Электронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс и средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшей школы





Скачать 282.81 Kb.
НазваниеЭлектронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс и средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшей школы
страница1/3
Дата публикации02.12.2014
Размер282.81 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

_________________


САВЧЕНКО Ирина Владимировна


ЭЛЕКТРОННАЯ УЧЕБНАЯ КНИГА ПО ПЕДАГОГИКЕ КАК

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС И СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ

ДИВЕРСИФИКАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ


Специальность 13.00.01 – «Общая педагогика, история

педагогики и образования» (педагогические науки)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук



Ростов-на-Дону

2007

Работа выполнена на кафедре педагогики и педагогической психологии

факультета психологии Южного федерального университета
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Федотова Ольга Дмитриевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Власова Татьяна Ивановна;

кандидат педагогических наук, профессор

Гура Валерий Васильевич
Ведущая организация - Волгоградский государственный

педагогический университет

Защита состоится 31 марта 2007 года в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д – 212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Ростовском государственном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан 27 февраля 2007 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук,

доцент Тащёва А.И.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Трансформационные процессы, происходящие в России в последние десятилетия двадцатого столетия, кардинально изменили экономическую, социально-политическую, социокультурную ситуацию в обществе, предопределили направления реформирования системы образования. В Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Федеральной программе развития образования» определена новая стратегия развития образовательных систем, центральной идеей которой выступает гуманистическая направленность педагогической практики.

В современной системе высшего образования в Российской Федерации обостряется проблема продуктивного совмещения традиции и обновления, открытости прогрессивным инновациям; от высшего образования все более требуется его восприимчивость к современным идеям подготовки человека, способного инициативно изменять характер своего труда в условиях глобализации. В современной высшей школе проявляются мировые тенденции развития высшего образования, к числу важнейших из которых относятся тенденции диверсификации; информатизации; развитие социального диалога и социального партнерства; движение от понятия «квалификация» к понятию «компетенция», выдвижение качества высшего образования как интегративного индикатора социокультурного потенциала развития общества.

Интеграция российской высшей школы в европейское образовательное пространство, стимулированное Болонским процессом, актуализирует потребность в решении комплекса новых проблем, связанных с появлением диверсифицированной модели высшего образования. Оно становится все более многовариативным и многообразным в связи с возникновением новых информационно-образовательных сред, открытием в вузах новых непрофильных направлений и специализаций, замены концентрированных форм организации обучения в течение ограниченного периода жизни человека на нелинейные (асинхронные) формы, позволяющие реализовать на практике концепцию образования в течение всей жизни. Для этого высшая школа должна быть нацелена на реализацию образования, имеющего опережающий характер и позволяющего, с одной стороны, развивать творческие способности студента, формировать умение учиться и самостоятельно принимать ответственные решения в условиях неопределенности, и, с другой стороны, воспитывать духовность и нравственность, которые стали бы основой дальнейшего безопасного развития цивилизации в условиях нарастания экологических проблем, появления новых видов оружия массового поражения, национальной нетерпимости и экстремизма.

Наряду с этим, современная система высшего образования должна функционировать таким образом, чтобы студенты, численность которых неуклонно возрастает, могли бы эффективно и самостоятельно овладевать растущим массивом учебной информации. Однако, как показывают исследования современного состояния дидактической системы отечественного и зарубежного высшего образования в части ее обеспечения учебными ресурсами; [Антонова С.Г., 2000; Берулава М.Н., 1994; Буга П.Г., 1996; Гура В.В., 2001; Демкин В.П., 2006; Зимина О.В., 2003; Кофтан Ю.Р., 2003; Меламуд М.В., 1998; Полат Е.С., 2001; Селеменев С.В., 2003; Скибицкий Э.Г., 2000; Троян Г.М., 2003; Федотова О.Д., 2003], печатные и электронные учебные книги еще не стали решающим фактором инновационной динамики современного высшего образования. Потребность в использовании специальных образовательных ресурсов, имеющих педагогическую направленность и разработанных специалистами-гуманитариями, особенно возрастает в высших образовательных учреждениях технического и агротехнического профиля, осуществляющих, помимо профильных номенклатур, подготовку педагогов. В данных вузах не сложились, как правило, научно-педагогические школы и стойкие профессионально-педагогические сообщества, имеет место недооценка важности гуманитарных знаний теоретико-методологического характера.

Существенными предпосылками повышения качества образовательного процесса путем использования потенциала новых информационных и коммуникативных технологий становятся государственные программы различного уровня - «Федеральный информационный фонд», «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002 - 2006 гг.», «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы», «Создание единого информационно-образовательного пространства», «Сетевая интеграция единого информационно-образовательного пространства». Количество и качество материалов, представленных в данных программах, реализация которых еще не завершена, не находятся в полном соответствии с современными потребностями в области научно-педагогического обеспечения самостоятельной работы студентов вузов, реализующих образовательные программы различного уровня в условиях диверсификации.

Несмотря на то, что в отечественной педагогике имеются значительные достижения в научно-теоретической разработке инновационных технологий [Вербицкий А.А., 1999; Сериков В.В., 1999; Терентьева Е.А., 2006] и концепций информатизации образования [Баранова И.В., 2001; Данильчук Е.В., 1999; Машбиц Е.И., 1988; Монахов С.В., 2004]; а учебник как дидактическое средство является предметом особого внимания его издателей, создателей и теоретиков дидактики с 1574 г. и до настоящего времени (Истомин К., Каптерев П.Ф., Корф Н.А., Краевич К.Д., Ломоносов М.В., Федоров И., Шацкий С.Т. цитируются по Российской педагогической энциклопедии под ред. Давыдова В.В. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999), [Ушинский К.Д., 1981; Хуторской А.В., 2005; Ясвин В.А., 2000], в практике российской высшей школы проблема конструирования и применения печатной и электронной учебной книги как современного образовательного ресурса еще далека от окончательного решения.

Проблемное поле исследования, таким образом, сосредоточено на рассмотрении противоречий между:

– имеющейся концептуальной основой российской образовательной системы и необходимостью формирования новой философии образования, адекватной современным условиям существования человека в социально-экономической, гуманитарной и информационной среде, отражающей инновационные аспекты глобализации;

– потребностью человечества в реализации гуманистических идеалов и отсутствием четких представлений о механизмах его целенаправленного формирования в образовательном процессе высшей школы, базирующейся на технократическом подходе к обучению;

– поисками отечественной педагогикой концептуальных основ построения учебных ресурсов нового поколения, реализующих задачи саморазвития, самовоспитания, развития познавательной деятельности обучаемых в русле гуманистических образовательных идей, и отсутствием специальных исследований, посвященных анализу зарубежной теории и практики создания электронных учебных книг.

Проблема исследования заключается в ответе на вопросы об адекватности существующих печатных и электронных учебных книг научным тенденциям в области создания литературы учебного назначения для высшей школы и потребностям участников образовательного процесса, а также о том, возможно ли восполнение выявленных дефицитов и как это может быть реализовано в содержательном и организационном плане.

Объект исследования – дидактическая система высшей школы; предметом исследования является электронный образовательный ресурс в виде учебной книги по педагогике, рассмотренный как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшего образования в контексте реализации принципа гуманизации образования и социальной практики.

Цель исследования заключается в выявлении научно-педагогических оснований создания электронной учебной книги по педагогике и определении возможностей ее использования для организации самостоятельной работы студентов, получающих педагогическое образование в непрофильном вузе.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

1. Определить особенности развития представлений об учебной книге как специальном дидактическом средстве в истории педагогики, теории и практике современного образования;

2. Выявить нормативно-дидактические, эргономические и методические требования к печатным учебникам и электронным образовательным ресурсам;

3. Охарактеризовать особенности отечественных и зарубежных электронных учебных изданий по педагогике, используемых как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшего образования;

4. Установить степень соответствия электронных учебников по педагогике нормативным и педагогическим требованиям к современной учебной книге, оценить их потенциал с позиций использования как средства формирующего воздействия;

5. Разработать концептуальные основания включения в электронный учебник по педагогике элементов, организующих самостоятельную познавательную деятельность и реализацию функций управления процессом самообразования; экспериментально апробировать данную модель и выявить ее прямые и косвенные образовательные эффекты.

Гипотеза исследования - электронная учебная книга по педагогике обладает значительным формирующим потенциалом и может стать действенным средством организации самостоятельной работы студентов, получающих педагогическое образование в непедагогическом вузе, в случае, если

– выявить и систематизировать имеющиеся в научной литературе нормативно-дидактические, эргономические и методические требования к печатным учебным пособиям и электронным образовательным ресурсам и определить меру соответствия имеющихся отечественных и зарубежных электронных учебных книг по педагогике системе педагогических требований и современным гуманистическим тенденциям образовательной практики, определить пути восполнения имеющихся недостатков;

– на основе междисциплинарного подхода сконструировать блок расширения электронного ресурса по педагогике, избрав в качестве фундаментального ядра содержания проблему гуманизма как социального идеала, а также блок самоконтроля, позволяющий в режиме асинхронного обучения самостоятельно критически учитывать и оценивать учебные достижения, устанавливать уровень и сроки изучения учебного материала;

– экспериментально подтвердить или опровергнуть целесообразность введения в образовательный процесс вузов, осуществляющих подготовку педагогов в условиях диверсификации, данного макета электронного образовательного ресурса по педагогике.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

– теория ценностей, разработанная в философско-этических исследованиях [Артановский С.Н., Ахиезер А.С., Братусь Б.С., Газман О.С., Каган М.С., Коменский А.Я., Кувакин В.А., Куртц П., Ламонт К., Маслоу А., Матвеева С.Я., Рыбин В.А., Сагатовский В.Н., Стоунс Э., Тугаринов В.Н., Франкл В., Фромм Э., Шадриков В.Д.];

– основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии [Бондаревская Е.В., Браун Дж., Бюлер Ш., Выготский Л.С., Гальперин П.И., Кешелава В.В., Маслоу А., Роджерс К., Филонов Г.Н.];

– философские и общенаучные положения о становлении и развитии личности в процессе деятельности, познания и общения [Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Леонтьев А.Н., Микешина Л.А., Роджерс К., Рубинштейн С.Л., Швырев В.С.];

– педагогическая теория учебной книги и электронного образовательного ресурса [Агеев В.Н., Баранова И.В., Беспалько В.П., Буга П.Г., Гречихин А.А., Древс Ю.Г., Зимина О.В., Иконникова Г.М., Кулагин В.П., Норенков И.П., Соловов А.В., Троян Г.М., Ясвин В.А.];

– исследования в области творческого развития и саморазвития личности как показателя качества профессиональной подготовки [Загвязинский В.И., Пономарев Я.А.], а также современные теории самовоспитания и подготовки обучающихся к самообразованию [Айзенберг А.Я., Власова Т.И., Громцева А.К., Найн А.Я., Райский Б.Ф., Сериков Г.Н., Скаткин М.Н., Федотова О.Д., Фоменко В.Т.];

– современные концепции гуманизации образования в процессе профессиональной подготовки учителя и его непрерывного образования [Библер В.С., Вербицкий А.А., Вершловский С.Г., Колесников И.А., Кулюткин Ю.Н., Сластенин В.А., Сухобская Г.С., Шиянов Е.Н.].

Методы исследования: научная абстракция, генерализация, анализ и синтез, контент-анализ, интерпретация, сравнение, метод опроса, анализ продуктов деятельности, эксперимент. В качестве специальных методов исследования применялись историко-ретроспективный анализ, методы математической обработки данных и их графической презентации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем

– систематизированы особенности теоретических подходов отечественных и зарубежных исследователей к структурированию электронного образовательного ресурса;

– выявлено наличие в информационно-образовательном пространстве изданий учебного назначения, не отвечающих дидактическим требованиям к учебной книге, определены дефициты в их конструировании и содержании;

– определены особенности педагогической проекции идей гуманизма в электронных образовательных ресурсах, составляющие мировоззренческую основу системы профессиональной подготовки студентов, получающих квалификацию педагога в условиях диверсификации;

– установлены и экспериментально апробированы основные позиции, позволяющие компенсировать дефициты электронных образовательных ресурсов по педагогике за счет создания вариативного блока содержания и блока самоконтроля над ходом самостоятельной работы.

Практическое значение исследования состоит в том, что сделанные в нем выводы способствуют расширению представлений специалистов о состоянии и тенденциях теории разработки учебных материалов, о возможности формирования гуманистической направленности личности посредством отражения данной проблематики в специальной учебной литературе.

Источниками исследования являются

– законодательные и нормативные материалы: Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Государственные образовательные стандарты второго поколения, Федеральные целевые программы «Развитие единой образовательной информационной среды 2001-2006гг.», «Электронная Россия» 2002-2010гг.;

– комплекс теоретических работ в сфере истории и философии образования, методологии педагогики, философии, психологии, социологии и культурологии;

– диссертационные исследования и научные публикации, посвященные изучению проблемы создания литературы учебного назначения (публикации периодических профессиональных интернет-изданий и печатных изданий, материалы научных конференций, альманахи, научные и социологические отчеты);

– учебники, учебные пособия и учебно-методическая литература для вузов, а также библиографические и справочные материалы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Электронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс и средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшей школы iconПоложение об организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов...
Спо, определяет формы учета и накопления материалов внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов, критерии оценки результатов,...
Электронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс и средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшей школы iconМетодические указания для студентов по организации самостоятельной работы
Поэтому стимулирование самостоятельной, индивидуальной работы студентов, как учебной, так и научной, представляется одним из основных...
Электронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс и средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшей школы iconВеб-квест как одна из форм организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная учебная работа студентов – это род деятельности, который включает себя поиск источников познания, средства осуществления...
Электронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс и средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшей школы iconРуководство по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
Электронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс и средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшей школы iconРуководство по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов соответствует внутреннему стандарту нгуэу
Электронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс и средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшей школы iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы...
Кафедра педагогики и психологии дополнительного профессионального образования кбгу
Электронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс и средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшей школы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....
Электронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс и средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшей школы iconРецензия на интерактивный образовательный ресурс
Интерактивный образовательный ресурс выполнен в программном обеспечении Interwrite Workspace, с учетом возрастных и индивидуальных...
Электронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс и средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшей школы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
В методических рекомендациях представлены методические принципы организации основных форм внеаудиторной самостоятельной деятельности...
Электронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс и средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшей школы iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание...
Электронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс и средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшей школы iconМетодические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов
Электронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс и средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшей школы iconМетодические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко...
Электронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс и средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшей школы iconМетодические указания для студентов рекомендации по организации самостоятельной...
При изучении дисциплины предуматривается 6 часов для самостоятельной работы студентов. Студентами выполняется реферат, освещающий...
Электронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс и средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшей школы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на...
Электронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс и средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшей школы iconРеализация компетентностного подхода в организации самостоятельной работы студентов (срс)
Проектирование компетентностного содержания срс в условиях перехода к новым стандартам фгос
Электронная учебная книга по педагогике как образовательный ресурс и средство организации самостоятельной работы студентов в условиях диверсификации высшей школы iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Направление подготовки
Культурно-историческая роль России на евразийском пространстве: Методические указания по организации самостоятельной работы студентов....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск