«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»





Скачать 353.81 Kb.
Название«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
страница1/3
Дата публикации21.11.2017
Размер353.81 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Информатика > Программа курса
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №43»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МС Заместитель директора по НМР Директор МБОУ «СОШ №43»

____________________ ____________Салеев Р.Б.

Протокол №1от31.08.13г. приказ № 265 от 02.09.13г.

ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Основы научно-исследовательской

деятельности школьников»

(7-8 классы)

Составитель:

Мазурова Л.В.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Курган

2013

Пояснительная записка
Одной из основных задач современной школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребёнка в процессе обучения.

«В условиях модернизации системы образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах». Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, определение своей собственной позиции, самооценки, гибкости и критичности мышления. Кроме того, реализация концепции профильного обучения требует активного участия учащихся в исследовательской деятельности по выбранному направлению с целью более глубокого усвоения учебного материала.

Для того чтобы школьники могли успешно решить эту задачу, необходимо их познакомить с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе.

Цель факультативного курса «Основы научно-исследовательской деятельности учащихся» (8-9 классы) – познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

Основные задачи курса:

-сформировать у школьников чувство значимости научных исследований, понимание их важной роли в современном мире;

-вооружить учащихся теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской деятельности;

-заложить основы практических умений организации исследовательской работы.

Структура факультатива имеет практико-ориентированный характер, направленный на овладение основами знаний о научно-исследовательской деятельности, умениями организации исследовательской деятельности, алгоритмизацию исследования и исследовательских действий, осуществление обучающимися коллективной, групповой, индивидуальной исследовательской работы, использование в качестве ведущих методов обучения проблемных, исследовательских, эвристических.

Программа курса предназначена для обучающихся 8 – 9 классов, интересующихся научно-исследовательской деятельностью, рассчитана на 70часов учебного времени (35 ч – 8 класс, 35 ч – 9 класс).

Принципы отбора содержания факультатива

1.Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту учащихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности, признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).

2.Культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).

3.Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.

4.Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации учебного материала.

Программа курса «Основы научно-исследовательской деятельности учащихся» состоит из двух модулей: «Методы научного исследования» - 35 часов и «Организация научного исследования» - 35 часов.

При освоении программы данного курса учащиеся приобретают следующие знания: роль науки в жизни общества, принципы научного мышления, методы научного исследования и познания естественных и гуманитарных наук, учение В.И. Вернадского о ноосфере, деятельность выдающихся русских учёных в различных областях наук и их достижения, основные виды научно - исследовательких работ, компоненты их содержания и правила их написания: аннотация, доклад, конспект, реферат, рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв.

Учащиеся приобщаются к ценностям и традициям русской научной школы и приобретают такие умения, как-то: планирование и проведение эксперимента, составление отзыва, рецензии, аннотации; организация и проведение научно – исследовательской работы, её оформление; анализ научной литературы.

Итогом освоения программы факультативного курса является выполнение своего исследования, написание научно – исследовательской работы, реферата. Результаты работы представляются учащимися на научно – практической конференции.
Учебно – тематический план


п/п

Тема

Количество часов

Всего

Лекции

Практич.

1.

Методы научного исследования

35

16

19

1.1.

Наука и научное мировоззрение. Принципы научного мыщления.

2

2

2

1.2.

Объяснительное и описательное в науке. Факты и их интерпретация. Научные теории.

2

2

2

1.3.

Гуманитарные и естественные науки. Выдающиеся русские учёные в различных областях наук и их достижения.

4

2

2

1.4.

Основные формы представления исследовательских работ: аннотация, доклад, стендовый доклад, конспект, реферат, рецензия, научно – исследовательская работа, тезисы, отзыв.

6

2

3

1.5.

Методы научного исследования. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Метод аналогий. Основы моделирования. Графические методы. Метод экспертных оценок.

6

2

2

1.6.

Наблюдение. Организация и проведение научного наблюдения.

4

2

2

1.7.

Эксперимент. Роль эксперимента в науке. Планирование эксперимента.

6

2

4

1.8.

Работа с литературными источниками. Принципы и приёмы работы с каталогами. Принципы составления библиографии. Методика изучения литературных источников с применением рациональных приёмов работы над текстом.

4

2

2

2.

Организация научного исследования.

35

10

25

2.1.

Научное исследование. Выбор темы и обоснование её актуальности. Объект и предмет исследования. Понятие о целях и задачах научного исследования. Гипотеза в научном исследовании.

4

2

2

2.2.

Структура научно – исследовательской работы: введение, основная часть, заключение.

3

2

1

2.3.

Введение, анализ источников литературы.

3




3

2.4.

Работа над основной частью исследования. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации. Стиль изложения материала.

10

2

8

2.5.

Заключение. Результаты в научном исследовании и их обработка. Выводы.

4

2

2

2.6.

Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки. Схемы и иллюстрации. Оформление стендового доклада.

4

2

3

2.7.

Составление тезисов исследования. Требования. Доклад. Подготовка доклада о научном исследовании.

2




2

2.8.

Научно – практическая конференция.

4




4




Итого:

70

26

44


Содержание


  1. Методы научного исследования


1.1.Наука и научное мировоззрение. Отличие науки от других явлений духовной жизни человека. Отличие научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного. Взгляд В.И. Вернадского. Место науки в духовной жизни общества. Принципы научного мышления.

1.2.Объяснительное и описательное в науке. Могут ли существовать две теории, объясняющие одни и те же факты. Факты и их интерпретация. Критерии истины. Доказательства. Научные теории.

1.3.Гуманитарные и естественные науки. Выдающиеся русские учёные в различных областях наук и их достижения.

1.4.Основные виды исследовательских работ: аннотация, доклад, стендовый доклад, конспект, реферат, рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации (основные проблемы, затронутые автором, его выводы и предложения, значимость текста); доклада (план работы, систематизация полученных сведений, выводы и обобщения); стендовый доклад(правила оформления, процедура размещения и представления), конспекта (виды конспектов (плановые, текстуальные, свободные, тематические) и их особенности); отзыва (заключение о соответствии заявленной теме, оценка качества выполнения работы, оценка полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости работы); рецензии (изложение позиции автора по ключевым вопросам исследуемой проблемы, изложение отношения рецензента к исследуемой проблеме, критическая оценка изложенных автором идей, выводов, доказательств, выводы рецензента); реферата (структура работы (план, оглавление, введение, основная часть работы, заключение, список литературы (8-10 источников), требования к содержанию, этапы работы над рефератом, требования к оформлению, критерии оценки).

Практические занятия: «Составить аннотацию статьи, книги»; «Написать отзыв на реферат»; «Подготовить конспект статьи»; «Написать рецензию на сочинение, творческую работу», «Подготовить доклад по теме».

1.5.Методы научного исследования: теоретические и эмпирические. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Правила проведения сравнительного анализа. Синектика. Метод аналогий: виды аналогий: прямая аналогия, личностная, фантастическая, символическая. Основы моделирования: математическое и техническое моделирование. Статические и динамические модели. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Метод экспертных оценок. Организация и проведение метода экспертных оценок. Шкалирование. Виды шкал измерений. Метод мозгового штурма: история возникновения метода, варианты, основные этапы, правила проведения мозговой атаки.

Практические занятия: «Метод мозгового штурма», «Применение метода сравнительного анализа к описанию событий, явлений», «Использование метода моделирования к изучению явлений», «Применение метода аналогий к решению разнообразных задач».

1.6.Наблюдение. Основные задачи наблюдения. Условия проведения наблюдений. Недостатки метода наблюдений. Классификация наблюдений. Организация и проведение научного наблюдения.

Практическое занятие по планированию и проведению наблюдения.

1.7.Эксперимент. Роль эксперимента в науке. Виды эксперимента. Планирование эксперимента. Основные задачи наблюдения. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требования к подготовке эксперимента. Способы регистрации результатов эксперимента.

Практические занятия: «Проведение тематических экспериментальных исследований», «Представление результатов эксперимента в различных видах: табличном, графическом, схематическом и т.д.»,

1.8.Работа с литературными источниками. Принципы и приёмы работы с каталогами. Принципы составления библиографии. Методика изучения литературных источников с применением рациональных приёмов работы над текстом. Правила оформления библиографических ссылок.

Практические занятия: «Правила работы в библиографическом отделе», «Составление библиографического списка литературы».


  1. Организация научного исследования


2.1.Научное исследование. Виды научно-исследовательских работ:

- проблемно-реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью сопоставления имеющихся в них данных и формулировки собственного взгляда на проблему;

- проектно-поисковые, нацеленные на поиск, разработку и защиту проекта. Отличительными особенностями являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний; отсутствие типизированной методики исследования, которая определяется спецификой наблюдаемого объекта;

- реферативно-экспериментальные, в основе которых лежит наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений. Нацелены на интерпретацию самостоятельно полученного результата, связанного с изменением условий эксперимента.

Выбор темы и обоснование её актуальности. Объект и предмет исследования. Понятие о целях и задачах научного исследования. Гипотеза в научном исследовании.

Практические занятия: «Выбор темы своего исследования и обоснование её актуальности», «Формулировка цели и задач исследования».

2.2.Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть. Заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.

Практические занятия: «Подготовить структуру своего исследования».

2.3.Введение: введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Приёмы работы с источниками. Ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем.

Практические занятия: «Подготовить анализ литературных источников по теме своего исследования».

2.4.Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации. Стиль изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения научных работ.

Практические занятия: «Составление индивидуального рабочего плана», «Сбор первичной информации», «Проведение своего исследования».

2.5.Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Способы обработки информации. Выводы.

Практические занятия: «Оформление результатов своего исследования».
2.6.Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. Схемы и иллюстрации.

Практические занятия: «Оформление титульного листа», «Оформление библиографических ссылок», «Правила оформления приложений». «Оформление стендовых докладов (постеров), процедура размещения и представления».
2.7.Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу.

Практические занятия: «Составить тезисы своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями». «Подготовка доклада к научно-практической конференции».

Приложение 1

Виды научно-исследовательских работ и их структура

Аннотация – краткая характеристика текста, книги, статьи, рукописи, раскрывающая содержание, где фиксируются основные проблемы, затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора.

Компоненты содержания:

  • основные проблемы, затронутые автором, его выводы и предложения;

  • значимость текста.


Доклад – публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес.

Компоненты содержания:

  • план работы;

  • систематизация полученных сведений;

  • выводы и обобщения.

Конспект – краткая запись чего-нибудь, выделение главных идей и положений работы.

Компоненты содержания:

  • в плановых конспектах – соответствие определенной части конспекта плану;

  • в текстуальных конспектах – цитаты;

  • в свободных конспектах – сочетание выписок, цитат, тезисов;

  • в тематических конспектах – ответы на поставленные вопросы по нескольким источникам.

Отзыв – критическое суждение, мнение, содержащее оценку.

Компоненты содержания:

  • заключение о соответствии заявленной теме;

  • оценка качества выполнения работы;

  • оценка полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости работы (исследования);

  • оценка работы.


Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, статье, работе. Это краткое объективное воспроизведение взглядов автора в статье и развернутое научно-обоснованное оценочное к ведущим идеям рецензируемого источника.

Компоненты содержания:

  • изложение позиции автора по ключевым вопросам исследуемой проблемы, как в целом, так и к главным ее положениям;

  • изложение отношение рецензента к исследуемой проблеме, критическая оценка изложенных автором идей, выводов, доказательств;

  • выводы рецензента.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи или нескольких работ по общей тематике, а также доклад с таким изложением.

Компоненты содержания:

  • план- оглавление;

  • введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения, актуальности, определение цели и задач реферата, краткая характеристика литературы);

  • основная часть работы (каждая проблема или части одной проблемы рассматриваются в отдельных разделах реферата в логической последовательности);

  • заключение;

  • список литературы (8-10 источников).


Приложение 2

Содержание научно-исследовательской работы
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconРассмотрено и согласовано Принято утверждаю
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании мо протокола Рассмотрено на заседании методсовета
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconРассмотрено и согласовано на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconРассмотрено: Согласовано: Утверждаю
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лиманская средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconРассмотрено и согласовано на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального...
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора...

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconРассмотрено «Согласовано» «Утверждаю
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconРабочая программа по химии 9 класса «Неорганическая химия»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: на заседании мо зам директора по увр директор
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconРассмотрено на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
Токарёвской средней общеобразовательной школы №2 в с. Ивано Лебедянь на 2011 – 2013 учебный год
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» iconУтверждаю согласовано рассмотрено
Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции ( речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск