Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель Директор школы
учителей естественных наук директора по УВР ______/Рябцова Н.А/
Руководитель МО ____/Садыкова З.Ф./ ФИО
Учитель биологии ФИО Приказ № _____от
____/Абызова Т.А/ «___» __________2012г. «___» ______2012г.
ФИО
Протокол №____от
«__» __________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по географии для 9 класса
(базовый уровень)
Учитель :Гиматдинова _Гульсина Гафиятовна,
высшая квалификационная категория
МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _________от
«___» ____________2012г. 2012- 2013учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.;
примерной программы основного общего образования по географии
(базовый уровень) 2004 г., Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 ;
учебного плана МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов».
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Структура программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Основная цель курса
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки
важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и
геоэкономической ситуации в России
• понимания географической специфики крупных регионов
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами регионов
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать
Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения, отдельных регионов, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе географического разделения труда;
Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Составлять комплексную географическую характеристику регионов, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
Понимания географической специфики крупных регионов
Место предмета в школьном учебном плане
Количество часов в год- 68
Количество часов в неделю-2
Количество практических работ - 5 УМК:
География России. В 2 кн. Кн. 2: Хозяйство и географические районы. 9 кл.: учебн. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/, В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе; под ред. В.П.Дронова. – 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. – 287, [1] с.: ил., карт.
Атлас 9 класс., М., Дрофа.
Контурные карты. 9 класс., М., Дрофа
Е.А.Жижина «Поурочные разработки по географии «Население и хозяйство России» к учебным комплектам А.И.Алексеев, В.В.Николина «География: население и хозяйство России» и В.П.Дронов, В.Я.Ром «География России: население и хозяйство», М., Вако, 2005.
География 9 класс. Подготовка к ГИА-2012: учебно-методическое пособие/А.Б.Эртель. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 192 с. – (ГИА-9.)
Дополнительная литература
1. Скарлато, Киев, 1996г. «Занимательная география»
2. Большая детская энциклопедия, М., 2002г.
3. Энциклопедия «Я познаю мир», АСТ, 2008г.
4. Энциклопедия для детей «География», М., «Аванта +», 1998
5. Энциклопедия для детей «Геология», М., «Аванта +», 1998
6. Мультимедийная обучающая программа: География 9 класс
Содержание программы
Введение 1час. Что изучает социальная и экономическая география. Экономико-географическое положение России. Экономическое влияние России.
Часть IV (продолжение) ХОЗЯЙСТВО РОССИИ 17 часов. Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Электроэнергетика. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Металлургия. География черной металлургии. География цветной металлургии. Химическая промышленность. География химической промышленности. Лесная промышленность. Машиностроение. География машиностроения. Пищевая и легкая промышленность. Состав и значение третичного сектора экономики. Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт. Другие виды транспорта. Связь. Сфера обслуживания. Наука. Жилищное и рекреационное хозяйство.
Практическая работа. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов). Практическая работа по характеристике одной из металлургических баз. Практическая работа на контурных картах по определению главных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения. Часть V География крупных регионов России 40 часов Зачем районировать территорию страны? Общая характеристика Европейской России. Европейский Север. Факторы формирования района. Природа Европейского Севера. Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. Хозяйство Европейского Севера. Северо-Западный район. Факторы формирования района. Природа Северо-Запада. Население и хозяйственное освоение Северо-Запада. Хозяйство Северо-Запада. Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада. Центральная Россия. Факторы формирования района. Природа Центральной России. Население и хозяйственное освоение Центральной России. Московская столичная агломерация. Хозяйство Центральной России. Европейский Юг. Факторы формирования района. Природа Европейского Юга. Население и хозяйственное освоение Европейского Юга. Хозяйство Европейского Юга.
Поволжье. Факторы формирования района. Природа Поволжья. Население и хозяйственное освоение Поволжья. Хозяйство Поволжья. Урал. Факторы формирования района. Природа Урала. Население и хозяйственное освоение Урала. Хозяйство Урала. Азиатская Россия. Общая характеристика. Западная Сибирь. Факторы формирования района. Природа Западной Сибири. Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Хозяйство Западной Сибири. Север Восточной Сибири. Факторы формирования района. Природа Севера Восточной Сибири. Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири. Хозяйство Севера Восточной Сибири. Южная Сибирь. Факторы формирования района. Кузнецко-Алтайский подрайон. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Дальний Восток. Факторы формирования района. Природа Дальнего Востока. Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. Хозяйство Дальнего Востока. Практическая работа. Установить экономические связи между районами Центральной России. Пути решения проблем развития экономики Дальнего Востока.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 9часов.
Экономико и политико-географическое положение Республики Татарстан.
Население и трудовые ресурсы. Урбанизация. Общая характеристика народного хозяйства Р.Т. Топливно-энергетический комплекс. Машиностроительный комплекс. Химическая промышленность. Комплекс отраслей, производящих конструкционные материалы. Агропромышленный комплекс. Транспорт. Экономические районы. Россия в современном мире 1час. Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических и политических связей России.
Учебно – тематическое планирование
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Тип уроков
|
Характеристика
деятельности
учащихся или
виды учебной деятельности
|
Виды
контроля,
измерители
|
Планируемые
результаты
освоения
материала
|
Дом.
задание
|
Дата проведения
|
План
|
Факт
| 1
| Что изучает социальная и экономическая география. Экономико-географическое положение России. Экономическое влияние России
| 1
| Урок изучения нового материала
| Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Эвристическая беседа
| Назвать предмет изучения географии
| конспект
|
|
| Часть IV (продолжение) ХОЗЯЙСТВО РОССИИ 17 часов.
| 2,
3
| Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность.
Практическая работа. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)
| 2
| Урок изучения нового материала,
Урок совершенствования ЗУН
| Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Практическая работа
| Знать состав и специфику отрасли, факторы размещения производства. Назвать основные проблемы и перспективы развития, главные центры. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные
| П. 1, 2
|
|
| 4
| Электроэнергетика
| 1
| Урок изучения нового материала
| Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Частично-поисковая беседа. Анализ карт. Работа со статистическим материалом
| Знать типы электростанций. Знать состав и специфику отрасли, факторы размещения производства. Назвать основные проблемы и перспективы развития, главные центры. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные
| П. 3
|
|
| 5
| Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества
| 1
| Урок изучения нового материала
| Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Частично-поисковая беседа. Анализ карт. Работа со статистическим материалом
| Знать состав и специфику отрасли, факторы размещения производства. Назвать основные проблемы и перспективы развития, главные центры. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные
| П. 4
|
|
| 6,
7
| Металлургия. География черной металлургии. География цветной металлургии.
| 2
| Урок изучения нового материала
| Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Частично-поисковая беседа. Анализ карт. Работа со статистическим материалом
| Знать состав и специфику отрасли, факторы размещения производства. Назвать основные проблемы и перспективы развития, главные центры. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные
| П. 5,6
|
|
| 8
| Практическая работа по характеристике одной из металлургических баз.
| 1
| Урок совершенствования ЗУН
| Работа с картами, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Практическая работа
| Уметь анализировать экономические карты и статистические данные
|
|
|
| 9
| Химическая промышленность. География химической промышленности.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Частично-поисковая беседа. Анализ карт. Работа со статистическим материалом
| Знать состав и специфику отрасли, факторы размещения производства. Назвать основные проблемы и перспективы развития, главные центры. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные
| П. 7,8
|
|
| 10
| Лесная промышленность.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Частично-поисковая беседа. Анализ карт. Работа со статистическим материалом
| Знать состав и специфику отрасли, факторы размещения производства. Назвать основные проблемы и перспективы развития, главные центры. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные
| П. 9
|
|
| 11,
12
| Машиностроение. География машиностроения.
Практическая работа на контурных картах по определению главных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения
| 2
| Урок изучения нового материала, урок совершенствования ЗУН
| Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Практическая работа
| Знать понятия специализация, кооперирование, концентрация. Знать состав и специфику отрасли, факторы размещения производства Назвать основные проблемы и перспективы развития, главные центры. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные
| П. 10,11, выучить понятия
|
|
| 13
| Пищевая и легкая промышленность.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Частично-поисковая беседа. Анализ карт. Работа со статистическим материалом
| Знать состав и специфику отрасли, факторы размещения производства. Назвать основные проблемы и перспективы развития, главные центры. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные
| П.12
|
|
| 14
| Состав и значение третичного сектора экономики.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Частично-поисковая беседа. Анализ карт. Работа со статистическим материалом
| Знать состав и специфику отрасли, факторы размещения производства. Назвать основные проблемы и перспективы развития, главные центры. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные
| П.13
|
|
| 15,16
| Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт. Другие виды транспорта. Связь.
| 2
| Урок изучения нового материала
| Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Частично-поисковая беседа. Анализ карт. Работа со статистическим материалом
| Знать состав и специфику отрасли, факторы размещения производства. Назвать основные проблемы и перспективы развития, главные центры. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные
| П.14,15
|
|
| 17
| Сфера обслуживания. Наука. Жилищное и рекреационное хозяйство.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Частично-поисковая беседа. Анализ карт. Работа со статистическим материалом
| Знать состав и специфику отрасли, факторы размещения производства. Назвать основные проблемы и перспективы развития, главные центры. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные
| П.16, 17 повторить записи в тетрадях
|
|
| 18
| Урок-повторение по теме «Хозяйство России»
| 1
| Урок обобщения и систематизации ЗУН
| Работа с тестом
| тест
| Знать состав и специфику отрасли, факторы размещения производства. Назвать основные проблемы и перспективы развития, главные центры. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные
|
|
|
| Часть V География крупных регионов России 40 часов
| 19
| Зачем районировать территорию страны?
| 1
| Урок изучения нового материала
| Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Учебное исследование, решение географических задач,
| Знать крупных природных районов
| П.18
|
|
| 20
| Общая характеристика Европейской России. Европейский Север. Факторы формирования района.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Учебное исследование, решение географических задач
| Давать оценку географическому положению района, природным условиям и ресурсам для жизни деятельности населения
| П. 19, 20
|
|
| 21
| Природа Европейского Севера
| 1
| Урок обобщения и систематизации ЗУН
| Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Учебное исследование, решение географических задач
| Давать оценку географическому положению района, природным условиям и ресурсам для жизни деятельности населения
| П.21
|
|
| 22
| Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. Хозяйство Европейского Севера.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Учебное исследование, решение географических задач, работа по заполнению контурных карт
| Знать факторы, способствовавших формированию района
| П. 22,23
|
|
| 23
| Северо-Западный район. Факторы формирования района.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Учебное исследование, решение географических задач
| Давать оценку географическому положению района, природным условиям и ресурсам для жизни деятельности населения
| П. 24
|
|
| 24
| Природа Северо-Запада.
| 1
| Урок обобщения и систематизации ЗУН
| Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами
| Учебное исследование, решение географических задач
| Давать оценку географическому положению района, природным условиям и ресурсам для жизни деятельности населения
| П.25
|
|
| |