Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю





Скачать 180.75 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю
Дата публикации18.11.2014
Размер180.75 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой»


УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по НР и ИД
_____________ В.Н.Кризский
«____» __________ 20_____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ОД.А.06)
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

_________________________________________________________________________

наименование дисциплины по учебному плану подготовки аспиранта

модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ООП ППО)

по специальности научных работников

190007




Педагогическая психология

Шифр




наименование научной специальности

Программа одобрена на заседании

кафедры__________________________________________
Протокол № ______ от ____________20____ г.



Заведующий кафедрой










Маджуга А.Г., доктор психологических наук, доцент







Подпись




Ф.И.О., ученая степень, звание

Разработчик программы










Дубовицкая Т.Д., доктор психологических наук, доцент







Подпись




Ф.И.О., ученая степень, звание


Стерлитамак – 2011 г.

Оглавление


1.Общие положения 3

2.Цели изучения дисциплины 3

3.Результаты освоения дисциплины 3

4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов 4

5. Содержание дисциплины 5

5.1Содержание лекционных занятий 5

5.2Практические занятия 5

5.3Самостоятельная работа аспиранта 5

6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к зачету 6

7. Образовательные технологии 8

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8

9. Материально-техническое обеспечение 11

  1. Общие положения


    1. Настоящая Рабочая программа дисциплины по выбору аспиранта «Психология воспитания» - модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России №1365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12.



  1. Цели изучения дисциплины


Целью изучения дисциплины «Психология воспитания» является углубление знаний по ряду теоретических проблем психологии воспитания и знакомство с проблемами организации эффективного воспитательного процесса, обеспечивающего формирование личностной сферы учащихся, совершенствование воспитательной деятельности учителя, а также психологического сопровождения воспитательного процесса.

Задачи дисциплины заключаются в изучении:

  • методов воспитания;

  • принципов и закономерностей воспитания;

  • основных теорий и подходов к воспитанию.



  1. Результаты освоения дисциплины


Аспирант или соискатель должен:

- знать:

- важнейшие вопросы применения психологической теории и психологических концепций к совершенствованию воспитательной деятельности образовательных учреждений;

  • закономерности, факты и феномены личностного развития человека в процессе воспитания;

  • понятие и сущность различных методов воспитания;

  • принципы и закономерности воспитания;

  • историю развития, основные достижения, проблемы и тенденции теории и практики воспитания в современных направлениях психологии воспитания.

- уметь:

- использовать в воспитательном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций психологии воспитания, ее взаимосвязей с другими науками;

  • анализировать воспитательный процесс с позиций достижений современной психологии и педагогики;

  • проектировать программы воспитания личности на различных этапах ее возрастного развития, использовать разнообразные средства и методы воспитания во взаимодействии с субъектами образовательного процесса;

  • использовать различные методы и технологии воспитания.

- демонстрировать:

- способность и заинтересованность использования в практической деятельности знаний психологических механизмов воспитания, закономерностей формирования личности; разнообразных технологий воспитания;

- умения самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с психологическими проблемами воспитательной деятельности;

- навыки владения психологическими технологиями и методами оценки психологической эффективности воспитательного процесса.


  1. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Психология воспитания»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу 36 часов.

4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов


Вид учебной работы

Кол-во зачетных единиц*/уч.часов

Аудиторные занятия:

1 (36 ч.)

Лекции (минимальный объем теоретических знаний)

0,5(18 ч.)

Семинар

-

Практические занятия

0,5 (18 ч.)

Другие виды учебной работы

-

Внеаудиторные занятия:

1 (36 ч.)

Самостоятельная работа аспиранта

1 (36 ч.)

ИТОГО

2 (72 ч.)

Вид итогового контроля

зачет




5. Содержание дисциплины


  1. Содержание лекционных занятий

    № п/п

    Содержание

    Кол-во уч.часов

    1

    Предмет, задачи и методы психологии воспитания

    2

    2

    Понятие и цели воспитания. Основные социальные институты воспитания

    2

    3

    Методы воспитания: понятие и классификация

    2

    4

    Приемы воспитания

    2

    5

    Методы влияния

    2

    6

    Виды влияния

    2

    7

    Формы воспитания

    2

    8

    Методы самовоспитания и самообразования

    2

    9

    Принципы и закономерности воспитания

    2

    Всего:

    18

  2. Практические занятия

№ п/п

Содержание

Кол-во уч.часов

1

Принцип природосообразности

3

2

Принцип культуросообразности воспитания

3

3

Принцип центрации воспитания на развитии личности

3

4

Психоаналитический подход к воспитанию

3

5

Транзакционный подход к воспитанию

2

6

Технократический подход к воспитанию

2

7

Гуманистический подход к воспитанию

2

Всего:

18




  1. Самостоятельная работа аспиранта

№ п/п

Виды самостоятельной работы

Кол-во уч.часов

1

Повторение лекционного материала

2

2

Подготовка докладов

4

3

Написание реферата, научных статей

4

4

Участие и выступление на семинарах

8

Всего:

18



6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к зачету


Итоговая аттестация аспиранта по дисциплине «психология воспитания» включает сдачу зачета и кандидатского экзамена. Порядок проведения кандидатских экзаменов включает в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности. Билеты кандидатского экзамена по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук содержат вопросы по психологии воспитания, как дисциплины научной специальности по выбору аспиранта (ОДН.А.).
Перечень вопросов к зачету:

  1. Назовите предмет, задачи и методы психологии воспитания

  2. Охарактеризуйте понятие и цели воспитания.

  3. Назовите основные социальные институты воспитания

  4. Что такое "метод воспитания"?

  5. Чем отличаются методы воспитания от методов обучения?

  6. Приведите классификацию методов воспитания по источникам познания.

  7. В чем суть методов формирования сознания?

  8. Назовите особенности применения метода убеждения в воспитании.

  9. Что относится к методам организации деятельности и формирования поведения?

  10. Чем отличается применение метода упражнений в воспитании от его применения в обучении?

  11. Что относится к методам формирования чувств и отношений?

  12. Назовите основные приемы воспитания.

  13. Чем отличаются приемы воспитания от методов воспитания?

  14. Назовите основные методы влияния.

  15. Чем отличается убеждение от других методов влияния?

  16. Что такое внушение (суггестия)?

  17. Когда чаще всего возникает феномен заражения?

  18. Назовите возрастные особенности подражания.

  19. Сопоставьте различные виды влияния.

  20. Чем отличаются формы воспитания от методов воспитания?

  21. Дайте определения понятиям: "самовоспитание", "самообразование", "самообучение".

  22. Назовите основные методы самовоспитания и самообразования.

  23. Какие уровни самовоспитуемости, самообучаемости выделяет А.К. Маркова?

  24. Применение каких приемов предполагает самовоспитание?

  25. Что понимается под принципами воспитания?

  26. Назовите и дайте характеристику основным принципам воспитания.

  27. Что понимается под педагогическими закономерностями воспитания?

  28. Чем отличается принцип природосообразности от принципа культуросообразности?

  29. Приведите современную трактовку принципа природосообразности.

  30. Как реализовать принцип культуросообразности воспитания в современных условиях?

  31. В каких известных Вам системах воспитания наиболее полно реализуется, по Вашему мнению, принцип центрации воспитания на развитии личности?

  32. В чем суть психоаналитического подхода к воспитанию?

  33. В чем суть технократического подхода к воспитанию?

  34. В чем суть транзакционного подхода к воспитанию?

  35. В чем суть гуманистического подхода к воспитанию?

7. Образовательные технологии


В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:

1. Лекционно-практические технологии (лекция: проблемная, консультация, программированная лекция-консультация, пресс-конференция, дискуссия, лекция-исследование, визуальная; семинарские, практические занятия, «круглые столы»)

2. Сопровождение лекционно-практических занятий показом визуального материала, фильма.

3. Личностно-ориентированные технологии, игровые, диалоговые, тренинговые, компьютерные, проблемные, программированные, задачные, рефлексивные, технологии кооперативного обучения, развития критического мышления, проектирования, модерации, консультирования.

4. Использование учебно-методического программного комплекса.

5. Решение психолого-педагогических задач в лабораторных условиях.

6. Деловые игры, моделирующие определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные ситуации профессионально-педагогической деятельности и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих педагогических задач.


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно-информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. Кафедра располагает библиотекой, включающей научно-методическую литературу по психологическому сопровождению образовательного процесса, научные журналы и труды конференций.

8.1 Основная литература:


п/п

Наименование учебной литературы

Автор, место издания, издательство год

Количество
экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой

Число
обучающихся,
воспитанников,
одновременно
изучающих
дисциплину



2

3

4

5

1.

Педагогическая психология

Зимняя И.А. – Ростов н/Д: «Феникс», 2007.

30

7

2.

Технологии в изучении психологии

Чернышев А.С., Гребеньков Н.Н., Сарычев С.В., Корнев А.В., Дымов Е.И. – М.: Педагогическое общество, 2003. – 256 с.

2

7

3.

Психология и педагогика

Реан А., Бордовская Н., Розум С.. – СПб.: Питер, 2006.

5

7

4.

Педагогическая психология

Бархаев Б.П. – СПб.: Питер, 2009.

2

7

5.

Методология и методы психолого-педагогического исследования

Загвязинский В.И. – М.: Академия, 2009.


5

7

6.

Психология развития человека как личности

Фельдштейн Д.И. – М.: МОДЭК, 2005.

2

7

7.

Психологическая диагностика в образовательном процессе

Дубовицкая Т.Д. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. 2011.

2

7

8.

Педагогическая психология


Клюева Н.В., Батракова С.Н., Варенова Ю.А. и др. / Под ред.Н.В.Клюевой.-М.:Владос-Пресс,2006.

1

7

9.

Клиент-центрированная психотерапия

Роджерс К. – М.: Апрель-Пресс, 2002.

1

7

10.

Педагогическая психология

Талызина Н.Ф.- М.:Академия, 2008.

2

7

11.

Педагогическая психология

Габай Т.В. -М.: Академия., 2009.

2

7

12.

Педагогическая психология /

Столяренко Л.Д. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. 

30

7

13.

Педагогическая психология в схемах и комментариях

Логвинов И.Н., Сарычев С.В., Силаков А.С. -СПб.:Питер,2007.

2

7

14.

Возрастная и педагогическая психология:

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. .- М.: Педагогическое общество России, 2006.

2

7

15.

Психология педагогического общения 

Даукша Л.М.  – Гродно: ГрГУ, 2006.

2

7

16.

Педагогическая психология

Демидова И.Ф. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

25

7


8.2 Дополнительная литература


п/п

Наименование учебной литературы

Автор, место издания, издательство год

Количество
экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой

Число
обучающихся,
воспитанников,
одновременно
изучающих
дисциплину

1

2

3

4

5



О воспитании

Сухомлинский В.А. – М., 1979

5

7



Психология воспитания

Зюбин Л.М. – М.,1991

1

7



Психология : в 3-х кн. : учеб. для студ. вузов.: Психология образования

Немов, Р.С.    – М.: ВЛАДОС, 2004.

6

7



Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте

Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. –Петрозаводск, 1992

5

7



  1. Лекции по педагогической психологии

Давыдов В.В. М.:Академия, 2006

1

7



Психология воли

Ильин Е.П. – СПб., 2000

1

7



Использование контроля для управления учебной мотивацией студентов

Каменева И. О.    // Интеграция образования. - 2008. - №1.-С.14-19

1

7



  Психолого-педагогическая подготовка педагогических кадров для новой школы

Рубцов В.В.   / Педагогика. – 2010. - №5. - С. 55-59.


1

7



Психология нравственного и физического воспитания

Лесгафт П. М. –Воронеж, 1998

2

7



Психопедагогика воспитания

Поляков С. Д. – М., 1996

3

7



Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения

Стоунс Э. – М.: Педагогика, 1984.

2

7



Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе 


/ Под ред. А. Коссановски [и др.]; пер. с нем. – М.: Педагогика, 1981. – С. 15 – 16, 48 – 53, 66 – 91, 102 – 105.

2

7



Возрастная психология 

Фельдштейн Д.И. – М., 1997.

2

7



Конфликтная ситуация и ее возможные последствия

Жутикова Н.В. // Учителю о практике психологической помощи: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

2

7



Психология профессионального развития учителя  

Митина Л.М. – М., 1998.

2

7



Социальная педагогическая психология

Реан А.А., Коломинский Я.Л. – СПб.: Питер Ком., 2010.

2

7



Личностный подход в образовании: концепция и технологии  

Сериков В.В. – Волгоград: Перемена, 1994.

3

7


8.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Центр психологического и профориентационного тестирования "Гуманитарные технологии" факультета психологии МГУ // http://www.psy.msu.ru/about/lab/ht.html

  2. Психологические основы методов воспитания // http://imp.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/11.html

  3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания – М. Институт практической психологии, 1997. http://kraevedenie.chat.ru/lishin/lishin.htm

9. Материально-техническое обеспечение


Кафедра/научное подразделение располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы. Для обеспечения данной дисциплины имеются: оборудованные аудитории; технические средства обучения; учебники, учебные пособия и рекомендации.


N п/п

Название дисциплины

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

Фактический адрес учебных кабинетов и объектов

1

2

3

4

1

Психология воспитания

Методический кабинет (ауд. №224) главного корпуса. Компьютеры (1), ноутбук (1), принтер (1).

Проспект Ленина, 49

2

Компьютерный класс с выходом в Интернет (ауд. № 319), оснащенный 16 компьютерами.

Проспект Ленина, 49

3

Каб. № 308 интерактивная доска, видеопроектор, ноутбук (3).

Проспект Ленина, 49

4

Мультимедиа-сопровождение всех разделов курса «Педагогическая психология».

Проспект Ленина, 49




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «стерлитамакская государственная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Охватывает все типы объединения людей, но только в той степени, в какой это касается создания культурных ценностей. И вновь мы сталкиваемся...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconСопоставительный анализ языковых особенностей женских и мужских глянцевых журналов
Работа выполнена на кафедре русского языка Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФормирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности
Работа выполнена на кафедре педагогики гоу впо «Стерлитамакская государственная педагогическая академия имени Зайнаб Биишевой»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой приглашают Вас на VI межвузовскую научно-практическую...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconРоссийской Федерации Стерлитамакская государственная педагогическая...
Нашу эпоху называют веком космоса, веком атома, веком генетики. С полным правом ее можно было бы назвать и веком культуры
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Правления ксарс – А. Лесникова, С. Агафонычева-Велла, Ю. Белозерова, Т. Громова, Н. Камильери, А. Курышев, М. Ломакина, И. Литвиненко,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconОтчет о результатах самообследования направления подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю icon«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск