Программа рассмотрена на Методическом совете
Протокол №1 от 23.08.2012г.
|
| Программа утверждена на Педагогическом совете
Протокол №1 от 30.08.2012г.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»
ЮНЫЙ ПРОГРАММИСТ Рабочая программа внеурочной деятельности
обучающихся 5-9 классов Обще-интеллектуальное направление
Составитель:
Митин О.В., учитель географии
Старопестерево- 2012г. Пояснительная записка
Программа «Юный программист» относится к обще-интеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок реализации программы 2012-2017 уч.г. Составитель: Митин О.В., учитель географии. Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО.
XXI век ознаменовался небывалым развитием электронно-вычислительной техники, в частности компьютеров и прикладных программ, и теперь необходимость владеть ими актуальна не только для узкоспециализированных, высококвалифицированных специалистов, но и для учащихся школ. Компьютер стал не только инструментом расчета сложных математических задач, но и многофункциональной системой для общения, работы и развлечения людей всех возрастов. Данный курс знакомит учащихся с различными сторонами обслуживания и работы на компьютере. Цель программы:
Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой; формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач, связанных с обработкой текста, графики и мультимедиа, подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества. Задачи курса
Формировать общую культуру, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие
Научить школьников приемам организации информации.
Дать первоначальное представление о компьютере и сферах его применения.
Дать школьникам первоначальное представление работы с операционной системой, мультимедиа файлами, графическими объектами
Дать школьникам первоначальное представление о процессе программирования; научить созданию собственного ПО;
Развивать память, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
Выявлять причинно-следственные связи при обработке информации;
Развивать абстрактное и логическое мышления;
Способствовать развитию умения творчески и рационально подходить к решению задач;
Воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, развитие навыков сотрудничества;
Способствовать отработке умения работать в малой группе, культуры общения, ведения диалога;
Бережного отношения к школьному имуществу;
Навыков здорового образа жизни.
Новизна программы заключается в том, что:
Программа может изучаться вне зависимости от уровня владения учащимся компьютером.
Программа может изучаться вне зависимости от преподаваемого количества часов информатики.
Может служить дополнением к урокам информатики в различных классах.
Имеет практико-ориентированное содержание.
Затрагивает различные стороны работы и на компьютере: от набора текста до написания собственных программ.
Актуальность:
Развивает навыки и дополняет знания, полученные на уроках информатики.
Позволяет научиться самостоятельно обслуживать свой компьютер.
Знания, полученные при изучении курса, направлены на практическое применение в повседневной жизни.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что обучающимся предоставляется самостоятельность и возможность для самовыражения, поддерживается интерес и навыки созидательной и творческой деятельности.
Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в данном образовательном учреждении;
Содержание программы «Юный программист» основано на межпредметных связях информатики, географии, черчения, изобразительного искусства, истории, краеведения.
Программа реализуется в 5-9 классах, основные формы проведения занятий – исследования, творческие лаборатории, проектная деятельность. Занятия ведутся 1 раз в неделю по 1 часу. Место проведения занятий - кабинет истории, оснащенный ПК с выходом в Интернет. Особенности реализации программы:
Программа предусматривает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть связана с изучением основ информатики, знакомство с прикладными программами и их особенностями.
Изучение интересов обучающихся и определение тематики индивидуальных проектов. Формирование проектов и создание единой базы.
Использование проектов при изучении географии России и краеведения.
Размещение работ на школьном сайте.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
| Выпускник получит возможность для формирования:
| внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы здоровьесберегающего поведения;
| внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
|
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
| Выпускник получит возможность научиться:
| принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
| в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
|
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
| Выпускник получит возможность научиться:
| осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
| осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
|
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится
| Выпускник получит возможность научиться
| адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
| учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
|
Планируемые результаты освоения программы кружка:
Предметные
Знать/понимать:
устройство современного компьютера и периферийных устройств, их назначение и области применений;
как работает операционная система;
виды и назначение прикладного программного обеспечения;
приемы оцифровки и обработки текстовой и графической информации;
принципы составления презентаций;
устройство современного компьютера и периферийных устройств, их назначение и области применений;
способы создания цифрового фото;
виды и назначение прикладного программного обеспечения для обработки аудио, видео и фото файлов;
приемы оцифровки и обработки мультимедиа информации;
принципы создания собственных видео роликов;
устройство современного компьютера и периферийных устройств, их назначение и области применений;
основы чистки и обслуживания компьютера;
виды и назначение прикладного программного обеспечения для защиты и поддержания работоспособности компьютера;
процесс смены и восстановления операционной системы;
характеристики модулей компьютера;
принципы работы современного цифрового фотоаппарата;
разницу в форматах графических файлов;
основы профессионального фотографирования;
принципы работы редактора Photoshop;
основы обработки цифрового фото и фотомонтажа;
принципы работы компьютерных алгоритмов и логику выполнения компьютером команд;
основы работы программы MultimediaBuilder;
принципы составления компьютерных программ;
Уметь:
определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, интернете;
анализировать полученные из наблюдений сведения;
обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
составлять и исполнять несложные алгоритмы;
создавать свои источники информации — информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы)
организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
использовать информацию для построения умозаключений;
выполнять творческие проекты
уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
производить поиск по заданному условию;
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
выбирать периферийные устройства на компьютер для обработки аудио и видео файлов;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, интернете;
анализировать полученные из наблюдений сведения;
создавать цифровое фото в разных стилях;
сохранять графические файлы в различных форматах;
определять формат сохранения мультимедиа файлов;
сохранять аудио и видео файлы в различных форматах;
обрабатывать и редактировать аудио и видео файлы;
создавать свои информационные проекты (графические работы, аудиодорожки, видео клипы)
выполнять творческие проекты
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
производить самостоятельно чистку и обслуживание компьютера;
различать периферийные устройства по их техническим характеристикам;
анализировать полученные из наблюдений сведения;
производить смену и восстановление операционной системы;
производить поиск, скачивание и установку необходимых драйверов;
считывать техническую информацию тестирования компьютера;
подключать периферийные устройства к компьютеру, обеспечивать их работоспособность;
устанавливать и настраивать антивирусное программное обеспечение;
разбираться в многообразии прикладного программного обеспечения, устанавливать и настраивать.
делать фотоснимки на различную тематику;
сохранять графические файлы в любом из форматов;
обрабатывать фотоснимки в фоторедакторе Photoshop;
делать фотомонтаж и восстановление старых фотографий;
раскрашивать старые черно-белые снимки;
владеть фоторедактором Photoshop;
составлять алгоритмы выполнения действий;
работать в программной среде MultimediaBuilder;
создавать компьютерные программы в среде MultimediaBuilder;
делать фотомонтаж и восстановление старых фотографий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
использования компьютера как инструмент обучения и развития;
умения осознанно выбирать себе компьютер и периферийные устройства;
оказывать помощь в овладении компьютером членам своей семьи;
создания домашней видео коллекции и слайд-шоу;
оцифровывания необходимой информации;
обслуживания и настройки собственного компьютера;
поддержания работоспособности операционной системы собственного компьютера;
установки дополнительного программного обеспечения;
умения правильно и качественно делать фотоснимки;
работы с графическими файлами различной кодировки;
работы в графических редакторах;
обработки фотографий и создания фотомонтажа необходимой тематики;
развития собственных творческих способностей в сфере программирования;
обслуживания и настройки собственного компьютера;
установки и создания собственного дополнительного программного обеспечения;
Метапредметные
Учебно-организационные:
определять учебную задачу;
выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;
вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи;
самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями;
оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
владеть различными способами самоконтроля;
Учебно-информационные:
работать с различными источниками информации
анализировать и структурировать получаемую информацию
корректировать проекты
планировать деятельность на основе изученных источников информации
моделировать конечный программный продукт
Учебно-логические:
устанавливать причинно-следственные связи
оперировать понятиями при обсуждении проблем
соотносить качество выполнения учебной задачи
уметь доказывать целесообразность применения действий при решении поставленной учебной задачи
обобщать и подытоживать информацию
проводить работу исследовательского характера
Учебно-коммуникативные:
выслушивать мнения других;
оценивать различные точки зрения;
организовывать совместную деятельность;
владеть культурой речи;
владеть навыками дискуссии.
Личностные
формировать чувство коллективизма
прививать стремление доводить начатое действие до логического конца
приучать к аккуратности при выполнении поставленной задачи
поощрять креативность при выполнении проектов
Три уровня результатов
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе ит.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, интернете;
анализировать полученные из наблюдений сведения;
обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, развитие навыков сотрудничества;
способствовать отработке умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога;
бережного отношения к школьному имуществу;
навыков здорового образажизни.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
выполнять творческие проекты
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
оказывать помощь в овладении компьютером членам своей семьи;
развития собственных творческих способностей в сфере программирования;
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
|