Методика преподавания психологии Под ред д-ра психол наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр





НазваниеМетодика преподавания психологии Под ред д-ра психол наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр
страница1/20
Дата публикации03.08.2014
Размер1.87 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Психология > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Панибратцева 3. М.

Методика преподавания психологии

Под ред. д-ра психол. наук проф. А. А. Люблинской.

М. «Просвещение», 1971. 152 стр.





Панибратцева 3. М. 1

Методика преподавания психологии 1

Под ред. д-ра психол. наук проф. А. А. Люблинской. 1

М. «Просвещение», 1971. 152 стр. 1

Часть I 2

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ 2

ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА ПСИХОЛОГИИ 2

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ И СРЕДСТВА, ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ 6

Демонстрационный эксперимент 7

Наблюдение 8

Использование фотографий, картин, таблиц, схем, чертежей 12

Использование кинофильмов 13

СПИСОК УЧЕБНЫХ ФИЛЬМОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ В КУРСЕ ПСИХОЛОГИИ 14

Словесная наглядность 14

Организация самостоятельной работы учащихся 17

Внеклассная работа по психологии 19

Ч а с т ь II 21

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ НАД ОТДЕЛЬНЫМИ ТЕМАМИ КУРСА ПСИХОЛОГИИ 21

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 21

ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ 25

ЛИТЕРАТУРА 26

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ 26

ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ 30

ЛИТЕРАТУРА 31

ОЩУЩЕНИЕ 31

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ 34

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ СЛОВ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В I КЛАССЕ 36

ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ 36

Литература 37

ВОСПРИЯТИЕ 37

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ 40

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ВОСПРИЯТИЕМ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ 42

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 43

ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ 43

ЛИТЕРАТУРА 44

ВНИМАНИЕ 44

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ 46

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКЕ ЗА ВНИМАНИЕМ УЧАЩИХСЯ 48

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 49

ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ 49

ЛИТЕРАТУРА 49

ПАМЯТЬ 50

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ 53

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 56

ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ 57

ЛИТЕРАТУРА 58

ВООБРАЖЕНИЕ 59

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ 61

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 62

ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ 62

ЛИТЕРАТУРА 63

МЫШЛЕНИЕ 63

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ 68

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ ЗА МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОНЯТИЙ 69

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 70

ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ 71

ЛИТЕРАТУРА 72

РЕЧЬ 73

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ 77

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 78

ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ 78

ЛИТЕРАТУРА 79



Часть I

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА ПСИХОЛОГИИ


Перед преподавателем психологии педагогического учили­ща стоят следующие важные задачи:

1. Формировать у учащихся — будущих учителей — марк­систско-ленинское мировоззрение и высокие моральные качества личности.

2. Воспитывать у учащихся профессиональную направлен­ность: интерес .к учительской деятельности, любовь к детям, стремление изучать ребенка, познавать особенности его психи­ки, чтобы, основываясь на этих знаниях, можно было активно участвовать в формировании личности ребенка.

3. Развивать у учащихся умение применять теоретические знания психологии в педагогической практике, умение наблю­дать за учебно-воспитательным процессом и процессом форми­рования личности ребенка, развивать умение анализировать и обобщать наблюдения, делать на их основе выводы о причи­нах возникновения и развития психических особенностей детей, проявляющихся в их поведении, отношении к учебной работе, к товарищам.

Усвоенные учащимися педагогического училища основные положения материалистической психологии о сущности психи­ки как отражения действительности, о причинной обусловлен­ности психических явлений, об их рефлекторной основе стано­вятся фундаментом формирующегося у них материалистическо­го мировоззрения. Рассматривая психические явления в их раз­витии и взаимосвязи, учащиеся привыкают мыслить диалекти­чески. Добиваясь правильного научного понимания природы психических явлений, преподаватель психологии помогает уча­щимся преодолевать суеверия, предрассудки, обывательские взгляды на психику.

Излагаемые на уроках психологии научные положения не должны декларироваться преподавателем и приниматься уча­щимися на веру, пассивно, без рассуждений. [3]

Преподаватель психологии в педагогическом училище вла­деет достаточным фактическим материалом, убеждающим уча­щихся в истинности основных положений науки. При этом важ­но отобрать такие факты экспериментальных психологических исследований, которые бы убедительно доказывали правиль­ность излагаемых теоретических положений и способствовали углубленному пониманию учащимися закономерностей психики человека.

Преподаватель психологии должен стремиться к тому, что­бы психологические знания, получаемые учащимися, не остава­лись абстрактными и формальными, а превращались бы в убе­ждения, в руководство их будущей практической педагогиче­ской деятельностью. Одним из основных условий такого прев­ращения является преломление получаемых знаний через соб­ственный опыт человека, самостоятельное продумывание, пере­живание познаваемого и определение своего отношения к нему. Именно поэтому важную роль играет самостоятельная работа учащихся, направленная на накопление фактов о психической деятельности человека, анализ и объяснение их.

Для формирования у учащихся научного, диалектико-материалистического мировоззрения очень важно ярко выражен­ное эмоциональное отношение самого преподавателя к психо­логическим знаниям, его убежденность в истинности излагае­мых теоретических положений. Такое отношение преподавате­ля вызывает у учащихся интерес к предмету, стремление овла­деть психологическими знаниями, углублять и расширять их са­мостоятельно. Важно, чтобы преподаватель хорошо знал совре­менное состояние науки, был в курсе проводимых в настоящее время психологических исследований, мог бы ответить на воз­никающие у учащихся вопросы.

Формирование мировоззрения учащихся тесно связано с вос­питанием моральных качеств личности будущего учителя.

Проблема личности занимает центральное место в курсе психологии. Все психические явления рассматриваются как проявления целостной личности в процессе ее формирования. Психология раскрывает перед учащимися богатство внутрен­него облика советского человека, раскрывает условия форми­рования направленности, характера, способностей. Из курса психологии учащиеся. узнают о многообразии человеческих ха­рактеров, о том, как важно учителю знать особенности личности каждого ученика, его интересы, склонности, способности, что­бы правильно воздействовать на него. Нацеленность курса пси­хологии на изучение личности вызывает у учащихся интерес к внутреннему миру человека, желание проникнуть в его сущность, понять психические особенности других людей и свои соб­ственные. Стремление осознать качества своей памяти, внима­ния, воли, характера и совершенствовать их имеет большое [4] значение в формировании самосознания учащихся. Умело исполь­зуя интерес учащихся к внутреннему миру человека, препо­даватель психологии помогает им осознать ответственность пе­ред обществам за формирование в себе качеств и способностей, представляющих социальную ценность, ставит перед ними за­дачи самовоспитания.

Вопросы самовоспитания тесно связаны с формированием профессиональной направленности учащихся. В это понятие включается интерес к своей будущей профессии, желание стать хорошим учителем и стремление воспитать в себе свойства и способности, характерные для передового учителя. Знакомство с работой лучших учителей путем непосредственного наблюде­ния, проводимого в школе под руководством преподавателя психологии, анализ сущности их педагогического мастерства, изучение педагогической литературы позволят учащимся уви­деть положительные качества личности, общие для всех учите­лей— мастеров педагогической деятельности. Учащиеся педаго­гического училища должны приобрести также умение применять свои знания на практике. Проверяемые практикой и применяе­мые на практике знания не остаются формальными, они стано­вятся убеждениями.

Как и в любой профессиональной деятельности, будущие учителя должны овладеть знаниями, умениями и навыками, не­обходимыми в педагогическом труде. Преподаватель психоло­гии учит учащихся наблюдать за детьми в школе, в условиях учебно-воспитательной работы, учит их анализировать свои на­блюдения, помогает ответить на вопросы, возникшие у них в процессе наблюдения. Часто преподаватель психологии- препо­дает и педагогику, руководит педагогической практикой уча­щихся. Благодаря этому он имеет возможность организовать систематические наблюдения учащихся за особенностями вос­приятия, внимания, мышления детей на уроках, за формирова­нием личности ребенка, развитием его чувств, интересов, харак­тера, способностей. Углубленный анализ этих наблюдений по­может учащимся лучше понять причины некоторых явлений, "вызывающих иногда недоумение учителя и представляющих трудности в его работе, например, понять причины невниматель­ности детей на некоторых уроках, происхождение типичных грамматических ошибок, изменения в поведении и успеваемо­сти ребенка.

В процессе наблюдения у учащихся возникнут вопросы, от­ветить на которые они смогут, только зная психологические за­кономерности. Это побудит их самостоятельно изучать психо­логическую литературу, вызовет потребность накапливать пси­хологические знания.

Чтобы научить учащихся наблюдать и осмысливать свои на­блюдения, преподаватель психологии сам должен уметь наблюдать, [5] анализировать и обобщать психологические факты пове­дения детей.

Преподавателю психологии необходимо хорошо владеть ме­тодикой преподавания, чтобы осуществить поставленные перед ним задачи. Методика преподавания психологии не только ана­лизирует отдельные приемы и способы обучения, но и помога­ет преподавателю выделить в содержании учебного предмета самое существенное, педагогически значимое, из всего много­образия психологических фактов выбрать самые убедительные. Методические рекомендации должны помочь преподавателю психологии уяснить, какие принципиальные положения лежат в основе курса психологии, в какой последовательности целе­сообразно излагать весь материал.

В первой части данного пособия освещены эти вопросы, а также рекомендованы методические приемы, повышающие эф­фективность преподавания: применение наглядности в курсе психологии, организация самостоятельной работы учащихся, организация и проведение внеклассной работы. Во второй час­ти даны примерные методические разработки отдельных тем курса. На этот конкретный материал преподаватель психоло­гии может опираться, используя приведенные в качестве приме­ра методические приемы.

Научное объяснение психических явлений строится на сле­дующих положениях.

1. Все психические явления рассматриваются марксистской психологией как отражение действительности. Отражая мир в процессе деятельности, человек получает знания о предметах и явлениях окружающего мир-а, об .их свойствах и качествах, свя­зях и отношениях между ними. Отражение действительности человеком носит активный характер, потому что оно происхо­дит в процессе его деятельности, изменяющей и преобразующей окружающее. Все, что познает человек, преломляется сквозь призму его индивидуальных особенностей, накопленного им опы­та и знаний. В процессе психической деятельности в сознании человека формируется субъективный образ объективного мира.

2. Психика есть свойство особым образом организованной материи — мозга. Данные научных исследований, клинические наблюдения неопровержимо доказывают правильность этого положения. В основе психических явлений лежит рефлекторная деятельность мозга, которая возникает под воздействием внеш­ней среды. Это воздействие вызывает протекание в мозгу нерв­ных процессов возбуждения и торможения, образование нерв­ных связей. Рефлекторная деятельность мозга обеспечивает от­ветную реакцию организма на воздействие извне.

Обратная информация, поступающая в мозг от рецепторов, определяет эффективность реакции. В состав обратной афферентации могут входить как рецепторы, находящиеся в мышцах [6] и связках, выполняющих движение, так и зрительные, слуховые и другие рецепторы, сигнализирующие об условиях выполнения действия и о его результатах. Благодаря наличию обратной афферентации возможна саморегуляция деятельности организма животных и человека. Эта регуляция определяется не только внешними воздействиями, но и тем комплексом нервных связей, который образовался в мозгу в результате прошлых воздейст­вий, т. е. прошлым опытом животных и человека. Совпадение результатов действия с представлением о нем, сформировав­шимся в прошлом опыте человека, обеспечивает выполнение этого действия. Регулирующая роль психики, обусловленная усложнением строения и функций нервной системы, возрастает в процессе эволюции.

3. Вся психическая деятельность человека причинно обу­словлена. Она вызывается воздействиями внешней среды и вну­тренними состояниями личности, отвечающей на эти воздейст­вия. Мысли и чувства человека, все его действия и поступки обусловлены его предшествующей жизнью, условиями среды и воспитания. Чтобы объяснить их, нужно знать мотивы его пос­тупков. Понять причины, вызвавшие их, можно, только зная, в каких условиях человек рос, какие люди его окружали, каковы его отношения с ними. Чтобы правильно воздействовать на уче­ников, учителю важно знать не только особенности их личности в настоящем, но и историю их развития.

4. Все психические явления рассматриваются в их разви­тии. Это положение относится к развитию психики животных, историческому развитию сознания человека и развитию психи­ки ребенка. Развитие есть всегда качественное изменение, воз­никновение нового. В процессе развития формируются, напри­мер, такие свойства личности, как наблюдательность, сила и яркость воображения, глубина и острота мысли, возникают и развиваются новые, сложные, высшие человеческие чувства — патриотизм, чувство долга, чуткость и др. Новые свойства лич­ности возникают и формируются в процессе практической дея­тельности, в общении с другими людьми. Так, в процессе вос­приятия развивается наблюдательность; решая мыслительные задачи, человек овладевает операциями мышления: анализом и синтезом, сравнением, обобщением и абстрагированием; в деятельности развиваются умственные способности человека. Совершенствуется в процессе развития и сложное волевое дей­ствие — неясные побуждения, лежащие в основе действий ре­бенка, у взрослого становятся осознанными мотивами целена­правленной деятельности. Волевые качества — решительность, настойчивость, инициативность — развиваются лишь в про­цессе выполнения волевых действий. [7]

Причины психического развития личности лежат в противо­речиях, возникающих между требованиями, предъявляемыми к ребенку условиями жизни и деятельности, и его возможностя­ми, т. е. достигнутым им уровнем развития, недостаточным уже для удовлетворения этих требований.

5. Психика человека проявляется и формируется в его дея­тельности. Человек познает предметы, их свойства, связи между ними, только воздействуя на них. В деятельности человек познает других людей и самого себя. Специфика деятельности, потребность в успешном ее выполнении влияет на развитие раз­личных сторон личности.

6. Каждое психическое явление должно рассматриваться в его целостности. Психология человека есть психология целост­ной личности. Особенности личности, ее направленность, зна­ния, жизненный опыт придают своеобразие психическим явле­ниям. Черты темперамента человека влияют на особенности протекания многих психических процессов. Формируясь в про­цессе деятельности, психические свойства личности влияют на протекание психических процессов, меняя их характер, опре­деляют действия и поступки человека. Все стороны личности взаимосвязаны. От направленности личности зависит мотива­ция ее деятельности, способность к целенаправленным волевым действиям. Изменение направленности личности и содержания ее чувств связано с возникновением новых потребностей и ин­тересов. Развитие внимания зависит от формирования волевых черт в характере ребенка.

7. Теоретические психологические знания должны быть связаны с практической педагогической деятельностью. Основное место в курсе психологии в педагогическом училище зани­мает детская и педагогическая психология. Знания особенно­стей детской психики и закономерностей ее развития даются на основе знаний об общих закономерностях психической деятель­ности человека. Изучение особенностей психики ребенка связа­но с выяснением причин и условий их возникновения и развития.

В курсе детской психологии рассматриваются основные ли­нии и перспективы развития психики ребенка. Выясняется зна­чение для формирования его личности целенаправленного воз­действия на него взрослых, которые организуют деятельность и образ жизни детей. Чтобы понять сущность процесса разви­тия психики, нужно проследить за формированием индивиду­альных психических свойств. Совокупность этих свойств опре­деляет психологический облик личности ребенка. Поэтому в изучении детской психики должен быть личностный подход.

Если курс психологии в педагогическом училище будет построен на таких принципиальных основах, он поможет уча­щимся понять жизненное, практическое значение психологиче­ских знаний и станет важным условием формирования личности будущих учителей. [8]

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика преподавания психологии Под ред д-ра психол наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр iconВестник балтийской педагогической академии
Доктор психол наук, проф. И. П. Волков; доктор мед наук, проф. Ю. А. Горяев, канд мед наук, доц. А. Н. Калягин, доктор мед наук,...
Методика преподавания психологии Под ред д-ра психол наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр iconН72 Авторы: докт ист ист наук, проф. А. М. Родригес; докт ист наук,...
Новейшая история зарубежных стран. XX век. Пособие для учащихся 10-11 кл общеобразовательных учреждений / Под ред. А. М. Родригеса:...
Методика преподавания психологии Под ред д-ра психол наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр iconЛощилина Т. Е. общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных...
Прочитать текст учебника Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных...
Методика преподавания психологии Под ред д-ра психол наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практика по методике преподавания психологии проводится на специальности «психология» (дополнительная специальность на иесэн) для...
Методика преподавания психологии Под ред д-ра психол наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр iconМурманский государственный гуманитарный университет актуальные проблемы психологии в образовании
Рецензенты: А. В. Прялухина, канд психол наук, доцент, зав кафедрой социальной работы, психологии и социального права Российского...
Методика преподавания психологии Под ред д-ра психол наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр iconКнига доступна и полезна также и мамам (отцам, бабушкам и дедушкам),...
Член-корр. Российской академии образования, д-р психол наук, профессор, зав кафедрой психологии личности факультета психологии мгу...
Методика преподавания психологии Под ред д-ра психол наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр iconКвалификация (степень) выпускника: бакалавр
Автор: д-р психол наук, профессор, зав кафедрой педагогики и педагогической психологии М. М. Кашапов
Методика преподавания психологии Под ред д-ра психол наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр iconН. И. Иголкина, канд пед наук, Р. М. Базылева, канд филол наук (отв...
Лингвометодические проблемы преподавания иностранных языков в высшей школе: Межвуз сб науч тр. / Под ред. Л. И. Сокиркиной. – Саратов:...
Методика преподавания психологии Под ред д-ра психол наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Доцент кафедры психологии развития и инноваций Института психологии социологии и социальных отношений гбоу впо мгпу, к психол н.,...
Методика преподавания психологии Под ред д-ра психол наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Под ред. О. Я. Боксера, д-ра мед наук, проф., акад. Рамтн, засл деятеля науки РФ
Методика преподавания психологии Под ред д-ра психол наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Автор программы: Недосека О. Н., канд психол наук, доцент кафедры психологии мггу
Методика преподавания психологии Под ред д-ра психол наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по методике...
«Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология...
Методика преподавания психологии Под ред д-ра психол наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр iconПрограмма по дисциплине Социальная психология для специальности
Программа составлена: Утверждено на заседании к психол наук, доцентом Борцовой М. В. кафедры психологии Пр. №1 от 29. 08. 10
Методика преподавания психологии Под ред д-ра психол наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр iconКурс лекций по психодиагностике -херсон, хф омурч «Украина», 2008 г. 155 стр
Спб.: Питер, 2001. – 688 с. (Серия «Мастера психологии»); Психологическая диагностика: Учебник для вузов/Под ред. М. К. Акимовой,...
Методика преподавания психологии Под ред д-ра психол наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Автор программы: Недосека О. Н., канд психол наук, доцент кафедры психологии мггу
Методика преподавания психологии Под ред д-ра психол наук проф. А. А. Люблинской. М. «Просвещение», 1971. 152 стр iconСборник задач и тестов по психологии и педагогике./ Под общей редакцией...
Московский государственный университет тонких химических технологий им. М. В. Ломоносова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск