Формирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности





Скачать 355.96 Kb.
НазваниеФормирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности
страница1/3
Дата публикации18.11.2014
Размер355.96 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи
МУХАМАДИЯРОВА Гузель Флюровна
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

СТАРШЕКЛАСНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования


А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Йошкар-Ола – 2010

Работа выполнена на кафедре педагогики ГОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия имени Зайнаб Биишевой»

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор

Баймурзина Виля Искандаровна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор

Ковалев Василий Петрович

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
доктор педагогических наук,

профессор

Шаймарданов Рафис Хасанович

ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет»
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Защита состоится «26» июня 2010 г. в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.116.03 при ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» по адресу: 424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, 44.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Марийский государственный университет».
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» 20 мая 2010 г.

Режим доступа: http//www.marsu.ru
Автореферат разослан «25» мая 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор С.А. Арефьева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В ряде документов, таких как Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, национальный проект «Образование», проект «Наша новая школа» ставятся задачи качественных изменений в деятельности всей школы, одной из которых является формирование способности учеников к самостоятельному исследованию. От их реализации зависит не только больший или меньший успех выпускников школы в познавательной и практической деятельности, но и, в определенной мере, их социальная адаптация в высокотехнологичном, конкурентном мире российской действительности.

Проблема формирования исследовательских умений, составляющих основу учебной деятельности, особенно актуальна для старшеклассников – именно в этом возрасте завершается формирование когнитивных процессов и, прежде всего, мышления. Для учащихся старших классов характерны развитые формы теоретического мышления, а также владение методами научного познания, способствующие выработке потребности в интеллектуальной деятельности и проявлению исследовательской инициативы. В соответствии с этим Концепцией профильного обучения в учреждениях общего среднего образования предусматривается развитие у старшеклассников творческой самостоятельности, формирование системы представлений, ценностных ориентаций, исследовательских умений и навыков, обеспечивающих им возможность жить, трудиться и продолжать профессиональное образование в качестве полноправного члена общества.

В современном образовании исследовательская деятельность стала восприниматься как средство развития личности. Вместе с тем научно обоснованные теоретические положения организации учебной деятельности учащихся в современных условиях в контексте проблемы формирования исследовательских умений старшеклассников сельской школы представлено недостаточно. Существующие исследования могут рассматриваться как теоретические предпосылки, создающие условия для решения данной проблемы.

Первую группу предпосылок составляют работы по изучению исследовательских умений, их структуры и процесса формирования у школьников и студентов (В.И. Андреев, С.П. Арсенова, В.П. Бударкевич, Е.С. Кодикова, В.Н. Литовченко, Л.М. Федоряк, Л.Д. Шабашов и др.).

Во вторую группу предпосылок входят исследования умений, их классификаций и особенностей формирования: показана роль деятельности в формировании умений (Е.А. Милерян, А.В. Усова); разработаны теории формирования различных групп умений (А.А. Бобров, С.Г. Воровщиков, А.М. Новиков, А.В. Усова и др.); раскрыто значение дидактических средств в формировании умений (А.Г. Колосков, Г.В. Клокова, П.С. Лейбенгруб).

Проблема формирований умений рассматривается также в контексте методологических и теоретических исследований особенностей творческой, научно-исследовательской деятельности, составивших третью группу предпосылок. Представителями этой группы изучен процесс формирования творческой деятельности учащихся (В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, А.М. Фридман, Т.И. Шамова, А.Ф. Эсаулов и др.) и описаны особенности научного исследования (Ю.К. Бабанский, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, И.Д. Чечель и др.).

Четвертую группу теоретических предпосылок представляют разработки индивидуально-личностных особенностей возраста и мышления старшеклассников: развитие творческого мышления (П.Я. Гальперин, В.Л. Данилов, В.К. Зарецкий, С.Ю. Степанов), проявление их возрастных особенностей (И.С. Кон, А.В. Мудрик), формирование у них мыслительных операций (И.Н. Поспелова, Н.Н. Поспелов), изучение психологии развития личности (Г.А. Цукерман, Д.И. Фельдштейн и др.).

Работа в этом направлении в последние годы активизировалась в связи с переориентацией современного образования со знаниевой парадигмы, с характерным для нее приоритетом готовых знаний и репродуктивного мышления, на личностную (гуманитарную) парадигму (Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.), цель которой – подготовка учащихся, как субъектов социальной и собственной жизни, к самоорганизации и самореализации.

Проведенный анализ педагогических трудов, посвященных рассматриваемым понятиям, показал недостаточность представления исследований, акцентирующих внимание на проблемах формирования исследовательских умений в учебной деятельности старшеклассников сельской школы. Принципиальное значение имеет то, что существуют особенности, оказывающие на образовательный процесс в сельской школе как позитивное влияние (важная роль общественного мнения; сохранение традиций, консервация культурных ценностей; близость к среде обитания; неформальная личная поддержка), так и негативное (недоступность электронных и сетевых источников информации; безальтернативность образовательного пространства; ощутимая нехватка квалифицированных специалистов). В силу специфики образовательного процесса, в сельской школе имеются возможности для формирования физических, коммуникативных и трудовых умений учащихся, однако в силу этих же особенностей, условия для формирования исследовательских умений практически отсутствуют, возможности учебной деятельности в формировании исследовательских умений старшеклассников сельской школы освещены фрагментарно, что позволяет обратиться к теоретическому осмыслению и практической разработке данного вопроса.

Актуальность нашего исследования определяется выявленным противоречием между потребностью общества в личности, обладающей исследовательскими умениями, и недостаточной сформированностью таких умений у выпускника сельской общеобразовательной школы.

С учетом противоречия нами была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование исследовательских умений старшеклассников сельской школы в учебной деятельности?

Осмысление проблемы, ее практическая значимость и недостаточная степень научной разработанности, привели нас к выбору темы исследования «Формирование исследовательских умений старшеклассников сельской школы в учебной деятельности».

Цель исследования – выявить и обосновать педагогические условия формирования исследовательских умений старшеклассников сельской школы в учебной деятельности.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс сельской общеобразовательной школы.

Предметом исследования выступает процесс формирования исследовательских умений старшеклассников сельской школы в учебной деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования определена гипотеза, согласно которой формирование исследовательских умений старшеклассников сельской школы в учебной деятельности будет успешным, если:

– раскрыт педагогический потенциал учебной деятельности и средства его активизации, которые могут быть использованы в формировании исследовательских умений старшеклассников сельской школы на основе разработанной модели;

– исследовательские умения старшеклассников сельской школы рассматриваются как структурный компонент личности, определяющий возможность осуществления творческой деятельности;

– выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия, определяющие эффективность процесса формирования исследовательских умений старшеклассников сельской школы (планомерное и целенаправленное включение в содержание преподавания учебных предметов заданий исследовательского характера; вовлечение старшеклассников в разнообразные виды исследовательской деятельности в процессе внеклассной работы; научно-методическое обеспечение работы по формированию исследовательских умений в учебной деятельности старшеклассников сельской школы).

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущность понятия «исследовательские умения старшеклассников», определить показатели и уровни их сформированности.

2. Выявить педагогический потенциал учебной деятельности и возможности его использования в формировании исследовательских умений старшеклассников сельской школы с учетом ее специфики.

3.  Разработать модель и выявить педагогические условия формирования исследовательских умений старшеклассников сельской школы в учебной деятельности.

4.  Экспериментально апробировать разработанную модель и педагогические условия формирования исследовательских умений старшеклассников сельской школы в учебной деятельности.

Анализ опыта, накопленного в разных областях современной науки и имеющего непосредственное отношение к проблеме исследования, позволил нам выявить большой пласт работ, обеспечивающих методологическую основу исследования: философское понимание сущности человека как активного субъекта, познающего мир и самого себя в процессе деятельности, основные положения гносеологии и эпистемологии, общефилософский принцип единства исторического и логического (Г. Гегель, Э.В. Ильенков и др.).

Теоретическую основу исследования составили:

- теория моделирования,

- теории развивающего обучения и оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, В.А. Поляков, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.);

- теория деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

- концепция личностно-деятельностного подхода в обучении (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, Л.Б. Ительсон, Е.Н. Кабанова-Меллер, Д.Б. Эльконин и др.);

- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);

- труды по проблеме организации и проведения научного исследования (В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.М. Новиков, И.Д. Чечель и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования использовался следующий комплекс методов исследования:

 теоретические методы – моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; элементы системного анализа, экстраполяция и др.; анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования;

 эмпирические методы – изучение педагогической документации; интерпретация образовательной ситуации в школах районов Республики Башкортостан; систематизация исследовательских работ школьников; экспертная оценка, наблюдение, изучение; констатирующий и формирующий эксперименты; мониторинг, обработка эмпирических данных.

Все перечисленные методы применялись в тесном взаимодействии и дополняли друг друга.

Научные исследования проводились на базе МОБУ СОШ № 1, 2 с. Мраково, МОБУ СОШ с. Бикбулатово Кугарчинского района, МОБУ СОШ с. Нижний Тюкунь Кармаскалинского района Республики Башкортостан.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2005 – 2006 гг.) осуществлялось изучение, обобщение и систематизация монографических и диссертационных исследований в области педагогики, психологии, философии, социологии по рассматриваемой проблеме. Анализировался передовой педагогический опыт учителей, а также учебные программы школ, учебников и учебных пособий. Разрабатывались исходные позиции исследования: цель, объект, субъект исследования, гипотеза, задачи, методика опытно-экспериментальной работы. На данном этапе был организован констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (2006 – 2008 гг.) разрабатывались модель и выявлялись педагогические условия формирования исследовательских умений старшеклассников сельской школы в учебной деятельности; определялась методика экспериментальной работы; проводился формирующий этап эксперимента; анализировался ход эксперимента.

На третьем этапе (2008 – 2010 гг.) опытно-экспериментальная работа была завершена. На основе методов сравнительного анализа экспериментальных данных, статистической обработки результатов исследования анализировались формулировались теоретические и практические выводы, подтверждающие положения гипотезы; оформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в исследовании:

– уточнена сущность и содержание понятия «исследовательские умения» как структурного компонента личности старшеклассника, определяющего его способность осуществлять творческую деятельность;

– выявлен педагогический потенциал учебной деятельности в формировании исследовательских умений старшеклассников сельской школы;

- разработана модель процесса формирования исследовательских умений старшеклассников сельской школы;

– выявлены и обоснованы педагогические условия, реализация которых может обеспечить эффективность процесса формирования исследовательских умений старшеклассников сельской школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты расширяют и дополняют теорию обучения. В работе смоделированы и содержательно аргументированы теоретические основы использования учебной деятельности как фактора формирования исследовательских умений старшеклассников сельской школы, расширено поле исследования по данной теме.

Практическая значимость исследования заключается в том, что применение полученных результатов в работе учителей сельской школы позволяет совершенствовать учебно-воспитательный процесс в целом и формирование у старшеклассников исследовательских умений в частности. Разработанный научно-методический комплекс по формированию исследовательских умений старшеклассников сельской школы в учебной деятельности может быть использован учителями, учащимися в качестве активного способа самообразования и действенного средства перехода от учебной к исследовательской деятельности, в повышении квалификации учителей, в разработке программ и содержании спецкурсов для студентов педагогических вузов.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается опорой на основополагающие научно-теоретические положения философии, педагогики, психологии; адекватностью применяемых методов цели и задачам исследования; репрезентативностью экспериментальной базы; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности iconЧугайнова О. Г. Сургпу, г. Сургут Формирование исследовательских...
Осуществление исследовательской деятельности, решение комплекса исследовательских задач сегодня рассматривается не просто как право...
Формирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности iconФормирование исследовательских умений в проектной деятельности студентов...
Е. В. Плащевая, В. А. Смирнов, Н. В. Нигей «формирование исследовательских умений в проектной деятельности студентов медицинской...
Формирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности iconАнализ учебной и методической работы мбоу перевозинской средней общеобразовательной...
Формирование социально-активной творческой личности через учебную и внеурочную деятельность в условиях сельской школы
Формирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности iconВнедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной...
Внедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной деятельности педагогов и учащихся как фактор развития творческого...
Формирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности iconСырчикова З. М. учитель химии высшей категории Мастер – класс «Формирование...
Мастер – класс «Формирование исследовательских умений и навыков учащихся на уроках химии»
Формирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Одной из основных задач современной школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание...
Формирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности iconУмений у слушателей
Формирование исследовательских умений у слушателей переподготовки педагогических кадров: учебно-методическое пособие / А. И. Андарало,...
Формирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью данного урока является формирование умений в говорении Задачи: формирование лексических навыков; формирование грамматических...
Формирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности iconАктивизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии
В этом же документе отмечается «направленность содержания на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной,...
Формирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности iconАналитический отчет о деятельности организационно методического центра...
Формулировка темы (проблемы): «Формирование познавательной деятельности учащихся начальной школы на уровне общих учебных умений,...
Формирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности iconКонкурс докладов «Особенности подготовки школьников к разработке...
...
Формирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности iconТема опыта
Формирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность
Формирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности iconСтроитель своей души
Формирование исследовательских умений школьников средствами технологии проблемного диалога
Формирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить учащихся с понятием жёсткости воды и способами её устранения; продолжить формирование практических умений учащихся...
Формирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности iconОтличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ
Условия организации педагогического процесса в сельской малочисленной школе
Формирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности icon«Формирование коммуникативно-компетентностной личности в условиях...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск