Скачать 332.29 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ____________Л.М. Волосникова «___»________________2011 г. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология» очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ» Автор работы: ________________Л.В. Алексеева « 07 » июня 2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии « 08 » июня 2011 г. Протокол № 14 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ» Объем 11 стр. Зав. кафедрой _________ Е.Л. Доценко « 08 » июня 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики «___»__________2011 г., протокол № ___ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО» Председатель УМК ___________ А.В. Арефьева «___»_________2011 г. «СОГЛАСОВАНО» Зав. методическим отделом УМУ _________ С.А. Федорова «___»__________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Л.В. Алексеева СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления 030300.62 «Психология» Тюменский государственный университет 2011 Л.В. Алексеева. Судебно-психологическая экспертиза. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология» очной формы обучения. – Тюмень, 2011. - 11 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Судебно-психологическая экспертиза [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Е.Л. Доценко, д. пс. н., проф. © Тюменский государственный университет, 2011. © Л.В. Алексеева, 2011 1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи дисциплины Цель - изучение методологических, теоретических и методических основ проведения судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Задачи курса: развитие специфических экспертно-психологических способностей, отличающих профессионала в области психологии от обывателя, имеющего психологические знания, а также судебного эксперта-психолога от психолога вообще. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «СПЭ» является профессиональным циклом Б.3 Дисциплины по выбору и базируется на таких дисциплинах как «Общая психология», «Психодиагностика», «Психология субъектности», «Юридическая психология». 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: - выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5); - прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7); - применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); - проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - знать теоретические основы СПЭ; - уметь осуществить технологию проведения СПЭ; - быть способным выполнять обязанности эксперта-психолога по уголовным и гражданским делам; - уметь дать адекватную оценку заключения СПЭ другого эксперта; - владеть ролью психолога-эксперта.
Семестр 1. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа. 3.Тематический план дисциплины Таблица 1
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля Таблица 2
Планирование самостоятельной работы студентов Таблица 3
4.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.Содержание дисциплины Модуль 1. Введение в судебно-психологическую экспертологию 1.1. Интегративный характер психолого-юридического подхода Роль юриста и психолога на предварительном следствии и в судопроизводстве. Отличие объекта и предмета СПЭ от объекта и предмета общей психологии. Комплексный подход в юридической психологии как методологический. Понятие об интегративном характере основных понятий юридической психологии. Психолог как носитель специальных познаний. Формы использования специальных психологических познаний. Принципиальные условия использования психологии как специальных познаний для получения новых фактов. 1.2. Экспертизы, обследующие психику Понятие экспертизы. Основание назначения экспертизы. Порядок назначения СПЭ. Права и обязанности эксперта. Виды экспертиз по характеру проведения: стационарная, амбулаторная; комплексная; комиссионная; дополнительная, повторная и т.п. Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ). Понятие об объекте и предмете СПЭ. Виды СПЭ по предмету исследования. Однородная и комплексная экспертизы. Понятие судебно-психиатрической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз (КСППЭ). Компетентность и пределы компетентности психолога в проведении КСППЭ, СПЭ психически больного человека или совершившего преступление в состоянии сильного алкогольного опьянения (аномального проявления психики). Особенности их предмета. 1.3. СПЭ в уголовном и гражданском процессе Участники уголовного процесса. УПК об экспертизе. Порядок назначения и проведения экспертиз. Обязательный вид экспертиз. Права и обязанности эксперта. Эксперт как субъект профессиональной деятельности. Основные задачи эксперта в уголовном процессе. Участники гражданского процесса. ГПК об экспертизе. Порядок назначения и проведения экспертиз. Обязательный вид экспертиз. Права и обязанности эксперта. Эксперт как субъект профессиональной деятельности. Основные задачи эксперта в гражданском процессе. Модуль 2. Юридически значимая субъектность человека 2.1. Понятие субъекта и личности в уголовном праве Сравнение понятий «личность» и «субъект» с понятиями «преступник», «соучастие», «свидетель», «потерпевший». Понятие субъектности, релевантной УК РФ. Уголовно-правовые требования к обвиняемому, потерпевшему, свидетелю. Характеристика субъекта преступления и субъекта уголовной ответственности в уголовно-правовой литературе. Выделение характеристики субъекта преступления из норм и формул УК РФ. Ориентировка УК РФ на субъектно-объектную сущность личности. Сравнения понятий «субъект уголовной ответственности» и «субъект преступления». Понятие преступления. Понятие о вменяемости и возрасте уголовной ответственности. Понятие субъекта в отношении к потерпевшему и свидетелю. 2.2. Понятие субъекта в гражданском праве Выделение характеристик субъекта из норм и формул ГК РФ, понятия дееспособности. Понятие субъектности, релевантной ГК РФ. Особенность взаимоотношений, значимых для ГК РФ. Юридическое и психологическое понятие морального вреда. Понятие психических и моральных страданий. Отличие оценки и отношения. Подход к установлению страданий, их глубины и устойчивости. Проблема объективности в установлении субъективного отношения. 2.3. Уголовно- и гражданско-релевантная субъектность человека Диагностика дихотомных атрибутов как система координат для предварительной оценки субъектных возможностей личности и основа для последующего более глубокого и дифференцированного рассмотрения. Диагностика уровня субъектности человека. Четыре вида субъектности, представляющих собой виды или уровни ее развития, либо в целом, субъектность как интегрированную четырехуровневую возможность. Несоответствие возможностей субъектности личности предъявляемым требованиям как критерий определения ее объектности. Диагностика уголовно-релевантных способностей как возможностей правильно понимать действительность, осознавать значение своих действий и регулировать их с учетом социальных норм. Диагностика особенностей субъектного самоуправления. Самоуправление психическое и субъектное, строение и механизм функционирования. Модуль 3. Технология и методика проведения СПЭ 3.1. Этапы проведения СПЭ Анализ исследуемой ситуации по материалам дела и беседы с подэкспертным. Обследование и оценка эмоционального состояния подэкспертного. Изучение индивидуальных особенностей, психодиагностика подэкспертного. Соотношение психологических особенностей у подэкспертного с социальными, гражданско-правовыми либо уголовно-правовыми нормами, а также требованиями исследуемой ситуации. Подготовка акта заключения. 3.2. Экспертная диагностика субъектности Технология подхода, включающая установление субъектно-объектных атрибутивных характеристик и уровня субъектности, проявляемых подэкспертным в жизнедеятельности и в исследуемой ситуации; установление возможностей и особенностей его психического самоуправления в инкриминируемой ситуации, а также в жизнедеятельности, установление особенностей проявления подэкспертным социальных субъектных способностей. Соотношение данных показателей у подэкспертного с социальными и уголовно-правовыми нормами, а также требованиями инкриминируемой ему ситуации. Способы, повышающие достоверность и объективность СПЭ. Общее и специфичное в подходе к эксперту как обвиняемому, потерпевшему и свидетелю. 3.3. Установление аномального самоуправления Аномальное самоуправление личности, его связь с психопатологией, эмоциональным воздействием и воздействием других людей извне. Диагностика психопатологического самоуправления. Соотношение возможностей к самоуправлению и психопатологических симптомов. Диагностика аффективного самоуправления. Понятие юридически значимых эмоциональных состояний. Различные подходы к их диагностике. Общая характеристика воздействия извне, снижающего субъектность. 6. Планы семинарских занятий Модуль 1. Введение в судебно-психологическую экспертологию 1.1. Интегративный характер психолого-юридического подхода 1.1.1.Отличие объекта и предмета СПЭ от объекта и предмета общей психологии. 1.1.2. Психолог как носитель специальных познаний. 1.2. Экспертизы, обследующие психику 1.2.1. Экспертиза и ее виды. 1.2.2. Экспертизы, обследующие психику. 1.3. СПЭ в уголовном и гражданском процессе 1.3.1. Основные задачи эксперта-психолога в уголовном процессе. 1.3.2. Основные задачи эксперта-психолога в гражданском процессе. Модуль 2. Юридически значимая субъектность человека 2.1. Понятие субъекта и личности в уголовном праве 2.1.1. Сравнение понятий «субъект уголовной ответственности» и «субъект преступления». 2.1.2. Психологическая составляющая возраста уголовной ответственности и вменяемости. 2.2. Понятие субъекта в гражданском праве 2.2.1. Понятие субъектности, релевантной ГК РФ. 2.2.2. Психологическая составляющая дееспособности. 2.3. Уголовно- и гражданско-релевантная субъектность человека 2.3.1. Психологические модели субъектности человека 2.3.2. Юридически значимые способности человека Модуль 3. Технология и методика проведения СПЭ 3.1. Этапы проведения СПЭ 3.1.1. Анализ исследуемой ситуации, обследование и оценка эмоционального состояния подэкспертного, изучение индивидуальных особенностей подэкспертного. 3.1.2. Соотношение психологических особенностей подэкспертного с требованиями исследуемой ситуации. Подготовка акта заключения. 3.2. Экспертная диагностика субъектности 3.2.1. Технология экспертной диагностики субъектности 3.2.2. Общее и специфичное в подходе к эксперту как обвиняемому, потерпевшему и свидетелю. 3.3. Установление аномального самоуправления 3.3.1. Влияние психопатологии на субъектное самоуправление 3.3.2. Дефект самоуправления от эмоционального воздействия и воздействия других людей извне. 7.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля) Контрольная работа Контрольная работа предназначена для углубления и расширения знаний по изучаемой дисциплине. Выполненная работа должна быть защищена студентом. Студенты, не выполнившие контрольную работу, к сдаче экзамена не допускаются. Работа должна быть аккуратно оформлена в рукописном или печатном виде, удобна для проверки и хранения. Темы контрольных работ
Вопросы для подготовки к зачету
|
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Лебедева Людмила Владимировна. Психология рекламы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Л. В. Лебедева Психотехники построения жизненного пути. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения Малярчук Н. Н. Психиатрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 Психология, очной формы обучения | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология».... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Доценко Евгений Леонидович, Андреева Ольга Станиславовна. Психология личности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психология экстремальности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психология творчества. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо.... Малярчук Н. Н. Неврология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,... | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Вахитова З. З. Этнопсихология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов-бакалавров направления 030300. 62 «Психология»... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов очной и заочной... |