Скачать 353.81 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №43» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании МС Заместитель директора по НМР Директор МБОУ «СОШ №43» ____________________ ____________Салеев Р.Б. Протокол №1от31.08.13г. приказ № 265 от 02.09.13г. ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Основы научно-исследовательской деятельности школьников» (7-8 классы) Составитель: Мазурова Л.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Курган 2013 Пояснительная записка Одной из основных задач современной школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребёнка в процессе обучения. «В условиях модернизации системы образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах». Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, определение своей собственной позиции, самооценки, гибкости и критичности мышления. Кроме того, реализация концепции профильного обучения требует активного участия учащихся в исследовательской деятельности по выбранному направлению с целью более глубокого усвоения учебного материала. Для того чтобы школьники могли успешно решить эту задачу, необходимо их познакомить с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе. Цель факультативного курса «Основы научно-исследовательской деятельности учащихся» (8-9 классы) – познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей. Основные задачи курса: -сформировать у школьников чувство значимости научных исследований, понимание их важной роли в современном мире; -вооружить учащихся теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской деятельности; -заложить основы практических умений организации исследовательской работы. Структура факультатива имеет практико-ориентированный характер, направленный на овладение основами знаний о научно-исследовательской деятельности, умениями организации исследовательской деятельности, алгоритмизацию исследования и исследовательских действий, осуществление обучающимися коллективной, групповой, индивидуальной исследовательской работы, использование в качестве ведущих методов обучения проблемных, исследовательских, эвристических. Программа курса предназначена для обучающихся 8 – 9 классов, интересующихся научно-исследовательской деятельностью, рассчитана на 70часов учебного времени (35 ч – 8 класс, 35 ч – 9 класс). Принципы отбора содержания факультатива 1.Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту учащихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности, признание самостоятельности и уникальности каждого ученика). 2.Культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности). 3.Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации. 4.Систематичность, последовательность, наглядность обучения. Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации учебного материала. Программа курса «Основы научно-исследовательской деятельности учащихся» состоит из двух модулей: «Методы научного исследования» - 35 часов и «Организация научного исследования» - 35 часов. При освоении программы данного курса учащиеся приобретают следующие знания: роль науки в жизни общества, принципы научного мышления, методы научного исследования и познания естественных и гуманитарных наук, учение В.И. Вернадского о ноосфере, деятельность выдающихся русских учёных в различных областях наук и их достижения, основные виды научно - исследовательких работ, компоненты их содержания и правила их написания: аннотация, доклад, конспект, реферат, рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв. Учащиеся приобщаются к ценностям и традициям русской научной школы и приобретают такие умения, как-то: планирование и проведение эксперимента, составление отзыва, рецензии, аннотации; организация и проведение научно – исследовательской работы, её оформление; анализ научной литературы. Итогом освоения программы факультативного курса является выполнение своего исследования, написание научно – исследовательской работы, реферата. Результаты работы представляются учащимися на научно – практической конференции. Учебно – тематический план
Содержание
1.1.Наука и научное мировоззрение. Отличие науки от других явлений духовной жизни человека. Отличие научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного. Взгляд В.И. Вернадского. Место науки в духовной жизни общества. Принципы научного мышления. 1.2.Объяснительное и описательное в науке. Могут ли существовать две теории, объясняющие одни и те же факты. Факты и их интерпретация. Критерии истины. Доказательства. Научные теории. 1.3.Гуманитарные и естественные науки. Выдающиеся русские учёные в различных областях наук и их достижения. 1.4.Основные виды исследовательских работ: аннотация, доклад, стендовый доклад, конспект, реферат, рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации (основные проблемы, затронутые автором, его выводы и предложения, значимость текста); доклада (план работы, систематизация полученных сведений, выводы и обобщения); стендовый доклад(правила оформления, процедура размещения и представления), конспекта (виды конспектов (плановые, текстуальные, свободные, тематические) и их особенности); отзыва (заключение о соответствии заявленной теме, оценка качества выполнения работы, оценка полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости работы); рецензии (изложение позиции автора по ключевым вопросам исследуемой проблемы, изложение отношения рецензента к исследуемой проблеме, критическая оценка изложенных автором идей, выводов, доказательств, выводы рецензента); реферата (структура работы (план, оглавление, введение, основная часть работы, заключение, список литературы (8-10 источников), требования к содержанию, этапы работы над рефератом, требования к оформлению, критерии оценки). Практические занятия: «Составить аннотацию статьи, книги»; «Написать отзыв на реферат»; «Подготовить конспект статьи»; «Написать рецензию на сочинение, творческую работу», «Подготовить доклад по теме». 1.5.Методы научного исследования: теоретические и эмпирические. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Правила проведения сравнительного анализа. Синектика. Метод аналогий: виды аналогий: прямая аналогия, личностная, фантастическая, символическая. Основы моделирования: математическое и техническое моделирование. Статические и динамические модели. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Метод экспертных оценок. Организация и проведение метода экспертных оценок. Шкалирование. Виды шкал измерений. Метод мозгового штурма: история возникновения метода, варианты, основные этапы, правила проведения мозговой атаки. Практические занятия: «Метод мозгового штурма», «Применение метода сравнительного анализа к описанию событий, явлений», «Использование метода моделирования к изучению явлений», «Применение метода аналогий к решению разнообразных задач». 1.6.Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений. Недостатки метода наблюдений. Классификация наблюдений. Организация и проведение научного наблюдения. Практическое занятие по планированию и проведению наблюдения. 1.7.Эксперимент. Роль эксперимента в науке. Виды эксперимента. Планирование эксперимента. Основные задачи наблюдения. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требования к подготовке эксперимента. Способы регистрации результатов эксперимента. Практические занятия: «Проведение тематических экспериментальных исследований», «Представление результатов эксперимента в различных видах: табличном, графическом, схематическом и т.д.», 1.8.Работа с литературными источниками. Принципы и приёмы работы с каталогами. Принципы составления библиографии. Методика изучения литературных источников с применением рациональных приёмов работы над текстом. Правила оформления библиографических ссылок. Практические занятия: «Правила работы в библиографическом отделе», «Составление библиографического списка литературы».
2.1.Научное исследование. Виды научно-исследовательских работ: - проблемно-реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью сопоставления имеющихся в них данных и формулировки собственного взгляда на проблему; - проектно-поисковые, нацеленные на поиск, разработку и защиту проекта. Отличительными особенностями являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний; отсутствие типизированной методики исследования, которая определяется спецификой наблюдаемого объекта; - реферативно-экспериментальные, в основе которых лежит наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений. Нацелены на интерпретацию самостоятельно полученного результата, связанного с изменением условий эксперимента. Выбор темы и обоснование её актуальности. Объект и предмет исследования. Понятие о целях и задачах научного исследования. Гипотеза в научном исследовании. Практические занятия: «Выбор темы своего исследования и обоснование её актуальности», «Формулировка цели и задач исследования». 2.2.Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть. Заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ. Практические занятия: «Подготовить структуру своего исследования». 2.3.Введение: введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Приёмы работы с источниками. Ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем. Практические занятия: «Подготовить анализ литературных источников по теме своего исследования». 2.4.Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации. Стиль изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения научных работ. Практические занятия: «Составление индивидуального рабочего плана», «Сбор первичной информации», «Проведение своего исследования». 2.5.Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Способы обработки информации. Выводы. Практические занятия: «Оформление результатов своего исследования». 2.6.Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. Схемы и иллюстрации. Практические занятия: «Оформление титульного листа», «Оформление библиографических ссылок», «Правила оформления приложений». «Оформление стендовых докладов (постеров), процедура размещения и представления». 2.7.Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу. Практические занятия: «Составить тезисы своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями». «Подготовка доклада к научно-практической конференции». Приложение 1 Виды научно-исследовательских работ и их структура Аннотация – краткая характеристика текста, книги, статьи, рукописи, раскрывающая содержание, где фиксируются основные проблемы, затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора. Компоненты содержания:
Доклад – публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес. Компоненты содержания:
Конспект – краткая запись чего-нибудь, выделение главных идей и положений работы. Компоненты содержания:
Отзыв – критическое суждение, мнение, содержащее оценку. Компоненты содержания:
Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, статье, работе. Это краткое объективное воспроизведение взглядов автора в статье и развернутое научно-обоснованное оценочное к ведущим идеям рецензируемого источника. Компоненты содержания:
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи или нескольких работ по общей тематике, а также доклад с таким изложением. Компоненты содержания:
Приложение 2 Содержание научно-исследовательской работы |
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании мо протокола Рассмотрено на заседании методсовета | ||
Рассмотрено и согласовано на заседании «Согласовано» «Утверждаю» Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя | Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лиманская средняя общеобразовательная школа №2» | ||
Рассмотрено и согласовано на заседании «Согласовано» «Утверждаю» Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального... | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора... | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | ||
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено Согласовано Утверждаю | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено Согласовано Утверждаю | Рабочая программа по химии 9 класса «Неорганическая химия» Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: на заседании мо зам директора по увр директор | ||
Рассмотрено на заседании «Согласовано» «Утверждаю» Токарёвской средней общеобразовательной школы №2 в с. Ивано Лебедянь на 2011 – 2013 учебный год | Утверждаю согласовано рассмотрено Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции ( речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной... |