Скачать 419.6 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ Л.М. Волосникова __________ _____________ 2011г. ЭТНОПСИХОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология» очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _________________З.З. Вахитова « 07 » июня 2011г. Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии « 08 » июня 2011г. , протокол № 14 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 14 стр. Зав. кафедрой _________________Е.Л. Доценко « 08 » июня 2011г. Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики «____» ________ 2011 г., протокол №____ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК _______________А.В. Арефьева «______»_____________2011г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ______________С.А. Федорова «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогикиКафедра общей и социальной психологииВахитова Зухра Зуфаровна ЭТНОПСИХОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология» очной формы обучения ИздательствоТюменского государственного университета 2011 г. Вахитова З.З. ЭТНОПСИХОЛОГИЯ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов-бакалавров направления 030300.62 «Психология» очной формы обучения. Тюмень, 2011, 14 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: этнопсихология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Е.Л. ДоценкоРЕЦЕНЗЕНТЫ:© Тюменский государственный университет, 2011. © Вахитова З.З., 2011. Вахитова Зухра Зуфаровна ЭТНОПСИХОЛОГИЯУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология» очной формы обучения Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________Издательство Тюменского государственного университета 625003, г. Тюмень, Семакова, 10 1.1.Цели и задачи дисциплины: Цель курса – ознакомить студентов-психологов с основными понятиями, разделами и проблемами этнопсихологии, подготовить их к профессиональной деятельности в условиях интенсификации межэтнического взаимодействия и роста межэтнической напряженности. Задачами изучения курса являются: 1) Освоение студентами основных понятий этнопсихологии. «Вхождение» в проблемное поле данной науки с учетом ее исторического развития и современного состояния. 2) Формирование «этнопсихологического мышления», с учетом всех противоречивых тенденций и сложностей методологии данной науки. 3) Ознакомление с современными достижениями в области этнопсихологии, теориями ведущих научных школ, углубление научного мировоззрения будущих психологов на основе междисциплинарного подхода, знакомства с концепциями смежных дисциплин (этнологии, лингвистики, социологии). 4) Формирование толерантности к представителям других культур и народов, осознание и устранение предубеждений и негативных стереотипов. 5) Формирование у студентов положительной мотивации на использование этнопсихологических знаний как в прикладных исследованиях, так и в практике различных видов психологической помощи тем или иным категориям населения, учет национально-психологических особенностей людей в профессиональной деятельности психолога. 6) Овладение студентами наиболее распространенными методами и методиками этнопсихологического исследования. 1.2. Место дисциплины в учебном процессе: «Этнопсихология» составляет раздел курса «Социальная психология», входящей в учебный план входящей в учебный план направления 030300.62 «Психология». Для эффективного усвоения курса студенты должны освоить дисциплины общеобразовательного блока – истории, философии и социологии. Знания, полученные по этим учебным предметам, позволяют студентам более глубоко осмыслить сущность и происхождение национальной психики, национального сознания и самосознания, усвоить условия, закономерности и механизмы функционирования и развития этнических общностей, обусловленные законами общего социально-исторического процесса, понять место этносов среди других социальных общностей и групп. Что касается дисциплин общепрофессионального блока, то усвоение программного материала по этнопсихологии требует качественных знаний в первую очередь по общей, социальной, возрастной психологии, основам психодиагностики. 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата 1. понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК -2) 2. выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5) 3. проведение стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12) 4. способность и готовность к ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основные понятия этнопсихологии, историю формирования и логику развития данной науки, познакомиться с ее теоретическими подходами и практическими методами работы, позволяющими диагностировать, прогнозировать и подвергать коррекции межэтнические отношения; знать основные принципы изучения этнопсихологических особенностей и межнациональных отношений людей Уметь: разрабатывать программу этнопсихологического исследования, применять психологический инструментарий к объектам этнопсихологических исследований, применять профессиональное отношение к сложным процессам, происходящим в современном полиэтническом обществе, сформировать умение применять психологический инструментарий к объектам этнопсихологических исследований Владеть: системой основных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в мультикультурном российском обществе и позволяющих избежать этноцентризма в будущей профессиональной деятельности 2. Структура и трудоемкость дисциплины Семестр 5. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часов.* 3. Тематический план. Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами Таблица 4
5. Содержание дисциплины. Модуль 1. Введение в этническую психологию. Темы: 1. Этнопсихология как научная дисциплина. 2. Типологии измерения культуры 3. Этнопсихология: история и современные подходы Знаниевый компонент. Варианты этнопсихологии: психологическая антропология и кросс-культурная психология. Объект и базовые категории этнопсихологии. Междисциплинарный статус этнопсихологии. Актуальные проблемы и структура современной этнопсихологии. Психологическая антропология, этническая и кросс-культурная психология – сходства и отличия. Краткая история становления и развития этнопсихологии (античность, Х. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт, Г. Лебон, Г.Шпет). Основные школы и подходы Роль этничности в современном мире. Цели и задачи этнической психологии. Абсолютизм, релятивизм, универсализм. Понятие об этносе (Ю.Бромлей, Л.Гумилев и др.). Этническая идентичность (примордиализм и конструктивизм). Этнические стереотипы, их функции. Этноцентризм и способы его уменьшения. Понятие о культуре (Триандис, Мацумото). Факторы формирования культуры (экология, история). Характеристики культуры (надорганичность культур, эмик- и этик-аспекты культуры, культурная эволюция). Социальные последствия культуры (политика, здоровье, гендер, мораль). «Исторический партикуляризм» (Ф.Боас). Понятие «культурного синдрома» (Г.Триандис). Виды культурных синдромов: «простота-сложность», «индивидуализм-коллективизм», «открытость-закрытость». Психологические измерения культур (Хофстед): «избегание неопределенности», «дистанция власти», «маскулинность – фемининность». Практические рекомендации к межкультурному взаимодействию с учетом психологических измерений культур. Использование психологических измерений культур в организационной психологии. Параметры измерения культуры. Теория высоко- и низкоконтекстных культур Э. Холла. Время как параметр культуры. Теория культурных измерений Г. Хофстеде. Типология культур в зависимости от ведущих ценностей Становление и развитие этнопсихологических идей в философии. Описательный период в развитии этнопсихологической науки. Этапы развития психологической антропологии. История кросс-культурных исследований в психологии. Направления современных этнопсихологических исследований. Практический компонент. Ориентируется в направления этнопсихологии. Умеет планировать этнопсихологическое исследование. Ценностный компонент. Основные понятия. Этнос. Этнопсихология. Национально-психологические явления. Кросс-культурная психология. Психологическая антропология Перечень вопросов, выносимых на обсуждение:
Модуль 2. Познавательная и эмоциональная сфера личности в этнопсихологии. Темы: 1. Кросс-культурные исследования познавательных процессов 2. Язык и культура 3. Индивид и личность в контексте этнической культуры Знаниевый компонент. Кросс-культурные исследования ощущения и восприятия. Кросс-культурные исследования интеллекта. Культура и категоризация. Культура и сознание. Восприятие и культура. Зрительные иллюзии (эксперименты М.Сегалла), восприятие глубины на картинках (эксперименты Хадсона), проблема избирательности восприятия. Перцептивный стиль (Х.Уиткин, Д.Берри). Гипотеза перцептивного опыта (Серпелл). Социально-культурные факторы восприятия. Интеллект в разных культурах. Проблемы и парадоксы интеллектуального тестирования. Когнитивное единство человечества. Культура и категоризация. Память и культура. Культура и решение задач (эксперименты А.Р.Лурии и М.Коула). Культурные различия в использовании языка. Язык и мышление. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа. Язык и идентичность: проблема билингвизма и полилингвизма в психологии. Исследования в области этнопсихолингвистики Научная школа «Культура и личность» (М.Мид, Р.Бенедикт, К.Клакхон, Р.Линтон). Концепции «базовой» и «модальной» личности. Понятие о «национальном характере», исследования по национальному характеру (Р.Бенедикт, Э.Фромм, Э. Эриксон, Д.Горер, К. Клакхон, К.Касьянова). Личность в межкультурном общении. Самосознание личности, стиль общения. Самоконцепции как культурный феномен. Социальная и личная идентичность. Понятие о «лице», стратегии «поддержания лица» в межкультурном общении. Культура и Я-концепция. Кросс-культурные исследования личности. Этническая идентичность и этническое самосознание. Типы этнической идентичности личности. Формирование этнической идентичности. Практический компонент. Умеет планировать и проводить психосемантическое исследование особенностей категориальной структуры обыденного сознания соответствующей этнической группы. Ценностный компонент. Основные понятия. Гипотеза лингвистической относительности. Билингвизм. Этническое самосознание. Национальный характер. Перечень вопросов, выносимых на обсуждение:
Модуль 3. Социально-психологические проблемы в этнопсихологии. Темы: 1. Межкультурная коммуникация и взаимодействие 2. Этноцентризм, межэтническая напряженность, межэтнические конфликты и межэтническая толерантность. 3. Культура и организационное поведение Знаниевый компонент. Характеристика межкультурной коммуникации. Формы межкультурного общения. Межкультурная коммуникация и контекст. Концепция культурного шока. Аккультурация в современном мире. Стресс аккультурации Факторы общения и культура. Модель Триандиса о связи культуры и общения. Культурные ценности (Клакхон, Шварц). Нормы, правила, роли. Культура и вербальное общение. Культурно-обусловленные стили вербальной коммуникации. Культура и невербальное общение. Проксемика в контексте культуры. Тактильное взаимодействие. Коммуникативная компетентность и способы ее повышения в межкультурном общении. Межгрупповое (межэтническое) общение. Теории межгруппового взаимодействия. Понятие о межэтнической напряженности и ее психологические показатели. Кросс-культурные исследования ингруппового фаворитизма. Этноцентризм как социально-психологический феномен. Межэтническая напряженность в современном мире. Межэтнические конфликты: понятие, виды, причины, стадии, пути решения. Пути повышения межэтнической толерантности Организационная культура и организационный климат: кросс-культурный аспект. Лидерство и власть в разных культурах. Мотивация и эффективность трудовой деятельности в в разных культурах. Принятие решения в разных культурах (риск и осторожность). Бизнес и карьера: кросс-культурные аспекты Практический компонент. Умеет анализировать особенности невербального поведения различных этнических групп. Ценностный компонент. Основные понятия. Этноцентризм. Межэтническая напряженность. Культурный шок. Перечень вопросов, выносимых на обсуждение:
6. Планы семинарских занятий. |
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10 | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10 | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение) | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение) | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Информационные системы и технологии в административном управлении» очная форма обучения | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1 | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |