Как воспитать вундеркинда семейный альбом Харьков «фолио» Санкт-Петербург





НазваниеКак воспитать вундеркинда семейный альбом Харьков «фолио» Санкт-Петербург
страница1/28
Дата публикации08.01.2015
Размер3.44 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
В.В.КЛИМЕНКО

КАК ВОСПИТАТЬ ВУНДЕРКИНДА

Семейный альбом

Харьков

«ФОЛИО»

Санкт-Петербург

«КРИСТАЛЛ»

1996

КЛИМЕНКО

Виктор Васильевич

КАК ВОСПИТАТЬ ВУНДЕРКИНДА

Редактор В.И. Галий

Ответственный за выпуск Л.В. Дмитриева

Художественный редактор Б.Ф. Бублик

Технический редактор Е.В. Триско

Корректор Е.Ф. Донец

Сдано в набор 10.03.96. Подписано в печать 11.05.96.

Формат 84x108 1/32 Бумага тип. №1. Гарнитура Обыкн. новая.

Печать высокая с ФПФ. Усл. печ. л. 24.36. Усл. кр.-отг. 24,78.

Уч.-изд. л. 17,52. Тираж 35 000 экз. (1-й завод 1 —25 000 экз.). Заказ № 6-96.

«Фолио»,

310002, Харьков, ул. Чернышевского, 34

Отпечатано с готовых диапозитивов на книжной фабрике им. М.В.Фрупзе, 310057, Харьков, уч. Донец-Захаржевского, 6/8

ББК 88 К49

К49

Клименко В.В.

Как воспитать вундеркинда. — Харьков: Фолио; СПб.: Кристалл, 1996. — 463 с. — (Семейный альбом). ISBN 966-03-0006-9.

Что такое талант? Привилегия немногих или возможная собственность каждого? Как проявляется талант? В чём его природа и каковы составляющие этого чудодейственного механизма человека?

На эти и другие вопросы отвечает Виктор Клименко — известный украинский психолог.

Книга адресована учителям, воспитателям, практическим психологам и тем, кто интересуется психологическими проблемами развития таланта.

0303000000 - 007 / 96

ISBN 966-03-0006-9

ББК 88

© В.В. Клименко, 1996

© «Дельта», оформление серии, 1996

К ЧИТАТЕЛЮ

Государственная национальная программа определяет стратегические направления развития образования и обеспечения постоянного духовного самоусовершенствования личности, формирования интеллектуального и культурного потенциала — высшей ценности нации. Такое направление возрождения и трансформации системы образования предусматривает воспитание творческого человека, способного не только к трансляции, но и к созданию мировых образцов духовности и культуры.

Вместе с тем, стратегические направления развития образования ставят новые, до нашего времени почти никем не осознанные задачи: коренную перестройку и самой психологической науки, предметов её исследования, методов, теории и практики таким образом, чтобы в центре внимания и изучения был человек, чтобы его воспитание и обучение на этой основе достигло наивысшей социальной ценности.

Сегодня преобразование психологической науки заставляет всех нас возвратиться к человеку, чтобы помочь ему как можно полнее раскрыть свою одарённость, развить способности и особенно — планетарное мышление, навыки творческой деятельности.

Предусмотренное программой обновление содержания образования требует от психологии поиска путей развития способностей и навыков творчества непосредственно при изучении учебных предметов в школе. С другой стороны, воспитание должно быть направлено на раскрытие таланта, мыслительных и психомоторных способностей. Так, дошкольное воспитание предусматривает своевременное выявление и развитие одарённых детей. То есть все сферы образовательной системы рассматриваются психологией сквозь призму человека: его одарённости, способностей и таланта.

Психологии ещё далеко не всё известно о способностях и таланте человека. Но мы уже научились задавать необходимые вопросы, осознавать в известном неизвестное. Поэтому в данной книге речь идёт о некоторых оригинальных взглядах на проблему психологического развития человека. В частности, о развитии механизма таланта. Причём основное внимание уделяется не описанию известного, а того, о чём необходимо узнать, чем руководствоваться в учебно-воспитательной технологии.

Итак, уважаемый читатель, авторская задача создать более-менее гармоничную композицию, годную к использованию и ставящую перед собой цель распознавать степень и меру таланта на каждом этапе возрастного развития человека, приблизиться к пониманию механизма таланта, раскрытию его сути; осознать, каким он является в действительности, чем живёт, как функционирует и как ему помочь, чтобы талант приобрёл действенную силу, а человек стал творцом.

Сложность проблемы таланта в том, что сам талант может существовать без знания, что он талант, и без хорошо разработанного понятия о своём особенном механизме. И жить с удовольствием. Если в детстве, отрочестве или юности он развивался и постоянно поддерживался не тем, что человек не знает о существовании в нём таланта, а тем, что сама по себе творческая работа награждает его дальнейшее развитие наслаждением, — то талант развивается точно так же, как и рабочий инструмент, имеющий способность самозатачиваться в процессе работы.

Другое дело с тем, кто имеет понятие о механизме таланта (чужого, но лучше — своего собственного). Человек не только знает его основные функции (состав, строение, свойства), но способен его развивать и умело им пользоваться. Мы можем ровно столько, сколько знаем себя; лучше знаем — лучше делаем своё дело. Значит, чувствуем себя более счастливыми.

Книга построена на материале новейших исследований закономерностей психического развития человека и механизма его таланта. Они — базис, на котором может создаваться образовательная система и предметы педагогической технологии учебно-воспитательного процесса школы.

Для того, чтобы правильно понять суть одарённости, способностей и таланта, нам необходимо чётко разграничивать смысл ещё двух понятий — рост и развитие, — которыми постоянно пользуются родители и педагоги. Между смыслами этих понятий — пропасть: ребёнок может нормально расти, а развитие души остановится на определённом уровне и на любом возрастном этапе. Почему? Потому что рост — увеличение организма или его отдельных органов, в количестве, в размере, в усилении мощности — изменения только количественные.

Развитие — процесс качественный. Это изменение структуры души, возникновение новообразований, которые существовали потенциально, а в своё время проснулись и начали действовать. Действуя, эти новообразования сами коренным образом преобразуются. И ребёнок, отрок, юноша при этом изменяются, что до глубины души тревожит родителей и воспитателей. Они чувствуют растерянность, встречаясь со знакомыми незнакомцами.

Предпочитать в учебно-воспитательных технологиях количественные изменения (запас слов, скорость чтения, количество знаний, умений и навыков и т.д.) — первая ошибка родителей, воспитателей, учителей, ведущая к кризису развития души и конфликту детей со взрослыми. Причина этих ошибок — предмет отдельного исследования.

Вторая ошибка — взгляд на ребёнка как на маленького взрослого (то есть взрослого, но маленького роста). Тут достижения взрослого — эталон, к которому приравниваются возможности мышления, чувств и воображения детей, отроков и юношей. А цель взрослых — изо всех сил подтягивать их до своего уровня и как можно быстрее!

Но тут напрашивается сравнение ребёнка с почкой дерева. Весной из почки появляются ростки и листья, потом цветы и, наконец, плоды с их вкусовыми качествами. Так вот, взрослый-плод требует от ребёнка почки того, чем владеет сам, — взрослого мышления, чувств, воображения. Понятно, что это парадоксально...

А на самом деле? Ребёнок — это ребёнок. Отрок — это отрок. И их душа отличается от нашей, взрослой, особым складом, силой и направленностью. И попытка втиснуть их в рамки взрослых способов поведения, мышления и чувств приводит к известным последствиям: постоянному психическому напряжению, стрессу, конфликту, которые закладываются на много лет вперёд.

Юноша — это юноша. Он ещё не взрослый, но уже и не отрок, нечто среднее между ними — плод, но зрелости ещё не хватает. Тщательная опека его раздражает, благие намерения взрослых воспринимаются как насилие над свободой личности, ограничение в правах. И как результат — борьба со взрослыми, которая путём временных уступок со временем переходит в компромисс. Но каждая сторона остаётся при своём мнении и способе жизни.

Третья ошибка — доминантность в школе предметоцентричного обучения. Как это понимать? Очень просто. Существуют в сфере науки и образования свои собственные предметы деятельности. Наука, выполняя свои социальные функции, вырабатывает системы знаний о природе, социуме, ноосфере. При этом применяет научные методы добывания истин бытия.

Образование имеет свой собственный предмет деятельности, а ученик — свой. Следовательно, нам надо определить сущность предметов деятельности системы образования и предмет деятельности ученика. Тогда станет ясно, кто чем занимается и кто над чем работает. Прояснится и цель, которой они должны достичь.

Так вот, смысл ошибки системы образования в том, что ученик в школе изучает, штудирует, усваивает научные знания в готовом виде, в таком, в каком они сформулированы талантами и гениями после обобщения размышлений, исследований и открытий. А то, как они этого достигали, остаётся вне поля зрения ученика. Это с одной стороны. А с другой — обучаясь, ученик должен, естественно, что-то развивать и в самом себе.

Отсюда следует: предметом образования человека должен стать учебный материал (разумеется, научно обоснованный и добротный), на котором ученик может развивать свой предмет деятельности. И что может быть предметом его деятельности в школе? Ответить несложно. Он сам, его сущностные силы. Точнее, задатки, способности и механизм таланта.

Учебный материал должен быть построен таким образом, чтобы при оптимальной нагрузке ученика он вместе с учителем мог работать над развитием: задатков — в способности; способностей и их определённой системы — в механизм таланта; механизм таланта развивать так, чтобы он мог выполнять творческую работу.

В традиционной учебной деятельности ученик приобретает знания, вырабатывает умения и навыки, пользуясь преимущественно силами памяти. Зубрилки есть в каждом классе — их преимущество неоспоримо ровесниками в отношении получения оценок.

Система образования, построенная на развитии механизма таланта, начиная с раннего детства и до старости, превращается в тренировочный процесс, в котором ученик проходит пути, уже пройденные мышлением, чувствами и воображением талантов и гениев, к вершинам истины, добра и красоты.

Но ведь жизнь требует от человека не только знаний, умений и навыков. Но и творчества, создания того, что ещё нигде и никогда не существовало. А обыкновенное повторение пройденного и воспроизведение заученного на память — путь к регрессу человека и культуры.

Итак, существует два ряда психических явлений:

• знания — умения — навыки,
• задатки — способности — талант.

Первые приобретаются по законам роста, вторые — развиваются. Но когда, где и чем развиваются? И по какой программе: естественной или искусственной?

Вот на этих и некоторых иных вопросах мы и остановимся.

Но автор не претендует на полное разрешение этих проблем. Однако надеется, что отдельные положения и советы могут быть полезны в работе воспитателей с учениками и их родителями, а родителей с детьми.

В основу книги положены разработки автора по таким направлениям возрастной психологии и математики:

• возрастное развитие человека (души и тела) описывается рядом чисел Фибоначчи и «золотого сечения» — числовым отображением гармонии мира;

• «золотое сечение» и ряд чисел Фибоначчи — коды к формообразующему влиянию на развитие души (псюхе) и тела (соми) человека;

• механизм таланта развивается самопроизвольно (тело человека растёт до границ взрослости), а временные границы оптимального развития отдельных его составных, начиная с раннего детства, определяются золотыми точками: на каждом из этапов доминирует какая-то одна составная, а иные исполняют дополнительные роли;

• механизм таланта составляет то, что отсутствует у «братьев наших меньших» — животных, а именно: мышление, чувства, воображение и психомоторика — составные части поэтической (по Аристотелю) души (псюхе) человека.

Книга не повторяет университетского курса возрастной психологии, а является своеобразным учебником, проверенным многолетними исследованиями и опытом преподавания в учреждениях последипломного образования.

Трансформация гуманитарного образования предусматривает и изменение точки зрения на сам учебник. И особенно на учебник для людей, имеющих базовое высшее образование. Поэтому автор на свой страх и риск подготовил книгу в жанре очерков-набросков, дающих неоконченный рисунок и тем самым стимулирующих творческий поиск в учебно-воспитательной технологии работы со школьниками.

И ещё одно: автор стремился излагать материал с максимальной доступностью и простотой (как на лекции). Это, правда, не везде получалось. Если в тексте будут попадаться крепкие орешки — простите. Но всё-таки это разговор о самом важном в нашей жизни. И тут стоит поработать.

ОЧЕРК ПЕРВЫЙ

ОПОШЛЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Уже больше трёх недель стояла южная жара. На небе не было ни облачка: жара истощила небо и землю.

Но море дышало, хотя дышало редко. А когда появлялась одинокая и слабая волна морского воздуха, всё вокруг жадно глотало свежесть — и на короткий миг оживляло вспотевшие тела людей, утоляло жажду души. Все — и люди, и птицы, и насекомые — искали спасения в густой тени деревьев. Кто-то торопился, перебегая от одного дерева к другому, защищая себя от солнца. Кто-то терпеливо выстаивал в очереди к киоску, чтобы газированной водой погасить повышенную температуру раскалённых внутренностей — ждали, предвидя спасительное наслаждение.

Полуденная жара замедляла темп жизни, делала людей неторопливыми, навевала лень, клонила ко сну.

Тишина.

Внезапно громкие слова и резкие звуки поразили людей, стоявших в очереди. Один голос — детский, звонкий, другой — женский, сердитый, наполненный злостью. Из-за угла появилась молодая женщина с мальчиком 10-11 лет.

Женщина крепко держала мальчика за руку и, напрягшись всем телом, тянула за собой. Он же сопротивлялся изо всех сил. Так они и шли, перетягивая друг друга.

У матери на плече висела большая спортивная сумка, из которой выглядывали фирменная теннисная ракетка и коньки. Мальчик нёс в руке ещё одну ракетку с ярким товарным знаком на чехле и папку с нотами.

Малыш дёргал мать, стараясь освободиться от крепкой руки.

— Сколько тебе, дрянь, повторять! Мы опоздаем на музыку, нам не дадут льда столько, сколько тебе нужно, а на теннисном корте тебе не хватит времени на разминку, — кричала разъярённая женщина и тащила мальчишку за собой.

— Не могу... Не хочу... У меня нет сил... — сквозь слёзы умолял он мать.

— Неужели ты не понимаешь, что ты лишишься всего, что мы так старательно развивали в тебе, — едва сдерживая гнев, женщина пыталась мирным путём разрешить конфликт.

— Представь себе: тебя все победят и ты будешь последним. А у тебя такие возможности, такие возможности, о которых мы с отцом в твоём возрасте и не мечтали. Ты же добровольно губишь себя...

— Не хочу! Не могу! Надоело! — рыдал мальчик. Но мать не хотела ничего слышать и тащила, тащила, тащила его за собой. А он продолжал сопротивляться.

Вдруг каким-то ловким движением мальчику удалось освободить руку. Он бросил к ногам матери папку с нотами. И они, подхваченные очередной волной морского воздуха, стали оседать на кустах, как осенние листья. Следом на асфальт полетела фирменная ракетка. Из кармашка её чехла выскочил теннисный мячик. Он поскакал на проезжую часть улицы, прямо под колёса летящих мимо машин.

— Хочешь везде быть первой — иди туда сама! С меня хватит! Надоело! — Мальчик резко обернулся и пошёл прочь.

Женщина, вытирая слёзы, бросилась вслед за сыном...

В молчаливой очереди кто-то тяжёло вздохнул и подвёл итог драматическим событиям:

— Да-а-а... Вундеркинд есть вундеркинд...

И тут же наблюдавшие эту сцену люди стали обмениваться мнениями. Они даже разделились на два лагеря: одни оправдывали поведение матери, другие поддерживали позицию сына. Дискуссия с каждой секундой становилась более острой и уже мало чем отличалась от только что увиденного.

О газированной воде уже никто не вспоминал.

Итак, вундеркинд... Кто он такой? Откуда берётся? Куда исчезает, не оставляя после себя ожидаемых достижений?

Проблема не из лёгких, но интересная. Нужно начинать поиск...

Сначала была распространена анкета. Родители, педагоги, научные работники высказывали свою точку зрения на ряд вопросов. Среди них были и такие:

• Мечтали ли вы когда-нибудь быть вундеркиндом?

• Представьте себе, что у вас появилась возможность им стать, согласитесь ли?

А в беседах с родителями, учителями, учёными эти вопросы несколько детализировались. Например: у вас появилась возможность стать вундеркиндом хотя бы на некоторое время — как будто сходить в кино или надеть экстравагантный пиджак. Но с обязательным возвращением в наше привычное состояние, в наши обжитые координаты, пусть не очень яркие, зато надёжные — свои.

И что же в результате?

Все до единого ответили: Нет!

Не правда ли, удивительное единодушие? И довольно парадоксальное: все восхищаются вундеркиндами, но никто не хочет ими быть. Но что ещё более удивительно: своих детей поощряют и даже заставляют. Взрослые хватаются за малейший намёк на способности, все силы вкладывают в то, чтобы чуть тлеющий уголёк раздуть до огромного пламени.

Феномен вундеркинда — как и многое другое — психологией почти не изучался. Поэтому материальное выражение его привлекательности и отчуждения — неизвестно. Не касаясь мелочей, особенно процесса его возникновения, существования и исчезновения, пока что отметим три очевидные точки привлекательности вундеркинда.

Первая — возраст (чем ребёнок младше, тем выше оценивается созданное им — независимо от истинной ценности созданного).

Вторая — примеривание уровня способностей к собственным достижениям (вспоминая себя в таком же возрасте, думаешь: он уже всё может, а я, будучи таким, почти ничего не умел).

Третья — раннее выявление человеческих способностей, которые приводят взрослого в состояние, близкое к шоку.

Таковы выводы, сделанные после изучения анкет. Не густо. И безрадостно. Как правило, упрощённое понимание исключительных способностей или ироническое отношение к вундеркинду.

Но ведь хорошо известно, что каждый вид человеческой деятельности имеет возрастные границы продуктивности. Например, феноменальные детские голоса — так принято думать — исчезают с началом полового созревания. Не будем пересказывать известную историю о Робертино Лоретти — она всем известна: его подстёгивали, не давали отдыха, добывая из исключительных способностей большие деньги. К 13 годам его выжали до капли, а когда ломка голоса закончилась, в душе и теле мальчика уже не было сил и энергии для повторного восхождения на достигнутые вершины.

Парадокс, с которым мы тут сталкиваемся, ещё и в том, что все знают: великие певцы — все до одного — пережили ломку голоса. Но она не помешала им стать теми, кем они стали. Может быть, им просто повезло: в детстве из них не делали вундеркиндов, а мудрые учителя лишь указывали путь к высотам мастерства.

Вот мы и возвратились к тому, с чего начали: кто же такой вундеркинд?

Попробуем-ка вместе, уважаемый читатель, провести научное исследование, понимая, что вундеркинд — это человек, в котором раньше, чем у сверстников, проявляется действие механизма таланта (одна или несколько его составных). И лишь этим он от них отличается.

Основным методом нашего с вами исследования будет наблюдение.

Подчеркнём: наблюдая за внешними проявлениями действий человека (мыслительными или психомоторными), мы будем изучать не внешнее поведение, а наоборот — внутреннее психологическое содержание деятельности. Это — принципиальная установка. Психологическое содержание действий будем находить на основании гипотезы о механизме таланта.

Дальнейшее описание и объяснение психологического содержания — это результат наблюдений за тремя вундеркиндами с различными специализациями механизма таланта: психомоторики, чувств, мышления.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как воспитать вундеркинда семейный альбом Харьков «фолио» Санкт-Петербург iconГосударственное и муниципальное управление
Москва · Санкт-Петербург · Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону · Екатеринбург · Самара · Новосибирск Киев · Харьков · Минск...
Как воспитать вундеркинда семейный альбом Харьков «фолио» Санкт-Петербург icon«культура поднебесной» Список литературы к выставке-просмотру Белочкина, Ю. В
...
Как воспитать вундеркинда семейный альбом Харьков «фолио» Санкт-Петербург iconНовые поступления 2 Сельское хозяйство 2 Общие вопросы сельского хозяйства 2
Агрофизический научно-исследовательский институт (Санкт-Петербург). Материалы координационного совещания Агрофизического института,...
Как воспитать вундеркинда семейный альбом Харьков «фолио» Санкт-Петербург iconСпециальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)...
Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,...
Как воспитать вундеркинда семейный альбом Харьков «фолио» Санкт-Петербург iconЭкскурсионные туры в карелию
Санкт- петербург приозерск – ладожское озеро валаам – сортавала – парк «рускеала» олонец александро-свирский монастырь старая ладога...
Как воспитать вундеркинда семейный альбом Харьков «фолио» Санкт-Петербург iconDhl открывает новое сервисное отделение в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург, 20 марта 2008 г
Санкт-Петербург, 20 марта 2008 г. Компания dhl, мировой лидер в области экспресс-доставки и логистики, расширяет свое присутствие...
Как воспитать вундеркинда семейный альбом Харьков «фолио» Санкт-Петербург iconМетодическое пособие для врачей Санкт-Петербург 2007
В. Г. Беспалов, д м н., старший научный сотрудник, руководитель группы химиопрофилактики рака фгу "нии онкологии им. Н. Н. Петрова...
Как воспитать вундеркинда семейный альбом Харьков «фолио» Санкт-Петербург iconРеферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое...
Актуальность темы. Санкт-Петербург один из основных смысловых образов русской культуры. Это город-программа, город-концепция, имеющий...
Как воспитать вундеркинда семейный альбом Харьков «фолио» Санкт-Петербург iconСписок медиатеки мку «Информационно-методический центр Щекинского района» за 2011
Муниципальные конкурсы (конкурс сочинений «Моя семья»; «Формула будущего»; Муниципальный этап Всероссийского фотоконкурса «Семейный...
Как воспитать вундеркинда семейный альбом Харьков «фолио» Санкт-Петербург iconО новых направлениях в культурном сотрудничестве Санкт-Петербурга...
Санкт-Петербург, который создавался как «окно в Европу» и на протяжении всей истории известен как многонациональный и многоконфессиональный...
Как воспитать вундеркинда семейный альбом Харьков «фолио» Санкт-Петербург iconРефераты №9
Г. Ю. Калинин, С. Ю. Мушникова, О. А. Харьков, О. В. Фомина, А. А. Харьков, В. Д. Ямпольский, Т. В. Вихарева
Как воспитать вундеркинда семейный альбом Харьков «фолио» Санкт-Петербург iconПатентам и товарным знакам (19)
Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербургский гту (цпи), С. В. Козыреву
Как воспитать вундеркинда семейный альбом Харьков «фолио» Санкт-Петербург iconВалентин Бадрак Стратегии счастливых пар «Стратегии счастливых пар»:...
Елена Рерих, Жан Поль Сартр и Симона де Бовуар, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Андрей Сахарова Елена Боннэр, Михаил и Раиса...
Как воспитать вундеркинда семейный альбом Харьков «фолио» Санкт-Петербург iconРеальное и виртуальноЕ в медиапространстве современности
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, Россия
Как воспитать вундеркинда семейный альбом Харьков «фолио» Санкт-Петербург iconЗа 2011 год Санкт-Петербург 2011г
Показатели административных правонарушений по районам Санкт-Петербурга в 2010 году 47
Как воспитать вундеркинда семейный альбом Харьков «фолио» Санкт-Петербург iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Адрес: 191187, Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, 3, Европейский Университет в Санкт-Петербурге


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск