Рабочая программа дисциплины «введение в профессию»





Скачать 129.28 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «введение в профессию»
Дата публикации18.04.2015
Размер129.28 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т. Сохов

« 03 » июня 2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»

Курс _1_, семестр _1_, форма обучения очная

Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6



Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«____»___________20 ___ года Протокол №___

Зав. кафедрой, профессор __________________Е.В. Орестова

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

« 23 » мая 2013 года Протокол № 9

Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

« 30 » мая 2013 года Протокол № 34

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич

1. Цель и задачи дисциплины.
Цель: сформировать у студентов первоначальные профессиональные установки, дать им самые общие базовые знания о специальности «клиническая психология».
Задачи:

- познакомить первокурсников с областями человеческой жизнедеятельности, для которых важно развитие научной и практической психологии;

- ознакомить с существующими отраслями психологии, основными школами и течениями;

- ознакомить с основными требованиями к личности, содержанию и специфике профессиональной деятельности клинического психолога;

- ознакомить с особенностями, целями, задачами и содержанием деятельности клинического психолога;

- ознакомить с системой подготовки клинических психологов;

- ознакомить студентов с профессиональной общностью психологов.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплин.
а) студент должен знать и уметь использовать:

сущность и методологическую основу научного способа познания; исторические этапы становления психологии; основные направления и отрасли современной психологии, отличия житейской психологии от научной, специфику деятельности практического психолога, виды и особенности деятельности профессионального клинического психолога, стадии профессионализации психолога; специфику, формы и задачи подготовки клинических психологов, учебный план подготовки, особенности теоретического и практического обучения, требования к уровню подготовки по разным дисциплинам и курсовым работам; особенности становления и требования к личности профессионала; структуру и историю факультета, основные места работы клинических психологов, типы карьеры психологов, основные научные и практические центры, психологические издания, формы профессионального общения;
б) уровень компетентности: обладание целостным представлением о возможностях профессии «психолог», специальности «клиническая психология», путях реализации этих возможностей и особенностях процессов профессионального самоопределения и профессионального роста;
в) коммуникативность: умение пользоваться полученными знаниями в процессе обучения при общении с преподавателями и сокурсниками;
г) студент должен иметь навыки:

- дифференциации научных, житейских и псевдонаучных понятий, основных направлений и отраслей психологии;

- выделения собственно психологической проблематики;

- определения задач, относящихся к разным отраслям психологии;

- организации собственной учебной деятельности;

- ориентации в системе профессиональных задач клинической психологии;
д) студент должен иметь представление:

о месте психологии в науке и социальной практике, о содержании и специфике профессиональной деятельности психолога, о содержании и методах обучения на факультете, о структуре профессиональной общности психологов;
е) основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Курс является вводным в психологию и читается в первом семестре, поэтому не требует специальных знаний кроме общегуманитарной подготовки в объеме средней школы.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Вид учебной работы

Всего часов I семестр

Общая трудоемкость дисциплины

60

Аудиторные занятия:

38

- лекции

10

- семинары

28

Самостоятельная работа:

22

Формы текущего контроля

Учебные задачи, реферат

Вид итогового контроля

Зачет


4. Содержание дисциплины.
4.1 Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Разделы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Самост. работа

1

Житейская, научная и практическая психология

2

6

6

14

2

Клиническая психология как профессия

2

8

6

16

3

Специфика учебно-профессиональной подготовки клинических психологов

2

4

2

8

4

Психология как профессиональная общность

2

4

2

8

5

Личность профессионала

2

6

6

14



4.2 Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Житейская, научная и практическая психология

Различные значения термина «психология». Научное и житейское психологическое знание. Специфическое место психологии в системе естественных и гуманитарных наук. Академическая и практическая психология: предметная область, задачи и методы работы. Основные разделы психологии и сферы деятельности психологов-практиков.

Академическая психология: от проблем к целостным явлениям. «Сгустки» профессионального опыта, специфичного области деятельности психолога-практика и их теоретическое осмысление. Психологическая эмпирия и язык описания фактов.
Раздел 2. Клиническая психология как профессия.

Профессиональная деятельность как непреходящая общечеловеческая ценность. Объективные и субъективные аспекты профессиональной деятельности.

Человек на пороге профессионального самоопределения. Интересы. Мир возможных увлечений и занятий. Жизненные перспективы и пути их реализации.

Мотивация выбора профессии (социально-экономические, познавательные, индивидуально-личностные аспекты). Стадии профессионализации личности. Психологические трудности развития личности при переходе от стадии выбора профессии к стадии профессиональной подготовки. Дефицит информации о специфике будущей профессиональной деятельности и знаний о себе как о будущем субъекте этой деятельности.

Виды деятельности профессионального клинического психолога. Теоретические исследования как приращение знаний по проблемам: преподавание как передача теоретических знаний; практическая работа как приложение специализированных знаний к целостным жизненным явлениям.
Раздел 3. Специфика учебно-профессиональной подготовки клинических психологов.

Отсутствие «начальной» психологической подготовки в средней школе перед поступлением в университет. Самоорганизация учебной деятельности: смена форм контроля за ее успешностью (по сравнению со школой). Формальное и неформальное, групповое и индивидуальное обучение. Роль профессиональной среды в воспитании будущих психологов.

Учебный план подготовки студентов на факультете клинической психологии МГМСУ.

Профессиональная компетентность. Систематизированное знание как основа профессионализма, позволяющая ставить проблемы и принимать самостоятельные ответственные решения. Приобретение профессиональных навыков: «учитель» и «ученик» в науке и научно-практической деятельности.

Курсовые работы: задачи, уровень требований. Курсовая работа как демонстрация теоретической компетенции, практических умений, профессионального взаимодействия.
Раздел 4. Психологи как профессиональная общность.

Основные этапы становления научной и практической психологии в стране и за рубежом.

Структура факультета клинической психологии, его история, место в МГМСУ.

Российские мировые психологические общества, учебные заведения, исследовательские центры, периодические и информационные издания. Форма профессионального общения (конгрессы, съезды, симпозиумы, конференции, семинары). Основные психологические профессии, места работы психологов. Типы карьеры психологов России. Квалификационные требования к психологам-специалистам в стране и за рубежом.
Раздел 5. Личность профессионала.

Становление личности профессионала и развитие профессионального самосознания. Внутренняя мотивация профессиональной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности. Профессиональные самооценка, самоконтроль, ответственность.

Учет индивидуальных особенностей для оптимизации учебной и профессиональной деятельности. Стадии профессионального развития. Профессия как образ жизни. Профессиональная этика психолога.
4.3 Тематический план лекций
1. Значение термина «психология». Место психологии в системе наук. Основные разделы психологии.

2. Академическая и практическая психология. Житейская психология. Нетрадиционные учения и исследования.

3. Клиническая психология и ее специфика. Стадии профессионализации. Мотивация выбора профессии.

4. Вилы деятельности клинического психолога. Теоретическая составляющая профессии. Практическая работа клинического психолога.

5. Учебный план подготовки клинического психолога. Особенности и цели изучения разного типа дисциплин.

6. Специфика учебной деятельности студентов. Цели и методы освоения теоретических дисциплин. Приобретение практических профессиональных навыков. Курсовые работы: задачи и уровень требований.

7. Этапы становления научной и практической психологии. Структура факультета клинической психологии.

8. Психологические сообщества. Формы профессионального общения. Типы карьеры психологов. Квалификационные требования.

9. Становление личности профессионала. Развитие профессионального самосознания. Индивидуальный стиль деятельности.

10. Стадии профессионального развития. Профессиональная этика клинического психолога.
4.4 Тематический план семинарских занятий.
1. Научное и житейское психологическое знание. Место психологии в жизни и науках. Гуманитарные и естественнонаучные знания.

2. Академическая психология: задачи, методы, подходы. Объективность исследования в психологии.

3. Практическая психология: специфика и содержание. Нетрадиционная (паранаучная) психология.

4. Профессиональная деятельность психолога. Теоретические и прикладные аспекты деятельности клинического психолога.

5. Виды деятельности клинического психолога: теоретические исследования.

6. Виды деятельности клинического психолога: преподавательская деятельность.

7. Виды деятельности клинического психолога: практическая работа (консультирование, диагностика, коррекция).

8. Результаты отсутствия психологической подготовки в школе. Самоорганизация учебной деятельности. Содержание обучения на факультете.

9. Профессиональное мышление психолога: пути сопоставления. Виды и формы обучения в вузе. Контроль уровня профессионализации.

10. Становление психологии в стране и за рубежом. Психологическое сообщество.

11. Психологические профессии, места работы. Типы карьеры. Требования к психологам.

12. Личность психолога профессионала, ее становление. Профессиональное самосознание и мотивация.

13. Профессия как образ жизни. Индивидуальные особенности. Профессиональная этика психологов.

14. Зачетное занятие.

4.5 Самостоятельная работа студентов.


№ п/п

Наименование темы

Содержание самостоятельной работы

Вид контроля

Ча­сы

1

Житейская, научная и практическая психология. Отрасли психологии.

Изучение литературы. Описание собственной мотивации выбора. Решение задач на дифференциацию типов научного знания.

Ответ на семинарах. Раздел реферата. Решение задач.

6

2

Клиническая психология как профессия.

Изучение литературы. Анализ задач, решаемых клиническим психологом.

Собеседование. Раздел реферата.

6

3

Специфика учебно-профессиональной подготовки клинического психолога.

Изучение учебного плана и программ факультета.

Собеседование на семинаре.

2

4

Психологи как профессиональная общность

Изучение литературы о карьерах психологов.

Обсуждение на семинаре.

2

5

Личность профессионала

Изучение этических кодексов и стандартов. Описание динамики и личностного профессионального развития.

Обсуждение на семинаре. Раздел реферата.

6



5. Лабораторный практикум.
Не предусмотрен.

6. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.
Курс носит теоретический характер и направлен на формирование первичных профессиональных установок и представлений, он не предусматривает освоение «профессиональных навыков».
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

7.1 Рекомендуемая литература.
а) Основная литература

  1. Лукацкий М.А. Остренкова М.Е. Психология.- ГЭОТАР -Медиа, 2010

  1. Глуханюк Н.С. Общая психология /Н.С. Глуханюк, А.А. Печеркина, С.Л. Семёнова.- Академия, 2009

  1. Феоктистова С.В. Психология.- /С.В. Феоктистова, Т.Ю. Маринова, Н.Н. Васильева.- Академия, 2009

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- Питер, 2009


Дополнительная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8



Психология

Нуркова В.В.

2009, ЮРАЙТ

1

-


7.2 Средства обеспечения освоения дисциплины:
- аудитории.

- учебная литература.

- учебные планы и программы факультета.

- видеофильмы о работе клинических психологов.
8. Материально-техническое обеспечение:
- аудитория, оснащенная телевизором и видеомагнитофоном.
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

- на первом занятии проводится тестирование и опрос студентов для выяснения их мотивации, представлений об учебном процессе и профессиональной деятельности, исходных знаний об осваиваемой специальности, некоторые профессионально важные личностные характеристики.

- семинарские занятия посвящены обсуждению содержания лекций и прочитанной литературы в форме дискуссии и решения учебных задач.

- проводятся выездные занятия на клинических базах для изучения и обсуждения задач и специфики работы клинических психологов.

- проводится демонстрация видеофильмов о работе профессиональных психологов

- самостоятельная работа студентов направлена на изучение литературы, программ обучения, решение учебных задач и подготовку реферата.

- текущий контроль направлен на оценку активности и качества ответов на семинарах, правильности решения учебных задач, качества реферата и является основанием для итогового контроля (зачета).


Рабочая учебная программа по дисциплине «Введение в профессию» составлена Орестовым Р.О., кандидатом психологических наук, доцентом кафедры общей психологии МГМСУ.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «введение в профессию» iconРабочая программа дисциплины Введение в профессию
Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» является формирование представлений об области, объектах, видах и задачах профессиональной...
Рабочая программа дисциплины «введение в профессию» iconРабочая программа дисциплины «введение в профессию»
Ооп в университете, условиях и результатах ее освоения, а также основ информационной культуры
Рабочая программа дисциплины «введение в профессию» iconКафедра русского языка
Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию» составлена в соответствии с требованиями ооп 035700. 62, Лингвистика
Рабочая программа дисциплины «введение в профессию» iconКафедра русского языка
Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию» составлена в соответствии с требованиями ооп 035700. 62, Лингвистика
Рабочая программа дисциплины «введение в профессию» iconМетодические указания для студента Список рекомендуемой литературы...
Введение в профессию «Социальная работа»: учебник / под ред. В. И. Жукова. М.: Издательство ргсу, 2008
Рабочая программа дисциплины «введение в профессию» iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело»
Рабочая программа дисциплины «введение в профессию» iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы...
Рабочая программа дисциплины «введение в профессию» iconРабочая программа модуля (дисциплины) Основы социальной медицины
Кореквизиты: Демография, Основы безопасности труда, Эргономика, Введение в профессию, Физическая культура
Рабочая программа дисциплины «введение в профессию» iconРабочая программа дисциплины введение в профессию направление подготовки...
Ооп в университете, условиях и результатах ее освоения, а также основ информационной культуры
Рабочая программа дисциплины «введение в профессию» iconРабочая программа учебной дисциплины введение в профессию «социальная работа»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления...
Рабочая программа дисциплины «введение в профессию» iconРабочая программа учебной дисциплины введение в профессию «социальная работа»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления...
Рабочая программа дисциплины «введение в профессию» iconРабочая программа Введение в профессию Направление подготовки
Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Рабочая программа дисциплины «введение в профессию» iconРабочая программа По курсу Введение в профессию
Цель курса – формирование у учащихся знаний о целях, содержании и методах преподавания психологии на различных уровнях образования...
Рабочая программа дисциплины «введение в профессию» iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Рабочая программа дисциплины «введение в профессию» iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Рабочая программа дисциплины «введение в профессию» iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск