Рабочая программа Введение в профессию Направление подготовки





Скачать 253.92 Kb.
НазваниеРабочая программа Введение в профессию Направление подготовки
Дата публикации20.11.2014
Размер253.92 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа


НОУ ВПО "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Введение в профессию

Направление подготовки030300 «Психология»

Квалификации выпускника – бакалавр

Санкт-Петербург

2012

Введение в профессию: рабочая программа / авт.-сост.

М. И. Коваленко, Ю. В. Шатковский – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 13 с.

Утверждена на заседании кафедры социальной и консультативной психологии,

протокол № 2 от 24 сентября 2012 г.
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 2 от 24 октября 2012 г.
Авторы-составители:

кандидат психологических наук, профессор

М. И. Коваленко
кандидат психологических наук, доцент

Ю. В. Шатковский
Рецензенты:

кандидат психологических наук, доцент

В. Н. Раскин

кандидат психологических наук, доцент

И. В. Берно-Беллекур


  1. Цели и задачи дисциплины

Цели:

    • ознакомление студентов с профессионально-значимыми качествами психолога;

    • с основными сферами деятельности психолога как ученого и практики в свете задач, обусловленных современны состоянием общества.


Задачи:

  • научиться применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики

  • овладеть навыками систем категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.




  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Введение в профессию» входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 030300 «Психология». Предваряет изучение дисциплин «Общая психология», «История психологии», «Психодиагностика», «Психология личности». Студент, обучающийся по программе дисциплины «Введение в профессию», должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, соответствующие полному среднему образованию.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

- пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

- владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

- использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики

(ОК-4);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными

компетенциями (ПК):

способностью и готовностью к:

- описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

- применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

- преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15).

В результате изучения дисциплины студент должен:

    • иметь представление об основах психологии как науки, ее структуры и положения в системе наук;

    • знать об основных этапах развития психологии как науки, об основных методах научного психологического исследования, диагностики, психологической коррекции и немедицинской психотерапии;

    • уметь ориентироваться в отраслях психологических знаний.




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

в 1-ом семестре

Аудиторные занятия (всего)

36

В том числе:

-

Лекции

18

Практические занятия (ПЗ)

18

Семинары (С)

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

Самостоятельная работа (всего)

36

В том числе:

-

Курсовой проект (работа)

-

Расчетно-графические работы

-

Реферат

-

Другие виды самостоятельной работы

36







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

часы

Общая трудоемкость

зачетные единицы

72

2




  1. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Введение. Актуальность курса для психологов

Психология как наука. Специфика научного метода развития. Понятие “объект науки”. Предмет, метод, объяснительный принцип в науке. Классификация наук. Объект и предмет психологии. Фундаментальное психологическое знание и прикладные области психологии. Психологическая наука и психологическая практика. Формы психологической практики. Задачи психологии на современном этапе.

Студентам описывается структура психологической науки, в которой каждая гипотеза неминуемо ведет к экспериментальной проверке, а далее – к практическому использованию в самой психологии и в других областях жизни. Одновременно студентам демонстрируется связь психологической науки со всеми областями жизни, т. е. центральное место психологии в системе человеческого бытия.

Тема 2. Становление психологической науки

Становление психологии как самостоятельной научной дисциплины. Первая в мире лаборатория экспериментальной психологии (1879 г.). Вильгельм Вундт и его психологическая школа. Идеи структурализма, функционализма, ассоцианизма, гештальт-психологии, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, индивидуальной психологии, транзактного анализа и др.

Тема 3. Психология в системе наук

Представление о системе наук. Место психологии в системе наук. Психология и философия. Психология и естественные науки. Психология и гуманитарные науки. Психология и “человекознание”.

Психология и прикладные дисциплины. Психология и медицина. Психология и теория управления. Психология и педагогика.

Тема 4. Основные подходы к пониманию предмета психологии

Развитие взглядов на “тело” и “душу” в исторической перспективе. Исторический смысл понимания предмета психологии как “науки о душе”.

Структурная психология и ее понимание предмета психологии как отношений между структурными элементами сознания (В. Вундт, Э. Титченер).

Тема 5. Основные подходы к пониманию и определению предмета психологии

Понимание предмета психологии как функции сознания в приспособлении организма к среде (функциональная психология У. Джемса).

Различные взгляды на соотношение категорий “поведение и психика”, “внешнее и внутреннее” и их связь с пониманием и определением предмета психологии. Понимание предмета психологии в основных психологических школах - психоанализе, бихевиоризме, гештальтпсихологии, гуманистической психологии. Соотношение научных подходов к пониманию и изучению психики в зарубежной и отечественной психологии: бихевиоризм и исследование поведения, психоанализ и исследование личности, гуманистическая психология и развитие личности, когнитивная психология и исследование познавательных процессов

Сложность определения предмета психологии и различные виды редукционизма.

Понимание предмета психологии как науки о психическом – системном свойстве высокоорганизованной материи, проявляющемся в специфическом отражении субъектом объективной реальности и регуляции своего поведения и деятельности.

Тема 6. Основные отрасли психологии

Основные отрасли психологии с точки зрения области психики, выступающей как объект изучения. Психология личности, психология деятельности, психология познавательных процессов и др.

Основные отрасли психологии с точки зрения особенностей носителя психики. Зоопсихология, индивидуальная психологи человека, психология человеческих сообществ.

Основные отрасли психологии с точки зрения сферы практики, выступающей как объект психологического исследования и практического приложения. Психология труда и ее отрасли, медицинская психология, педагогическая психология и др.

Основные отрасли психологии с точки зрения различных аспектов развития психики. Сравнительная психология, возрастная психология, психология аномального развития.

Пограничные и комплексные отрасли психологии. Понятие об общей психологии. Сферы деятельности психолога-практика. Рабочее место психолога, инструментарий. Профессионально-значимые качества. Основные способы классификации отраслей психологии.

Тема 7. Основные психологические направления

Становление отраслей психологии. Психологические кризис, его причины. Оформление и развитие основных направлений психологии в XX веке. Психология как наука о бессознательной детерминации психической жизни и поведения. Психоанализ. Психология как объективная наука о поведении. Бихевиоризм. Бихевиоризм и рефлексология. Психология как наука о целостных познавательных и поведенческих структурах. Гештальтпсихология. Психология как наука о деятельности. Основные теории деятельности. Психология как наука о личностном росте и его механизмах. Гуманистическая психология. Психология как наука об “особых состояниях” сознания. Трансперсональная психология.

Тема 8. Психологическая практика и деонтология

Основные области практического применения знаний научной психологии. Краткий экскурс в историю практической психологии. Методы практической психологии. Основные типы психологического инструментария. Ошибки в деятельности практического психолога.

Психологическая деонтология.

Тема 9. Практическая психология

Проблема “эмпиризма” и “позитивизма” в практической психологии как отражение несоответствия теоретических разработок современным требованиям практики. Возрастающие потребности в области решения практических задач и объяснения реальных жизненных событий.

Значение психологии в реализации идеи гуманитаризации образования, науки и труда. Актуальные проблемы практической психологии в сфере образования - психологические проблемы обучения, воспитания и развития; психологические аспекты формирования педагогического общения; психологические проблемы профориентации и др. Актуальные проблемы практической психологии в социальной сфере - социально-психологические проблемы управления; проблемы занятости и трудоустройства; проблемы охраны детства и др.

Тема 10. Модель профессиональной деятельности практического психолога

Основные направления профессиональной деятельности практического психолога в различных сферах общественной практики - промышленности, государственном управлении, образовании, здравоохранении, социальной сфере, спорте и других областях.

Проблема компетентности и гражданской зрелости практического психолога. Этический кодекс практического психолога.

Рабочее место психолога, инструментарий. Профессионально-значимые качества. Основные способы классификации отраслей психологии.

Тема 11. Психодиагностика в психологии

Психодиагностика как важнейшее звено, связывающее психологическую теорию и практику. Взаимоотношения психодиагностики с другими отраслями психологической науки. Определение психодиагностики как науки, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Области практического применения знаний по психодиагностике: 1) оптимизация процессов обучения и воспитания, 2) расстановка кадров, профотбор, профконсультация, профессиональное обучение, 3) судебно-психологическая экспертиза, 4) клинико-консультационная, консультационная и психотерапевтическая работа. Психодиагностические задачи.

История возникновения психодиагностики, этапы ее развития за рубежом. Особенности становления психологической диагностики как научной дисциплины и практики в России.

Тема 12. Методы психологии

Постановка задачи диагностики. Проблемные ситуации, в которых люди наиболее часто обращаются к психологу. Методы диагностики.

Понятие о методе. Методы собственно научного исследования, методы психологического измерения и методы коррекции.

Общая логика научного исследования. Методы исследования: организованные (сравнительный и лонгитюдный), имперические (субъективный и объективный; наблюдение и его виды; эксперимент и его виды; психодиагностическое исследование). Методы обработки данных. Методы интерпретации. Психодиагностика в структуре научного исследования и как самостоятельная процедура. Психодиагностические методы. Тестирование. Виды тестов. Опросники. Клиническая беседа. Психодиагностика в наблюдении.

Методы психотерапии и психокоррекции, их взаимосвязь с общетеоретическими представлениями практиков. Основные школы (общий очерк).

Метод беседы, описание. Виды тренинга. Аутотренинг. Методы психотерапии. Игродрама. Куклотерапия.

Тема 13. Психологическое консультирование

Понятие психологической консультации. Этапы, поведение клиента, поведение консультанта. Соотношение реальных и ожидаемых результатов. Наиболее частые причины низкой эффективности психологической консультации в плане коррекции негативной ситуации клиента. Этапы психологического консультирования.

Наиболее вероятные проблемы, приводящие клиентов в психологическую консультацию. Клиент, психологический портрет, уровень запросов к консультанту. Соотношение между ожидаемым и реальным результатами консультации.

Тема 14. Проблема охраны психологического здоровья и психологической поддержки человека

Факторы, способствующие нарушению психологического здоровья человека: перегрузки как следствие технического прогресса и развития производства, усложнение образования, социальная нестабильность, материальные и бытовые проблемы, сложность семейных отношений, конфликты на производстве и в семье, одиночество и др. Понятие “нормы” психологического здоровья. Отсутствие четкой грани между нормой и различного рода “несоответствиями норме”. Ощущение несоответствия норме как предпосылка обращения за психологической помощью.

Основные пути оказания психологической помощи и поддержки: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психотерапия.
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8


9

10

11

12

13

14

1.

Общая психология

-

+

+

+

+

+

+


-

-

-

-

-

+

-

2.

История психологии

-

+

-

+

+

-

+


-

-

-

-

-

-

-

3.

Психодиагностика

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

+

+

+

4.

Психология личности

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

5.

Социальная психология

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-


5. 3. Разделы дисциплин и виды занятий



п. /п.

Темы

Лекц.

Практ.

зан.

СРС

Все-го

1

Введение. Актуальность курса для психологов

2

2

1

5

2

Становление психологической науки

2

2

1

5

3
Психология в системе наук

2

2

2

6

4

Основные подходы к пониманию предмета психологии

2

2

2

6

5

Основные подходы к определению предмета психологии

2

2

2

6

6

Основные отрасли психологии.

2

2

2

6

7

Основные психологические направления.

2

2

2

6

8

Психологическая практика и деонтология

2

2

2

6

9

Практическая психология.

2

2

2

6

10

Практическая психология как часть любой психологической дисциплины

2

2

2

6

11

Модель профессиональной деятельности практического психолога

2

2

2

6

12

Психодиагностика в психологии

2

2

2

6

13

Методы психологии.

2

4

4

10

14

Методы психодиагностики.

4

2

4

10

15

Психологическое консультирование

2

2

2

6

16.

Проблема охраны психологического здоровья и психологической поддержки человека.

2

2

2

6




Всего

18

18

36

72




  1. Семинарские занятия

п/п

Раздел (тема) дисциплины

Наименование семинарских занятий

Трудо-емкость

(часы)

1.

Введение. Актуальность курса для психологов.

Введение. Актуальность курса для психологов

2

2.

Становление психологической науки

Становление психологической науки

2

3.
Психология в системе наук
Психология в системе наук

2

4.

Основные подходы к пониманию предмета психологии

Основные подходы к пониманию предмета психологии

2

5.

Основные подходы к определению предмета психологии

Основные подходы к определению предмета психологии

2

6.

Основные отрасли психологии.

Основные отрасли психологии.

2

7.

Основные психологические направления

Основные психологические направления

2

8.

Психологическая практика и деонтология

Психология в системе науки и практики. Психологическое консультирование

2

9.







2

10.

Практическая психология как часть любой психологической дисциплины

Практическая психология как часть любой психологической дисциплины

2

11.

Модель профессиональной деятельности практического психолога

Модель профессиональной деятельности практического психолога

2

12.

Психодиагностика в психологии

Психодиагностика в психологии

2

13.

Методы психологии.

Методы психологии.

4

14.

Методы психодиагностики

Методы психологии. Понятие психодиагностики

2

15.

Психологическое консультирование

Психологическое консультирование

2

16.

Проблема охраны психологического здоровья и психологической поддержки человека.

Проблема охраны психологического здоровья и психологической поддержки человека.

2


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература

  1. Никандров В.В. Психология [Электронный ресурс]: электронный учебник / В.В. Никандров. – М.:КНОРУС, 2009.

  2. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие /П.Я. Гальперин. – М.: КДУ, 2006. – 336 с.

  3. Гуревич П.С. Психология: учебник [Электронный ресурс] // knigafund.ru [сайт] / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 319 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/149365

7.2. Дополнительная литература

  1. Немов Р.С. Общая психология. Т III. Психология личности: учебник / Р.С. Немов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012.

7.3. Вспомогательная литература

  1. Андреас С. 50 психологических приемов, которые обязан знать каждый психолог-практик. Сердце разума / С. Андреас, К. Андреас. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 351 с.

  2. Бачинин В. А. Психология: энциклопедический словарь / В. А. Бачинин. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. — 272 с.

  3. Василенко Т. Д. Психология. Тестовый контроль знаний: учебное пособие / Т. Д. Василенко, В. Б. Никишина. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 109 с.

  4. Вачков И. В. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие / И. В. Вачков. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 464 с.

  5. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учебное пособие / П. Я. Гальперин. — М.: КД «Университет», 2006. — 336 с.

  6. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: учебное пособие /П. Я. Гальперин. — М.: КДУ, 2005. — 400 с.


7.4. Программное обеспечение

  1. Microsoft Word.

  2. Power Point.


7.5. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Автоматизарованная библиотечная информационная система (АБИС) ИРБИС 64 (Электронный каталог библиотеки СПб ИВЭСЭП.

  2. Консультант Плюс».

  3. ЭБС «Книгофонд» (электронная библиотека) ООО «Центр цифровой дистрибуции».


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютер, мультимедийный проектор.
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

С целью организации самостоятельной работы студентов необходимо, в первую очередь, использовать материал лекционных и семинарских занятий. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с учебными пособиями, монографиями и периодическими изданиями

Большую пользу в овладении специальными знаниями приносит знакомство с психологической литературой, статьями журналов «Вопросы психологии», «Психологическая газета». Реферируя и конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, студенты глубже понимают вопросы курса.
9. 1. Вопросы для подготовки к зачету

  1. Психология, ее предмет, этапы развития.

  2. Сферы деятельности практического психолога.

  3. Участие практического психолога в учебно-воспитательном процессе в школе.

  4. Модель профессиональной деятельности практического психолога.

  5. Понятие психологической задачи. Примеры.

  6. Рабочее место практического психолога.

  7. Инструментарий.

  8. Профессионально-значимые качества.

  9. Понятие психодиагностики.

  10. Этапы психологического консультирования.

  11. Наиболее вероятные проблемы, приводящие клиентов в психологическую консультацию.

  12. Клиент, психологический портрет, уровень запросов к консультанту.

  13. Соотношение между ожидаемым и реальным результатами консультации.

  14. Метод беседы, описание.

  15. Виды тренинга.

  16. Аутотренинг.

  17. Методы психотерапии.

  18. Игродрама.

  19. Куклотерапия.


9.2.. Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения

  1. Профессия психолога.

  2. Какой психолог нужен и кому.

  3. Работа школьного психолога.

  4. Психологическое знание, как возможность управлять другими.

  5. Компьютерная диагностика.

  6. Работа психолога в больнице.

  7. Менеджер по кадрам.

  8. Парапсихологии.

  9. Работа психолога в консультационной службе.

  10. Как помочь инвалиду.

  11. Работа психолога с одаренными детьми.

  12. Может ли пожилой человек радоваться жизни.

  13. Работа психолога в фирме.


Разработчики:

СПбИВЭСЭП, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и консультативной психологии М. И. Коваленко;

СПбИВЭСЭП, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и консультативной психологии Ю. В. Шатковский.

Рецензент:

СПбИВЭСЭП, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и консультативной психологии И. В. Берно-Беллекур.


Заведующий кафедрой ___________________________/ М. И. Коваленко /
Декан факультета ______________________________/ М. А. Петрова /
Дата составления 30 августа 2012 г.
Утвержден на заседании НМС 24 сентября 2012 г.
Протокол № 2 от 24 октября 2012 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Введение в профессию Направление подготовки iconРабочая программа дисциплины введение в профессию направление подготовки...
Ооп в университете, условиях и результатах ее освоения, а также основ информационной культуры
Рабочая программа Введение в профессию Направление подготовки iconРабочая программа дисциплины Введение в профессию
Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» является формирование представлений об области, объектах, видах и задачах профессиональной...
Рабочая программа Введение в профессию Направление подготовки iconМетодические указания для студента Список рекомендуемой литературы...
Введение в профессию «Социальная работа»: учебник / под ред. В. И. Жукова. М.: Издательство ргсу, 2008
Рабочая программа Введение в профессию Направление подготовки iconОценочные средства по учебной дисциплине б 13 Введение в профессию...
В описания тестов по возможности включен как стимульный материал, так и бланки ответов, предназначение, порядок проведения и обработки...
Рабочая программа Введение в профессию Направление подготовки iconРабочая программа дисциплины история и культура удмуртии направление...
Нелинейное построение курса, по проблемным полям, в соответствии со спецификой направления подготовки бакалавров преследует цель...
Рабочая программа Введение в профессию Направление подготовки iconРабочая программа дисциплины «введение в профессию»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа Введение в профессию Направление подготовки iconРабочая программа учебной дисциплины введение в профессию «социальная работа»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления...
Рабочая программа Введение в профессию Направление подготовки iconРабочая программа учебной дисциплины введение в профессию «социальная работа»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления...
Рабочая программа Введение в профессию Направление подготовки iconРабочая программа дисциплины «введение в профессию»
Ооп в университете, условиях и результатах ее освоения, а также основ информационной культуры
Рабочая программа Введение в профессию Направление подготовки iconКафедра русского языка
Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию» составлена в соответствии с требованиями ооп 035700. 62, Лингвистика
Рабочая программа Введение в профессию Направление подготовки iconКафедра русского языка
Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию» составлена в соответствии с требованиями ооп 035700. 62, Лингвистика
Рабочая программа Введение в профессию Направление подготовки iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело»
Рабочая программа Введение в профессию Направление подготовки iconРабочая программа Учебная дисциплина Введение в специальность Направление...
...
Рабочая программа Введение в профессию Направление подготовки iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы...
Рабочая программа Введение в профессию Направление подготовки iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Рабочая программа Введение в профессию Направление подготовки iconРабочая программа Шифр Наименование дисциплины в введение в направление...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск