Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения «живые потоки» Error: Reference source not found





НазваниеЗападное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения «живые потоки» Error: Reference source not found
страница1/8
Дата публикации22.01.2015
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

«ЖИВЫЕ ПОТОКИ»
Error: Reference source not found

Материалы

для педагогов-психологов СОШ

по психологической помощи и поддержке

учащихся и родителей

при подготовке и сдаче ЕГЭ


Москва 2005

Подборка материалов подготовлена методистами

Центра психолого-медико-социального сопровождения

«Живые потоки» Пронькиной Т. М., Рубовой Н. С.

Плюсы и минусы ЕГЭ: взгляд психолога


Не вдаваясь в качественную сторону составления тестов и не рассуждая о том, насколько технически и экономически оправдано внедрение ЕГЭ, хотелось бы остановиться на психологических аспектах его применения.

Введение тестов, кроме всего прочего, объясняется стремлением исключить субъективность оценки преподавателем знаний выпускника школы. Действительно, и, пожалуй, исключительно с этой точки зрения ЕГЭ объективен. Однако влияние “человеческого фактора” тестирование устраняет на редкость однобоко: ведь ЕГЭ не учитывает ровным счётом никаких личностных, психологических особенностей ребёнка. В этом смысле ЕГЭ — закономерный продукт нашей системы образования, базирующейся на усреднённости и уравнивании. Результат такого подхода, например, проявляется в том, что, если ребёнок при ответе на вопрос, получении задания долго думает, он либо “не знает как и что делать”, либо “туповат, туго соображает”, эта медлительность воспринимается не только учителями, но и родителями как недостаток, а не как качественная особенность ребёнка со всеми вытекающими последствиями.

Одним из принципов предъявления тестовых заданий является мозаичность — то есть чередование вопросов из разных областей по экзаменационному предмету. При таком подходе одним из важнейших составляющих успешного выполнения тестовых заданий становится хорошо развитая переключаемость внимания. Стоит ли говорить о том, что её уровень у всех детей различен? Получается, что ЕГЭ оценивает не только знания, но и особенности нервно-психической деятельности ребёнка.

Всем известно, что разным людям для выполнения одной и той же работы (при одинаковой подготовке и профессиональных навыках) необходимо разное количество времени. Это время определяется множеством факторов, как-то: врабатываемость, истощаемость внимания, работоспособность, энергетический потенциал и пр. Безусловно, в психодиагностике существуют тесты способностей, выполняемые на время. Это необходимо тогда, когда наша цель — исследовать особенности мышления, то есть на определённую работу ребёнку даётся столько времени, сколько необходимо для успешного решения задачи при развитой именно той функции мышления, которую мы исследуем. Есть и множество других тестов, выполняемых без ограничения во времени; это возможно тогда, когда очевидно, что если у ребёнка не развита определённая функция мышления, то он не решит задания ни при каких условиях. Применительно к ЕГЭ желательно руководствоваться именно вторым принципом: ведь наша задача получить представления об объёме знаний ребёнка, а не об особенностях его нервно-психической деятельности. Влияние подобных факторов можно было бы исключить: экспериментальным путём выявить зависимость результатов тестирования от особенностей нейродинамики, вывести соответствующие коэффициенты. Перед проведением непосредственно ЕГЭ исследовать вышеперечисленные особенности каждого ребёнка с помощью специальных методик, например теста Тулуз-Пьерона, и в результатах тестирования учитывать уже совокупность факторов (но это уже из области фантастики).

Кроме того, у ЕГЭ есть весьма неоднозначная особенность, заключающаяся в том, что школьникам предлагаются варианты ответов. В этом смысле само построение тестов, с одной стороны, может помочь ответить правильно в ситуации, когда у ребёнка какие-либо знания находятся в “неактивном” состоянии. То есть школьник “что-то где-то слышал”, и если задать ему открытый вопрос, то он вряд ли ответит правильно, варианты же ответов в такой ситуации выполняют функцию подсказки. С другой стороны, у тревожных, неуверенных в себе и собственных знаниях школьников несколько близких вариантов ответа будут способствовать нагнетанию напряжения, сомнениям (а подобные дети пытаются угадать логику составителей тестов, мучительно и долго думают: “Если этот ответ правильный, то зачем ещё и этот написали?..”), панике и пр. Предвижу возражение: “Если сомневается, значит, плохо знает!” — как ещё одно доказательство усреднённого и уравнительского подхода. Как раз такой выпускник, если задать ему открытый вопрос, наверняка ответит правильно. Ведь в данном случае сомнение в собственных знаниях, тревога и неуверенность не имеют ничего общего с действительными знаниями выпускника — это относится только к его личностным особенностям, оценивать которые также не входит в задачу ЕГЭ.

Безусловно, экзамены — стресс как для выпускника, так и для его родителей. Однако пока не разработана система пересдачи ЕГЭ, возможность улучшения результатов через несколько лет после окончания школы, его преимущество перед множеством вступительных и выпускных экзаменов более чем сомнительно. Давать ребёнку всего один шанс определить свою судьбу на долгие годы неосмотрительно и жестоко.

В целом можно сказать, что ЕГЭ не учитывает личностных особенностей школьника, ориентирован на исключительно благополучного в личном плане ребёнка, уверенного в себе, решительного, обладающего высокой скоростью мыслительных процессов, большим энергетическим потенциалом — то есть примерно на 10–15% детей. Почему ученики, обладающие иными характеристиками, оказались в заведомо худшем положении? Ведь никому не придёт в голову при тестировании создавать лучшие условия, например, выпускникам с рыжими волосами, а ведь это точно такая же качественная характеристика, как особенности нейродинамических процессов.

М.В. СОКОЛОВА,

директор психологического центра

«Берег»,Санкт-Петербург,
e-mail: imbue@mail.ru



Методические рекомендации

для педагогов-психологов СОШ

по стратегии работы с детьми группы риска


  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения «живые потоки» Error: Reference source not found iconРеферат Error: Reference source not found введение
Задание 1: Подготовить исходный файл в формате *. arff. Error: Reference source not found
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения «живые потоки» Error: Reference source not found iconРеферат Error: Reference source not found введение
Задание 1: Подготовить исходный файл в формате *. arff. Error: Reference source not found
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения «живые потоки» Error: Reference source not found iconМинистерство образования и науки российской федерации
«Error: Reference source not found», профиль «Error: Reference source not found». Дисциплина реализуется на Механико-математическом...
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения «живые потоки» Error: Reference source not found iconЗападное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения «живые потоки» Error: Reference source not found iconМетодические рекомендации для проведения педагогических советов по...
Дения», Т. В. Загоскина, заместитель директора боу во «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения», Ю. П. Силинская,...
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения «живые потоки» Error: Reference source not found iconРеферат по дисциплине Социальная философия на тему: Социально-философские взгляды славянофилов
Основоположники и представители славянофильской теории Error: Reference source not found
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения «живые потоки» Error: Reference source not found iconОткрытое акционерное общество энергетики и электрификации «тюменьэнерго»...
Том 01. Ремонт и техническое обслуживание трансформаторов и электродвигателей Error: Reference source not found
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения «живые потоки» Error: Reference source not found iconМинистерство образования и науки Республики Тыва гоу республиканский...
Печатается по решению экспертного совета гоу республиканского Центра психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал»
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения «живые потоки» Error: Reference source not found iconМетодические рекомендации по организации сопровождения детей-инвалидов...
Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной...
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения «живые потоки» Error: Reference source not found iconМинистерство общего и профессионального образования свердловской...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № )
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения «живые потоки» Error: Reference source not found iconПубличный отчет бюджетного образовательного учреждения для детей,...
В 2011 – 2012 учебном году дополнена нормативно-правовая база боу во «Областной центр пмсс», регламентирующая деятельность учреждения,...
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения «живые потоки» Error: Reference source not found iconПлан: Введение Error: Reference source not found Введение 3 Закон...
Целью работы является общее представление о закономерностях развития биологических систем. И как можно было увидеть, закономерности...
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения «живые потоки» Error: Reference source not found iconЗападное окружное управление образования департамента образования...
Организаторами конкурса выступают Западное Окружное Управление образования г. Москвы, гбоу цвр им. А. С. Макаренко
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения «живые потоки» Error: Reference source not found iconИ медико-социальной помощи «центр психолого-медико-социального сопровождения...
Актуальность особо возрастает на данном этапе реформы образования, и развития общества в целом, когда идет резкая смена социальных...
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения «живые потоки» Error: Reference source not found iconДепартамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад №3 ст. Павловской
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения «живые потоки» Error: Reference source not found iconКомплексная программа психолого-медико-социально-педагогического...
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск