Скачать 167.21 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 18 Утверждаю: Директор МОУ СОШ № 18 Саулова Л.Н. ________________________ Программа внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности рассчитан на возрастную группу 7 – 8 лет. Срок реализации программы 1 год. Педагог-психолог МОУ СОШ № 18 М.П. Консулова г.Комсомольск-на-Амуре 2010год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Не секрет, что, вопреки ожиданиям родителей и даже, несмотря на благополучно выдержанные вступительные испытания, у многих детей возникают сложности с первых дней школьного обучения. Неустойчивое внимание, ошибки в тетрадях, плохая память — все это вызывает чувство досады у родителей и учителей. И родители, и учителя всеми силами стараются помочь ребенку освоить премудрости учения. Вооружившись терпением, учитель на дополнительных занятиях много раз объясняет ученику трудный материал, родители до позднего вечера штудируют с ним пройденное. Как правило, это помогает, и ребенок действительно начинает делать успехи. Однако как только «контроль» ослабевает, временные успехи вновь сменяются новыми неудачами. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы. По данным Л.А.Венгера, В.В.Холмовской, Л.Л.Коломинского, Е.Е.Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: 1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы. 2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов. 3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей. 4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации. Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства ребенка есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно осуществлять его обучение и воспитание. Важно не пропустить этот период наибольшего восприятия и дать ребенку то, что нужно для его развития в это время. В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнестическую задачу: запомнить (!). Он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассматривание материала) в старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Нужно учить детей рассматривать объект и руководить восприятием. Для этого у ребенка необходимо создавать предварительное представление, предварительный поисковый образ, чтобы ребенок смог увидеть то, что нужно. Мало иметь наглядный материал, нужно научить его видеть. На протяжении младшего школьного возраста дети научаются рассматривать объекты, без этого интеллектуальные изменения не могут произойти. Учебная деятельность предъявляет очень большие требования и к другим сторонам психики ребенка. Она способствует развитию воли. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины. В младшем школьном возрасте формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах: эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер. Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Выполнение интеллектуальных операций маленькими школьниками связано с трудностями. • Представления о количестве насыщены конкретным содержанием. Дети путают величину и количество. Когда младшему школьнику показывают четыре маленьких кружка и два больших и спрашивают, где больше, ребенок указывает на два больших. (Подобные факты описаны П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым и др.) • Определение понятий. Ребенка спрашивают, что такое плод. Для маленьких детей это то, что едят и что растет. Для школьника — часть растения, содержащая семя. Вначале младшие школьники мыслят по дошкольному, ребенок исходит из непосредственной практической значимости явления, не принимает во внимание генезис этого явления, а именно это является решающим для определения научных понятий. В школьном возрасте формируется новый тип мышления (В. В. Давыдов). Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей ребенка. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий — основой наук. Система научных понятий создавалась человечеством в течение тысячелетий, и весь этот объем знаний ребенок должен усвоить за десять с небольшим лет. Эта задача потрясающе трудна! Процесс усвоения системы понятий, системы наук не может рассматриваться как дело лишь памяти. От ребенка требуется развитие мыслительных операций (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т. д.). В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций. Занятие проводить 1 час в неделю. Педагог оставляет за собой право переставлять темы занятий в рамках программы. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ - Беседа - Упражнения - Психогимнастика - Игры - Самостоятельная работа - Диагностика ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка. 2. Восполнение дефицита в развитии психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность. 3. Формирование мыслительной деятельности и интеллектуально-перцептивных умений. 4. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности. 5. Обогащение социального опыта, кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал. 6. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сфер. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ - наличие программы - диагностика - успешная адаптация к школьному обучению МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА 1. Работа с литературой 2. Использование в работе ресурсов сети Интернет ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Психологическая адаптация и полноценное включение ребёнка в учебно-воспитательный процесс, развитие различных элементов психики ребёнка и ликвидация имеющихся трудностей в обучении, а так же формирование универсальных учебных действий; умение самостоятельно работать в классе и дома и т.п. Когда ребенок радуется тому, что он узнал, чему научился, можно сказать, что он действительно стал школьником. Его работа на уроке приобрела свой подлинный смысл: научиться, узнать, понять, иными словами — измениться, усовершенствовать себя. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей 2. Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу. — М., 1996 3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. —М., 1996. 4. Давыдов В. В, Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. 5. Давыдов В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1994. — С. 160-163. 6. Екжанова Е. А. Фроликова О. А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционно-педагогической работы в начальных классах общеобразовательной школы. Издательство «Каро» 2007 7. Екжанова Е.А. Использование тонкого пальцевого тренинга для коррекции и стимуляции психофизического развития детей раннего возраста // Проблемы младенчества: нейропсихолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. — М., 1999. 8. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. 9. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка — в ваших руках.— М.: Новая школа, 2000. 10. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений // Избр. психол. тр. — М., 1986. — Т. 2 — 430 с. 11.Локалова Н.П. Уроки психологического развития для младших подростков 12. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Материалы к урокам для учащихся 1- 4 классов. Ось -89, 2008 13. Мазепина Т. Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах (Серия «Мир вашего ребенка»). — Ростов н/Д: Феникс, 2003. 14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М., 1999. 15. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста // Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988. 16. Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 1997. 17. Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости. Практическое пособие. Библиотека психолога образования, Айрис-Пресс,2008 18. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 1960. 19. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников. — Петрозаводск, 1992. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок «Творчество Н. М. Рубцова» разработан с учётом поурочного планирования. Рассчитан на возрастную группу учащихся 16 17 лет (11... | Программа физкультурно спортивной направленности. В группу первого... Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом | ||
Пояснительная записка 3 Теоретические основы внеурочной деятельности... «Методические рекомендации по содержательно-методическому обеспечению внеурочной деятельности сельских школьников духовно-нравственной... | Методические рекомендации по реализации внеурочной деятельности сельских... Методические рекомендации по реализации внеурочной деятельности сельских школьников духовно-нравственной направленности | ||
Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества»... Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна,... | Планирование деятельности сетевого сообщества учителей логопедов Великого Новгорода на 2012 год Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно... | ||
Перечень коррекционно-развивающих программ, предлагаемых для реализации... Перечень коррекционно-развивающих программ реализуемых на базе мбоу «Центр пмсс» (индивидуальная работа с обучающимся по заявлениям... | Колосницын Павел Павлович Возраст обучающихся: 12-17 лет Срок реализации... Программа дополнительного образования «Археология Новгородской земли» имеет туристско-краеведческую направленность | ||
Программа кружка шахматы возраст детей 7-15 лет Срок реализации программы 3 года Обучающий семинар «Методика организации проектной – исследовательской деятельности» | Образовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации... Образовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации 8 (9) лет). – Нытва, 2011. с. 68 | ||
Программа кружка «Magic English» («Волшебный английский») возраст... Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным... | Программа курса по бисероплетению Для детей 13 16 лет Срок реализации программы 4 года | ||
Программа рассмотрена на Методическом совете Протокол №1 от 23. 08. 2012г Программа «Юный программист» относится к обще-интеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок... | Программа «Ритмика и танец» Срок реализация 1 год Программу составила... При составлении рабочей программы автор использовал образовательную программу дополнительного образования детей "Гармония" (ритмика... | ||
Образовательная программа моу дод «Дом детского творчества» Занятия в объединениях проводятся по типовым, модифицированным программам, одной тематической направленности или комплексным, интегрированным... | Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детскиЙ сад комбинированного вида №14 |