Скачать 339.32 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ЕВДОКИМОВА КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» Направление подготовки 040400.62 Социальная работа (бакалавр) Профиль подготовки медико-социальная работа с населением Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения очная Москва 2014 г. Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию «Социальная работа» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 040400.62, утвержденным ректором Московского государственного медико-стоматологического университета О.О.Янушевичем. Составитель: И.Е.ЛУКЬЯНОВА, профессор кафедры социальной медицины и социальной работы, доктор медицинских наук. Рецензенты: А.В.МАРТЫНЕНКО, заведующий кафедрой социальной медицины и социальной работы, член-корр. РАО, доктор медицинских наук, профессор. О.А.АНИКЕЕВА, профессор кафедры психологии и социальной работы Российского государственного университета туризма и сервиса, кандидат исторических наук. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной медицины 24 » января 2014 года Протокол № 6 Зав. кафедрой член-корр. РАО, профессор ______________________ А.В.Мартыненко Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа» «31 »января 2014 года Протокол № 1 Председатель методической комиссии, член-корр. РАО, профессор ___________________ А.В.Мартыненко Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ « » ___________2014 года Протокол № Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор _____________________Э.В. Луцевич 1.Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины «Введение в профессию «Социальная работа» является формирование системных знаний о социальной работе как области познания и практической деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и социальные преобразования в обществе. Задачами изучения дисциплины являются: - формирование знаний о социальной значимости будущей профессии; - развитие высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности в области социальной работы; - способствовать совершенствованию готовности к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам. 2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) Дисциплина «Введение в профессию «Социальная работа» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1.5.). Для успешного формирования профессиональных компетенций в рамках данной дисциплины студент должен владеть знаниями и умениями по формированию ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности. Изучение данной дисциплины предваряет изучение таких дисциплин как «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «История социальной работы» и др. Учебный курс дает общее представление о социальной работе как науке и профессиональной деятельности, способствуя успешному прохождению учебной и производственной практики. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы - 72 часа, второй семестр учебного плана. Количество часов по учебному плану Всего часов – 72. Аудиторные занятия - 54, в том числе лекционных - 18, групповых - 36. Интерактивных занятий – 8 часов Самостоятельная работа – 18 часов.
5. Содержание дисциплины
6. Планы групповых занятий и образовательные технологии «Круглый стол». Тема 1: Социальная работа в России – исторический ракурс. Цель: Формирование ОК-8. Формирование исторического видения социальной работы в России. Вопросы для обсуждения: 1. Основные этапы формирования в России исторических форм социальной поддержки и защиты. 2. Сущность поддержки и защиты. Идеология и практика социальной поддержки и защиты в исторической перспективе. 3. Социальное обеспечение и социальная работа на рубеже XX столетия. Темы докладов/рефератов:
2. Условия жизнедеятельности как фактор помощи и взаимопомощи. 3.Роль ценностных ориентиров, общественной морали, обычаев и традиций в становлении помощи и взаимопомощи. 4. Общинные формы взаимопомощи в дохристианской Руси. 5. Великокняжеская филантропия. 6.Монастырская благотворительность. 7.Становление и развитие системы общественного призрения в России в XVIII - первой половине XIX вв. 8.Социальные реформы Петра I и Екатерины II. 9.Реорганизация системы государственного управления социальной сферой в пореформенный период развития России (вторая половина XIX в. - 1917 г.). 10.Создание института социального обеспечения. 11.Институционализация социальной работы в современный период Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии. Задания для самостоятельной работы студентов:
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов). Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов). Семинар. Тема 2: Теоретические основы социальной работы. Цель: Формирование ОК-8. Показать теоретические основы социальной работы, сформировать представление о методах социальной работы. Вопросы для обсуждения: 1. Базовые категории социальной работы. 2.3акономерности социальной работы.
Темы докладов/рефератов: 1. Специфические принципы социальной работы (универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентопроцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности, адресности, доступности и др.). 2. Основные группы теорий, близких к социальной работе (психолого- ориентированные, социолого-ориентированные и комплексной межведомственной ориентации).
Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии. Задания для самостоятельной работы студентов:
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов). Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов). Семинар. Тема 3: Социальная работа как отрасль науки. Цель: Формирование ОК-8. Формирование системного представления о социальной работе как науке. Вопросы для обсуждения:
Темы докладов/рефератов:
Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. 1. Изучить материал в учебнике: Основы социальной работы. / Под ред. Павленка П.Д. - М.: Инфра-М, 2009.
• обосновать взаимосвязь науки и практики социальной работы. Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов) Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов) «Круглый стол» Тема 4: Социальная работа как вид практической деятельности. Цель: Формирование ОК- 8. Сформировать представление о социальной работе как профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи и поддержки людям. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие «профессиональная деятельность»
Темы докладов/рефератов: 1 .Функции социальной работы как вида практической деятельности. 2. Объекты социальной работы (пожилые люди, инвалиды, малообеспеченные семьи, безработные, беспризорные дети, лица без определенного места жительства и занятий и другие категории населения). 3. Профессиональные и непрофессиональные формы социальной работы. 4. Субъекты социальной работы (Федеральные, региональные органы исполнительной власти, исполняющие функции по социальной защите населения, государственные учреждения и предприятия социального обслуживания, общественные объединения, благотворительные организации, волонтеры и другие).
10. Ценность человека как основание профессиональной социальной работы. Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проблемного обучения, технология проведения учебной дискуссии. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Изучить материал в учебнике: Введение в профессию «Социальная работа»: учебник / под ред. В.И.Жукова – М.: Издательство РГСУ, 2011. 2. Ответить на вопросы и выполнить задания:
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов) Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), оценка когнитивной активности. Семинар. Тема 5: Основные технологии социальной работы. Цель: Формирование ОК- 8. Дать характеристику основных технологий социальной работы. Вопросы для обсуждения: 1. Понятия технологии, социальной технологии и технологии социальной работы. 2. Социальная работа как технологический процесс. 3. Классификации технологий социальной работы. Темы докладов/рефератов 1. Характеристика основных базовых технологий социальной работы: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная диагностика, социальная терапия, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальное консультирование, социальное обслуживание (на выбор студента). Характеристика основных частных технологий социальной работы: социальная работа с пожилыми людьми, социальная работа с инвалидами, социальная работа с семьями, социальная работа с детьми и подростками, социальная работа с безработными, социальная работа с бездомными и др.
Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проблемного обучения, технология проведения учебной дискуссии. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Изучить материал в учебнике: Введение в профессию «Социальная работа»: учебник / под ред. В.И.Жукова – М.: Издательство РГСУ, 2011. 2.Ответить на вопросы и выполнить задания:
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов) Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: анализ сообщений (докладов), оценка когнитивной активности, контрольная работа Семинар. Тема 6: Социальная работа как учебная дисциплина Цель: Формирование ОК-8. Представить студентам многоуровневую систему подготовки социальных работников Вопросы для обсуждения: 1 .Уровни подготовки кадров для социальных служб. 2. Проблемы профессионализма в социальной работе с различными категориями населения.
Темы докладов/рефератов:
Задания для самостоятельной работы студентов: Изучить материал в учебнике: Введение в профессию «Социальная работа»: учебник / под ред. В.И.Жукова – М.: Издательство РГСУ, 2011.; Введение в профессию / отв. ред. Козлов А.А. М., 2005. С. 288-300. Ответить на вопросы и выполнить задания: Сформировать представления о необходимости научной организации умственного труда как о наиболее успешном подходе к освоению знаний по специальности.
• обосновать место и роль научной организованности подготовки студентов. Формы контроля самостоятельной работы студентов: анализ сообщений (докладов), коллоквиум Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), оценка когнитивной активности. «Круглый стол» Тема 7: Профессиональный портрет бакалавра социальной работы Цель: Формирование ОК- 8. Показать необходимые личностные качества и профессиональные знания и умения, необходимые специалисту социальной работы. Вопросы для обсуждения: 1 .Кадровое обеспечение социальных служб в России.
5.Особенности в деятельности специалиста в области социальной работы. 6. Проблемы профессионального сгорания в социальной работе. Темы докладов/рефератов: 1. Ценность долга и должных отношений в социальной работе
5.Основные подходы при исполнении профессиональных функций бакалавром социальной работы. 6. Профессиограмма и психограмма бакалавра по социальной работе. Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проблемного обучения, технология проведения учебной дискуссии. Задания для самостоятельной работы студентов:
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), оценка когнитивной активности Учебно-теоретическая конференция. |
Методические указания для студента Список рекомендуемой литературы... Введение в профессию «Социальная работа»: учебник / под ред. В. И. Жукова. М.: Издательство ргсу, 2008 | Рабочая программа учебной дисциплины введение в профессию «социальная работа» Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления... | ||
Рабочая программа дисциплины Введение в профессию Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» является формирование представлений об области, объектах, видах и задачах профессиональной... | Кафедра русского языка Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию» составлена в соответствии с требованиями ооп 035700. 62, Лингвистика | ||
Кафедра русского языка Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию» составлена в соответствии с требованиями ооп 035700. 62, Лингвистика | Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины деловой иностранный язык Направление 040400. 68, Социальная работа Форма подготовки очная | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная работа с молодежью» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | Конспект лекций по дисциплине введение в профессию социальная работа... Техника безопасности – см приложение Сообщается о мерах, которые надо соблюдать по предупреждению травматизма на занятиях по гимнастике.... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление... Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованими федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа дисциплины «введение в профессию» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Введение в профессию «Социальная работа»: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, А. Н. Гончарова. Красноярск:... | Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | Рабочая программа по дисциплине «общественные организации и социальная... Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта (госа) специальности 040101 Социальная работа,... | ||
Рабочая программа дисциплины социальная педагогика направление: 040400 Социальная работа | Рабочая программа дисциплины «введение в профессию» Ооп в университете, условиях и результатах ее освоения, а также основ информационной культуры |