Скачать 202.61 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ____________Л.М. Волосникова «___»________________2013 г. ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология» очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ» Автор работы: _______И.В. Васильевна «15» сентября 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии «18» сентября 2013 г., протокол № 2 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ» Объем 19 стр. Зав. кафедрой _________ Е.Л.Доценко «18» сентября 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики «15» октября 2013 г., протокол № 2 Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО» Председатель УМК ___________ А.В. Арефьева «15» октября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. отделом БПЛ ____________ Л.И. Локоман «14» ноября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО» Зав. методическим отделом УМУ _________ И.Ю. Фарафонова «___»__________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогики Кафедра общей и социальной психологии Васильева И.В. ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология» очная форма обучения Тюменский государственный университет 2013 Васильева И.В. Психология экстремальности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология», форма обучения. Тюмень, 2013, 18 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Общий психологический практикум [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой Доценко Е.Л. (согласно Инструкции о порядке утверждения УМКД ООП ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», утвержденной приказом ректора от 02.07.2008 №618) РЕЦЕНЗЕНТЫ: Морева Г.И., доцент, к.пс.н., доцент Фалько В.В., специалист МОУ ДОД «Дзержинец» , к.п.н, © Тюменский государственный университет, 2013. © Васильева И.В., 2013.
1.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе: требования к уровню подготовки студента для освоения дисциплины. Дисциплина «Человек в экстремальной ситуации» рассчитана на студентов 3 курса специальности 030300.62 «Психология». Актуальность: В условиях современного социума все чаще возникают ситуации, требующие немедленного реагирования (катастрофы, взрывы, пожары, теракты), где помощь психолога должна быть предоставлена немедленно и с сиюминутной результативностью. Именно для таких случаев разрабатывается курс «Психология экстремальности». В процессе обучения студенты получают знания, умения, навыки оказания помощи в выше приведенных ситуациях. Задачи курса:
1.2. Количество часов, отводимое на дисциплину в соответствии с учебным планом по специальности. Курс рассчитан на 16 лекционных, 14 самостоятельных, итого 30 часов. 1.3. Количество кредитов. Лекционные занятия – 0,5 кредита. Самостоятельная работа – 0,5 кредита. Всего – 1 кредит. 1.4. Тематический план изучения дисциплины.
Планирование самостоятельной работы студентов
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля 1.5. Содержание дисциплины (темы, опорные понятия, ключевые слова). Раздел 1. Феноменология экстремальности. Тема 1. Понятие экстремальности. Виды экстремальных ситуаций. Крайность, чрезвычайность как признаки экстремальности. Этимологический анализ понятия экстремальность. Авторская классификация экстремальных ситуаций. Система факторов, действующих в социальной и природной среде в экстремальных ситуациях: микро-, мезо- и макрофакторы. Классификации экстремальности Н.И. Наенко, В.Л. Марищука. Действие социокультурной установки на вытеснение «сюрреальности» экстремальных ситуаций. Индивидуальное вытеснение травмирующего опыта человеком. Подавление и защитная обработка идеи смерти. Экстремальность как «полевая» характеристика. Этапность адаптации человека к экстремальным условиям. Тема 2. Профессиональная деформация как следствие пребывания в экстремальной ситуации. Определение понятие деформации, профессиональной деформации. Виды профессиональных деформаций (по Шаталовой Н.И.: избыточная интенсивность труда; карьеризм; некомпетентность; ригидность; боязнь самовыражения, Безносов С.А.). Влияние особенностей деятельности на развитие профессиональной деформации. Связь «эмоционального выгорания» с профессиональной деятельностью. Определение burnout – синдрома. В. Орел как состояние физического и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. 3 симптома: эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм), редукция профессиональных достижений. «Эмоциональное выгорание» как профессиональный кризис, связанный с работой в целом: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная неэффективность. Соотношение понятий «эмоциональное выгорание» и депрессия, стресс. Теоретические подходы к описанию эмоционального выгорания: интерперсональный, индивидуальный, организационный. В русле интерперсонального подхода выделяют следующие причины эмоционального выгорания: асимметрия отношений между людьми (Cr. Maslach), напряжение отношений между людьми, усиление тенденции к аффиляции в условиях стресса (E. Buunk, W. Schaufelj), низкая оценка своей эффективности (C. Cherniss). В русле индивидуального – конечный результат постепенного процесса разочарования (A. Pines), организационного – столкновение идеальных ожиданий с реальной действительностью (C. Cherniss). Все подходы объединяет: 3-компонентная структура эмоционального выгорания и рассмотрение феномена как конечного результата воздействия стрессовых факторов на личность. В.В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как процесс. Структура эмоционального выгорания по В.В. Бойко. Факторы эмоционального выгорания: социально – демографические, личностные, организационные. Тема 3. Психогенные реакции ситуации ожидания. Определение сущности и значимости «ситуации ожидания» как стрессора. Феноменология «ситуаций ожидания»: «предстартовая лихорадка», «предстартовая апатия», реакции ситуации ожидания в условиях исправительных учреждений. Психические состояния в условиях ситуации ожидания: интеллектуальные, волевые, эмоциональные, ситуативные, личностные, позитивно и негативно влияющие. Фактор ожидания и предболезненные проявления: субдепрессивный, астенический и псевдогипоманиакальный варианты невротических непатологически–субнозологических проявлений. Непатологически–субнозологические проявления – выявляющиеся в результате психогенных воздействий и вызванных переживаний уровень фрагментарных обратимых психических (невротических) и других отклонений с определяющей ролью эмоционального регистра на фоне снижения адаптационно-компенсаторного резерва организма и устойчивости его к дополнительным патогенным воздействиям (Новиков Г.И.). Тема 4. Суицид. Диагностика. Работа с суицидальным поведением. Суицид – акт самоустранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при коих собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл. Суицидальное поведение в исторической ретроспективе. Общие черты и особенности суицидального поведения. Личностные стили суицидентов. Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков. Суицид у пожилых людей. Факторы, влияющие на суицидальное поведение. Предшествующие попытки, суицидальные угрозы, семейная история суицидов, алкоголизм и наркомания, эмоциональные расстройства, неизлечимая или смертельная болезнь, тяжелые утраты, семейные или финансовые проблемы. Превенция, интервенция и поственция. Признаки потенциального суицида. Попытки к суициду и организация помощи. Группы риска: молодежь, пожилые люди, сексуальные меньшинства, заключенные в тюрьмах, военнослужащие, ветераны войн, военных конфликтов, врачи. Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе. Концептуальные модели превенции. Попытки к суициду и организация помощи. Биоэтика и суицид. Раздел 2. Коррекционная работа с людьми, пережившими экстремальную ситуацию. Тема 5. Метод мнемореабилитации. Развитие сознания человека сопровождается созданием внутренней картины мира, отражающей внешний мир. Адекватность внутренней картины реальному миру зависит от качества получаемого опыта и состояния сознания в момент его получения. В нормальном состоянии сознания человек не имеет доступа к части своего опыта, это возможно только в определенных состояниях сознания (например, трансовых). Неосознаваемая информация зачастую является причиной неосознаваемого поведения человека. Для эффективной сознательной деятельности необходимо «восстановить» память, сделать неосознаваемый жизненный опыт осознаваемым. Этой цели служит метод мнемореабилитации (А.В. Ефимов). Лингвистически ориентированная терапия, где всякий опыт человека рассматривается как текст. Этот метод можно квалифицировать как трансовый, хотя состояние транса условно, чем меньше его глубина, тем это эффективнее для процесса. Практическое применение показало наибольшую эффективность при работе с последствиями перенесенных экстремальных ситуаций. При достаточной тщательности проведенной работы рецидивов не наблюдается. 1.6. Тематика семинарских работ. Не предусмотрено. 1.7. Тематика, перечень лабораторных (практических) занятий. Не предусмотрено. 1.8. Темы рефератов, других видов СРС (коллоквиумы, доклады, деловые игры). В течение курса студент выполняет теоретико-аналитическую работу, создает презентацию и защищает свою работу. Требования к аналитической работе: 5 листов формата А4, шрифт 14, Times New Roman, интервал междустрочный 1,5. Параметры страницы: от переплета – 3 см., все остальные – по 2 см. Тематика рефератов: Психологический анализ экстремальных условий жизнедеятельности на примере:
1.9. Перечень тем курсовых работ. Не предусмотрено. 1.10. Контрольные вопросы к экзаменам (требования к зачету).
В соответствии с учебным планом каждый студент выполняет по курсу «Психология экстремальности» обязательную отчетную работу по изучению первоисточника или выборке журнальных статей. Журналы для изучения: «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Московский психотерапевтический журнал». Изучение курса завершается экзаменом. 1.11. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.12. рекомендуемая литература. Основная литература
Дополнительная литература
1.13. используемые в курсе средства мультимедиа. В процессе создания. 2. Методические указания к семинарским и лабораторным занятиям. Психология экстремальности.
Целевые группы. Активная подгруппа (по долгу службы, преднамеренно, целенаправленно, осознанно включаются в экстремальную ситуацию, установка на преобразование ситуации):
Пассивная подгруппа (непреднамеренно, случайно, без соответствующей подготовки и готовности попадают в экстремальную ситуацию, страдающая позиция):
Задачи для целевых групп.
Распределение задач по целевым группам. Активная подгруппа.
Пассивная группа.
3. Дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний, промежуточного контроля. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Лебедева Людмила Владимировна. Психология рекламы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Доценко Евгений Леонидович, Андреева Ольга Станиславовна. Психология личности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Васильева И. В. Экспресс-психологическая помощь в кризисных ситуациях. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психология творчества. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Л. В. Лебедева Психотехники построения жизненного пути. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания... | ||
Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Алексеева Л. В. Психология индивидуальных различий. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология».... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 Психология, очной формы обучения | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Алексеева. Судебно-психологическая экспертиза. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления «Психология».... |