Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии





Скачать 180.8 Kb.
НазваниеПонятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии
Дата публикации16.07.2013
Размер180.8 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Психология > Лекция
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.




План:

  1. Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии.

  2. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии

  3. Методы психологии.

  4. Понятия индивид, личность, субъект, индивидуальность.



Психология – ( греч. «психе»- душа, «логос»-наука). В наше время вместо понятия душа используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранились слова и выражения, производные от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т. п.

С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Основной предмет психологии состоит в изучении психических фактов, закономерностей и механизмов, имеющих у человека личностный характер.

Психика – это свойство нервной системы отражать внешнее воздействие.

Под психическими фактами понимают конкретные проявления психики, которые по устойчивости можно разделить на три основные категории: психические процессы, психические состояния, психические свойства или особенности личности.

Под психическими процессами понимают наиболее динамичные изменяющиеся формы психического отражения, в которых выражено начало, конец и определено содержание. К ним относят: ощущения и восприятия как отражения непосредственно действующих на органы чувств предметов, раздражителей; память как возобновляющиеся отражения действительности; воображение и мышление как обобщенное и переработанное в сознании человека отражение свойств действительности, которые недоступны непосредственному познанию; эмоциональные процессы (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т.д.).

Под психическими состояниями понимают относительно устойчивые психические явления, которые не имеют своего собственного содержания, но влияют на результат действия. К психическим состояниям относятся проявления чувств (настроение, аффекты), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (уверенность, неуверенность, мышления (сомнение) и т.д. К психическим свойствам, или особенностям, личности относят качества его ума, мышления, устойчивые особенности его волевой сферы, закрепившиеся в характере, темпераменте, способностях; укоренившиеся и вновь возникающие побуждения действовать определенным образом, свойства чувств (вспыльчивость, сентиментальность) и т.д.

Под психическими свойствами понимают устойчивые психические отражения, проявляющиеся в течение длительного времени и влияющие на проявление его поведенческих реакций. К ним относятся: темперамент, характер, способности, потребности и мотивы.

2.Первыми психологами были Аристотель и Демокрит.

Начиная с глубокой древности психология развивалась в рамках философии. И только в 16 веке психология выделяется из философии. Постепенно появляются специалисты – психологи.

В психологии в основном господствовали субъективные методы. В конце 19 в. (1879 г.) в психологию был введен экспериментальный опытный метод. Открыта первая в мире экспериментальная лаборатория в Германии под руководством Вильгельма Вундта.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.

Психологическое знание делится на научное и житейское. Житейские представления формируются методом проб и ошибок. Научные представления носят закономерный характер и повторяются в определенных условиях с жесткой последовательностью.

В житейской психологии знания добываются разными способами – методом наблюдения, домысливания, угадывания, размышления. Житейские знания образуют донаучные психологические знания. Они способствуют ориентировке в поведении людей. Однако, эти знания лишены систематичности и доказательности, и зачастую бывают очень субъективны.

Психологическое знание обладает важной спецификой. Жан Пиаже считал, что психология занимает в классификации наук особое место: «Именно в психологии сомкнутся гуманитарные и естественные ветви».

В 1903-05 гг. во Франции Бине и Симон составили «батарею тестов» по определению способностей человека.

Важной вехой в развитии психологии в нашей стране явилось Постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936 г.), которым был запрещен к использованию тестовый метод в психологии.

Начиная с 60-х годов психологи вернулись в методу тестов, который изучает особенности уровня знания человека. Тест должен помочь решить дилемму: более одаренный человек или более старательный.

Специфика психологического знания порождает ряд проблем, решение которых затягивается на многие годы.
3. Методы психологии

Как и у всякой науки, у психологии есть свои методы исследования. Методы – это способы, посредством которых познается предмет науки. Метод исследования всегда отражает ту или иную методологию.

В отечественной психологии выделяются следующие 4 группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и коррекционные методы.

Организационные методы

К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: так называемых поперечных срезов и продольных (лонгитюдных). Оба типа характеризуются рядом преимуществ и недостатков.

1) Лонгитюдный метод

В нашей стране онтогенетические исследования имеют долговременную традицию (В.М.Бехтерев, Н.М.Щелованов, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.). Очень многие исследователи (Д.Б.Эльконин, А.А.Люблинская, Н.Д.Левитов) писали об огромном вкладе срезовых и лонгитюдных изучении проблемы развития. Особенно известны научные исследования (А.Р.Лурия (1959, 1961) развития речи и ее влияния на способность к учению и развитию личности детей.

Достоинства лонгитюдного способа, по сравнению с методом поперечных срезов:

  • лонгитюдное исследование дает возможность анализа индивидуальных особенностей развития;

  • лонгитюдное исследование дает возможность анализа изменений конкретной группы испытуемых;

  • лонгитюдное исследование дает возможность установления качественных изменений в развитии ребенка;

  • лонгитюдное исследование дает возможность выявления причин качественных изменений в развитии; оно дает возможность более точно выразить величину изменения в развитии между двумя периодами.

  • Лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого ребенка;

— только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, дает возможность решить вопрос так называемых критических периодов в развитии.

Недостатки лонгитюдных исследований:

  • значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

  • вынужденное ограничение количества испытуемых;

  • миграция испытуемых в период эксперимента ( выбытие и прибытие новых);

  • результаты исследования часто распространяются на всех испытуемых похожей выборки (с определенной долей вероятности)

Суть поперечных, или срезовых, исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития выводят на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах детей, разных уровней развития, с различными свойствами личности, клиническими реакциями и т.п.

Подбирают относительно однородные группы детей, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку (№ курса). Затем проводят необходимую диагностическую работу, полученные данные сравнивают между собой и делают вывод об особенностях проявления данного качества.

Пример: изучает особенности становления образа профессии у студентов-психологов.

Достоинства этого метода:

  • сравнительная быстрота исследования и возможность приобретения в течение короткого времени статистически достоверных результатов;

  • позволяет проводить массовые исследования.

Недостатки:

  • этот метод не дает возможности выводить заключение о динамике процесса развития, его непрерывности;

  • закономерности развития, полученные таким образом, являются весьма приблизительными;

  • при суммировании и последующем усреднении результатов невозможно учитывать индивидуальные особенности ребенка.


Эмпирические методы в психологии

Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.

Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах — как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение. Традиционная интроспективная психология считала самонаблюдение единственным или, во всяком случае, основным методом психологии. Это было реализацией в методах исследования той общей позиции, согласно которой психика превращалась в замкнутый в себе внутренний мир.

Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Наблюдение и в психологии должно вестись в основном объективными методами.

Объективное наблюдение. Применение метода наблюдения должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные условия, которым вообще должно удовлетворив наблюдение, чтобы быть научным методом.

Основное преимущество метода объективного наблюдения - оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования.

Недостатки метода наблюдения:

  • Субъективность. Установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут весьма сильно влиять на результаты наблюдения. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение своей гипотезы. Он воспринимает избирательно только часть происходящего. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей.

  • Затруднена интерпретация данных.

  • Требует значительных затрат времени.

Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Экспериментальный метод.

Эксперимент предполагает создание специальных условий в целях изучения причинно-следственных связей. Он предполагает:

1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.

2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.

3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов (верификация)

4. В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения особенности внутреннего психического процесса.

Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента, предложенного русским ученым А.Ф.Лазурским (1910). Его основная тенденция — сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того, чтобы переводить изучаемые явления в лабораторные условия, исследователи стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Естественный эксперимент, который решает задачи психолого-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах и при выяснении конкретных путей формирования личности школьника.

И, наконец, экспериментальный метод включает и эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей. Такая его разновидность называется формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы. Формирующий эксперимент предполагает проектирование и моделирование содержания формируемых психических новообразований, психолого-педагогических средств и путей их формирования. В процесс учебно-познавательной работы с детьми изучаются условия и закономерности происхождения соответствующего психического новообразования. Один из основателей формирующего эксперимента в нашей стране — В.В.Давыдов называет этот вид эксперимента генетико-моделирующим. Ибо он воплощает в себе единство исследования психического развития детей с их воспитанием и обучением.

Достоинства эксперимента:

  • дает возможность конструирования и переконструирования новых программ воспитания и обучения и способов их реализации.

Недостаток: -сложность в организации и подборе кадров.

Психодиагностические методы

Основным инструментом психодиагностики являются психологические тесты, опрос, интервью, анкетирование.

Психологические тесты

Тест - (англ. «проба» или «испытание»). Термин был введен в практику психологических исследований в конце прошлого столетия американским ученым Дж. Кэттелом. Широкое распространение и практическое значение тесты приобрели с тех пор, как А.Бине совместно с Г.Симоном разработал свою систему для определения умственного развития или одаренности детей.

Тест — это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных.

Метод тестов в первоначальном своем специфическом значении вызывал целый ряд серьезных возражений, т.к. внешний факт решения или нерешения теста не определяет еще внутренней природы соответствующих психических актов. В первоначальном варианте при помощи тестов пытались делать заключения о личности на основании статистической обработки внешних данных. Эта ошибка еще более усугублялась, когда на основании того же тестового метода пытались ставить прогноз, предполагая, что уровень, установленный посредством тестового испытания на одном этапе развития, будет характеризовать данного испытуемого и впредь. Когда индивидам, прошедшим различные пути развития и формировавшимся в разных условиях, предъявляют одни и те же стандартные тесты и на основе их решения непосредственно делают вывод об одаренности подвергшихся этому испытанию лиц, то допускают явную ошибку, не учитывая зависимость результатов от условий развития.

Наряду с недостатками, тестирование имеет и заметные преимущества перед другими методами.

Достоинства тестового метода:

  • дает возможность выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие),

  • позволяет наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности,

  • используется для профотбора..

Диагностическая ценность теста в значительной степени зависит от достоверности психологического факта, который был положен в основу теста, т.е. от того, каким образом был сконструирован данный тест: явился ли он результатом большой предварительной экспериментальной работы или был следствием приблизительных, случайных и поверхностных наблюдений? Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, способных причинить значительный ущерб в педагогической практике, в области профотбора, при диагностике дефектов и временных задержек психического развития. Важно также соблюдать условия проведения теста.

Методы опроса: интервью, анкетирование

К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса - получение информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашивающих.

Типы опросов: 1) опрос «лицом к лицу» — интервью, проводимое исследователем по определенному плану; 2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения. Устный опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психологами различных научных школ и направлений.

3) телефонный опрос. Особенность – ограниченность восприятия. Требует особой квалификации.

Недостатки метода:

  • Субъективность. Данные опроса во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых и нередко свидетельствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мнениях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают.

Область применения опросов:

— пилотажное исследование. В процессе работы по разведывательному плану, используется только интервьюирование. С помощью данных интервью устанавливаются переменные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабочие гипотезы;

— сбор первичной информации для получения данных, позволяющих измерить взаимосвязь изучаемых переменных;

  • для уточнения, расширения и контроля данных, полученных как другими методами, так и путем той или иной формы опроса.

Выделяют два вида интервью: так называемые стандартизированные и нестандартизированные.

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Исследователю не разрешается переформулировать какие-либо вопросы или вводить новые, а также изменять их порядок.

Нестандартизированное интервью определяет тему. Исследователь руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам, в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

Телефонный опрос.

Анкетирование (заочный опрос) тоже имеет свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо либо выявить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам, либо опросить большое число людей в сравнительной небольшой срок. Основное преимущество анкетирования состоит в возможности массового охвата большого количества лиц. Анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем интервью, и потому опрашиваемые могут давать более искренние ответы. Однако анкетирование нельзя проводить, не имея определенных рабочих гипотез. К методу интервью предъявляются не столь строгие требования. Преимущество нестандартизированного интервью — получение более глубокой информации, гибкость опроса; недостаток — сравнительная узость охвата опрашиваемых. Обычно рекомендуется сочетание анкетирования и интервью, так как эта методика наряду с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срок позволяет получить материал для глубокого анализа.

Анализ продуктов деятельности

Этим методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в давнопрошедшие исторические времена, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментирования, чтобы понять закономерности психологического развития человека, опираясь на закономерности его общественно-исторического развития.

Метод широко и очень плодотворно используется в детской психологии — изучаются продукты детского творчества для психологического изучения ребенка (поделки, рисунки, песенки, сказки, рассказы).

Беседа

Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Требования к организации и проведению:

- должна быть планово организована в соответствии с задачами исследования.

- вопросы должны быть направлены на выявление качественного своеобразия изучаемых процессов, но быть максимально естественны и нестандартны.

- не должна носить шаблонно-стандартного характера, она всегда должна быть максимально идеализированной и сочетаться с другими объективными методами.

Биографический метод

Является разновидностью метода изучения продуктов деятельности. Материалом здесь служат письма, дневники (в том числе типа «дневников матери»), биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д. Во многих случаях с целью психологического исследования используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности.

Методы обработки данных.

К ним относится количественный и качественный анализ.

Методы коррекции

Аутотренинг. Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с именем немецкого психотерапевта И.Г.Шульца. Благодаря его работам во всех странах аутогенная тренировка получила широкое распространение как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В дальнейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка — действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях деятельности.

Области применения: в системе подготовки спортсменов, в производственных коллективах в виде психогигиенических эмоционально-разгрузочных процедур.

Групповой тренинг. Представляет своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Круг задач, решаемых средствами группового тренинга, широк и разнообразен и, соответственно, разнообразны формы тренинга.

Виды группового тренинга:

— ориентированные на развитие социальных умений (например, умение вести дискуссию, разрешать межличностные конфликты);

— нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения — повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом.
4. Соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность


       В психологической науке существует несколько понятий для обозначения человека: индивид, личность, субъект, индивидуальность.
      1. Человек как индивид. В понятии человека как индивида обычно выражаются два основных признака:
       1) человек как своеобразный представитель других живых существ, отличающийся от животных и являющийся продуктом фило-и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
       2) отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и психическими процессами.
      Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.
       2. Человек как личность. Это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.
   В личности выделяется ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество.
       Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:
      а) содержанием мировоззрения человека, т. е. сложившейся у него системой убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;
     б) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;
      в) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться;
    г) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека;
     д) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.
    3. Человек как субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности, источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.
     4.  Человек как индивидуальность. Индивидуальность - не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, Других - малозаметно.
      Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии iconОбъект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии iconОбщая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии iconПрограммные вопросы для подготовки студентов к экзамену
...
Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии iconВопросы по подготовке к экзамену (зачету) по учебной дисциплине
Особенности юридической психологии как науки. Объект, предмет категории юридической психологии
Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии iconЛекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы...
Ихология – ( греч. «психе»- душа, «логос»-наука). В наше время вместо понятия душа используется понятие «психика», хотя в языке до...
Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии iconПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук....
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного....
Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии iconПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук....
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного....
Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии icon1. Предмет психологии, ее задачи и методы
Рецензент: Е. Г. Балбасова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Московского городского педагогического...
Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общее понятие о психологии как науке. Предмет психологии. Материалистические, идеалистические и иные философские понимания психики....
Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии iconТемы рефератов со списком литературы и кратким содержанием реферата...
Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе социальных наук. Проблематика социальной психологии. Прикладные...
Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Становление предмета психологии. Определение психологии как науки, ее задачи. Классификация отраслей психологии
Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии iconПедагогика и психология
Предмет психологии. Психика человека. Специфика психического отражения. Структура психических явлений. Структура современной психологии....
Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии iconТема: Психология как наука. Объект и предмет психологии
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Понятие психологии. Предмет, объект и задачи психологии iconТема: Психология как наука. Объект и предмет психологии
Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск