Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю: Проректор по нр и ид





Скачать 163.96 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю: Проректор по нр и ид
Дата публикации18.11.2014
Размер163.96 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой»
УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по НР и ИД
_____________ В.Н.Кризский
«____» __________ 20_____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ОД.А.03)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

_________________________________________________________________________

наименование дисциплины по учебному плану подготовки аспиранта

модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ООП ППО)

по специальности научных работников

190007




Педагогическая психология

Шифр




наименование научной специальности

Программа одобрена на заседании

кафедры__________________________________________
Протокол № ______ от ____________20____ г.



Заведующий кафедрой










Маджуга А.Г., доктор психологических наук, доцент







Подпись




Ф.И.О., ученая степень, звание

Разработчик программы










Дубовицкая Т.Д., доктор психологических наук, доцент







Подпись




Ф.И.О., ученая степень, звание


Стерлитамак – 2011 г.

Оглавление


1.Общие положения 3

2.Цели изучения дисциплины 3

3.Результаты освоения дисциплины 3

4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов 5

5. Содержание дисциплины 5

5.1Содержание лекционных занятий 5

5.2Практические занятия 5

5.3Самостоятельная работа аспиранта 6

6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к зачёту 7

7. Образовательные технологии 8

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8

Дубровина И.В. (ред.) Практическая психология образования http://www.twirpx.com/file/27101/ 11

9. Материально-техническое обеспечение 11

  1. Общие положения


Настоящая Рабочая программа дисциплины по выбору аспиранта «Организация психологической службы в школе и вузе» ОД.А.07 - модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России №1365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12.

  1. Цели изучения дисциплины


Целью изучения дисциплины «Организация психологической службы в школе и вузе» является углубление знаний по ряду теоретических проблем деятельности психологической службы образования и знакомство с проблемами организации психологической службы в образовательном учреждении, обеспечивающего подготовку аспиранта к реализации основных направлений и видов деятельности в качестве практического психолога образовательного учреждения по обеспечению психологического сопровождения образовательного процесса.

Задачи дисциплины заключаются в изучении:

  • теоретических оснований психологической службы образования;

  • специфики работы психолога в зависимости от типа образовательного учреждения;

  • основных виды деятельности практического психолога образования;

  • приемов и методов личностного развития субъектов образовательного процесса.



  1. Результаты освоения дисциплины


Аспирант или соискатель должен:

- знать:

- важнейшие вопросы применения психологической теории и психологических концепций к организации и совершенствованию деятельности психологической службы образовательных учреждений;

  • закономерности, факты и феномены познавательного и личностного развития субъектов образовательного процесса;

  • методы психолого-педагогического исследования и обследования влияния образовательной среды и образовательного процесса на познавательное и личностное развитие субъектов образовательного процесса;

  • функции психолога образования в решении комплексных проблем проектирования, экспертизы и коррекции образовательных сред разного уровня и организации психологической помощи субъектам образовательного процесса;

  • принципы работы психолога и требования к организации психологической службы в образовательных учреждениях.

- уметь:

- использовать в организации психологической службы в образовательном учреждении знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития психологической службы;

  • анализировать образовательную среду и образовательный процесс с позиций достижений современной психологии;

  • проектировать программы коррекции и формирования образовательной среды, использовать разнообразные средства и методы психологического воздействия на субъектов образовательного процесса;

  • выполнять функции школьного психолога и участвовать в работе психологических служб учебных заведений, осуществлять выбор оптимальной стратегии преподавания психологии, создавать творческую атмосферу образовательного процесса в школе и вузе.

- демонстрировать:

- способность и заинтересованность использования в практической деятельности знаний психологических законов, закономерностей, категорий; разнообразных образовательных технологий;

- умения самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с психологическими проблемами образовательной деятельности и психологической службы образования;

- навыки владения психологическими технологиями, методами исследования и оценки психологической эффективности и коррекции образовательного процесса.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Организация психологической службы в школе и вузе»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу 36 часов.

4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов


Вид учебной работы

Кол-во зачетных единиц*/уч.часов

Аудиторные занятия




Лекции (минимальный объем теоретических знаний)

0,5(18 ч.)

Семинар

-

Практические занятия

-

Другие виды учебной работы

-

Внеаудиторные занятия:

0,5 (18 ч.)

Самостоятельная работа аспиранта

1,0 (36 ч.)

ИТОГО

2,0 (72 ч.)

Вид итогового контроля

зачет

5. Содержание дисциплины


  1. Содержание лекционных занятий

    № п/п

    Содержание

    Кол-во уч.часов

    1

    Предмет и задачи психологической службы образования

    2

    2

    Основные виды деятельности практического психолога образования

    2

    3

    Продолжительность различных видов работы и кабинет психолога в учреждении образования

    2

    4

    Организация и направления работы психолога с детьми на этапе поступления ребенка в школу

    2

    5

    Организация и направления работы психолога с детьми дошкольного возраста

    2

    6

    Организация и направления работы психолога с детьми младшего школьного возраста

    2

    7

    Организация и направления работы психолога с детьми подросткового возраста

    2

    8

    Организация и направления работы психолога с детьми юношеского возраста

    2

    9

    Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе

    2

    Всего:

    18

  2. Практические занятия

№ п/п

Содержание

Кол-во уч.часов

1

Организация и направления работы психолога с педагогическим коллективом

2

2

Организация и направления работы психолога с родителями школьников

2

3

Организация и направления работы психолога в вузе

6

4

Разработка положения и планирование деятельности психологической службы вуза

6

Всего:

18




  1. Самостоятельная работа аспиранта

№ п/п

Виды самостоятельной работы

Кол-во уч.часов

1

Повторение лекционного материала

8

2

Подготовка докладов

8

3

Написание реферата, научных статей

8

4

Участие и выступление на семинарах

12

Всего:

36



6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к зачёту


Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу зачёта.
Перечень вопросов к зачету:

  1. Предмет, цель и задачи психологической службы образования

  2. Структура службы психологической службы

  3. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении

  4. Психологическое просвещение

  5. Психологическая профилактика

  6. Психолого-педагогический консилиум

  7. Психологическая консультация

  8. Психологическая диагностика

  9. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога образования

  10. Кабинет психолога в учреждении образования

  11. Принципы деятельности практического психолога образования

  12. Практический психолог как профессионал и как личность

  13. Основные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста

  14. Психологическая готовность к школе

  15. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению

  16. Работа по развитию познавательных процессов у младших школьников

  17. Младшие школьники "группы риска"

  18. Основные направления работы психолога с детьми младшего подросткового возраста

  19. Основные направления работы психолога в среднем подростковом возрасте

  20. Основные направления работы психолога в старшем подростковом возрасте

  21. Психологические проблемы отрочества как пубертатного периода развития

  22. Подростки "группы риска"

  23. Проблемы личностного развития на разных этапах раннего юношеского возраста

  24. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение

  25. Юноши и девушки "группы риска"

  26. Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе

  27. Организация и направления работы психолога с педагогическим коллективом

  28. Организация и направления работы психолога с родителями школьников

  29. Организация и направления работы психолога в вузе

  30. Разработка положения и планирование деятельности психологической службы вуза

7. Образовательные технологии


В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:

1. Лекционно-практические технологии (лекция: проблемная, консультация, программированная лекция-консультация, пресс-конференция, дискуссия, лекция-исследование, визуальная; семинарские, практические занятия, «круглые столы»)

2. Сопровождение лекционно-практических занятий показом визуального материала, фильма.

3. Личностно-ориентированные технологии, игровые, диалоговые, тренинговые, компьютерные, проблемные, программированные, задачные, рефлексивные, технологии кооперативного обучения, развития критического мышления, проектирования, модерации, консультирования.

4. Использование учебно-методического программного комплекса.

5. Решение психолого-педагогических задач в лабораторных условиях.

6. Деловые игры, моделирующие определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные ситуации профессионально-педагогической деятельности и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих педагогических задач.

Проведение практических занятий предполагают посещения кабинета школьного психолога, психолога в детских учреждениях, медико-психолого-педагогических центров и непосредственного ознакомления специфики работы практического психолога в этих учреждениях, во время которых студенты выполняют различные задания исследовательского характера.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно-информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. Кафедра располагает библиотекой, включающей научно-методическую литературу по психологическому сопровождению образовательного процесса, научные журналы и труды конференций.

8.1 Основная литература:


п/п

Наименование учебной литературы

Автор, место издания, издательство год

Количество
экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой

Число
обучающихся,
воспитанников,
одновременно
изучающих
дисциплину



2

3

4

5

1.

Практическая психология

Абрамова Г.С. – М.,2003

3

7



Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях

Осипова А.А. – М., 2005

5

7



Психологическая безопасность

Соломин В.П., Шатровой О.В. и др. – М., 2008.

2

7



Психологическая диагностика

Под ред. Акимовой М.К. – М., 2005

5

7



Психологическая практика: проблемы и перспективы

Сб. научн. Трудов / Под ред. Г.М. Кучинского, Минск, 2002.









Психологическая диагностика в образовательном процессе

Дубовицкая Т.Д. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. 2011.

2

7



Педагогическая психология


Клюева Н.В., Батракова С.Н., Варенова Ю.А. и др. / Под ред.Н.В.Клюевой.-М.:Владос-Пресс,2006.

1

7


8.2 Дополнительная литература


п/п

Наименование учебной литературы

Автор, место издания, издательство год

Количество
экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой

Число
обучающихся,
воспитанников,
одновременно
изучающих
дисциплину

1

2

3

4

5



Практическая психология

Под ред. Тутушкиной М.К. – М., 2001

2

7



Социальное влияние

Зимбардо Ф., Ляйппе М. – М., 2001,

1

7



Психология : в 3-х кн. : учеб. для студ. вузов.: Психология образования

Немов, Р.С.    - М.: ВЛАДОС, 2004.

6

7



  1. Формирование мотивации учения.




Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.В. – М., 1990.

5

7



Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы

Под ред И.В. Дубровиной, М: Академия, 2000.

1

7



  Психолого-педагогическая подготовка педагогических кадров для новой школы

Рубцов В.В.   / Педагогика. - 2010. - №5. - С. 55-59.


1

7



Психокоррекционная и развивающая работа с детьми

И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

3

7



Практическая психология образования

Овчарова Р.В. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 448 с.

2

7



Отношение школьника к учению как психологическая проблема

Божович Л.И. // Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М. – Воронеж: Институт практической психологии, 1995.

2

7



Возрастная психология 

Фельдштейн Д.И. – М., 1997.

2

7



Конфликтная ситуация и ее возможные последствия

Жутикова Н.В. // Учителю о практике психологической помощи: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

1

7



Психология профессионального развития учителя  

Митина Л.М. – М., 1998.

3

7


8.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Дубровина И.В. (ред.) Практическая психология образования http://www.twirpx.com/file/27101/




9. Материально-техническое обеспечение


Кафедра/научное подразделение располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы. Для обеспечения данной дисциплины имеются: оборудованные аудитории; технические средства обучения; учебники, учебные пособия и рекомендации.


N п/п

Название дисциплины

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

Фактический адрес учебных кабинетов и объектов

1

2

3

4

1

Организация психологической службы в школе и вузе

Методический кабинет (ауд. №224) главного корпуса. Компьютеры (1), ноутбук (1), принтер (1).

Проспект Ленина, 49

2

Компьютерный класс с выходом в Интернет (ауд. № 319), оснащенный 16 компьютерами.

Проспект Ленина, 49

3

Каб. № 308 интерактивная доска, видеопроектор, ноутбук (3).

Проспект Ленина, 49

4

Мультимедиа-сопровождение всех разделов курса «Педагогическая психология».

Проспект Ленина, 49




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю: Проректор по нр и ид iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю: Проректор по нр и ид iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю: Проректор по нр и ид iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «стерлитамакская государственная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю: Проректор по нр и ид iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю: Проректор по нр и ид iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Охватывает все типы объединения людей, но только в той степени, в какой это касается создания культурных ценностей. И вновь мы сталкиваемся...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю: Проректор по нр и ид iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю: Проректор по нр и ид iconСопоставительный анализ языковых особенностей женских и мужских глянцевых журналов
Работа выполнена на кафедре русского языка Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю: Проректор по нр и ид iconФормирование исследовательских умений старшекласников сельской школы в учебной деятельности
Работа выполнена на кафедре педагогики гоу впо «Стерлитамакская государственная педагогическая академия имени Зайнаб Биишевой»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю: Проректор по нр и ид iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой приглашают Вас на VI межвузовскую научно-практическую...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю: Проректор по нр и ид iconРоссийской Федерации Стерлитамакская государственная педагогическая...
Нашу эпоху называют веком космоса, веком атома, веком генетики. С полным правом ее можно было бы назвать и веком культуры
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю: Проректор по нр и ид iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Правления ксарс – А. Лесникова, С. Агафонычева-Велла, Ю. Белозерова, Т. Громова, Н. Камильери, А. Курышев, М. Ломакина, И. Литвиненко,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю: Проректор по нр и ид iconОтчет о результатах самообследования направления подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю: Проректор по нр и ид iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю: Проректор по нр и ид iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю: Проректор по нр и ид iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю: Проректор по нр и ид iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск