Скачать 5.59 Mb.
|
Источник книги – http://socioline.ru О. М. Рой ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ Москва · Санкт-Петербург · Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону · Екатеринбург · Самара · Новосибирск Киев · Харьков · Минск 2004 ББК 60.553.37я7 УДК 316.4(075) Р65 Рецензенты: В. В. Бирюков, доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономики и права СибАДИ, декан факультета экономики и управления СибАДИ. Ю. Р. Вишневский, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и социальных технологий управления УГТУ-УПИ. В. В. Карпов, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ОмГГУ. Г. Р. Латфулин, доктор экономических наук, профессор, директор Института государственного и муниципального управления ГУУ им. С. Орджоникидзе. Рой О. М. Р65 Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 364 с: ил. — (Рерия «Учебник для вузов»). ISBN 5-469-00062-1 Учебник дает системное представление о методологии социального знания, социальных технологиях в принятии эффективных решений. Автор знакомит учащихся с практикой социальных исследований. Особое внимание уделено методам анализа и проектирования социальных систем и процессов, формирования социально значимых объектов с заданными свойствами. Предназначен для студентов вузов, обучающихся по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление», также может быть использован для ряда смежных специальностей, в системе дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки государственных н муниципальных служащих. ББК 60.553.37Я7 УДК 316.4(075) ISBN 5-469-00062-1 © ЗАО Издательский дом «Питер», 2004 Оглавление Введение 5 Глава 1. Методологические основы исследования социально- экономических и политических процессов 9 1.1. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы 9
социальных исследований 51 1.4. Логические основы системного подхода 83 Контрольные вопросы 105 Контрольные упражнения 107 Библиография 108 Глава 2. Технология разработки и реализации социальных исследований 113 2.1. Типология научно-исследовательских программ: их цели и ресурсное обеспечение 113 2.2. Фактологическая основа научно-исследовательских программ. Требования к качеству фактологического материала 130 2.3. Организационное обеспечение научно-исследовательских программ 153 2.4. Технология применения методов анализа исследовательских объектов 172 Контрольные вопросы 203 Контрольные упражнения 204 Библиография 206 Глава 3. Социальные методы в практике исследования социально- экономических и политических процессов 208
социальных групп 232 3.3. Методология экспертных оценок 247 4 Оглавление Контрольные вопросы 269 Контрольные упражнения 270 Библиография 272 Глава 4. Технологии проектирования социально-экономических и политических систем: принципы научного конструирования 274 4.1. Моделирование как инструмент проектирования систем с заданными свойствами 274
Контрольные вопросы 339 Контрольные упражнения 341 Библиография 342 Приложение 345 Заключение 357 Глоссарий 359 Введение Социальные явления, лежащие в основе обществознания, достаточно сложны для научного осмысления и фиксации результатов, по сравнению с естественными науками. В то же время потребность в исследовании протекающих в обществе процессов становится все более острой и требует организации четкой научно-исследовательской методологии, являющейся основой широкого круга общественных дисциплин. Осознание этой потребности стало возможным благодаря созданию в различных территориальных образованиях фундаментальных институтов, способствующих выработке этими обществами механизмов, оказывающих направленное влияние на формирование эффективных способов общественного развития. 1 Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук: Пер. с φρ. — М.: Прогресс, 1972. 2 Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ.— М.: Весь Мир, 1997. 3 Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях. — Киев: Наукова думка, 1982. 4 Плотинский Ю. М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. — М.: Изд-во МГУ, 1992. В научной и учебно-методической литературе ощущается заметный дефицит работ, посвященных методологии исследования социальных явлений и процессов. Вышедшие за последние 30 лет работы Р. Пэнто и М. Гравитц', Дж. Б. Мангейма и Р. К. Рича2, В. И. Паниот-то и В. С. Максименко3, Ю. М. Плотинского4 и других следует рассматривать как заметный вклад в развитие методологии социальных наук. Необходимость в разработке целостной методологической системы обществознания возникает также в связи с интеграционными процессами в развитии науки и стремлением к освещению междисциплинарных проблем, что особенно актуально в последние годы. Дефицит научных исследований в этой сфере можно объяснить действием ряда факторов. Во-первых, усилившаяся к середине XX века дифференциация между ведущими социальными дисциплинами: экономикой, социологией, политологией, психологией, правом и историей. Процесс обособления социальных дисциплин друг от друга, вызванный их развитием, привел к формированию характерных для каждой науки языка, методологических принципов, методов, сфер применения исследовательских инструментов и т. д. Однако автономность социальных наук, возможная на стадии их развития, недопустима в современных условиях, когда статус стоящих перед человечеством проблем начинает обретать глобальный характер. Во-вторых, существенным фактором, повлиявшим на обществозна-ние, становится неравномерность развития социальных знаний. Одним из свидетельств неравномерности в развитии социальных наук является степень проникновения математических методов в методологию каждой из дисциплин, придающая получаемым в ходе исследований результатам максимально возможную в рамках принятых рациональных стандартов фактическую достоверность. Это обстоятельство обусловило различия в подходах отдельных социальных дисциплин, формирующих собственные стратегии в обретении обоснованности достигнутых ими результатов. Если для экономики, социологии и психологии применение математических методов сопоставимо с естественными науками, то для других общественных дисциплин методологической основой стали методы сравнения, аналогии, кодификации, типизации и пр. В-третьих, нельзя недооценивать и сложившееся мнение о невысокой способности социальных наук достигать общественно значимых результатов в использовании социальных технологий для решения практических задач. Неудивительно, что основная доля финансирования социальных технологий пришлась в последние годы на PR -обеспечение избирательных кампаний. С давних пор люди задавались вопросом, возможна ли наука об обществе. Причем не как одна из форм идеологии, представляемая в качестве суррогата такой науки, а как набор правил, законов и принципов, овладение которыми позволит целенаправленно влиять на поведение общественных групп, основываясь исключительно на знании структуры и механизмов динамики социальных систем. По каким же основным критериям мы получаем представление об обществе? Среди основных направлений научного исследования социальных процессов можно выделить:
Научная составляющая социальных знаний проявляется в том, что ученые обратились непосредственно к формулировке законов общественного развития. Следует отметить, что характер этих законов обязан быть не предписывающим (вспомним: законы пропорционального развития, или повышения жизненного уровня при социализме), а констатирующим, поэтому методологическая база социальной науки требует серьезной доработки. Констатирующий характер социальных законов должен базироваться на подборе адекватных способов сбора и обработки информации. Представленная вашему вниманию работа является попыткой систематизации имеющихся знаний в области методологии социального знания, социальных технологий в практике принятия эффективных решений. Выступающие в качестве предмета исследований социально-экономические и политические процессы являются чрезвычайно сложными, динамичными, и поэтому именно в отношении к ним социальное знание мобилизует все свои способности, чтобы обеспечить их понимание, объяснение и возможность управления ими. Эти функции социального знания выступают ключевыми признаками научного подхода в исследовании социальных процессов, используя результаты этих исследований в практических целях. Основная цель данного издания заключается в ознакомлении учащихся с практикой социальных исследований, овладении ими методами анализа и проектирования социальных систем и процессов, формирования социально значимых объектов с заданными свойствами. Главными трудностями на пути достижения этой цели являются неоднородность социальной науки, различие отношений к тенденциям ее математизации, факт преломления наблюдаемых процессов через деятельность людей. Первая глава посвящена выявлению специфических особенностей социальных наук, их проблематики и методологических подходов. Системный подход, о котором идет речь в этой главе, является методологической основой взаимодействия наук об обществе и природе. Во второй главе проводится анализ научно-исследовательской программы как организационно-практической модели научного исследования. Раздел о фактологическом обеспечении научно-исследовательской деятельности включает информацию о способах формирования эмпирической базы исследования, требованиях, предъявляемых к ее качеству. Завершает главу раздел об аналитических методах, позволяющих реконструировать исследуемый объект с точки зрения его теоретического осмысления. В третьей главе учебника проводится анализ социологических методов научного исследования, используемых в практике экономических, социальных, политических и психологических исследований, в том числе такие разновидности методов, как социометрический и экспертный опросы. В четвертой главе рассмотрены вопросы, связаннные с проективными функциями социального знания, которые осуществляются благодаря технологиям моделирования, программирования и принятия решений. В процессе работы над учебником автор не ставил перед собой глобальных задач, ограничившись освещением наиболее популярных и действенных методов социальных исследований. Поэтому за пределами учебника остались методы исторических, психологических, юридических дисциплин, располагающих определенным своеобразием и требующих особого рассмотрения. Хочется надеется, что данное издание станет одним из этапов в систематизации и популяризации социального знания и послужит основой для дальнейших исследований в этой области. Глава 1 Методологические основы исследования социально-экономических и политических процессов Ознакомившись с этой главой, вы сможете:
1.1. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы Значительный прогресс наук в XVII-XVII веках, обусловленный величайшими достижениями научно-технической революции, не мог не обратить внимания научной общественности на низкий уровень знаний о социальных процессах, значительно уступающий сложившимся образцам естественнонаучного знания по степени обоснованности и законосообразности. Объяснялось такое положение исключительной сложностью общественных процессов, многоуровневостью объектов исследования и загадочностью самой природы человека, стоящего за всеми проявлениями общественных процессов. И тем не менее разработанный О. Контом проект создания социологической науки стал первой научной концепцией, представившей развитие общества в качестве предмета особого интереса. Понятие социального процесса Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб. Сами люди, являясь непосредственными участниками социальных процессов, тем не менее, не всегда в состоянии оказывать на них влияние. Причина этого заключается в том, что, вызывая соответствующие изменения в обществе, люди утрачивают контроль над ними в силу неготовности или неспособности понять внутренние механизмы этих изменений. |
Рабочая программа учебной дисциплины муниципальное управление и местное... Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123 | Учебно-методический комплекс дисциплины прогнозирование и стратегическое... Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123 | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для магистров направления... «Государственное управление», «Муниципальное управление и местное самоуправление» очной и заочной формы обучения | Программа дисциплины «Поведение человека в организации» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению... | ||
Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистров... | Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистров... | ||
Программа дисциплины «Государственное регулирование рынка труда»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | Государственное и муниципальное управление В. В. Ивочкин. Законодательный процесс, законодательная техника: Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины власть и современные коммуникации... Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123 | Программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» Учебно-методический комплекс «Организационное поведение» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины управление общественными... Специальность 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Форма подготовки (очная/заочная) | Рабочая программа учебной дисциплины кадровая политика и кадровый... Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины информационные технологии... Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123 | Учебно-методический комплекс по дисциплине экономика предприятия... Гос впо по специальности 08050465 Государственное и муниципальное управление, утвержденными 17 марта 2000, №233 эк/сп | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины кадровая политика и кадровый... Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123 | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Стратегический менеджмент... Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123 |