожелания по его совершенствованию.

План обобщенного анализа урока


Общие сведения: дата проведения урока, школа, класс, фамилия, имя, отчество учителя (практиканта); учебный предмет. Тема, цели урока.

1. Тип, структура и этапы урока; организация деятельности учащихся на каждом этапе. Рационально ли распределено время на уроке с точки зрения его целей и задач?

2. Содержание урока и его дидактическая проработка. Научность, доступность, занимательность содержания урока. Соотношение фактов и выводов, теоретического и практического материала.

3. Методические средства, использованные на уроке:

- методы и приемы привлечения и поддержания внимания учащихся, активизации деятельности; приемы развития творческого мышления;

- технические средства и средства наглядности на уроке, элементы индивидуализации и дифференциации обучения, коллективной учебной деятельности, сочетание работы учащихся с учителем и самостоятельной работы.

4. Учащиеся на уроке: степень их активности, проявление любознательности, их поведение на уроке, удовлетворенность уроком; приемы предупреждения утомления и поддержания работоспособности учащихся.

5. Результаты урока: в какой мере достигнуты его обучающая, развивающая и воспитательная цели.

6. Характеристика учителя и его деятельности как организатора урока, его роли в учебном процессе; общая и речевая культура, поведение, отношения с учащимися, педагогика сотрудничества.

7. Общая оценка урока, выводы, предложения и пожелания по совершенствованию урока.

8. При изучении курсов педагогики, частных методик, общей и педагогической психологии на лабораторных занятиях студенты также посещают уроки, при этом проводиться анализ уроков по более узким темам, например: «Организация внимания учащихся на уроке», «Принцип наглядности и его осуществление на уроке», «Воспитательная функция урока и ее реализация», «Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе», «Коллективная познавательная деятельность учащихся, методы и приемы ее организации на уроке», «Приемы проблемного обучения на уроке» и т.п.

План тематического анализа урока


Тема анализа: Приемы активизации мыслительной деятельности на уроке.

Общие сведения: дата проведения урока; школа, класс, фамилия, имя, отчество учителя (практиканта); учебный предмет.

1. Тема, цели урока.

2. Тип, структура, этапы урока и их продолжительность (в минутах ).

3. Приемы актуализации прежних знаний учащихся и организация их преемственной связи с новым материалом.

4. Приемы постановки проблемных задач перед учащимися на разных этапах урока.

5. Характеристика и анализ проблемных вопросов, поставленных перед учащимися, ход рассуждений учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы. В какой мере этот прием активизирует учащихся класса?

6. Занимательные задачи и вопросы учителя к учащимся. Придумывание учащимися аналогичных вопросов. Как относятся учащиеся к ним? Влияет ли этот прием на активное участие ребят в учебном процессе?

7. Вопросы и задания повышенной трудности для учащихся. Какая часть класса с ними справилась? Как развивал учитель познавательный интерес тех, для кого эти задания оказались непосильными?

8. Сочетание конкретного и абстрактного материала на уроке. Связь теоретических знаний учащихся с практикой, прикладные знания. Способствует ли этот прием активизации мыслительнойдеятельности учащихся на уроке?

9. Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся при выполнении ими самостоятельной учебной работы.

10. Приемы анализа и синтеза; обобщения и выводы в учебном процессе (на уроке).

11. Общая оценка урока с точки зрения развивающего обучения: что было удачно, а что - нет. Пожелания и предложения учителю (практиканту) по совершенствованию урока. При анализе по любому из этих вариантов или других планов не всякий урок будет иметь одинаково полный материал по всем приведенным пунктам. И это естественно. И тем не менее нужно стремиться выяснить, чем были обусловлены удачи или промахи урока, какие возможны варианты его совершенствования.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Воспитательное мероприятие должно быть:

1. Согласовано с классным руководителем (или организатором воспитательной работы, директором, если оно проводиться в общешкольном масштабе);

2. Организовано и проведено при активном участии большого числа учащихся;

3. Построено с учетом возрастных особенностей, интересов учеников данного возраста;

4. Подготовлено и проведено в соответствии с планом работы классного руководителя и направлением работы в классе.

При подготовке и проведении воспитательного мероприятия следует:

1. Мероприятие должно иметь определенную цель. Оно должно содействовать воспитанию любви к своему народу, Отечеству, чувства высокой гражданственности, норм поведения, служить расширению кругозора, развитию интересов в различных отраслях науки, техники, искусства, спорта, содействовать развитию ценных моральных качеств, милосердия, сострадания, сочувствия, чувства ответственности, чести, товарищества, скромности, отзывчивости и др.

2. Учащиеся должны увидеть целесообразность, значимость и необходимость проводимого мероприятия.

3. Разговор с учащимися должен будить мысль, давать возможность ученикам проявить свою самостоятельность, инициативу.

4. Выбирая форму воспитательного мероприятия, учесть возраст учеников, их возможности, степень подготовленности (беседа, диспут, обсуждение, «встреча», экскурсия, КВН, тематический вечер и др.)

5. Постарайтесь создать атмосферу непринужденности.

6. Максимально привлечь учащихся к подготовке мероприятия.

7. Приём «эффекта».

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ВНЕКЛАССНЫХ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (ЗАНЯТИЙ)

1. Общие сведения: дата школа (детская, юношеская организация, летний лагерь и т. п.); класс (отряд, кружок, клуб, секция, бригада, группа и др.); фамилия, имя, отчество, учителя (практиканта, активиста), проводящего внеклассное мероприятие.

2. Название и форма внеклассного мероприятия; ТЕМА, воспитательно-познавательные задачи. Актуальность и мотивированность воспитательного мероприятия: кем, в связи с чем и когда оно предложено, соответствие его интересам коллектива ребят, общей системе учебно-воспитательной работы.

3. Методика подготовки данного воспитательного мероприятия, ее этапы, организаторы и исполнители, роль актива ребят и педагогов.

4. Структура и организация мероприятия: своевременное начало, активное включение ребят в проводимое занятие, продолжительность и окончание занятия. Оформление помещения (или другого места проведения), оборудование.

5. Содержание и методика проведения:

- целенаправленность, научность, соответствие воспитательным задачам; связь с современностью;

- сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся; степень активности детей, интерес к занятию, эмоциональность;

- продуктивность и разнообразие методов и приемов проведения воспитательного занятия; доступность и конкретность материала.

6. Анализ результата проведенного воспитательного мероприятия. Обсуждение и оценка его самими ребятами, оценка выполнения поручений, инициатива и активность советов дела, выдвижение новых задач, программа дальнейшей деятельности детей и подростков.

7. Выводы, предложения и пожелания по совершенствованию воспитательной работы. Замечания о выполнении плана воспитательного мероприятия, достижении его цели. Роль актива и педагога в проведении занятия. Предложения, пожелания по подготовке, организации и проведению воспитательного мероприятия (по содержанию и формам, методам и приемам работы).

СОСТАВЛЕНИЕ РАЗРАБОТКИ (АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ)

Осветите вопросы:

1. Как называлось мероприятие, дата проведения, класс, школа.

2. Почему это мероприятие и эта тема (проблема) выбраны Вами, какую цель Вы ставили? Какие материалы, литературные, художественные, иллюстративные средства были использованы для того, чтобы цель была достигнута?

3. План подготовки и последовательность проведения мероприятия. Какими вопросами Вы ограничились, в какой мере вопросы раскрывали общую тему мероприятия?

4. Как Вам удалось достигнуть того, чтобы цель мероприятия оказалась понятной учениками?

5. Какие моменты осуществленного мероприятия наиболее важны, глубоки по-вашему мнению? Как планировалось разъяснение этих моментов учащемуся?

6. Как Вы планируете разбудить мысль учеников, вызвать их активность? Как предусматривали поддерживать постоянный интерес, внимание ребят?

7. Как обнаружились Ваши личные качества, свойства ума в организации и проведении мероприятия? Что могло, по Вашему мнению, понравиться в Вашей работе учащимся, послужить примером?

8. Удалось ли Вам сделать большинство ребят класса активными участниками мероприятия?

9. Какие просчеты Вы подметили в подготовке и проведении мероприятия? Что бы Вы посоветовали своему коллеге-учителю на случай, если бы он собирался провести точно такое или подобное мероприятие в своем классе?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерные планы анализа уроков icon7 класс пояснительная записка Программа
Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государствен­ного стандарта; Федеральный базисный учебный план и...
Примерные планы анализа уроков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений рф, реализующих...
Примерные планы анализа уроков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные...
Примерные планы анализа уроков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планирование составлено на основе Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный...
Примерные планы анализа уроков iconНиколина В. В. География: Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы
География России (vii— IX класс) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта;...
Примерные планы анализа уроков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Геоrрасрия России (V11--1Х класс) I сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта:...
Примерные планы анализа уроков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и...
Примерные планы анализа уроков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
География Земли (6-7 классы) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государстве! ного стандарта; Федеральный...
Примерные планы анализа уроков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
География России (vii— IX класс) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта;...
Примерные планы анализа уроков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
География России (vii—ix класс) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный...
Примерные планы анализа уроков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
География России (vii—ix класс)/ Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный...
Примерные планы анализа уроков iconПланы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,...
Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса...
Примерные планы анализа уроков iconРабочие программы (линия в. П. Дронова, издательство «дрофа») 6 класс
«География Земли»(VI-VII классы) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный...
Примерные планы анализа уроков iconПрограмма по географии. 6-9 классы / Под редакцией И. В. Душиной. М.: Дрофа, 2006
География России (vii—ix класс) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный...
Примерные планы анализа уроков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерная программа основного образования по географии. География России (7-9 класс). Сборник нормативных документов: География:...
Примерные планы анализа уроков iconПримерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы)
«География Земли» (VI-VII классы)/ Сборник нормативных документов : География: Федеральный компонент государственного стандарта;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск