Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические основы психологии» федерального компонента цикла опд (Ф. 00) По специальности 030301 психология





Скачать 275.66 Kb.
НазваниеУчебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические основы психологии» федерального компонента цикла опд (Ф. 00) По специальности 030301 психология
страница1/3
Дата публикации18.07.2013
Размер275.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии
Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры философии Декан факультета

и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч

Протокол № 7 ___________________

от «16» февраля 2009 г. «___» _________ 2009 г.

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Бакулов В.Д.

____________________________
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЦИКЛА ОПД (Ф.00)

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301 ПСИХОЛОГИЯ

Составитель: Новохатько А.Г.
Ростов-на-Дону

2009

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

  1. Цель курса

Основной целью курса является получение студентами углубленных знаний в области методологических проблем психологии в соответствии с современными научными представлениями, а также приобретение навыков и умений самостоятельного проведения научно-исследовательской работы Приобретение таких знаний составляет важное условие для квалифицированной постановки научно-исследовательских задач и грамотного их решения
2. Задачи курса

- проведение лекционных и семинарских занятий;

- усвоение студентами программного материала;

- освоение студентами учебной литературы и первоисточников в соответствии с темами курса;

- овладение студентами методами научного исследования.
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Методология психологического исследования представляет собой глубоко проработанную и широко распространенную в науке и на практике самостоятельную психологическую дисциплину. Эта дисциплина является одним из разделов теоретической психологии. Методология психологического исследования тесно связана с рядом фундаментальных психологических дисциплин, таких как история психологии, общая психология, психология развития и др. Знания по методологии психологического исследования имеют важное значение при организации и проведении различных форм научно-исследовательской работы в самых различных областях психологии.
4. Требования к уровню освоения содержания курса

а) Студенты должны знать:

- внутреннюю логику курса;

- основные понятия и их взаимосвязь;

  • уровневые характеристики методологии;

  • классификации основных методов исследования.

б) Студенты должны уметь:

- выполнять задания, предусмотренные программой;

- свободно и адекватно использовать специальные термины;

- ориентироваться в различных концепциях мировой психологии, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи в рамках собственной исследовательской деятельности;

- владеть основными методами научной работы.

П. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


1. Учебно-тематический план курса




Наименование раздела

ВСЕГО (часов)

Аудиторные занятия (час)

Самостоятельная работа

В том числе

Лекции

Семинар

1.

Понятие метода и методологии в научно-теоретическом познании (2 часа).


2


2








2.

Учение о душе в античную эпоху /классика/ (4 часа).




4

2

2




3.

Р. Декарт: мышление как проблема метафизики в свете рационалистической методологии (4 часа)


4


4








4

Философское наследие Б. Спинозы и современная теоретическая психология (4 часа).


4

4







5.

5. "Философия духа" Г.Гегеля: переосмысление традиционной психологической проблематики


4

4







6.

Методология психологии как самостоятельная область психологического познания.


4


2


2





7.

Становление естественнонаучной парадигмы в психологии.


4


4








8.

Психологическое познание как деятельность.

4

4







9.

Становление гуманитарной парадигмы психологического исследования и ее соотношение с естественнонаучной парадигмой. Категориальный анализ психологичесой науки.


4


2


2





10

Практика и методология. Проблема метода в психологии


2


2











ИТОГО:

36

28

8

10

РАЗДЕЛ I. Методологические проблемы психологии в зеркале историко-философского анализа:

Тема 1. Понятие метода и методологии в научно-теоретическом познании

Тема 2. Учение о душе в античную эпоху (классика)

Тема 3. Р.Декарт: мышление как проблема метафизики в свете рационалистической методологии

Тема 4. Философское наследие Б.Спинозы и современная теоретическая психология

Тема 5. "Философия духа" Г.Гегеля: переосмысление традиционной психологической проблематики

РАЗДЕЛ II. Актуальные методологические проблемы современной психологии

Тема 6. Общее понятие о методологии науки. Методология психологии как самостоятельная область психологического познания.

Тема 7. Становление естественно-научной парадигмы в психологии.

Тема 8. Психологическое познание как деятельность.

Тема 9. Становление гуманитарной парадигмы психологического исследования

И ее соотношение с естественнонаучной парадигмой. Категориальный анализ психологичесой науки.

Тема 10.Практика и методология. Проблема метода в психологии.
РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Тема 1. Понятие метода и методологии в научно-теоретическом познании (2 часа).

Метод как форма познавательного и практического отношения к действительности. Теория как предпосылка метода. Теория как отражение предмета во всеобщей логической форме. Понятие развития в истории познания. Развитие как состояние двоякого рода: как способность, задаток (в-себе-бытие), potentia и как действительность (для-себя-бытие), actus. Гегелевская версия принципа развития и ее историческая судьба.

Предмет и метод познания. "Конкретность" как объективная характеристика предмета познания. "Абстрактное" как одностороннее знание. Слово и абстракция как форма сознания. Механизм сознания и абстракция. Особенности эмпирического и теоретического мышления. Метод и методология. Классификация методов и уровни методологии. Методология и психология.

Тема 2. Учение о душе в античную эпоху /классика/ (4 часа).

Душа как предмет психологии. Сократ о душе как начале движения. С чего начинается наука о душе? Природа человеческой субъективности. Логический метод Сократа как "майевтика". Знание как понятие о всеобщем, Сократовская "ирония" и искусство врачевания душ.

Теория идей ("эйдосов") Платона и природа знания. Платон о бессмертии души ("Филеб", "Государство").

Душа как вожделеющее и разумное начало. Индивидуальная душа как образ и "истечение" универсальной "мировой души". Способности души: идеально-умственная, целесообразно-волевая и инстинктивно-аффективная. Образ души ("Федр"). Разумное и неразумное в душе. А.Ф. Лосев сущности объективного идеализма Платона как эйдологизма. Диалектика категорий "идея" и "материя".

Аристотелевское понимание "души" (психики) в контексте теории Ума ("О душе", "Метафизика"). Сущность души. Душа как энтелехия. Энтелехийный характер всех типов души. Психология как наука. Совпадение предмета и метода исследования души. Природа души. Связь души и тела. Трехмерная природа души (душа растительная, душа животная, душа разумная) как единство всеобщего и единичного. Учение Аристотеля об Уме - перводвигателе. Ум теоретический ("пассивный") и Ум практический ("деятельный") как основание мыслящей души. Аристотель о способностях души. Движения души: акт восприятия и акт памяти.

Знание и душа. Душа как "форма форм" (энтелехия). Значение Аристотелевского учения о душе для современной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов)

Античная диалектика как форма мысли. Объективная реальность всеобщих форм вещей. Знание как всеобщие нормы, понятия, категории, схемы и формы деятельности "души". Категории как формы бытия в языке. Принцип энтелехии как основное содержание античной классики. Объективная субстанциальность как форма абстрактно-всеобщего становления категорий.

Тема 3. Р. Декарт: мышление как проблема метафизики в свете рационалистической методологии (4 часа)

Сущность и специфика декартовского дуализма. Принцип радикального сомнения и его преодоление. Cogito как отправной пункт достоверности знания и существования самой мысли. Трудность перехода от существования мыслящего "я" к существованию объективною мира. Бог как связующее звено носителя "я мыслю" с неисчерпаемой сферой объективности. "Врожденные идеи" и их критерии (отчетливость, ясность, непосредственная достоверность и т.д.). Отношение души к телу - главная теоретическая проблема картезианства. "Правила для руководства ума" и их значение для последующей методологии. Метод как орудие отыскания истины посредством ума. Основные правила метода (очевидность, восхождение к простому, движение от простого к сложному, последовательность и полнота).

Природа заблуждений и греховности. Трактат "Страсти души" и вопрос о мышлении и человеческой свободе воли. Страсть как действие. Познаваемы ли страсти? Функции души и функции тела. "Мыслит не тело, а душа". Определение страстей. Удивление как страсть, не имеющая противоположности. Власть души над телом и над ее страстями. Сила и слабость души. Воля и страсть. Значение идей Декарта для психологии ( по Выготскому Л.С.).

Тема 4. Философское наследие Б. Спинозы и современная теоретическая психология (4 часа).

Монизм как принцип логики и теории научного познания. Преодоление дуализма Декарта. Спиноза о казуальности. Казуальность и сущность. Субстанция как causa sui. Логика как согласование человеческого интеллекта с законами мышления. Мышление как "способ выражения" всеобщего порядка и "связи вещей". Гегель о сущности спинозизма. Мыслящее тело и его активность. Учение о модусах и атрибутах. Мышление как действие и "само-действие".

Монизм Спинозы как субстанциальное единство мышления и протяжения, идеального и материального. Мышление и свобода. Абсолютная свобода как абсолютное согласие действий человека с совокупной мировой необходимостью.

Спиноза в природе и происхождении души. Душа как мыслящая вещь. Идеи как понятия души. Понятие выражает действие души. Аксиомы и определения. Определение как отрицание и способ реального воспроизведения веши.

Тифлосурдопедагогика и теоретические принципы спинозизма. Свобода воли как способность активного дейтсвования человеческого тела. Воля как разумное влечение и стремление человека. Вопрос о природе аффектов ("страстей души") в творчестве Л.С. Выготского.

Тема 5. "Философия духа" Г.Гегеля: переосмысление традиционной психологической проблематики (4 часа).

Гегель о способностях как всеобщих способах деятельности духа. Сущность духа как преодоление природной определенности. Дух как истина души и сознания. Способность как фиксированная определенность содержания.

Теоретический дух: созерцание, представление, мышление. Гегель о памяти и воображении. Память: удерживающая имя, воспроизводящая, механическая. Гегель о мышлении и языке. Имя и слово ("мы мыслим посредством имен").

Мышление как познание в понятиях. Гегель о конкретном и абстрактном. Слово и абстракция как форма сознания. Механизм сознания и абстракция. Гегель об отношении представления к понятию.

Принцип предметной деятельности и вопрос об отличии рассудочной мысли от разумной. Гегель о завоевания Канта в различении рассудка и разума. Абстрагирование - процедура рассудка. Конкретизирование - процедура разума.

Сущность гегелевского метода восхождения от абстрактного к конкретному. Совпадение абстрактного и конкретного - закон мышления. Проблемы природы человеческой деятельности, идеального, сознания, самосознания и образа в теоретическом наследии Гегеля. Сознание и свобода как условия развития духа. Гегель как воспитатель духовности.

Гегелевское учение о развитии личности. Индивидуальность как конкретная актуальность всеобщего. Познание как саморазвитие понятия. Концепция человеческого общества как прогрессивный исторический процесс. Диалектика абсолютного и человеческого духа.

РАЗДЕЛ П. АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Тема 6: Методология психологии как самостоятельная область психологического познания.

Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле. Структура методологического знания “по вертикали”: 1) уровень философской методологии; 2) уровень общенаучной методологии; 3) уровень конкретно-научной методологии; 4) уровень процедур и методик исследования.

Различия методологии как части философского познания и как внутрипредметной, конкретно-научной области знания. Методология и философия; методология и науковедение; методология и психология научной деятельности.

Методология психологии как самостоятельная область психологического познания. Представление о психологическом познании как целостной системе.

Научное познание как деятельность. Т.Кун: понятие “парадигмы” в науке. Изучение структуры научной деятельности (ее задач и целей, условий, средств и предпосылок) как путь анализа научного знания. Стратегия исследования различных форм организации научного знания (понятий, гипотез, теорий и т.п.) как деятельности. Виды и формы организации деятельности познания: эксперимент, наблюдение, теория, практика и т.п.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические основы психологии» федерального компонента цикла опд (Ф. 00) По специальности 030301 психология iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические основы психологии» федерального компонента цикла опд (Ф. 00) По специальности 030301 психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная...
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические основы психологии» федерального компонента цикла опд (Ф. 00) По специальности 030301 психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины «исполнительное производство»
Программа учебной дисциплины «Исполнительное производство» федерального компонента цикла опд (СД, дс) составлена в соответ­ствии...
Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические основы психологии» федерального компонента цикла опд (Ф. 00) По специальности 030301 психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины «коммерческое право»
Программа учебной дисциплины «Коммерческое право» федерального компонента цикла опд (СД, дс) составлена в соответствии с государственным...
Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические основы психологии» федерального компонента цикла опд (Ф. 00) По специальности 030301 психология iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии»...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии юфу от «23» апреля 2007 года...
Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические основы психологии» федерального компонента цикла опд (Ф. 00) По специальности 030301 психология iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «онтология и теория...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта...
Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические основы психологии» федерального компонента цикла опд (Ф. 00) По специальности 030301 психология iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта...
Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические основы психологии» федерального компонента цикла опд (Ф. 00) По специальности 030301 психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Примерная программа дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного мнения» федерального компонента цикла опд. Ф. 15...
Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические основы психологии» федерального компонента цикла опд (Ф. 00) По специальности 030301 психология iconУчебно-методический комплекс основы психогенетики специальность:...
Умк рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 26. 08. 10
Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические основы психологии» федерального компонента цикла опд (Ф. 00) По специальности 030301 психология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине психология саморегуляции
Гос впо по специальности подготовки Специальность 030301. 65 «Психология» Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии, утвержденный...
Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические основы психологии» федерального компонента цикла опд (Ф. 00) По специальности 030301 психология iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические основы психологии» федерального компонента цикла опд (Ф. 00) По специальности 030301 психология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...
Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические основы психологии» федерального компонента цикла опд (Ф. 00) По специальности 030301 психология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65...
Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические основы психологии» федерального компонента цикла опд (Ф. 00) По специальности 030301 психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические основы психологии» федерального компонента цикла опд (Ф. 00) По специальности 030301 психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «методологические основы психологии» федерального компонента цикла опд (Ф. 00) По специальности 030301 психология iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск