Исследовательская работа





Скачать 331.13 Kb.
НазваниеИсследовательская работа
страница1/3
Дата публикации19.12.2014
Размер331.13 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Психология > Исследовательская работа
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Краснощёковская средняя (полная) общеобразовательная школа№1

Краснощёковского района Алтайского края

Жест как один из способов невербального общения. Его влияние на развитие способности понимания других людей

Исследовательская работа

Автор:

Штрекер Кристина,11 «б» класс

Руководитель:

Ефремова Н.Н., педагог-психолог

Краснощеково 2011

Оглавление

I.Введение…………………………………………………….

II.Невербальное общение…………………………………..

2.1. Невербальные средства общения………………………..

2.2. Жесты - основные невербальные средства общения……

2.3.Жесты и позы …………………………………………… .

2.4 Язык тела………………………………………………….

2.5. Жесты агрессивности……………………………………

III.Практическая часть……………………………………

3.1. Проведения тестирования………………………………

3.2. Обработка результатов………………………………….

3.3 Создание буклета…………………………………………

IV. Заключение……………………………………………….

V. Литература………………………………………………...

VI. Приложение………………………………………………

Введение

Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранные, многие изучают языки программирования, кто-то изучает международный язык эсперанто. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали – это язык жестов, мимики и телодвижений человека – «боди лэнгвидж».

Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70-х годов Алан Пиз, являющийся признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка – языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не подозревая этого. Изучая книгу «Язык телодвижений» Аллана Пиз, я выяснила, что особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания и отсутствием возможности подделать эти импульсы. Это позволяет нам доверять такому языку больше, чем обычному речевому каналу. Проанализировав книгу Дейла Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», считаю, что эта книга интересна тем, что ею сможет воспользоваться деловой человек, желающий развить свой успех, простой городской или деревенский житель, стремящийся оздоровить общественный климат, также серьезный специалист по человеческому фактору.

Изучая сайты в Интернете, несущие информацию по невербалике, считаю, что необходимо изучать язык телодвижения. Особенно меня заинтересовала информация о жестах. И поэтому я выбрала тему моей исследовательской работы « Жест как один из способов невербального общения. Его влияние на развитие способности понимания других людей».

Актуальность моего исследования заключается в том, что оно может способствовать:

- конструктивному методу общения с окружающими;

- открытию для себя возможности более эффективного и действительного их использования, как в повседневной жизни, так и в будущей профессии.
Цель исследования: выявить насколько респонденты владеют знаниями о языке жестов, как они помогают им в общении с окружающими.

Задачи исследования:

  • Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

  • Выявить способы невербального общения у учащихся и учителей МОУ Краснощёковская СОШ№1.

  • Разработать и выпустить буклет «Жесты, которые необходимо знать будущему менеджеру по продаже»


Объектом исследования в данной работе является изучение жестов, как одного из способов невербального общения.
Предметом исследования являются жесты и мимика в общении учащихся старших классов и учителей-предметников МОУ Краснощёковская СОШ№1.
Гипотеза: во время общения прослеживается прямая зависимость от возраста, от темперамента личности воспринимать информацию с учетом невербальных средств общения, а именно, «читая» информацию с жестов.

Подрастающему поколению необходимо овладевать знаниями языка телодвижений, т.к. оно необходимо в повседневной работе, и в будущей профессии.
Методы исследования:

  • Анализ материалов литературы по данной теме и Интернета.

  • Тестирование.

  • Интерпретация результатов.

  • Интервьюирование.

  • Анализ (качественный и количественный) результатов тестирования, интервьюирования.

  • Создание буклета.

Этапы исследования:

  • Изучение и анализ литературы.

  • Проведение тестирования, интерпретация результатов.

  • Создание буклета.

Основная часть

2.Невербальное общение   

"Что такое невербальное общение?" Порою многие слышали эту фразу, но не каждый из нас понимает, что она значит.
Невербальное общение –  это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.
Язык невербальных компонентов общения:
- первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д.
- вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.
Невербальный язык - вид общения, когда не используются слова. Мимика, жесты, интонации – важнейшая часть общения. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Австралийский специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, мимики, жестов, позы (невербальное общение)– 55%. Иными словами можно сказать, что важно не что говорится, а как это говорится. Оно играет большую роль в обмене эмоциями, как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и его дрессированными питомцами. Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % — 95 % информации передается именно с помощью системы невербалики. Её составляют: тон голоса, тембр, высота, скорость, интонация и другие различные характеристики невербалики, песня, ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашего лица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, танцы, ваша походка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки и мотания головой, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во время беседы, рукопожатия и объятия, поведение. А так же действия: уверенность во время беседы, отсутствие агрессивности или ее присутствие.

Мимика - подражание поведению вашего собеседника, сохранение личного пространства собеседника. С одной стороны, во время общения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать собственные движения, собственное поведение и мимику, с другой стороны -  уметь считывать информацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе. Поэтому язык невербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном и результативном общении.
Однако «считывание информации» жестов, поз и других средств невербального общения не всегда бывает однозначной, в каждой конкретной ситуации требуется конкретный подход к этому процессу. Поэтому попытки составить словари приемов невербального общения и их "считывания", также не приносят ничего хорошего.
В процессе общения необходимо учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание, общий настрой и атмосферу.  Компоненты невербального общения также очень значимы в самые первые секунды знакомства.  В момент знакомства не было еще произнесено ни одного слова, а первая оценка собеседника уже получена при помощи «считывания информации» компонентов невербального общения, таких как, ваша походка, ваш общий вид, мимика лица, и впоследствии эту оценку невербального общения изменить будет весьма проблематично. Исследователи Л. Зунин и Н. Зунин считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которых складывается общий портрет собеседника, и именно в этот короткий промежуток времени вы должны произвести на своего собеседника положительное впечатление, и основой в этом будет как раз невербалика.

2.1 Невербальные средства общения

Первое - это необходимо показывать заинтересованность в предстоящей вам беседе, вашу готовность к сотрудничеству, вашу открытость новым идеям и предложениям. При общении следует обращать внимание на позу, взгляд, жесты – так как это есть самые явные приемы невербального общения. Ваше поведение должно быть естественным, не напряженным, не должно заставлять вашего собеседника напрягаться и ждать подвоха.
При общении с собеседником не следует принимать позу, показывающую вашу закрытость к общению и агрессивность: это насупленные брови, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцепленные вместе пальцы, перекрещенные ноги и руки. Не надевайте очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве, если в этом нет острой необходимости – яркое солнце, сильный ветер, так как, не видя глаз партнера по общению, ваш собеседник может чувствовать себя неловко, так как значительная доля информации оказывается для него закрытой, и человек начинает непроизвольно напрягаться. В результате всего этого может быть нарушена атмосфера прямого общения.

2.2 Жесты - основные невербальные средства общения.

К основным невербальным средствам общения относятся: жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты-адапторы.

Жесты-символы

Очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения.
Жесты-иллюстраторы - используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения.

Жесты-регуляторы.

Играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов - рукопожатие. Это  традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения.
Жесты-адапторы - сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские  реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний - нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.

2.3 Жесты и позы.

Можно выделить жесты и позы открытости, защиты, размышления и оценки, сомнения и неуверенности, несогласия, уверенности, свидетельствующие об окончании встречи или о затяжке времени.

Жесты открытости. Они свидетельствуют об искренности собеседника, его добродушном настроении и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты "раскрытые руки" и "расстегивание пиджака".

Раскрытые руки.

Говорящий сделал жест рукой (или двумя) в сторону слушателя, при этом ладонь на мгновенье оказалась обращенной кверху. Этот жест особенно нагляден у детей: когда они гордятся своими достижениями, то открыто показывают свои руки. Когда же чувствуют свою вину, то прячут руки либо за спину, либо в карманы.
Жест "раскрытые руки" демонстрирует желание идти навстречу и установить контакт. Лучше всего начинать этот жест как бы из глубины, с уровня живота, направляя руки немного вверх, в сторону собеседника. Он показывает "здесь ничего не спрятано". Такой жест выгодно подчеркивает фразы: "Мы готовы к сотрудничеству с вами", "Вы можете доверять нам".
Более эмоциональным и теплым является жест, когда руки описывают траекторию от своего "сердца" к "сердцу" собеседника. Этот жест подчеркивает взаимосвязь интересов, к примеру, продавца и клиента, родителя и подростка-ребенка, начальника и подчиненного.

Расстегивание пиджака

Люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Наблюдения показывают, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался застегнутым. Тот, кто менял свое решение в благоприятную сторону, разжимал руки и автоматически расстегивал пиджак. Это часто происходит при деловых переговорах. Когда становится ясно, что возможно соглашение или положительное решение обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается положительное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от сидящего напротив них собеседника.


Жесты подозрительности и скрытности.

Свидетельствуют о недоверии, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить, скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается на вас не смотреть, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности - несогласованность жестов. Если враждебный или защищающийся человек улыбается, это означает, что он искусственной улыбкой пытается скрыть свою неискренность.


Жесты и позы защиты.

Показывают, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы являются руки, скрещенные на груди. Руки могут занимать три характерных положения.

А)Простое скрещивание рук

является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на поведение других. Если в группе из четырех или более человек один скрестил руки, то вскоре можно ждать, что и другие последуют этому примеру. Правда, этот жест может означать просто спокойствие и уверенность, но это бывает, когда атмосфера беседы не носит конфликтный характер. Если, кроме скрещенных на груди рук, собеседник еще сжимает пальцы в кулак - это говорит о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае надо замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, то постараться сменить тему разговора.

Б) Кисти скрещенных рук обхватывают плечи

иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми. Это обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию. Он готов ринуться в бой и с трудом сдерживает себя, чтобы не прервать вас.
Этот прием используется, когда собеседники полемизируют, стремясь во что бы то ни стало убедить другого в правильности своей позиции.


В)Поза скрещенных рук нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица говорит о том, что ваш собеседник "на пределе". И если не принять оперативных мер, снижающих напряженность, может произойти срыв.

Г)Скрещенные на груди руки с вертикально выставленными большими пальцами рук.

этот жест передает двойной сигнал: первый - о негативном отношении (скрещенные руки), второй - чувство превосходства, выраженное большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обеими пальцами, а для положения стоя характерно покачивание на каблуках. Жест используется также для выражения насмешки или неуважительного отношения к человеку, на которого указывают большим пальцем, как бы через плечо.

д)Жесты размышления и оценки. Отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое выражение лица сопровождается жестом "рука у щеки", когда собеседник принимает позу "Мыслителя" Родена, опираясь рукой на щеку. Этот жест свидетельствует о том, что его что-то заинтересовало. Остается выяснить, что же побудило сосредоточиться на какой-то проблеме.

Е)Пощипывание переносицы.

обычно с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Когда собеседник занят процессом принятия решения, он почесывает подбородок. После того, как решение принято, почесывание прекращается. Этому жесту обычно соответствуют на лице слегка прищуренные глаза - он как бы что-то рассматривает вдали, ища там ответ на свой вопрос;

Ж)Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки.

это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы;


з)Жесты сомнения и неуверенности. Чаще всего выражаются почесыванием указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или же боковой части шеи. Потрагивание или легкое потирание носа - также знак сомнения. Когда вашему собеседнику трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос. Правда, здесь следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос, потому, что он чешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка касаются;

и)Поза обиды.

собеседник приподнимает плечи и опускает голову ("набычивается"). Такая поза нередко сопровождается рисованием на листе бумаги (стрел, кругов и т.п.). Следует переключить разговор на другую (лучше нейтральную) тему. Когда увидите, что собеседник успокоился, осторожно выясните причину его обиды;


к)нежелание слушать, стремление закончить беседу. Если ваш собеседник опускает веки, то вы для него стали неинтересны, или просто надоели, или он чувствует свое превосходство над вами. Когда вы заметили такой взгляд у вашего собеседника, учтите, нужно что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.

л)Почесывание уха.

Вызывается желанием собеседника отгородиться от слышимых слов. Другим вариантом прикосновения к уху является потирание ушной раковины, сверление в ухе кончиком пальца, потягивание мочки уха в попытке прикрыть ею слуховое отверстие. Этот жест говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться сам.

В случае, когда собеседник явно хочет быстрее закончить беседу, он заметно (и порой неосознанно) передвигается и разворачивается в сторону выходной двери, при этом и его ноги обращаются к выходу. Разворот его корпуса и положение ног говорят о том, что ему очень хочется уйти. Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону. В этой ситуации надо чем-то заинтересовать собеседника или дать ему возможность уйти.

м) Затягивание времени - кусание дужки очков.

Одним из способов затянуть время для обдумывания решения служит кусание дужки очков, а также постоянное снимание и надевание очков, протирание линз. Когда вы, наблюдаете, такой жест сразу же после того, как спросили человека о его решении, лучше всего будет помолчать в ожидании. Если партнер вновь надевает очки, это означает, что он хочет еще раз "взглянуть" на факты.
Признаком желания сбить темп, является расхаживание. Многие собеседники прибегают к этому способу пытаясь "протянуть время", чтобы разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Тех, кто расхаживает, отвлекать не следует. Это может нарушить ход их мыслей и помешать принятию решения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Исследовательская работа iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Исследовательская работа iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Исследовательская работа iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
Исследовательская работа iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа iconРеферат «Я хочу рассказать о…Юрии Борисовиче Левитане». 8-в класс...
Проектно – исследовательская работа «Вихрь чувств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Исследовательская работа iconПоисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации)
Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает...
Исследовательская работа icon1 Конференция проводится в форме (конкурсных) презентаций ученических...
Школьном этапе традиционной краевой межкадетской научно-практической конференции «Дети в мире науки»
Исследовательская работа iconОбщая характеристика нир ученическая научно-исследовательская работа-...
Ученическая научно-исследовательская работа это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная...
Исследовательская работа iconСреднего профессионального образования
Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,...
Исследовательская работа iconЖанры исследовательских работ школьников
Описание оценки жанров "реферат", " Исследовательский реферат ", " Исследовательская работа ", " Проектно-исследовательская работа"....
Исследовательская работа iconИсследовательская работа позволяет получить дополнительную информацию и знания по предмету
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы и внеурочное время
Исследовательская работа iconМетодические рекомендации по изучению дисциплин в процессе внеаудиторной...
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа...
Исследовательская работа iconШутова Любовь Николаевна, начальные классы История жизни моей прабабушки...
Научно- исследовательская деятельность в моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа iconО бстановка с техногенными пожарами
Выпускная квалификационная работа — это итоговая исследовательская и, главное, самостоятельно выполненная работа студента дневной,...
Исследовательская работа iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных...
Выпускная квалификационная работа — это итоговая исследовательская и, главное, самостоятельно выполненная работа студента дневной,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск