Скачать 438.2 Kb.
|
Институт психоанализа Факультет психологии Кафедра клинической психологии Утверждено на заседании кафедры клинической психологии от 23 октября 2009 г. протокол №1 Зав.кафедрой клинической психологии к.пс.н., профессор О.Ю. Казьмина___________ Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология» Автор: к.пс.н., профессор Казьмина Ольга Юрьевна Москва 2009 Печатается по решению кафедры клинической психологии НОУ ВПО «Институт психоанализа» Казьмина Ольга Юрьевна « Патопсихология» М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 29 с. © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Казьмина Ольга Юрьевна 2009 г. Содержание.
Выписка из госстандартов.
Раздел I. Патопсихология: теоретические основы и практическое значение……………………….. Тема 1. Предмет, задачи и методы патопсихологии. Методологические основы и теоретиче- ские проблемы патопсихологии Тема 2. Практические задачи и методы патопсихологии. Раздел II. Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально личностной сферы при разных психических заболеваниях…………………………………………….. Тема 3. Нарушения восприятия Тема 4. Нарушения памяти Тема 5. Нарушения мышления. Тема 6. Нарушения умственной работоспособности. Тема 7. Нарушение сознания и самосознания. Раздел III. Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях Тема 8. Патопсихологический синдром как основа квалификации нарушений психики в патопсихологии. Современные представления о синдромообразующем факторе в патопсихологии. Раздел IV. Значение патопсихологии для общей психологии и психиатрии. Тема 9. Значение патопсихологических исследований для общей психологии для психиатрии · 3. План семинарских занятий по курсу (практикум)…………………….13 ·
VI. Учебно-методическое обеспечение курса. Литература ………………………….27 I. Организационно-методический раздел Цель курса Ознакомление студентов с основными феноменами нарушений высших психических функций, формирование представлений о методологии, теоретических основах, эмпирических задачах и методиках психологической диагностики психических расстройств. Задачи курса: Познакомить студентов с основными теоретическими и методологическими положениями патопсихологии, основными принципами и задачами патопсихологического исследования и диагностики; сформировать представления о патопсихологических синдромах и механизмах психических расстройств; познакомить с диагностическими методами патопсихологии. Место курса в профессиональной подготовке выпускника Курс имеет базовую направленность и готовит студентов к психодиагностической и экспертной работе с психически больными различного профиля. Требования к уровню освоения содержания курса По окончанию курса студенты должны - знать основную феноменологию нарушений высших психических функций при различных нарушениях психики; - овладеть принципами патопсихологического синдромного анализа; - уметь составить обоснованный план патопсихологического обследования больных с различной нозологией. 2. Содержание лекционного курса Раздел I. Патопсихология: теоретические основы и практическое значение Тема 1. Предмет, задачи и методы патопсихологии. Методологические основы и теоретиче- ские проблемы патопсихологии. Патопсихология как отрасль клинической психологии, изучающая психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Возникновение патопсихологии как области знания, пограничной между психологией и психиатрией. Научные, практические и методологические предпосылки выделения патопсихологии как самостоятельной ветви клинической психологии. Основополагающий вклад Б.В.Зейгарник в развитие патопсихологии: разработка теоретических основ, методологии исследования, психологической феноменологии психических нарушений. Школа Б.В.Зейгарник и современная патопсихология. Патопсихология и психиатрия как две области знания, имеющие общий объект, но различный предмет изучения. Место патопсихологии в системе современных наук о человеке.Общепсихологические представления современной отечественной психологии о психике, ее генезисе, структуре и функциях как методологическая основа патопсихологии. Идеи школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия как фундамент патопсихологии. Научные идеи этой школы, определившие круг теоретических проблем патопсихологии: положение о прижизненном формировании высших психических функций (ВПФ), их опосредствованном строении и произвольном характере; о системном строении дефекта; о личности как относительно позднем продукте индивидуального развития и др. Психология отношений В.Н.Мясищева и ее влияние на содержание патопсихологической проблематики.Теоретические проблемы патопсихологии как синтез общепсихологического и клинико-психиатрического знания. Основной круг теоретических проблем:
- проблема соотношения распада и развития психики. Тема 2. Практические задачи и методы патопсихологии. Место патопсихологии в системе психиатрической помощи населению. Организационные основы работы патопсихологов в психиатрии. Два основных типа практических задач — психодиагностические и психокоррекционные. Варианты психодиагностических задач, решаемых практической патопсихологией: а) участие в установлении диагноза заболевания; б) описание структуры нарушений психической деятельности, качества и степени ее снижения; в) участие в решении вопросов экспертизы (трудовой, воинской, судебно-психиатрической); г) оценка динамики психического состояния больных в процессе лечения (фармакотерапии, психотерапии и т.д.); д) оценка эффективности терапии и качества ремиссии. Возможный круг психокоррекционных задач на этапах первичной и вторичной профилактики болезни, в системе реабилитации больных. Принципы построения патопсихологического исследования, их связь с теоретическими представлениями о природе и сущности психического отражения. Патопсихологическое исследование как функциональная проба; обязательность активного взаимодействия ведущего исследование с пациентом (стимуляция к деятельности, участие в коррекции ошибок и т.д.); учет личностного отношения больного к исследованию. Качественный анализ результатов исследования как этап, предшествующий количественной обработке данных. Важность повторных исследований для определения преходящих и стабильных нарушений психики. Изучение истории болезни как самостоятельный метод психологического исследования психически больного; субъективный и объективный анамнез как аналог биографического метода исследования личности. Наблюдение за больным и беседа с ним. Варианты наблюдения и беседы. Разные цели и стратегии проведения беседы в зависимости от решаемой практической задачи, состояния больного и индивидуальности ведущего. Психодиагностические тесты в патопсихологии. Возможности применения моделирующего эксперимента при исследовании нарушений психики. Раздел II. Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при разных психических заболеваниях Тема 3. Нарушения восприятия Клиническая и психологическая феноменология нарушений восприятия при психических заболеваниях: принципы выделения и квалификации. Агнозии и псевдоагнозии при деменциях, их отличие от агнозий при локальных поражениях мозга. Нарушение смыслового аспекта восприятия при сохранности восприятия цвета, формы предметов, лиц и т.п. Исследование категориальной структуры восприятия при агнозиях в работах Г.В.Биренбаум и Б.В.Зейгарник. Психологические механизмы возникновения агнозий при деменциях: инактивность восприятия, нарушение целенаправленности и подконтрольности перцептивной деятельности. Обманы чувств: иллюзии и галлюцинации, отличия их психологического исследования от клинико-психиатрического. Психологические факторы симптомообразования при обманах чувств: функциональная перегрузка анализаторов; собственная активность пациента, направленная на поиск сенсорной информации; эмоциональный «настрой» больного; снижение критичности мышления и др. Экспериментальные исследования галлюцинаций в работах В.М.Бехтерева, С.Я.Рубинштейн. Основные проблемы современной патопсихологии в изучении обманов чувств. Патопсихологические исследования слабо выраженных (т.е. проявляющихся только в моделирующем эксперименте) нарушений восприятия: а) нарушения восприятия при шизофрении, связанные с осо- бенностями актуализации знаний из прошлого опыта; эксперимен- тальные исследования школы Ю.Ф.Полякова, направленные на изу- чение селективности восприятия в условиях неполной информации; б) нарушения восприятия при разных психических заболевани- ях, вызванные изменением мотивационно-личностного аспекта де- ятельности; в) онтогенетические аспекты нарушений восприятия. Основные методические приемы исследования нарушений восприятия при психических заболеваниях.Проблема выделения патопсихологических синдромов нарушений восприятия при психических заболеваниях. Тема 4. Нарушения памяти Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти, основные критерии их дифференциации. Разные по тяжести нарушения непосредственной памяти, их связь с общей клинической картиной нарушений психической деятельности, характерной для разных заболеваний. Корсаковский синдром: грубые нарушения памяти на текущие события, их место в общей структуре синдрома. Конфабуляции и контаминации: генезис и функциональная роль. Психологические механизмы нарушений непосредственной памяти: результаты исследований и проблемы. Прогрессирующая амнезия при деменциях как тяжелая форма нарушений памяти. Место прогрессирующей амнезии в общей картине распада психической деятельности. Нарушения опосредствованной памяти. Основные психологические проявления; факторы, влияющие на возникновение этих нарушений; соотношение нарушений опосредствованного и непосредственного запоминания при разных заболеваниях. Психологические механизмы нарушений опосредствованной памяти. Основные методические приемы исследования нарушений памяти. Проблема дифференциации патопсихологических синдромов нарушений памяти. Тема 5. Нарушения мышления Клиническая и психологическая феноменология нарушений мышления. Отличия патопсихологической квалификации нарушений мышления от психиатрической. Проблема классификации нарушений мышления. Классификация нарушений мышления, созданная Б.В.Зейгарник, как важный этап в разработке проблемы патологии мышления. Психологические основы классификации Б.В.Зейгарник. Психологическая характеристика основных видов и вариантов нарушений мышления по Б.В.Зейгарник: а) нарушения мыслительных операций (снижение их уровня и искажение); б) нарушения динамики мышления (инертность и лабильность); в) нарушения мотивационного (личностного) аспекта мышления (некритичность, разноплановость, резонерство). Место этих нарушений в общей патопсихологической и клинической карти- нах изменений психической деятельности. Разные представления о генезисе и механизмах нарушений мышления в истории психологии. Значение работы Л.С.Выготского «Нарушение понятий при шизофрении» для исследований патологии мышления в отечественной науке. Значение исследований Б.В.Зейгарник и Ю.Ф.Полякова для понимания сущности нарушений мышления при психических заболеваниях. Современные представления о психологических механизмах нарушений мышления при психических заболеваниях. Основные методические приемы исследования нарушений мышления. Проблема квалификации патопсихологических синдромов нарушений мышления. Тема 6. Нарушения умственной работоспособности Понятие умственной работоспособности в психологии труда и патопсихологии. Основные проявления нарушений умственной работоспособности у больных с психическими заболеваниями. Место нарушений умственной работоспособности в общей картине нарушений психической деятельности. Психологические механизмы нарушений умственной работоспособности: умственная работоспособность и истощаемость психической деятельности; нарушения целенаправленности и умственная работоспособность; влияние нарушений мотивационной сферы на умственную работоспособность. Изменение строения отдельных видов познавательной деятельности как индикатор нарушений умственной работоспособности. Роль нарушений умственной работоспособности в формировании личностных особенностей больных, становлении патологических черт характера, возникновении социальной дезадаптации. Основные методические приемы, используемые в патопсихологии для диагностики нарушений умственной работоспособности. Тема 7. Нарушения эмоционально-личностной сферы . Проблема соотношения клинической и психологической феноменологии эмоционально-личностных расстройств при психических заболеваниях. Патопсихологический подход к изучению эмоционально-личностных нарушений: методологические предпосылки и основные принципы анализа. Патопсихологические проявления нарушений эмоциональной сферы, возможность их экспериментального моделирования. Современные экспериментальные факты и их интерпретация. Представления о психологических механизмах нарушений эмоций при различных психических заболеваниях. Патопсихологические проявления нарушений личности. Патология мотивационно-потребностной сферы как центральное звено в структуре нарушений личности. Различные варианты нарушений мотивационно-потребностной сферы: а) формирование аномальных потребностей и мотивов: усло- вия, динамика, психологические механизмы; психологические «перестройки» всей личности больного в этих условиях; соотноше- ние биологических и психологических факторов в динамике лич- ностных изменений; б) нарушения опосредствованной структуры мотивационной сферы; факторы, влияющие на возникновение этих нарушений: снижение регулирующей функции мышления; нарушения спон- танности, активности; изменение целеполагания и целедостиже- ния (т.е. регулирующей функции цели); снижение регулирующей функции самооценки и самосознания в целом; в) нарушения процесса смыслообразования: основные прояв- ления и их место в картине нарушений личности. Нарушения общения при психических заболеваниях. Основные проявления. Роль эмоционально-личностных расстройств в генезе нарушений общения; возможности психологической динамики и коррекции нарушений общения. Основные методические приемы исследования нарушений эмоционально-личностной сферы и общения. Место нарушений эмоционально-личностной сферы в структуре патопсихологических синдромов. Тема 8. Нарушения сознания и самосознания Понятие сознания в философии, психологии и психиатрии. Понятие «ясного» и «помраченного» сознания. «Измененные» состояния сознания. Психологическая характеристика отдельных видов нарушений сознания. Дискуссионные проблемы и перспективы изучения нарушений сознания. Проблема бессознательного в патопсихологии. Роль сознания и бессознательного в симптомогенезе. Нарушения самосознания: структура и место в общей картине нарушений психической деятельности. Методические возможности патопсихологического изучения нарушений сознания и самосознания. Раздел III. Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях Тема 9. Патопсихологический синдром как основа квалификации нарушений психики в патопсихологии. Современные представления о синдромообразующем факторе в патопсихологии Различная трактовка понятия «синдром». Проблема нозологической специфичности или типичности патопсихологических синдромов. Первичные и вторичные нарушения в структуре синдрома; сложности их дифференциации в патопсихологии, важность их различения для решения задач психологической коррекции и реабилитации больных. Типы синдромов. Характеристика основных нозотипических синдромов при шизофрении, эпилепсии, диффузных органических поражениях мозга, хроническом алкоголизме, неврозах, психопатиях и др. Раздел IV. Значение патопсихологии для общей психологии и психиатрии Тема 10. Значение патопсихологических исследований для общей психологии для психиатрии Вклад патопсихологии в разработку фундаментальных положе- ний общей психологии: о генезе и сущности психического отраже- ния, о роли активности субъекта деятельности в обеспечении жиз- ненной гармонии и здоровья, о строении личности и особенностях ее функционирования в сложных жизненных ситуациях, о специфике эмоциональной регуляции поведения. ; Вклад патопсихологии в разработку различных проблем психи- атрии: симптомо- и синдромогенеза при психических заболевани- ях; типичности и специфичности нарушений психической деятельности; возможности психологической коррекции и реабилитации 3.Программа семинарских занятий по курсу «ПАТОПСИХОЛОГИЯ» |
Литература по дисциплине «Патопсихология» Бизюк А. П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей и клинической психологии: учебное пособие / Под ред. Л. М. Шипицыной.... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психодиагностика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... |