Министерство образования и науки
Российской Федерации
Московская государственная академия тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова
Кафедра
истории, социологии и права
А.А. Деревянченко,
В.В. Горохов, А.Ю. Климочкина, А.А. Назаров,
Л.В. Степнова, Л.В. Юркина
ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ НАУКИ:
вторая половина XIX-начало XX вв.
Часть 3
Учебное пособие
Москва
МИТХТ им М.В. Ломоносова
2011
УДК 930.85
ББК Ч213
Рецензенты:
доктор химических наук, профессор В.Р. Флид
кандидат философских наук, доцент И.И. Дмитрова
кандидат философских наук, доцент О.А. Вольнякова Из истории российской науки: вторая половина XIX – начало XX вв. Часть 3. / Под общ. ред. А.А. Деревянченко. – М.: МИТХТ им. М.В. Ломоносова, 2011.
Пособие является дополнением к существующим учебникам по истории России и отражает читаемый для студентов курс лекций по дисциплине "Отечественная история". В нем рассматривается история развития различных отраслей российской науки второй половины XIX – начала XX вв., дается характеристика основных научных школ и направлений, важнейших научных открытий и трудов выдающихся ученых
©А.А. Деревянченко, 2011
©МИТХТ им М.В. Ломоносова, 2011
Глава 6. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ Психология – удивительная наука. Она увлекательна, прежде всего, тем, что, имея давнее прошлое, имеет короткую историю. Прошлое психологии насчитывает века, поскольку она включает в себя изучение человека, его психики и поведения. Напротив, история психологии коротка: она началась только около 130 лет назад. На протяжении этих лет с психологией произошли значительные изменения. Психология сравнительно недавно закрепила свое название, а о предмете ее научного исследования до сих пор идут споры. Слово психология древнегреческого происхождения (душа и знание), но впервые его применили в ХVI в. в Европе, однако до ХIХ в. оно ни употреблялось ни в английской, но во французской литературе применительно к науке. У Пушкина в "Сцене из Фауста" есть реплика Мефистофеля: "Я психолог… о, вот наука!" Но в те времена психологии, как отдельной науки, еще не было. Словом "психолог" обозначали просто человека, хорошо разбирающегося в человеческих страстях и характерах. Названия науки так долго не было, видимо, потому, что и сама наука долго не могла получить отдельный статус – выделиться из философского знания. Ну, а выделить психологию из философского знания было сложно в связи с тем, что она являлась в основном описательной дисциплиной.
Таким образом, рассматривая историю развития психологических учений в XIХ в., мы рассматриваем зарождение и становление психологии вообще.
Русская психологическая мысль в ХIХ в. развивалась в связи с общественной мысли и успехами в естествознании, в творческом усвоении достижений мировой философии и психологии. ХIХ в. ознаменован естественнонаучным взглядом на мир – с его позитивистской, прагматической основой, и, в то же время, с его изменчивостью и концептуальностью.
Рассматривая становление научной психологии в России в ХIХ в., можно выделить три направления ее развития: 1) философско-педагогическое направление; 2) развитие представлений о нервной системе, которое тесно связано с развитием экспериментальных программ в психологии; 3) психиатрия и психокоррекция.
Философско-педагогическое направление развития русской психологии
После реформы отмены крепостного права 1861 г. быстро стала развиваться философия революционных демократов в лице Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева, Н.А.Добролюбова, а также философия народничества. «Почвенничество» и «боготворчество» Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского защищало идею о "народной почве", самобытности России, искало третий путь для ее развития. В рамках философских направлений развивалась умозрительная психология в Московском и Петербургском университетах. Исключительно богаты психологическими идеями и произведения выдающихся русских поэтов и прозаиков ХIХ в.
Александр Иванович Герцен (1812-1870) развивал идеи о соотношении разума и чувства; проблемы психологии познания он решал в материалистическом ключе, критикуя индивидуалистический подход к мышлению в сенсуалистической концепции Дж. Локка. Проблемы личности занимали особое место в системе его психологических взглядов. Он считал личность не пассивным продуктом среды, а защищал идею о "деянии" как существенном факторе духовного развития человека. Особое внимание уделял проблеме свободы воли, ставшей предметом споров между материалистами и идеалистами в 1860-80-е гг. Материалисты упрощенно толковали вопрос о свободе воли, что приводило нередко к фатализму; идеалисты видели свободную волю ни от чего не зависящей и ничем не определяемой. Не принимал А.И. Герцен и абсолютный физиологический детерминизм, "разлагающий состояние свободы на его составные элементы и упрощающий его". Он считал, что свободную волю надо анализировать, отталкиваясь от способности человека - сознания, состоящего из "разума, страсти и воспоминания, взвешивающего условия и определяющего выбор действия".
Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) последовательно критиковал дуализм, утверждая взгляд на человека как на одно целое, нераздельное существо. Выступал против вульгарного материализма, френологических взглядов в русском обществе; считал, что психические процессы детерминированы, т.е. имеют причину и связь с внешним миром.
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) исповедовал принцип философского материализма в его антропологической форме: по мнению Н.Г. Чернышевского, надо смотреть на человека как на единый организм, все органы которого находятся во взаимосвязи. Только видя эту связь, можно рассматривать различные стороны деятельности человека. Антропологизм Н.Г. Чернышевского был подчинен задачам революционной борьбы.
Николай Иванович Пирогов (1810-1881) – выдающийся русский хирург, статья которого "Вопросы жизни" получила огромный резонанс. В ней он проводит мысль о первенстве задачи воспитания личности перед обучением в процессе подготовки будущих специалистов к деятельности в различных областях социальной практики.
Важнейшей отраслью развития психологических взглядов в России стала педагогика; она была связана с народным просвещением, привлекала внимание всей прогрессивной общественности. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) считал, что идеи Н.И. Пирогова способствовали становлению нового идеала - формированию всесторонне развитой личности. Его высказывания о личности развитой и высоко нравственной, о гуманистическом отношении воспитателя к воспитаннику стали лейтмотивом передовой педагогики 1880-х гг. Органическое соединение педагогики и психологии произошло в труде К.Д. Ушинского "Человек как предмет воспитания", в котором он использовал достижения всей мировой философско-психологической мысли. Вторая часть фундаментального труда К.Д. Ушинского посвящена психологии. Он писал: "…если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях"1. К.Д. Ушинский не только провозгласил эту мысль, но и обосновал ее, показав, что изучить человека – значит выявить, прежде всего, его психологические особенности.
Переход к отечественной детской и педагогической психологии осуществил Петр Федорович Каптерев (1849-1922) – связь психологии с педагогикой означала выход в прикладные области. Параллельно в связи с развитием капитализма появляются работы по учету психических особенностей человека в процессе труда. Решаются вопросы надежности работы персонала, устранения причин нарушений его деятельности, подбора и обучения людей. К психологии начинают обращаться юристы, военные деятели, физиологи, психиатры. В рамках Русского географического общества появились замыслы "психической этнографии", создана программа по изучению психологии народов России (Н.И. Надеждин, К.М. Бэр, К.Д. Кавелин и др.). Появилась новая отрасль – психология народов, возникновение которой традиционно связывают с деятельностью М. Лацаруса и Г.Штейнталя (Германия).
Развитие представлений о нервной системе в отечественной психологии ХIХ в.
Объективными условиями для выделения психологии в самостоятельную науку стали мысли отечественных и зарубежных ученых о необходимости самостоятельного развития психологии, отдельно от философии, естествознания, педагогики и других наук. Это выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 1960 х гг. и было связано с появлением первых экспериментальных программ В. Вундта в Германии и И.М. Сеченова в России.
Имя Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905) связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий, кафедр в вузах, начавших подготовку психологов, с выходом специальных психологических журналов, образованием психологических обществ и ассоциаций, проведением международных конгрессов по психологии. И.М. Сеченов окончил Военное инженерное училище в Петербурге и медицинский факультет Московского университета. Он считал своей основной задачей – при помощи анатомии объяснить деятельность человека и всю палитру психических явлений.
И.М. Сеченова можно по праву считать основоположником отечественной научной психологии. Его важнейшие труды в этой области: "Рефлексы головного мозга", где он сформулировал рефлекторную теорию в связи с проблемой произвольных и непроизвольных движений; "Кому и как разрабатывать психологию" - изложил в споре с К.Д. Кавелиным общую программу построения психологии, взгляды на предмет, метод и задачи психологии; "Элементы мысли" – естественнонаучная разработка познавательных процессов и др. В "Рефлексах головного мозга" И.М. Сеченов поставил задачу "доказать возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической жизни". Решение этой задачи вылилось в рефлекторную теорию психического. Способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых и др.) складывается в опыте по типу рефлексов; способность анализировать эти конкретные впечатления, память, все психические акты развиваются путем рефлекса. Схема психического процесса одинакова и повторяет схему рефлекса: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью и заканчивается ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Психический процесс возникает и завершается в процессе взаимодействия индивида с окружающим миром, значит, влияние извне в форме чувствования первично. Мотивы, отвлеченные представления не являются первоначальными причинами наших поступков. Постулировал, что в объяснении психики нужно исходить не из субъективной реальности, а из событий окружающей реальности.
В русской психологии, составляющей часть мировой, также не было единого понимания ее предмета и основных проблем. Направления, сложившиеся к началу XX в. в американской и европейской психологии, имели место и в русской науке. Между русскими и зарубежными учеными существовали тесные связи и преемственность, которые прокладывались по разным каналам: стажировки в зарубежных лабораториях (у В. Вундта), переводы на русский язык трудов зарубежных авторов, участие в международных конференциях и конгрессах, личные контакты и пр. Официальная психология была сосредоточена в университетах. В ее мировоззренческой направленности и в деятельности Московского Психологического Общества и его органа – журнала "Вопросы философии и психологии" – преобладали разные формы идеалистической философии.
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) считал, что решающую роль в отделении психологии в самостоятельную науку сыграло введение в нее эксперимента. Эксперимент был заимствован из физиологии органов чувств и нервной системы. Другими предпосылками возникновения психологии как самостоятельной науки стали появление психофизики и психометрии, успехи в области объяснения явлений жизни, развитие разных областей естествознания. С.Л. Рубинштейн занимался разработкой теории и методологических подходов в психологии. Основа деятельностного подхода – взаимосвязь и единство психики, сознания и деятельности. Логическим продолжением этой теории стала формулировка объяснительных принципов психологической науки: принципа «детерминизма», утверждавшего, что в основе внешних психических проявлений лежат внутренние процессы, и принципа «реконструкции», связавшего структуры, доступные наблюдению (особенности поведения и деятельности), со структурами, скрытыми от наблюдателя (непосредственным протеканием психических процессов).
В главном труде Александра Ивановича Введенского (1856-1925) – "Психология без всякой метафизики" - провозглашается отказ от обсуждения в психологии каких-либо философско-метафизических вопросов: психология изучает душевные явления безоценочным образом как факты внутренней природы, в отличие от этики, эстетики, педагогики, логики и др. Задача психологии – исследовать состав каждого душевного явления: каким образом и из каких элементарных явлений оно складывается, как изменяется в зависимости от изменения его элементов, как влияют друг на друга разные душевные явления (память, мышление, воля и пр.).
Николай Яковлевич Грот (1852-1899) – организатор русской психологии в 1880-1890-х гг. Основал и до 1899 г. был редактором журнала "Вопросы философии и психологии", отражавшего состояние отечественной, в основном идеалистической, психологии конца XIX- начала XX вв. Основной труд – "Психология чувствований. В ее истории и главных основах" (1880) – капитальное исследование проблемы чувств. В соответствии с эволюционной точкой зрения Г. Спенсера Н.Я. Грот рассматривает психическую жизнь как один из видов взаимодействия организма со средой. Идеи Н.Я. Грота созвучны материалистическим взглядам Сеченова. В дальнейшем Н.Я. Грот отходит от этого направления и занимается исследованием вопросов о природе души человека в соотношении с задачами научного обоснования высших начал нравственности. В статье "Основания экспериментальной психологии" (1895) защищает эксперимент как новое направление в исследовании душевных явлений, подчеркивая необходимость чисто психологического эксперимента, в отличие от психофизиологического, каким он был в то время.
Георгий Иванович Челпанов (1862-1936) развивал общепсихологические взгляды, близкие вундтовским. Его место в русской психологии созвучно месту В. Вундта в мировой науке. Был основателем первого в России Психологического института им. Л.Г. Щукиной при Московском университете, который стал базой научных исследований и центром по подготовке профессиональных психологов.
Густав Густавович Шпет (1879-1937) – ученик Челпанова, философ, психолог, логик, литературовед, искусствовед. Был вице-президентом Академии художественных наук (ГАХН), вместе с Челпановым принимал участие в разработке проекта Психологического института. Выступил с требованием восстановить связь психологии и философии, считая ее "по существу необходимой"; критиковал абстрактные построения психологии и ее тесную связь с физиологией. Отмечал, что в России философия всегда была тесно связана с жизнью. Обращается к языку в связи с проблемой этнической психологии, критикуя за понимание ее как продолжения или модификации общей индивидуальной психологии ("Введение в этническую психологию"). По Г.Г. Шпету, этническая психология изучает "конкретный духовный уклад человека, народа, группы", который своеобразно сочетается с другими реальными силами исторической действительности и "предопределяет действия и переживания не только индивида, но всякой группы". Особое значение для этнической психологии видел в изучении языка, так как оно дает образец для изучения всех других форм выражения (миф, обычай).
Николай Николаевич Ланге (1858-1921) отстаивал биологический подход и выступал против рассмотрения психологии, как отрасли знаний, сопутствующей философии. Психика представляет собой реальный факт; психическая жизнь должна быть рассматриваема как особое, своеобразное жизненное приспособление организма, развившееся в нем в меру его биологической полезности для сохранения индивида и рода.
Считал необходимым постулатом в психологии соединение двух точек зрения на психическую жизнь - объективной, рассматривающей психику как реальный жизненный процесс, и субъективной, рассматривающей психику как субъективные переживания этой жизни.
Иван Петрович Павлов (1849-1936) не создал собственной психологической концепции, но оказал огромное влияние на развитие психологии, мировой и отечественной. Впервые обратился к психологическим явлениям в связи со своими исследованиями пищеварительных желез. Выяснилось, что работа пищеварительных желез может быть обусловлена не только чисто физиологическими моментами (раздражением полости рта), но и видом пищи, ее запахом, т.е. фактами психического порядка. Секрецию слюнной железы на эти факторы И.П. Павлов назвал "психической секрецией", но истолковал ее в физиологических понятиях. Объяснение этих фактов и положило начало учению об условных рефлексах. Вся дальнейшая работа И.П. Павлова была направлена на изучение условно-рефлекторных связей: условий их образования, развития, угасания. Подчеркивался биологический смысл условных рефлексов: они служат для уравновешивания организма и внешней среды. Условные раздражители имеют сигнальное значение: они – сигналы внешних возбудителей безусловных рефлексов. Характеризуя особенности высшей нервной деятельности человека, И.П. Павлов наметил учение о второй сигнальной системе как о прибавке к механизмам высшей нервной деятельности.
И.П. Павлов надеялся, что его объективные исследования позволят проанализировать адаптационные процессы от их простейших форм вплоть до высших проявлений, т. е. психических явлений у животных и сознания у человека. Ученый признавал реальность субъективного мира и психологию как науку, изучающую его.
И.П. Павлов интересовался вопросами нормы и патологии нервной деятельности: "Норма нервной деятельности есть равновесие всех процессов, участвующих в нервной деятельности. Нарушение этого равновесия есть патологическое состояние, болезнь, причем часто в самой так называемой норме; следовательно, точнее говоря, в относительной норме имеется уже известное неравновесие. Отсюда вероятность нервного заболевания отчетливо связывается с типом нервной сиcтемы"2. Эта мысль подтолкнула И.П. Павлова к представлению о четырех типах высшей нервной деятельности и их связи с темпераментом человека. На основе своего учения о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения И.П. Павлов выделил три основные свойства нервной системы – силу, уравновешенность и подвижность возбуждения и торможения и поставил им в соответствие четыре типа темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный – сангвинический темперамент; сильный, безудержный – холерический темперамент; сильный, уравновешенный, инертный – флегматический темперамент; слабый – меланхолический темперамент.
Русская психиатрия и психокоррекция
Петр Петрович Кащенко (1859-1920) – известный российский врач-психиатр, общественный и земский деятель, автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи. В 1876-1881 гг. учился в Московском университете, откуда был исключён за участие в студенческом революционном движении и выслан из Москвы в Ставрополь. В 1885 г. окончил медицинский факультет Казанского университета и получил диплом врача. В 1889-1904 гг. директор психиатрической больницы Нижегородского земства (колония Ляхово). Заведовал Московской и Петербургской психиатрическими больницами. В 1905 г. принимал участие в революционных событиях в Москве, оказывая помощь раненым во время восстания на Пресне. Организатор и председатель первого в России Центрального статистического бюро для учёта психических больных. С мая 1917 г. руководил нервно-психиатрической секцией Совета врачебных коллегий, в 1918-1920 гг. заведовал подотделом нервно-психиатрической помощи Наркомздрава РСФСР. Имя П.П. Кащенко с 1922 по 1994 г. носила Московская психиатрическая больница №1, название которой, в свою очередь, стало нарицательным.
Владимир Петрович Сербский (1858-1917) – выдающийся российский психиатр, заведующий кафедрой психиатрии Московского университета, один из основоположников судебной психиатрии, Русского союза психиатров и невропатологов, основатель российской научной школы психиатрии. Окончил естественное отделение физико-математического факультета и медицинский факультет Московского университета. В 1885-1887 гг. заведовал лечебницей для душевнобольных в Тамбове, затем был командирован тамбовским губернским земством за границу для научных занятий и осмотра психиатрических лечебных заведений; позже был избран на должность старшего ассистента психиатрической клиники имени А.А. Морозова Московского университета. В 1891 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему: "Формы психического расстройства, описываемые под именем кататонии". В 1902 г. был назначен экстраординарным профессором и директором психиатрической клиники. В 1892-1900 гг. читал курс судебной психиатрии на юридическом, а с 1900 г. – курс психиатрии на медицинском факультете Московского университета. С 1902 г. профессор и директор психиатрической клиники Московского университета. В 1911 г. В.П. Сербский вышел в отставку в знак протеста против реакционной политики министра Л.А. Кассо. В 1905 г. был избран председателем II съезда отечественных психиатров в г. Киеве. Разработал положение о двух критериях невменяемости, процедуру судебно-психиатрического освидетельствования. "Руководство к изучению душевных болезней", а именно так называлось первое издание учебника Сербского по психиатрии, вышедшее в 1906 г., является одним из важнейших трудов психиатра. В нем подводится итог многолетней врачебной практики и теоретических изысканий ученого. В книге выдвинуты оригинальные идеи, которые легли в основу русской научной школы психиатрии, предложены новые методы исследования психиатрических заболеваний. Созданный в 1921 г., в Москве научный центр социальной и судебной психиатрии по сей день носит имя В.П. Сербского.
Петр Борисович Ганнушкин (1875-1933) – русский психиатр, ученик В.П. Сербского. Его исследования были связаны с областью психических расстройств, пограничных между нормой и патологией. В монографии "Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика" (1933), предложил следующую классификацию психопатических индивидов: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные и конституционально-глупые, а также дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоционально-лабильные, неврастеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патологические лгуны.
По окончании в 1898 г. медицинского факультета, П.Б. Ганнушкин был оставлен работать при психиатрической клинике Московского университета. В 1899 г. П.Б. Ганнушкин блестяще защитил докторскую диссертацию "Материалы к вопросу о четкообразном состоянии протоплазматических отростков нервных клеток мозговой коры". В 1902 г. П.Б. Ганнушкин был принят в действительные члены Московского общества невропатологов и психиатров. До 1906 г. П.Б. Ганнушкин работал в психиатрической клинике Московского университета ассистентом у В.П. Сербского, все эти годы ведя прием больных в амбулатории клиники.
Свои исследования П.Б. Ганнушкин посвятил пограничной психиатрии, особенно психопатиям (психопатические конституции, психопатические личности, патологические личности, патологические характеры, аномалии характера). Психопатии – патологическое развитие личности с преимущественной дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах при относительной сохранности интеллекта. Таким образом, Ганнушкин является создателем оригинальной отечественной концепции малой психиатрии, учения о психопатиях (пограничных состояниях между психической нормой и патологией).
|