МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Стерлитамакская государственная педагогическая академия
им. Зайнаб Биишевой»
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по НР и ИД _____________ В.Н.Кризский «____» _____________ 20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ АСПИРАНТА (ОД.А.07.) Структурализм и семиотика в русском литературоведении (факультатив)
_________________________________________________________________________
наименование дисциплины по учебному плану подготовки аспиранта
модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ООП ППО)
по научной специальности
10.01.01
|
| Русская литература
| Шифр
|
| наименование научной специальности
|
Программа одобрена на заседании
кафедры__________________________________________ Протокол № ______ от ____________20 г.
Заведующий кафедрой/
|
|
|
| Карпухин Иван Егорович, д.филол.н., профессор
|
|
| Подпись
|
| Ф.И.О., ученая степень, звание
| Разработчик программы
|
|
|
| Радь Эльза Анисовна, к.филол.н., доц.
|
|
| Подпись
|
| Ф.И.О., ученая степень, звание
|
Стерлитамак 2011 г.
Оглавление
Общие положения
Настоящая Рабочая программа обязательной дисциплины по выбору аспиранта Структурализм и семиотика в русском литературоведении - модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России №1365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12.
Цели изучения дисциплины
Цель курса Структурализм и семиотика в русском литературоведении – представить основные научные традиции и их школы в отечественном литературоведении.
Задачи курса:
1. Рассмотреть основные научные традиции и их школы с точки зрения предложенных ими способов мыслить литературу («технологий мышления»).
2. Продемонстрировать практическое значение теории научных школ для анализа художественных текстов различных типов.
3. Сформировать представление о философско-логических основаниях семиотики как научной дисциплины (Ю.Лотман и др.).
Результаты освоения дисциплины
Аспирант или соискатель должен:
- знать: основные научные школы в отечественном литературоведении, их представителей
- уметь: пользоваться основными «технологиями мышления» в собственных научных изысканиях
- демонстрировать: научно теоретизированную логику мышления
самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с литературоведческими проблемами.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Структурализм и семиотика в русском литературоведении
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа. 4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов
Вид учебной работы
| Кол-во зачетных единиц*/уч.часов
| Аудиторные занятия
| 1 з.е. / 36 ч.
| Лекции (минимальный объем теоретических знаний)
| 1 з.е. / 36 ч.
| Семинар
| -
| Практические занятия
| -
| Другие виды учебной работы (авторский курс, учитывающий результаты исследований научных школ Университета, в т.ч. региональных)
| -
| Внеаудиторные занятия:
|
| Самостоятельная работа аспиранта
| 1 з.е. / 36 ч.
| ИТОГО
| 1 з.е. / 72 ч.
| Вид итогового контроля
| Составляющая экзамена кандидатского минимума
|
*) Одна зачётная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут. 5. Содержание дисциплины
Содержание лекционных занятий
№ п/п
| Содержание
| Кол-во уч.часов
| Всего:
| 36
|
Тема 1. Феномен научной традиции и ее школ. Научная школа как культурно-историческое явление и предмет изучения. Морфологическая традиция и ее школы
Установление структуры текста и значений ее элементов как цель. Аристотель как основоположник традиции. Русские морфологические школы: формалисты (Якобсон, Шкловский, Эйхенбаум, Тынянов, Пропп), структуралисты (Лотман, Щеглов, Смирнов, Жолковский, Левин).
Понятийный аппарат: элемент, структура, знак, значение, смысл, верх/низ, дихотомичность, язык/речь. Зарубежные школы (Греймас, Леви-Строс, Тодоров, Мукаржовский).
Опорные понятия темы: научная традиция, научная школа, морфологическая традиция, морфологические школы. Тема 2. Семиотика в литературоведении. Структурно-семиотические исследования ХХ в. в области фольклора и художественной литературы. Основные явления в этой области:
Пражская школа, русские формалисты (Шкловский, Тынянов, Богатырёв, Пропп).
Исследования Романа Якобсона, Умберто Эко, Томаса Себеока.
Работы Ролана Барта, Клода Леви-Стросса, Цветана Тодорова.
Семиотики бывшего СССР (Пятигорский, Иванов, Лотман, Успенский).
В центре изучения - эволюция взаимоотношения семиотических понятий "текста" и "языка" как базовых для осознания специфики семиотического знания (эволюция представлений о тексте - от "текст как результат и продукт языковой деятельности" до "текст как генератор языков", «текст как генератор новых смыслов»; существует столько языков, сколько текстов); проблемы изменения понятия "структура текста" от русских формалистов до работ 1990-х гг.; "доминирующие" и "периферические" тексты культуры; проблема "текст и структура аудитории"; проблема "восприятия знака на фоне"; понятия интертекстуальности, семиотического диалога, "семиосферы", "текста в тексте". Тема 2. Каузальная традиция и ее школы
Установление внеположенной субъекту творчества причины его эстетического акта как цель. Философская опора традиции – Гегель, Фрейд. Русская школа XIX века (Шевырев, Плеханов, Овсянико-Куликовский). Школы ХХ века (Сакулин, Переверзев, Луначарский, Бердяев, Фрейденберг, Поспелов, Тимофеев, Скафтымов, Берковский, Виролайнен, Гачев, Карабчиевский, Золотоносов).
Понятийный аппарат: причина, цель, идея, обусловленность, содержание, форма, первичность, активность, социальные силы, тип, сознание, замысел, социально-культурный тип, действительность, стадиальность, комплексы, вытеснение, бессознотельное.
Опорные понятия темы: каузальная традиция, каузальные школы. Тема 3. Синкретическая традиция и ее школы
Установление универсальной мифорелигиозной основы творчества и текста как цель. Философия Платона – основа традиции: деление на мир идей и мир вещей, их соответствие, иноформность. Немецкая и русская мифологические школы (братья Гримм, А. Афанасьев, А. Веселовский, В. Соловьев, А. Потебня). Модернистские и постмодернистские школы как трансформация классических школ XIX века (А. Белый, Вяч. Иванов, А. Лосев, И. Ильин, К. Мочульский, Б. Гаспаров, В. Бычков, Л. Карасев, Деррида, Рикер, Барт). Абсолютизация и универ-сализация одного духовного источника (миф, бог, слово, язык, энергия) – путь анализа текста и эстетического акта.
Понятийный аппарат: образ, первообраз, идея, слово, язык, мистериальность, хор, миф, имманентность, грамматика, письмо, деконструкция, дискурс.
Опорные понятия темы: синкретическая традиция, синкретические школы. Тема 4. Текстологическая традиция и ее школы
Сохранение и описание текста как цель. Роль древней, античной и средневековой культур в формировании понятийного аппарата традиции: текст, список, редакция, подлинное/неподлинное, версия, правка, творческая история. Интенции первичности, неприкосновенности, сакральности текста, жизни текста без автора, его самодостаточности и самоценности, проблемы буквы и духа текста. Средневековое богословие как культурная основа традиции. Современные школы: Д. Лихачев, Н. Пиксанов.
Опорные понятия темы: текстологическая традиция, текстологические школы. Тема 5. Культурно-историческая традиция и ее школы
Исследование сложных и многофакторных связей текста с культурой «малого» и «большого» времен при порожденности текста волей субъекта как цель. Русская школа XIX века (Леонтьев, Розанов). Школы ХХ века (Бахтин, Виноградов, Бройтман, Топоров, Михайлов, Манн, Чудаков, Аверинцев, Мелетинский).
Опорные понятия темы: ценностный кругозор, автор, герой, зона, поэтика, субъект, объект, малое время, большое время, культура эпохи, тип сознания, жанр, чужое слово, канон. Тема 6. Герменевтическая традиция и ее школы
Изучение понимания текста воспринимающим сознанием как цель. Философская опора – Гуссерль. Западные школы ХХ века (Дильтей, Яусс, Гадамер). Русская школа ХХ века (Подорога, Линецкий).
Опорные понятия темы: понимание, рецепция, горизонт, ландшафт-ные миры, топология, герменевтический опыт, герменевтический круг, герменевтические школы.
Практические занятия
№ п/п
| Содержание
| Кол-во уч.часов
| Всего:
|
| Семинары (по договоренности)
(по вопросам семиотики и структурализма в литературоведении)
На семинарах разбираются и рецензируются следующие программные статьи и монографии:
В. Шкловский. "Искусство как прием";
Р. Якобсон. "О поэтической функции языка" и "Взгляд на развитие семиотики";
Я. Мукаржовский. "Искусство как семиологический факт" и "Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве";
Ц. Тодоров. "Введение в фантастическую литературу";
Ю. Лотман. "Динамическая модель семиотической системы";
Р. Барт. "Риторика образа" и "Основы семиологии".
На семинарах предполагается обсуждение с аспирантами отдельных высказываний по фундаментальным вопросам крупнейших семиотиков (Р. Барт, К. Леви-Стросс, Ю. Лотман и др.)
5.3. Самостоятельная работа аспиранта
№ п/п
| Виды самостоятельной работы
| Кол-во уч.часов
| Всего:
| 36
| САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Тематика рефератов
Тема 1: Формальная школа русского литературоведения
Обязательная литература:
1. Тынянов Ю.Н. Литературный факт. О литературной эволюции // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М., 1993.
2. Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. Л., 1986.
3. Томашевский Б. Поэтика. М., 1996.
Дополнительная литература:
1. Эйхенбаум Б. Теория формального метода // Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987.
2. Жирмунский В.М. К вопросу о формальном методе // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
3. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении // Бахтин под маской. Маска вторая. М., 1993.
4. Парамонов Б. Формализм: метод или мировоззрение? // НЛО № 14.
5. Эрлих В. Русский формализм. М., 1996. Тема 2: От структурализма к постструктурализму
Обязательная литература:
1. Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму. М., 1998.
Дополнительная литература:
1. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
2. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995. Тема 3: От структурного анализа к текстовому. Проблема интертекстуальности.
Обязательная литература:
1. Барт Р. Семиотика. Поэтика. Избранные работы. М., 1994.
2. Жолковский А.К. Блуждающие сны и др. работы. М., 1994. С.7-30.
Дополнительная литература:
1. Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. М., 1983.
2. Барт Р. Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.
3. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. М., 1987.
4. Барт Р. «S/Z». М., 1994.
5. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. Т.1. Таллинн, 1992.
6. Смирнов И.П. Порождения интертекста. СПб., 1995.
7. Шаадат Ш. Новые публикации по интертекстуальности // НЛО. № 12. Тема 4: Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа.
Обязательная литература:
1. Лотман Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1996.
2. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
Дополнительная литература:
1. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М. 1970.
2. Лотмановский сборник. М., 1996.
3. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – семиосфера – история. М., 1996. Тема 5: Деконструктивизм и Ж. Деррида
Обязательная литература:
1. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
2. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.
Дополнительная литература:
1. Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. М., 1993.
2. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Вестник МГУ, серия филологическая. 1995. № 5.
3. Линецкий В. "Анти-Бахтин" – лучшая книга о Владимире Набокове. СПб., 1994. Тема 6: Архетипы и их изучение в литературе
Обязательная литература:
1. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.
2. Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991.
Дополнительная литература:
1. Юнг К.-Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991.
2. Юнг К.-Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев, 1996.
3. Юнг К.-Г. Человек и его символы. СПб., 1996.
4. Мелетинский Е.М. Достоевский в свете исторической поэтики. Как сделаны "Братья Карамазовы". М., 1996.
5. Лакассен Ф. Сравнительный анализ архетипов популярной литературы и комикса // НЛО. № 22. Тема 7: "Новый историзм"
Обязательная литература:
1. Эткинд А. Новый историзм, русская версия // НЛО. № 47.
Дополнительная литература:
1. Смирнов И.П. Новый историзм как момент истории // НЛО. № 47.
2. Уайт Х. Метаистория. Екатеринбург, 2002. Требования к реферату:
1. Связный текст в объеме 4 – 5 страниц формата А 4;
2. Наличие цитат, ссылок внутри текста на источники с указанием страниц;
3. Описание и использование понятийного аппарата научной школы (не менее 5 единиц). 6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к экзаменам кандидатского минимума
Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в Диссертационный совет. Порядок проведения кандидатских экзаменов включает в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности. Билеты кандидатского экзамена по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук должны охватывать разделы Специальной дисциплины отрасли науки и научной специальности (ОД.А.) и Дисциплины научной специальности по выбору аспиранта (ОДН.А.).
Перечень вопросов к экзаменам кандидатского минимума (вопросы, связанные с темами факультатива, в перечень не входят)
7. Образовательные технологии
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно - информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. Кафедра располагает библиотекой, включающей научную литературу по структурализму, семиотике, монографии, научные журналы и труды конференций.
8.1. Основная литература:
1. Баршт К.А. Проблемы современной науки: литературоведение. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005. 67 с.
2. Баршт К.А. Русское литературоведение ХХ века. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005. 95 с.
3. Канке В.А. Общая философия науки: учебник. М.: Омега-Л, 2009. 354 с.
4. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М, 1996. 319 с.
8.2. Дополнительная литература
1. Академические школы русского литературоведения / Под ред. П.А. Николаева. М., 1975.
2. Возникновение русской науки о литературе / Под ред. П.А. Николаева. М., 1975.
3. Зарубежная эстетика и теория литературы 19 – 20 вв. / Под ред. Г.К. Косикова. М., 1987.
4. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.
5. Николаев П.А. Марксистко-ленинское литературоведение. М., 1983.
6. Николаев П.А., Курилов А.С. Гришунин А.Л. История русского литературоведения. М., 1980.
7. Руднев В.П. Словарь культуры 20 в. М., 1999.
8. Русская наука о литературе в конце 19 – начале 20 вв. / Под ред. П.А. Николаева, 1996.
9. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова. М., 1987.
8.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы (нет)
Используемые в процессе преподавания дисциплины мультимедийные и технические средства обучения:
Альбомы фотопортретов представителей литературоведческих школ; образцы работ по анализу текста представителей литературоведческих школ. 9. Материально-техническое обеспечение
Кафедра русской литературы располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы.
N п/п
| Название дисциплины
| Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования
| Фактический адрес учебных кабинетов и объектов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Структурализм и семиотика в русской литературоведении
| УМЦ (Учебно-методический центр)
| № 315
| 2
| Структурализм и семиотика в русской литературоведении
| Кафедра русской литературы
| № 311
| 3
| Структурализм и семиотика в русской литературоведении
| Электронный читальный зал
| № 149
|
Программа составлена с использованием следующих источников:
1. Комаров С.А. История литературоведческих школ. УМК. Тюмень, 2009. 13 с.
2. Утехин И.В., Даниэль С.М., Кац Б.А., Григорьев Р.Г.. Семиотика искусств. Тюмень, 2009 |