Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология»





Скачать 438.2 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология»
страница1/4
Дата публикации17.01.2015
Размер438.2 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


Институт психоанализа

Факультет психологии

Кафедра клинической психологии

Утверждено

на заседании кафедры клинической психологии

от 23 октября 2009 г. протокол №1

Зав.кафедрой клинической психологии

к.пс.н., профессор О.Ю. Казьмина___________

Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Патопсихология»

Автор: к.пс.н., профессор

Казьмина Ольга Юрьевна

Москва

2009

Печатается по решению кафедры клинической психологии

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Казьмина Ольга Юрьевна « Патопсихология»
М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 29 с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Казьмина Ольга Юрьевна 2009 г.
Содержание.



  1. Программа курса

Выписка из госстандартов.

    1. Пояснительная записка …………………………………………………………..2

    2. Содержание курса……………………………………………………………3

Раздел I. Патопсихология: теоретические основы и практическое значение………………………..

Тема 1. Предмет, задачи и методы патопсихологии. Методологические основы и теоретиче-

ские проблемы патопсихологии

Тема 2. Практические задачи и методы патопсихологии.

Раздел II. Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально личностной сферы при разных психических заболеваниях……………………………………………..

Тема 3. Нарушения восприятия

Тема 4. Нарушения памяти

Тема 5. Нарушения мышления.

Тема 6. Нарушения умственной работоспособности.

Тема 7. Нарушение сознания и самосознания.

Раздел III. Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях

Тема 8. Патопсихологический синдром как основа квалификации нарушений психики в патопсихологии. Современные представления о синдромообразующем факторе в патопсихологии. Раздел IV. Значение патопсихологии для общей психологии и психиатрии.

Тема 9. Значение патопсихологических исследований для общей психологии для психиатрии

·

3. План семинарских занятий по курсу (практикум)…………………….13

·


  1. Распределение часов курса по темам и видам работ ……………………22

  2. Организация самостоятельной работы студентов. ………………………..23

  3. Темы рефератов и курсовых работ……………………………………..…24

  4. Вопросы к экзамену …………………………………………………………..25

VI. Учебно-методическое обеспечение курса. Литература ………………………….27

I. Организационно-методический раздел

Цель курса
Ознакомление студентов с основными феноменами нарушений высших психических функций, формирование представлений о методологии, теоретических основах, эмпирических задачах и методиках психологической диагностики психических расстройств.
Задачи курса:

Познакомить студентов с основными теоретическими и методологическими положениями патопсихологии, основными принципами и задачами патопсихологического исследования и диагностики; сформировать представления о патопсихологических синдромах и механизмах психических расстройств; познакомить с диагностическими методами патопсихологии.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс имеет базовую направленность и готовит студентов к психодиагностической и экспертной работе с психически больными различного профиля.
Требования к уровню освоения содержания курса

По окончанию курса студенты должны

- знать основную феноменологию нарушений высших психических функций при различных нарушениях психики;

- овладеть принципами патопсихологического синдромного анализа;

- уметь составить обоснованный план патопсихологического обследования больных с различной нозологией.

2. Содержание лекционного курса
Раздел I. Патопсихология: теоретические основы и практическое значение

Тема 1. Предмет, задачи и методы патопсихологии. Методологические основы и теоретиче-

ские проблемы патопсихологии.

Патопсихология как отрасль клинической психологии, изучающая психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Возникновение патопсихологии как области знания, пограничной между психологией и психиатрией. Научные, практические и методологические предпосылки выделения патопсихологии как самостоятельной ветви клинической психологии.

Основополагающий вклад Б.В.Зейгарник в развитие патопсихологии: разработка теоретических основ, методологии исследования, психологической феноменологии психических нарушений. Школа Б.В.Зейгарник и современная патопсихология. Патопсихология и психиатрия как две области знания, имеющие общий объект, но различный предмет изучения.

Место патопсихологии в системе современных наук о человеке.Общепсихологические представления современной отечественной психологии о психике, ее генезисе, структуре и функциях как методологическая основа патопсихологии. Идеи школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия как фундамент патопсихологии. Научные идеи этой школы, определившие круг теоретических проблем патопсихологии: положение о прижизненном формировании высших психических функций (ВПФ), их опосредствованном строении и произвольном характере; о системном строении дефекта; о личности как относительно позднем продукте индивидуального развития и др. Психология отношений В.Н.Мясищева и ее влияние на содержание патопсихологической проблематики.Теоретические проблемы патопсихологии как синтез общепсихологического и клинико-психиатрического знания. Основной круг теоретических проблем:

  • изучение психологических механизмов становления сложных психопатологических синдромов (бред, галлюцинации и др.);

  • влияние индившйуального опыта больного и его личности на содержание и динамику этих синдромов;

  • изучение структуры и динамики нарушений познавательной деятельности и эмоционально- личностной сферы при разных психических заболеваниях; возможность психологической корррекции этих нарушений;

  • изучение изменений личности больных с разными психическими заболеваниями; роль личности больного как в становлении болезненной симптоматики, так и в ее психологической коррекции;

  • выделение и описание структуры патопсихологических синдромов нарушения отдельных видов психической деятельности (памяти, восприятия, мышления и т.п.), а также патопсихологических синдромов, типичных для разных заболеваний; соотношение первичных и вторичных расстройств в структуре синдрома;

- проблема соотношения распада и развития психики.

Тема 2. Практические задачи и методы патопсихологии.

Место патопсихологии в системе психиатрической помощи населению. Организационные основы работы патопсихологов в психиатрии. Два основных типа практических задач — психодиагностические и психокоррекционные. Варианты психодиагностических задач, решаемых практической патопсихологией: а) участие в установлении диагноза заболевания; б) описание структуры нарушений психической деятельности, качества и степени ее снижения; в) участие в решении вопросов экспертизы (трудовой, воинской, судебно-психиатрической); г) оценка динамики психического состояния больных в процессе лечения (фармакотерапии, психотерапии и т.д.); д) оценка эффективности терапии и качества ремиссии. Возможный круг психокоррекционных задач на этапах первичной и вторичной профилактики болезни, в системе реабилитации больных.

Принципы построения патопсихологического исследования, их связь с теоретическими представлениями о природе и сущности психического отражения. Патопсихологическое исследование как функциональная проба; обязательность активного взаимодействия ведущего исследование с пациентом (стимуляция к деятельности, участие в коррекции ошибок и т.д.); учет личностного отношения больного к исследованию. Качественный анализ результатов исследования как этап, предшествующий количественной обработке данных. Важность повторных исследований для определения преходящих и стабильных нарушений психики. Изучение истории болезни как самостоятельный метод психологического исследования психически больного; субъективный и объективный анамнез как аналог биографического метода исследования личности.

Наблюдение за больным и беседа с ним. Варианты наблюдения и беседы. Разные цели и стратегии проведения беседы в зависимости от решаемой практической задачи, состояния больного и индивидуальности ведущего.

Психодиагностические тесты в патопсихологии. Возможности применения моделирующего эксперимента при исследовании нарушений психики.

Раздел II. Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при разных психических заболеваниях

Тема 3. Нарушения восприятия

Клиническая и психологическая феноменология нарушений восприятия при психических заболеваниях: принципы выделения и квалификации.

Агнозии и псевдоагнозии при деменциях, их отличие от агнозий при локальных поражениях мозга. Нарушение смыслового аспекта восприятия при сохранности восприятия цвета, формы предметов, лиц и т.п. Исследование категориальной структуры восприятия при агнозиях в работах Г.В.Биренбаум и Б.В.Зейгарник. Психологические механизмы возникновения агнозий при деменциях: инактивность восприятия, нарушение целенаправленности и подконтрольности перцептивной деятельности.

Обманы чувств: иллюзии и галлюцинации, отличия их психологического исследования от клинико-психиатрического. Психологические факторы симптомообразования при обманах чувств: функциональная перегрузка анализаторов; собственная активность пациента, направленная на поиск сенсорной информации; эмоциональный «настрой» больного; снижение критичности мышления и др. Экспериментальные исследования галлюцинаций в работах В.М.Бехтерева, С.Я.Рубинштейн. Основные проблемы современной патопсихологии в изучении обманов чувств. Патопсихологические исследования слабо выраженных (т.е. проявляющихся только в моделирующем эксперименте) нарушений восприятия:

а) нарушения восприятия при шизофрении, связанные с осо-
бенностями актуализации знаний из прошлого опыта; эксперимен-
тальные исследования школы Ю.Ф.Полякова, направленные на изу-
чение селективности восприятия в условиях неполной информации;

б) нарушения восприятия при разных психических заболевани-
ях, вызванные изменением мотивационно-личностного аспекта де-
ятельности;

в) онтогенетические аспекты нарушений восприятия.

Основные методические приемы исследования нарушений восприятия при психических заболеваниях.Проблема выделения патопсихологических синдромов нарушений восприятия при психических заболеваниях.

Тема 4. Нарушения памяти

Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти, основные критерии их дифференциации.

Разные по тяжести нарушения непосредственной памяти, их связь с общей клинической картиной нарушений психической деятельности, характерной для разных заболеваний. Корсаковский синдром: грубые нарушения памяти на текущие события, их место в общей структуре синдрома. Конфабуляции и контаминации: генезис и функциональная роль. Психологические механизмы нарушений непосредственной памяти: результаты исследований и проблемы.

Прогрессирующая амнезия при деменциях как тяжелая форма нарушений памяти. Место прогрессирующей амнезии в общей картине распада психической деятельности.

Нарушения опосредствованной памяти. Основные психологические проявления; факторы, влияющие на возникновение этих нарушений; соотношение нарушений опосредствованного и непосредственного запоминания при разных заболеваниях. Психологические механизмы нарушений опосредствованной памяти. Основные методические приемы исследования нарушений памяти. Проблема дифференциации патопсихологических синдромов нарушений памяти.

Тема 5. Нарушения мышления

Клиническая и психологическая феноменология нарушений мышления. Отличия патопсихологической квалификации нарушений мышления от психиатрической.

Проблема классификации нарушений мышления. Классификация нарушений мышления, созданная Б.В.Зейгарник, как важный этап в разработке проблемы патологии мышления. Психологические основы классификации Б.В.Зейгарник. Психологическая характеристика основных видов и вариантов нарушений мышления по Б.В.Зейгарник:

а) нарушения мыслительных операций (снижение их уровня и
искажение);

б) нарушения динамики мышления (инертность и лабильность);

в) нарушения мотивационного (личностного) аспекта мышления (некритичность, разноплановость, резонерство). Место этих
нарушений в общей патопсихологической и клинической карти-
нах изменений психической деятельности.

Разные представления о генезисе и механизмах нарушений мышления в истории психологии. Значение работы Л.С.Выготского «Нарушение понятий при шизофрении» для исследований патологии мышления в отечественной науке. Значение исследований Б.В.Зейгарник и Ю.Ф.Полякова для понимания сущности нарушений мышления при психических заболеваниях.

Современные представления о психологических механизмах нарушений мышления при психических заболеваниях.

Основные методические приемы исследования нарушений мышления. Проблема квалификации патопсихологических синдромов нарушений мышления.

Тема 6. Нарушения умственной работоспособности

Понятие умственной работоспособности в психологии труда и патопсихологии. Основные проявления нарушений умственной работоспособности у больных с психическими заболеваниями. Место нарушений умственной работоспособности в общей картине нарушений психической деятельности. Психологические механизмы нарушений умственной работоспособности: умственная работоспособность и истощаемость психической деятельности; нарушения целенаправленности и умственная работоспособность; влияние нарушений мотивационной сферы на умственную работоспособность. Изменение строения отдельных видов познавательной деятельности как индикатор нарушений умственной работоспособности.

Роль нарушений умственной работоспособности в формировании личностных особенностей больных, становлении патологических черт характера, возникновении социальной дезадаптации. Основные методические приемы, используемые в патопсихологии для диагностики нарушений умственной работоспособности.

Тема 7. Нарушения эмоционально-личностной сферы .

Проблема соотношения клинической и психологической феноменологии эмоционально-личностных расстройств при психических заболеваниях. Патопсихологический подход к изучению эмоционально-личностных нарушений: методологические предпосылки и основные принципы анализа.

Патопсихологические проявления нарушений эмоциональной сферы, возможность их экспериментального моделирования. Современные экспериментальные факты и их интерпретация.

Представления о психологических механизмах нарушений эмоций при различных психических заболеваниях.

Патопсихологические проявления нарушений личности. Патология мотивационно-потребностной сферы как центральное звено в структуре нарушений личности. Различные варианты нарушений мотивационно-потребностной сферы:

а) формирование аномальных потребностей и мотивов: усло-
вия, динамика, психологические механизмы; психологические
«перестройки» всей личности больного в этих условиях; соотноше-
ние биологических и психологических факторов в динамике лич-
ностных изменений;

б) нарушения опосредствованной структуры мотивационной
сферы; факторы, влияющие на возникновение этих нарушений:
снижение регулирующей функции мышления; нарушения спон-
танности, активности; изменение целеполагания и целедостиже-
ния (т.е. регулирующей функции цели); снижение регулирующей
функции самооценки и самосознания в целом;

в) нарушения процесса смыслообразования: основные прояв-
ления и их место в картине нарушений личности.

Нарушения общения при психических заболеваниях. Основные проявления. Роль эмоционально-личностных расстройств в генезе нарушений общения; возможности психологической динамики и коррекции нарушений общения. Основные методические приемы исследования нарушений эмоционально-личностной сферы и общения.

Место нарушений эмоционально-личностной сферы в структуре патопсихологических синдромов.

Тема 8. Нарушения сознания и самосознания

Понятие сознания в философии, психологии и психиатрии. Понятие «ясного» и «помраченного» сознания. «Измененные» состояния сознания. Психологическая характеристика отдельных видов нарушений сознания. Дискуссионные проблемы и перспективы изучения нарушений сознания. Проблема бессознательного в патопсихологии. Роль сознания и бессознательного в симптомогенезе.

Нарушения самосознания: структура и место в общей картине нарушений психической деятельности. Методические возможности патопсихологического изучения нарушений сознания и самосознания.
Раздел III. Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях

Тема 9. Патопсихологический синдром как основа квалификации нарушений психики в патопсихологии. Современные представления о синдромообразующем факторе в патопсихологии
Различная трактовка понятия «синдром».

Проблема нозологической специфичности или типичности патопсихологических синдромов. Первичные и вторичные нарушения в структуре синдрома; сложности их дифференциации в патопсихологии, важность их различения для решения задач психологической коррекции и реабилитации больных. Типы синдромов. Характеристика основных нозотипических синдромов при шизофрении, эпилепсии, диффузных органических поражениях мозга, хроническом алкоголизме, неврозах, психопатиях и др.
Раздел IV. Значение патопсихологии для общей психологии и психиатрии

Тема 10. Значение патопсихологических исследований для общей психологии для психиатрии

Вклад патопсихологии в разработку фундаментальных положе-
ний общей психологии: о генезе и сущности психического отраже-
ния, о роли активности субъекта деятельности в обеспечении жиз-
ненной гармонии и здоровья, о строении личности и особенностях
ее функционирования в сложных жизненных ситуациях, о специфике эмоциональной регуляции поведения. ;

Вклад патопсихологии в разработку различных проблем психи-
атрии: симптомо- и синдромогенеза при психических заболевани-
ях; типичности и специфичности нарушений психической деятельности; возможности психологической коррекции и реабилитации

3.Программа семинарских занятий по курсу «ПАТОПСИХОЛОГИЯ»

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» iconЛитература по дисциплине «Патопсихология»
Бизюк А. П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей и клинической психологии: учебное пособие / Под ред. Л. М. Шипицыной....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психодиагностика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск