Скачать 216.98 Kb.
|
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ минимум содержания основной образовательной программы ПОДГОТОВКИ бакалавра по направлению 080200.62 «МЕНЕДЖМЕНТ». Общая характеристика психологии как науки; основные этапы развития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представления о предмете психологии; культурно-историческая парадигма в психологии; высшие психические функции; деятельностный подход в психологии; строение деятельности; механизмы регуляции действий и операций; эволюционное введение в психологию; понятие отражения и психики; классификация психических явлений и процессов; возникновение и развитие психики в филогенезе; возникновение и развитие сознания. Общее представление о восприятии; классификация ощущений; феноменология восприятия; ощущения и образы; основные свойства перцептивных образов; теории восприятия; научение в восприятии, проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; психофизика ощущений; восприятие пространства и движения; константность и предметность восприятия. Общее представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти; виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция. Общее представление о внимании; виды и свойства внимания; внимание и сознание; теории внимания; исследование внимания в когнитивной психологии; экспериментальные исследования внимания; внимание и деятельность; развитие внимания. Основные направления развития представлений об эмоциях; назначение и виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; экспериментальное исследование эмоций; потребности и мотивация; проблема мотивации в психологии деятельности; теории мотивации в зарубежной психологии; мотивация отдельных видов деятельности; эмпирические исследования мотивации. Психические состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностики состояний. Управление состояниями. Предмет и методы исследования в психологии мышления; виды мышления; основные подходы к изучению мышления; теории мышления; изучение мышления как познавательного процесса; индивидуально-личностная детерминация мышления; исследования мышления с позиций деятельностного подхода; воображение и творческое мышление; мышление и интеллект, структура интеллекта; фило-, социо- и онтогенез мышления; развитие понятийного мышления; сознание и мышление. Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, механизмы порождения и понимания речи; развитие речи в онтогенезе; психосемантика, вербальное и невербальное общение. Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение. Сознание. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), и динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные механизмы и факторы их осознания. Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания. Статистическая и динамическая модель. Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Личность как предмет психологического исследования. Психические процессы, состояния и свойства. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Свойства, структура и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности.
Требования к студентам: Курс «Психология» входит в блок общеобразовательных дисциплин, способствующих развитию мировоззренческих позиций, системного мышления. Преподавание рассчитано на студентов первого курса высших учебных заведений непсихологических направлений. Исходный уровень знаний студентов, приступающих к освоению данной дисциплины, должен соответствовать среднему и среднему специальному образованию. Приступать к изучению данной дисциплины целесообразно параллельно с освоением студентами курса «Философия». Аннотация: Психологические знания – неотъемлемый компонент образования современного человека. Особенно велика роль психологических знаний в сферах контактов людей друг с другом: экономика, политика, менеджмент, педагогика, медицина, юриспруденция и т.д. Курс «Психология» дает первичную ориентировку студентам во всем многообразии научно-психологических знаний и знакомит их с фундаментальными категориями и закономерностями психологии. Сведения, полученные при освоении этого курса, будут востребованы в дальнейшем обучении практически в каждой психологической и смежных с психологией дисциплинах. Учебная программа по психологии составлена на основе требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по направлению «Менеджмент». Цели курса:
Задачи курса:
В результате освоения материала курса студенты должны:
Формы работы студентов: Семинарские занятия, практические занятия, самостоятельные занятия, выполнение контрольных работ. Виды контроля:
Методика формирования результирующей оценки: Результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение модуля. При этом полученный балл (по десятибалльной системе) умножается на коэффициент: активная работа, участие в дискуссиях на семинарских занятиях – 0,1; доклад – 0,2; контрольная работа №1 – 0,3; контрольная работа №2 – 0,4. Студенты, которые не согласны с результирующей оценкой, полученной по накопительной системе, и хотят повысить итоговую оценку, сдают зачет. Если студент сдает зачет, то итоговая оценка рассчитывается путем суммирования: - накопленной оценки (вес – 0,6) - оценки, полученной на зачете (вес - 0,4). Итоговая оценка проставляется в зачетную ведомость: от 4 до 10 баллов – зачет от 1 до 3 баллов – не аттестация предмета. II. Содержание программы. Часть 1. Введение в психологию 1. Что изучает психология Три значения термина “психология”. Душа: философско-религиозный, конкретно-научный, обыденный аспекты. Философские основы современной психологии. Единство, неделимость и бесконечность мира. Противоречие с ограниченностью познавательных возможностей человека. Компромисс между знанием (наука) и верой (религия). Уровни организации мира (микро-[субатомный], макро-[средний], мега- [космический]) и соответствующие аспекты психологической жизни. Психическое как единица внутреннего мира. Единство субъективного и объективного в психическом. Психофизическая проблема. Определение психики. Основные формы психических явлений (процесы, состояния, свойства, конструкты). 2. Мозг и психика. Эволюция живого. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Нервная ткань и раздражимость. Строение нервной системы человека. Схема нервно-психического акта. 3. Предмет и объект психологии. Человек как объект и психика как предмет изучения психологии. Цели и задачи психологии. Уровни психологического изучения человека: индивид, личность, субъект, индивидуальность, универсум. Пространственная структура психики. Отношения в системе «субъект-объект». Функциональная структура психики (упрощенная схема). 4. Методы психологии. Процесс психологического исследования и его этапы. Классификация методов. Некоторые основные методы (общепсихологического значения): наблюдение, беседа, опрос, эксперимент, тестирование, моделирование. 5. Систематика психологии. Специфика общей психологии. Классификация психологических дисциплин. Место психологии в системе наук. 6. Основные научные направления в психологии (история и современность). История развития психологического знания и основные направления в психологии. Ассоцианизм, структурная психология, функциональная психология, гештальт-психология. Переход от психологии сознания к психологии личности. Бихевиоризм, классический психоанализ. Необихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология. Современные модификации классических направлений. Логотерапия В.Франкла. Психосинтез Р. Ассаджиолли. Трансактный анализ Э. Берна. Онтопсихология А. Менегетти. Нейролингвистическое программирование. Понятие «практическая психология». Отечественная психология XIX-XX вв. Специфика советской психологии. Крупнейшие имена и ведущие направления. Тенденция к интеграции отечественной психологии с мировой (западной и восточной). Часть 2. Психические процессы и свойства. 1. Ощущения. Определение. Сенсорная чувствительность. Сенсорный образ. Физиологические основы (анализатор). Классификация. Общие свойства. Измерение ощущений: абсолютная и дифференциальная чувствительность; сенсорные пороги; психофизическое шкалирование и основной психофизический закон. Психофизика как наука об измерении ощущений. Сенсорная адаптация. Взаимодействие ощущений, сенсибилизация, синестезия. Сенсорные свойства человека. 2. Восприятие. Определение. Перцептивный образ. Физиологические основы. Классификации. Характеристики (свойства). Сукцессивность и симультантность восприятия. Восприятие пространства. Восприятие времени. Восприятие движения. Наблюдение и наблюдательность. Восприятие человека человеком - специфическая перцептивная деятельность. Человек как объект и субъект восприятия. 3. Память. Общее понятие. Определение. Образы памяти (представления). Классификация. Роды памяти (генетическая, импринтинг, прижизненная). Психофизиологические основы прижизненной памяти. Ассоциации. Виды памяти (двигательная, эмоциональная, образная, мыслительная). Уровни памяти (непроизвольная, произвольная). Формы памяти (мгновенная, кратковременная, промежуточная, долговременная, оперативная). Сон как функция памяти. Процессы памяти (запоминание, хранение, забывание, воспроизведение, опознавательные процессы). Мнемические особенности человека. 4. Воображение. Определение. Образы воображения (представления). Функции. Механизмы. Способы формирования представлений. Классификация. Формы проявления: фантазия, мечта, идеал, грезы, галлюцинации, сновидения. Воображение как основа творчества и как регуляционный процесс. 5. Внимание. Сущность и определение внимания. Функции. Физиологические основы. Виды внимания. Характеристики (свойства) внимания. Внимательность. 6. Мышление. Сущность мышления. Определение. Функции. Логические формы мышления (понятия, суждения, обоснования, умозаключения). Мышление как процесс (фазы и операции). Классификация мышления (предметное-образное-понятийное; практическое-теоретическое; дискурсивное-интуитивное; конвергентное-дивергентное). Индивидуальные особенности мышления. Ум. Интеллект. Проблема соотношения мышления, воображения и творчества. 7. Речь. Сущность речи. Определение. Речь и язык. Функции речи. Физиология речи. Развитие речи в онтогенезе. Классификация речи (внешняя, внутренняя; устная, письменная; монолог, диалог, полилог). Речевые свойства личности. 8. Эмоции. Определение. Эмоциональная чувствительность. Единство эмоциональных процессов и состояний. Потребностно-мотивационная основа эмоций. Физиологические основы, функции и общие свойства эмоций. Классификация. Формы переживания эмоций. 9. Чувства. Определение. Соотношение с эмоциями. Функции чувств. Классификация. Характеристики чувств. Формы переживания чувств. Аффективные особенности личности. 10. Воля. Определение. Проблема воли. Место воли в системе психики. Природа воли. Действие как проявление воли. Филогенез воли. Уровни волевой регуляции. Сущность и функции воли. Физиологические основы. Общие характеристики воли. Волевое усилие. Структура волевого процесса. Волевые свойства личности. 11. Психомоторика. Определение и функции. Уровни двигательной активности. Действие и движение. Характеристики движений. Классификация движений. Фоновая моторика и основные двигательные реакции (сенсомоторика, идеомоторика). Нейрофизиологические и биомеханические основы движений, двигательный анализатор. Двигательные свойства человека. 12. Сознание - высший интегратор психических функций человека. Множественность подходов к изучению сознания. Сознание и психика. Сознание как высшая ступень организации психики. Функции и свойства сознания. Бессознательное. Самосознание. Расстройства сознания и самосознания. Часть 3. Психические состояния. 1. Общее представление. Определение. Соотношение с психическими процессами и свойствами. Общие характеристики состояний. 2. Система психических состояний. Проблема классификации. Виды состояний. 3. Состояния в экстремальных условиях. Понятие “экстремальные условия”. Тревожность. Напряженность. Фрустрация. Дискомфорт. Стресс. Агрессия. Часть 4. Личность. 1. Личность - центральная проблема психологии. Личность как предмет изучения многих наук. Принцип личностного подхода в психологии. Общепсихологическая специфика понятия “личность”. Феноменологический и системный подходы к изучению личности. Персонология. Антропоцентрическая и мироцентрическая идеологии как следствия из воззрений на личность. Социально-биологический смысл феноменов личности и индивидуальности. Типичное (устойчивое) и индивидуальное (изменчивое) в личности. Адаптационные и бифуркационные механизмы поведения личности. 2. Личность и индивидуальность. Понятие о высшем психическом синтезе. Содержание и соотношение понятий “человек-индивид-субъект-личность-индивидуальность-универсум”. Личность как синтез этих понятий и всех психических функций и свойств человека. 3. Ведущие теории личности. Основные варианты трактовки личности (как душа, как сумма психических функций, как опыт, биологизаторский и социологизаторский подходы, как отражающая система). Основные теории личности в отечественной и зарубежной психологии. Концепции человека несовершенного (психоанализ), человека целостного (холистические теории, гештальтизм), человека реактивного (бихевиоризм), человека познающего (когнитивизм), человека совершенного (гуманистическое направление). 4. Определение и структура личности. Множественность определений личности. Предпочтительное определение. Многообразие структурных описаний личности.Типологии личности в соотношении с типологиями ее структур, характера, темперамента. 5. Деятельность и общение. Деятельность и общение как главные формы функционирования личности. Деятельность. Определение. Предметность и субъектность деятельности. Активность личности. Направленность и избирательность деятельности. Целенаправленность. Структура деятельности. Действия и операции. Мотивация и мотивировка. Намерение. Поведение. Виды деятельности. Совместная деятельность. Общее представление об общении. Общение как единство взаимодействий и взаимоотношений. Межгрупповое и межличностное общение. Аутообщение. Общение как процесс и как результат взаимодействия индивида и общества. Социальная макро- и микросреда. Структура общения: перцептивная, коммукативная и интерактивная составляющие. 6. Потребности и мотивы. Направленность личности. Психологическое “Я”. Определения. Соотношение понятий. Инстинкты. Влечения. Интерес. Склонности. Ценности. Идеалы. Установки. Убеждения. Мировоззрение. Образ своего “Я”. “Я- концепция”. Самоконтроль. Саморегуляция. 7. Интегральные характеристики личности. Темперамент. Определение. Свойства нервной системы и типы ВНД. Понятие о нейродинамической конституции и психодинамических свойствах человека. Свойства и типология темперамента. Взаимосвязь с другими личностными свойствами. Темперамент как биологическая основа индивидуально-психологических различий. Характер. Определение. Связь характера и темперамента. Факторы, формирующие характер. Структура характера. Черты характера. Классификация характеров. Индивидуальное и типическое в характере. Синтетические свойства положительного характера. Способности как проблема психологической науки. Определение. Структура, уровни и виды способностей. ЗУН (знания, умения, навыки) и способности. Задатки, склонности. Талант, гений. Типология способностей. Концепции способностей. Развитие способностей. Связь с другими свойствами личности. Понятие «креативность». Сензитивные периоды. 8. Развитие личности и способы ее изучения. Развитие личности в онтогенезе: общее представление. Тенденции и потенции. Социализация личности. Индивидуализация личности. Общая характеристика системы приемов изучения личности. Взаимосвязь способов исследования, философско-методологических взглядов исследователя и социального заказа общества. Проблемы психологического инструментария: разнообразие, валидность, простота и унификация, проблема нормы, адаптация методов. Практические занятия. Работа с наглядными пособиями (презентации, схемы, модели, графики, таблицы, фотографии, рисунки и т.п.). Показ фильмов и их дальнейшее обсуждение. Разбор и обсуждение литературных источников (устно и письменно). Предварительное первичное знакомство с методами и методиками изучения соответствующих психологических явлений. Выработка навыков ведения научной дискуссии, публичных выступлений, формулирования вопросов и ответов по психологической тематике. Темы семинарских занятий.
III. Тематика заданий по различным видам контроля. Контрольные работы и зачет проходят в форме теста. Тестовые задания из четырех вариантов входят в методологический комплекс. При подготовке к тестированию студентам следует ориентироваться на следующие темы:
IV. Учебно-методическое обеспечение курса. Базовый учебник: 1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2003. Основная литература:
Дополнительная литература:
V. Тематический план по дисциплине «Психология»
Автор программы: ______________________ /Македонская В.В./ |
Зоо- и сравнительной психологии Обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра | Марий Эл «Автодорожный техникум» Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы 7 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы | Программа курса электротехническое материаловедение для направлений... Обязательный минимум содержания образовательной программы по направлению 551300 по дисциплине дн. 04 “Электротехническое материаловедение”... | ||
Программа дисциплины Английский язык для профессиональной деятельности... Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин федерального компонента) | Требования к уровню освоения содержания дисциплины: в соответствии... Каталоге 2008. Если заказать таким способом не сможете, просто перечислите номера пособий. О скидках и почтовых расходах см в Каталоге... | ||
Рабочая программа по окружающему миру для третьего класса разработана... Фгос начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят... | Отчет по результатам самообследования основной образовательной программы... Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет | ||
Отчет по результатам самообследования основной образовательной программы... Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет | В количественные методы анализа в маркетинге по направлению подготовки... ... | ||
Заявление Прошу допустить меня к итоговой государственной аттестации по освоенной мною в полном объеме основной образовательной программе подготовки... | Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки 080200 «Менеджмент» Бакалавр по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» готовится к следующим видам профессиональной деятельности | ||
Программа дисциплины Английский язык для профессиональной деятельности... Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин федерального компонента) | Магистерской программы 080200. 68. 00. 03 Технологический менеджмент... Целью изучения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов по основам теории и практики компьютерного моделирования... | ||
Программа дисциплины «Управление человеческими ресурсами» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Управление человеческими ресурсами», учебных ассистентов и студентов,... | Программа дисциплины Иностранный язык для профессиональной деятельности... Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин федерального компонента) |