М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов)





Скачать 124.34 Kb.
НазваниеМ. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов)
Дата публикации30.09.2014
Размер124.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы


Опыт реализации алгоритма организации преемственности

педагогическим коллективом

МОУ «Гимназия №23» г. о. Саранск

Республики Мордовия
М. В. Борисова (учитель начальных классов),

М.В. Рогозина (учитель начальных классов)

Алгоритм организации преемственности между ступенями начального и основного образования, насчитывает восемь шагов.
1-й шаг. Создание приказом администрации образовательного учреждения временного методобъединения учителей начальной и основной школы.


Вопросы для анализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесла реализация этого шага?

С созданием временного методического объединение учителей начальных классов и основной школы, действительно произошли положительные изменения, а именно общее руководство методической работы возглавила Шакина В.Г. владеющая данной проблемой, разработан конкретный план. Определена тематика работы

Многие вопросы снимались благодаря методическим рекомендациям «Школы 2100». Многие коллеги свои проведенные уроки анализировали совместно с методистами МРИО, а более удачные размещали на сайтах, через электронную почту, общались с авторами пособий «Школы 2100».


Какие трудности возникали при реализации этого шага?

- субъективный фактор каждого участника эксперимента

- осознание всеми коллегами потребности учиться новому пошаговому алгоритму.

- оказывают нежелание проводить уроки по преемственности в рамках открытых семинарах.


Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).

- провести среди коллег экспертные процедуры, оценить положительный опыт.

- организовать систему консультаций программу работы педагогов в данном направлении.

- чаще напоминать основные результаты работы и знакомить с промежуточными результатами хотя бы в каникулярное время или в ходе предметных недель, делать анализ посещенных уроков.

-создать методическое объединение более продолжительное во временных рамках, не ограничиваться одним годом? Пусть учителя начального и основного звена, работающие по ОС «Школа 2100» чаще встречаются, решают насущные пробле-мы, делятся опытом.

Главное:

- не стоит подвергать проект критике. В нем есть свои положительные


2-й шаг. Договоренность внутри методобъединения о едином понимании целей: уровне общеучебных умений, которые необходимо получить
Учителя начальных классов

Учителя основной школы

Администрация

на выходе из начальной школы и далее развивать в 5-6 классах, о соблюдении единых технологий и принципов системы «Школа 2100».


Вопросы для анализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесла реализация этого шага?


Выработка единых целей, к которым необходимо стремиться, позволила педагогам понять, что не стоит «тянуть одеяло на себя». Ведь часто мы похожи на героев басни И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак».

Какие трудности возникали при реализации этого шага?

- если многие учителя начального звена уже в течение нескольких лет работают по ОС «Школа 2100», то для учителей основной школы это новое поле деятельности. Учителя основной школы постепенно осваивают технологии проблемного обучения и продуктивного чтения, а вот технология оценивания учебных успехов, первые шаги которой достаточно успешно реализуются учителями начальных классов, пока не затронула коллег из основной школы. Предстояло провести семинар-практикум, который наглядно показал важность и необходимость использования данной технологии, продолжать осваивать следующие шаги алгоритма самооценки.

- формирование функционально грамотной личности (дети с разными способностями хоть и гимназические классы).


Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).

- постепенно согласовывать внутренние основы личного мировоззрения учеников (поведение, мышление, оценка).




3-й шаг. Посещение учителями основной школы уроков в 4-м классе по своим предметам и коллективное обсуждение уроков с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования, демонстрации учениками требуемых умений.

Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. В ходе же обсуждения, педагоги начального и основного звена уточняют свои позиции и требования, предъявляемые к ученикам. Многие из умений, которые желали ли бы видеть у учеников учителя основной школы в начале 5-го класса (процедура устного ответа, правила ведения тетрадей и т.п.), можно и нужно скорректировать за оставшиеся полгода начальной школы.

Вопросы для анализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесла реализация этого шага?

Технология развивающего обучения действительно демонстрирует развитие требуемых явлений. В этом плане учителей начальной школы интересуют многие вопросы по формированию ценностных ориентаций, особенного процедура устного ответа. Удачна работа по продуктивным заданиям, используя побуждающий и подводящий диалог.


Какие трудности возникали при реализации этого шага?

Увязать каждое задание в учебнике с линией развития как конечную цель обучения.

Желательно давать ответ, не рассчитывая на наводящие вопросы учителя.


Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).

Выстраивая ответ, желательно, чтобы ученик использовал слова: согласен или не согласен вместо я считаю.




4-й шаг. Разработка и проведение учителями основной школы и педагогами начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут выступать в качестве консультантов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной школы – консультантами в нюансах своего предмета.

На этом шаге педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, как раз и могут почувствовать себя командой единомышленников, уточнить и скорректировать свои позиции. Одновременно ученики 4-го класса смогут познакомиться со своим будущим учителем-предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и психологически комфортным.

Вопросы для анализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесла реализация этого шага?

Переход на новую ступень должен быть комфортным.

- если требования учителей начальной школы и основного звена совпадают.

- инструмент контроля – не только оценка, но и похвала, выделять успешных, определять «слабое звено».

- давать объяснение своим действиям и действиям учеников.


Какие трудности возникали при реализации этого шага?

Не все коллеги начальной и основной уточняют и корректируют свои позиции «пришел в пятый класс - он взрослый».


Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).

Помочь найти средний «модуль», начальной школе один учитель, в пятом классе много и разные.




5-й шаг. Диагностика общеучебных и предметных умений, психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу.

Задача минимум – замерить уровень развития общеучебных умений на выходе из начальной школы, чтобы сравнить его с уровнем, который ученики покажут после адаптации в основной школе к середине 5-го класса. Задача максимум – сравнение также результатов предметных итоговых контрольных работ, сравнение психологического состояния, для чего необходимо провести тесты на уровень школьной тревожности, тесты развития самооценки, мотивированности к учебе и т.п.

Вопросы для анализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесла реализация этого шага?

Удачно:

- развитие умений работы с информацией.

- учить находить главное.

- выявление основных психологических факторов адаптации учащихся в условиях перехода из начального звена в среднее.

- уровень учебной мотивации и самооценки;

- возможность самореализации познава-тельной активности ученика;

- наиболее всесторонее развитие познава-тельной сферы.

-для определения данных факторов адаптации используется следующий диагностический блок: выявление уровня развития познавательной сферы по Гильбуху, модифицированная методика «Самооценка» Дембо-Рубинштейна, анкета измерения школьной мотивации по Лускановой, «Выбор любимых занятий» Божович-Матюхина, определение уровня школьной тревожности Филлипса. Факторы адаптации исследуются нами в два этапа: в конце 4-го класса и в первой четверти 5-го класса. Такой подход позволяет в достаточной мере реализовывать принцип преемственности между начальной и основной школой.

Какие трудности возникали при реализации этого шага?

- выстраивать личную индивидуальную образовательную траекторию. (не все дети в каждой новой теме урока, могут найти для себя интересное, некоторых приходиться заставлять работать.

-недостаточно высокий уровень произвольности учебной деятельности, самостоятельности, который должен быть характерен для 5-ка (не все дети способны принять проблему, поставленную учителем, самостоятельно организовать деятельность в рамках решения учебной проблемы)

-у 35% учащихся определяется достаточно высокий уровень школьной тревожности

-снижение уровня мотивации в начале 5-го класса

Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).

Уровень школьной тревожности – оценка и мотивация к учебе, будет нормальной, если отказаться от среднеарифметической оценки 3,6-3, а 3,7-4!

- оценки должны быть без «плюсов» и

« минусов».

- в полной мере удовлетворять потребность учащихся в познавательной активности высокого уровня ориентируясь на содержательный аспект учебной деятельности, поисковую, творческую деятельность



6-й шаг. Посещение уроков в 5-м классе руководителем методобъединения и учителями начальной школы.

Данный шаг осуществляется, когда ученики уже перейдут в основную школу. Педагоги, отвечающие за решение проблемы преемственности, должны своими глазами видеть, как адаптируются ученики к новым условиям и требованиям. Одновременно необходимо советами помогать учителям-предметникам реализовывать на практике совместные договоренности о преемственных технологиях в организации изучения нового знания (проблемный диалог), в работе с текстами (продуктивное чтение), в правилах оценивания и самооценивания образовательных достижений (технология оценивания учебных успехов).

Вопросы для анализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесла реализация этого шага?

Посещение уроков помогает профессио-нальному росту учителя, его компетент-ности, выявляет креативное распростране-ние опыта (видишь своими глазами)


Какие трудности возникали при реализации этого шага?

Стимулирование творчества


Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).

Инновационные процессы обучения «обрисовать» достойной оплатой




7-й шаг. Регулярные методобъединения в 5-м классе – обсуждение уроков, координация работы и решение возникающих проблем.

Принципиально важно в первые же две недели и далее регулярно встречаться учителям-предметникам и учителям бывших 4-х классов, чтобы обсуждать – какими видятся ученики в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. По любой проблеме можно коллективно найти решение в интересах развития личности каждого ученика.

Вопросы для анализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесла реализация этого шага?

Был создан коллектив единомышленников, что позволило повести конструктивный диалог между учителями разных ступеней образования. Мы стали прислушиваться друг к другу.


Какие трудности возникали при реализации этого шага?

- разный диапозон владения предложенными технологиями по данному алгоритму

Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).

- заранее (годом раньше )привлекать к работе методического объединения учителей, которые планирует работать по данной системе, чтобы они были уже информированы и могли сразу включиться в работу



8-й шаг. Определение эффективности работы по преемственности – диагностика общеучебных и предметных умений, анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива.

Этот шаг в большей степени рассчитан на третий год эксперимента, то есть на предстоящий учебный год. Сравнение результатов диагностики в 5-6-х и в 4-м классах покажет нам, как чувствуют себя ученики в новых условиях. Если в вашей школе проводилась какая-нибудь диагностика (психологическая, по уровню развития умений и т.п.), то Вы можете поделиться своим опытом. Если никакой диагностики не проводилось, то этот шаг будем заполнять в конце следующего учебного года.

Вопросы для анализа

Опыт образовательного учреждения

Какие положительные изменения принесла реализация этого шага?

Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации и т.п.). В рамках первых попыток построения системы таких метапредметных результатов мы встречаемся с новыми терминами: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные. Но внимательное сравнение позволяет увидеть знакомые ориентиры системы общеучебных умений, которую Образовательная система «Школа 2100» внедряет уже многие годы.

В качестве примера выращивания общеучебных умений служат используемые в Образовательной системе «Школа 2100» технологии: проблемно- диалогическая технология, технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология оценивания учебных успехов. С помощью проблемно-диалогической технологии школьники регулярно на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности. Целью технологии формирования типа правильной читательской деятельности является понимание текста. Работа с любым текстом делится на 3 этапа. 1) Работа с текстом до чтения с целью включения механизма антиципации. 2) Работа с текстом во время чтения с целью интерпретации текста, т.е. формулирование своей позиции. 3) Работа с текстом после чтения для понимания авторского смысла и корректировки своей интерпретации. И, конечно же, данная технология тоже развивает общеучебные умения. Целью технологии оценивания учебных успехов является самооценка учеником своих достижений. С помощью этой технологии оценивается решение какой-либо значимой задачи. А кем? Учеником в диалоге с учителем. Как мы видим, данная технология оценивания более приближена к жизненной.

Таким образом, учитель, работающий по учебникам Образовательной системы «Школа 2100», имеет возможность достигать новых целей образования, действуя привычно, просто качественно проводя уроки с использованием принятых в этой системе технологий.

В рамках Образовательной системы «Школа 2100» для достижения нового образовательного результата не только выстроена система общеучебных умений, не только используются технологии, позволяющие эффективно их развивать, но и сформирован понятный алгоритм реализации заявленных целей. Его иллюстрацией может служить схематический рисунок «пирамиды успеха», позволяющей на основе системы продуктивных заданий в каждом из учебников достичь целей каждого предмета, а с их помощью обеспечить метапредметные результаты и, в конечном итоге, достичь цели образования – вырастить функционально грамотную личность.


Какие трудности возникали при реализации этого шага?

Для решения этой задачи потребовалось пересмотреть роль учителя и ученика, определить ориентиры образования, описать результаты и условия их осуществления

Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).

Для полноценной организации воспитательного процесса вся жизнь школы должна быть построена на одних и тех же принципах, так как воспитывает не только учебная деятельность на уроках, но и система взаимоотношений педагога с учениками, характер оценивания результатов труда школьников, взаимоотношения с одноклассниками, внеклассная жизнь. Но все это требует создания единой образовательной программы, действующей в каждой школе, так как мы все знаем, к чему может привести бессистемность в начальной школе и в среднем звене.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных...
М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) iconТема: Россия- это многонациональное государство
...
М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) iconКонспект занятия по курсу «Речь и культура общения». Тема «Весёлые рассказы»
...
М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) iconСценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Давайте будем...
Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"
М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год
Методическое объединение учителей начальных классов состоит из семи человек (5 учителей начальных классов, 1 – логопед, 1- учитель...
М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) iconКонспект урока. Тема урока. Устное народное творчество. Предмет. Литературное чтение. Класс. 1
...
М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) iconМодель 16 районного конкурса «учитель года 2014» номинации: «Учитель...
«Учитель начальных классов», «Учитель основной и средней школы», «Классный
М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) iconОсновная профессиональная образовательная программа
Квалификация: учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) iconАнализ работы мо учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год
Руководитель мо гумерова Р. Г. учитель начальных классов первой квалификационной категории
М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных...
М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Васюкова Е. И., учитель начальных классов, руководитель мо учителей начальных классов
М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2010-2011 учебный год
Руководитель мо – Брайденбихер Н. В. – учитель начальных классов, первая категория
М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) iconУрок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода»
Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна
М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) iconРабочая учебная программа по окружающему миру для 4 класса Составитель:...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск