Скачать 200.98 Kb.
|
Министерство экономического Министерстворазвития и торговли образования и науки Российской Федерации Российской ФедерацииГосударственный университет-Высшая школа экономикиФакультет ПсихологииПрограмма дисциплины ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ для направления 521000 – Психология подготовки бакалавра Авторы: доктор биологических наук, профессор Лебедев А. Н. кандидат медицинских наук, доцент Шеховцев И. К. Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры«Психология» психофизиологииПредседатель Зав. кафедрой ____________ Гусев А.Н. ____________ Лебедев А.Н. “____” ___________ 2004 г. “____” _____________ 2004 г. Утверждено УС факультета Психологии Ученый секретарь _____________ Старовойтенко Е.Б. «____» ___________2004 г. Москва I. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02.03.2000 г., № 686) по направлению 521000 «Психология».
II. Пояснительная записка. Требования к студентам. Приступая к изучению данной учебной дисциплины студент должен обладать комплексом биологических знаний:
Студент должен быть ознакомлен с основными методами познания, а именно:
Студент должен владеть умениями:
Студент должен быть компетентным в вопросах сохранения собственного здоровья на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни. Аннотация Краткая характеристика данной дисциплины, раскрытие ее особенностей. Учебная дисциплина включает три основных раздела, обеспечивающим базовую систему знаний в области естественнонаучных дисциплин, необходимую для овладения 2-й ступенью высшего профессионального образования по специальности «Психология». Во втором разделе рассматриваются темы, включающие учебный материал о физиологических закономерностях эмбрионального и постнатального становления функций органов центральной нервной системы и их отделов, о мембранных и внутриклеточных изменениях, сопровождающих процессы возбуждения и торможения в нервной системе, о механизмах синаптической передачи нервного импульса и функциях нейромедиаторов; о нервных центрах и их свойствах; о физиологии боли, о роли тахикинонов и опиатных рецепторов; о функциональных особенностях вегетативной части нервной системы; об интегративной деятельности коры головного мозга и методах ее изучения (электроэнцефалография, вызванный потенциал, компьютерная томография, метод ядерно-магнитного резонанса); об интеграции вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций; о функциональной роли лимбической системы и механизмах регуляции психоэмоционального поведения. Соответствие программы требованиям ГОС. Место и роль данной дисциплины, как составной части 2-й ступени высшего профессионального образования. Учебная дисциплина «Физиология центральной нервной системы» является одной из базовых дисциплин, обеспечивающих овладение современными естественнонаучными основами знаний о человеке как биосоциальном существе, формирование общих представлений о регуляции поведения человека, анатомо-физиологических основах психологических методов прогностической и коррекционной деятельности в процессе управления поведением человека. Элементы профессиональной направленности программного материала, отражающие практическую деятельность бакалавра. Овладение программным материалом по данной дисциплине в числе других предусмотренных программой дисциплин позволит реализовать следующие требования к профессиональной подготовленности бакалавра:
Программа предусматривает проведение 28 часов лекций, 12 часов семинарских и 24 час практических занятий. С учетом естественнонаучной специфики программы содержание семинарских занятий должно быть направлено на овладение студентами основными общетеоретическими проблемами курса, развитию целостных представлений о человеке и его поведении на базе нейробиологических и биосоциальных знаний. Практические занятия будут ориентированы на углубленное изучение проблем частной физиологии нервной системы человека, на систематизацию и уточнение знаний, полученных в процессе самостоятельных занятий, работы над рефератом, на подготовку к выполнению текущих контрольных работ и другим формам контроля качества знаний, и формирование профессиональных компетенций,. На практических занятиях по физиологии нервной системы должны использоваться мультимедийные средства обучения, позволяющие не только иллюстрировать изучаемый материал, но и осуществлять обучение в интерактивном режиме. На практических занятиях по нейрофизиологии предусматривается практическое освоение некоторых энцефалографических методов исследования функций мозга. Проведение курсовых работ по данной дисциплине не предусматривается. В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала в процессе работы с основной и дополнительной учебной литературой, подготовка к семинарским и практическим занятиям, работа над рефератом и учебными домашними заданиями, а также овладение основами некоторых научных методов исследования по тематике курса (наблюдение и самонаблюдение, участие в научных исследованиях кафедры, ведение соответствующих протоколов, анализ и обобщение результатов наблюдений, подготовка научных публикаций, выступление с научными докладами на научном кружке и на научных студенческих конференциях). Учебная задача дисциплины. В результате изучения дисциплины студент должен:
Тематический план учебной дисциплины. Всего на изучение данной дисциплины выделяется 108 часа. Дисциплина читается в 4, 5 модуле на 1 курсе. Распределение часов дисциплины по разделам и темам:
Формы контроля:
III. Содержание программы. Тема 1. Основные свойства и функции элементов нервной системы Физиологические свойства нервной системы. Раздражимость. Состояние физиологического покоя ткани и состояние активности. Потенциал покоя и локальный потенциал. Классификация раздражителей. Пороговая сила раздражителя. Возбудимые ткани. Возбудимость – физиологическое свойство нервной ткани. Потенциал действия, особенности его возникновения. Проводимость как свойство нервной ткани. Изменение возбудимости при возбуждении, фазы абсолютной и относительной рефрактерности. Передача возбуждения в синапсах: структурные и функциональные особенности. Процесс высвобождения медиаторов, типы медиаторов. Специфические рецепторы мембраны. Возбуждение и тороможение – фундаментальные процессы центральной нервной системы. Возбуждающий постсинаптический потенциал, постсинаптическое и пресинаптическое торможение. Интеграция синаптических влияний: дивергенция, конвергенция и синаптическое взаимодействие. 1. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. - М.: Мир, 2002. – 240 с. 2. Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с.
Высшая школа, 1986. – 352 с.
Тема 2. Рефлекторная нервная деятельность Рефлекс как элементарная функциональная единица нервной деятельности. Моно- и полисинаптические рефлексы. Взаимодействие рефлексов. Нервные центры. Анализ и синтез раздражителей – основные свойства коры больших полушарий. Условные и безусловные рефлексы, их отличие, биологическое значение, условия образования. Механизм образования условного рефлекса. Принцип доминанты А.А.Ухтомского. Типы торможения условных рефлексов: внутреннее и внешнее. Свойства нервных центров. Особенности высшей нервной деятельности человека. Типы высшей нервной деятельности человека, ее возрастные особенности.
Тема 3. Функциональное значение различных отделов центральной нервной системы Рефлекторная деятельность спинного мозга. Рефлекторная деятельность заднего мозга, организация бульбарного дыхательного центра. Средний мозг, функции ядер. Функции мозжечка. Функции промежуточного мозга. Конечный мозг: функции базальных ядер, структурно-функциональная организация коры большого мозга. Сенсорные, моторные, ассоциативные зоны коры больших полушарий. Методы изучения деятельности коры больших полушарий (регистрация нейронной активности, электроэнцефалография, вызванные потенциалы, ядерно-магнитный резонанс). Возрастные особенности электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Функции лимбической системы мозга. Физиологическое значение эмбрионального и постнатального развития головного мозга.
Тема 4. Физиология соматической и вегетативной нервной системы Сенсорные и моторные функции организма. Стрио-паллидарная система и координация движений, выработка двигательных навыков. Моторные стереотипы. Основные физиологические свойства вегетативной нервной системы: тонус вегетативных центров, свойства волокон и передача импульсов в синапсах. Влияние симпатической и парасимпатической частей нервной системы на функции органов. Роль вегетативной нервной системы в приспособительных реакциях организма. Центры регуляции вегетативных функций в спинном, продолговатом и среднем мозгу. Функции бульбарного дыхательного центра, реакция мозга на гипоксию и асфиксию, синдром внезапной остановки дыхания. Интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций. Нейрогормональные механизмы в регуляции питьевого, пищевого, полового поведения. 1. Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с.
Тема 5. Физиология анализаторов Общая физиология анализаторов. Методы исследования анализаторов. Основные функции анализаторов: обнаружение сигналов, различение сигналов, преобразование и передача полученного сигнала, кодирование поступающей информации, детектирование сигналов, опознание образов. Адаптация анализаторов.
2. Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985, - 560 с.
Высшая школа, 1986. – 352 с.
1. Литература: Базовый учебник
Основная
Дополнительная
2. Темы рефератов
3. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Авторы-составители программы: _____________________________/Лебедев А.Н./ ____________________________ /Шеховцев И.К./ Экзамен Темы рефератов, контрольных работ
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
|
Учебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | М. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов... | ||
Программа дисциплины физиология центральной нервной системы Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... | Курс «Физиология центральной нервной системы». Данный курс реализуется... Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Физиология центральной нервной системы» | ||
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных... Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... | Учебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы | ||
Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «физиология центральной нервной системы» Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «анатомия центральной нервной системы» Цехмистренко Т. А. Анатомия центральной нервной системы. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009. – 38 с | Анатомия центральной нервной системы Данный курс предназначен для студентов первого курса и тесно связан с дисциплиной "Физиология цнс", которая изучается на этом же... | ||
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О. В. Петунина рассчитанной... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления... | ||
Рабочая программа дисциплины ен. Ф. 05 Анатомия центральной нервной системы | Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия центральной нервной системы» Программа курса предназначена для студентов 1-го курса и является одной из основных дисциплин медико-биологического цикла. Изучение... | ||
Рабочая программа дисциплины «анатомия центральной нервной системы» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по дисциплине физиология центральной нервной системы Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя) |