«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
Ж.Ж.Руссо
Ребёнка можно назвать здоровым, если он:
В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему работать в оптимальном режиме;
В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Выделяют 10 наиболее значимых факторов, влияющих на здоровье человека:
профилактика вредных привычек;
культура питания;
оптимальные физические нагрузки;
психологический фактор (эмоциональное благополучие);
сон, отдых;
экологический фактор;
личная гигиена;
своевременная медицинская помощь;
социально-экономический фактор;
наследственность
Термин «психическое здоровье» был введён Всемирной организацией здравоохранения и определён как резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах.
И.В. Дубровина, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, выделяет три уровня психологического здоровья ребенка.
К первому уровню относятся дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношениям к действительности.
Ко второму адаптивному уровню относится большинство относительно «благополучных» детей, в целом адаптированных к социуму, но по результативности диагностических исследований проявляющих отдельные признаки дезадаптации, обладающих повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически развивающей направленности. Эта группа относительного риска, она довольно многочисленна.
К третьему низкому уровню психического здоровья, ассимилятивно аккомадативному, относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомадации, т.е. либо не способные к гармоничному взаимодействию, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмом защиты, отделением себя от травмирующих влияний среды. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффективных капризах и т.д. Для детей с преобладанием процессов аккомадации, напротив, характерно наблюдается приспособничество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Это «удобные», тихие дети, прилежные и старательные, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, которые не всегда замечают, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта. Этой группе детей следует уделять особое внимание.
С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу, обеспечивающую «зону» ближайшего развития.
Детям второй группы необходима целенаправленная, психопрофилактическая помощь с использованием групповой работы.
Детям, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная помощь.
Чтобы не допускать перегрузки и сохранить здоровье учащихся на уроках, необходимо:
создавать благоприятный психологический климат;
подбирать дифференцированные задания по степени сложности с учётом интеллектуального уровня учащихся;
подбирать задания с использованием ведущей модальности;
строить урок с учётом динамики внимания учащихся;
проводить динамические паузы и зрительную гимнастику;
для анализа использовать информацию, направленную на пропаганду здорового образа жизни, формирование гражданской позиции;
использовать эмоциональную разрядку (юмористические картинки, задания, афоризмы).
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
Ж.Ж.Руссо
Ребёнка можно назвать здоровым, если он:
В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему работать в оптимальном режиме;
В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Выделяют 10 наиболее значимых факторов, влияющих на здоровье человека:
профилактика вредных привычек;
культура питания;
оптимальные физические нагрузки;
психологический фактор (эмоциональное благополучие);
сон, отдых;
экологический фактор;
личная гигиена;
своевременная медицинская помощь;
социально-экономический фактор;
наследственность
Термин «психическое здоровье» был введён Всемирной организацией здравоохранения и определён как резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах.
И.В. Дубровина, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, выделяет три уровня психологического здоровья ребенка.
К первому уровню относятся дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношениям к действительности.
Ко второму адаптивному уровню относится большинство относительно «благополучных» детей, в целом адаптированных к социуму, но по результативности диагностических исследований проявляющих отдельные признаки дезадаптации, обладающих повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически развивающей направленности. Эта группа относительного риска, она довольно многочисленна.
К третьему низкому уровню психического здоровья, ассимилятивно аккомадативному, относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомадации, т.е. либо не способные к гармоничному взаимодействию, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмом защиты, отделением себя от травмирующих влияний среды. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффективных капризах и т.д. Для детей с преобладанием процессов аккомадации, напротив, характерно наблюдается приспособничество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Это «удобные», тихие дети, прилежные и старательные, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, которые не всегда замечают, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта. Этой группе детей следует уделять особое внимание.
С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу, обеспечивающую «зону» ближайшего развития.
Детям второй группы необходима целенаправленная, психопрофилактическая помощь с использованием групповой работы.
Детям, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная помощь.
Чтобы не допускать перегрузки и сохранить здоровье учащихся на уроках, необходимо:
создавать благоприятный психологический климат;
подбирать дифференцированные задания по степени сложности с учётом интеллектуального уровня учащихся;
подбирать задания с использованием ведущей модальности;
строить урок с учётом динамики внимания учащихся;
проводить динамические паузы и зрительную гимнастику;
для анализа использовать информацию, направленную на пропаганду здорового образа жизни, формирование гражданской позиции;
использовать эмоциональную разрядку (юмористические картинки, задания, афоризмы).
|