Скачать 254.23 Kb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «СОДРУЖЕСТВО» ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Рабочая блочно-модульная программа дополнительного образования детей и взрослых (индивидуально ориентированная, диагностико-коррекционно-реабелитационная) «ОБЩЕНИЕ БЕЗ ПРОБЛЕМ» Уровень образования: общеобразовательный Ступень образования: основное общее и среднее (полное) общее Срок реализации: один учебный год Автор-составитель: педагог-психолог первой категории Абрамова Татьяна Николаевна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема общения относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности в подростковом и юношеском возрасте. Эти периоды весьма существенны для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому развитие навыков общения и сотрудничества, готовности и способности вести диалог с другими людьми, добиваться в нем взаимопонимания становиться весьма актуальным. Актуальность особо возрастает на данном этапе реформы образования, и развития общества в целом, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д. Анализ работы по проблеме общения показывает, что оно изучалось и изучается многими авторами, как зарубежными, так и отечественными. Так А.Н. Леонтьев (1974) считает, что общение – это определенная сторона деятельности, ибо оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. В.М. Соковкин (1974) анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние. Б.Г. Ананьев (1969) подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. А А ученые, изучавшие возрастные особенности человечества (Божович Л.И. (1968), Выготский Л.С. (1984), Эльконин Д.Б. (1978), Кон И.С.(1989) и др.) свидетельствуют о том, что общение в подростковом и старшем школьном возрасте является одним из основных видов деятельности. По данным современных исследователей(2000 г.) практически у всех ребят возникают проблемы в общении, особенно с взрослыми – родителями и учителями. Не менее проблем в общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола. К тому же, сама школьная ситуация с ее особым характером отношений между взрослыми и детьми, с существенным значением оценочного компонента деятельности, создает для этого особо благоприятные условия. Следует отметить, что с аналогичными проблемами молодежь сталкивалась всегда, но сегодня они особенно остро встают практически перед каждым молодым человеком. Поэтому обучение участников образовательного процесса (учащихся, родителей, специалистов школы) способам бесконфликтного общения, повышение их культуры в вопросах поло-ролевого взаимодействия, совершенствование их знаний и умений в области продуктивного сотрудничества является особенно актуальной в современных социальных условиях и в условиях требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. Предлагаемая ниже программа «Общение без проблем» направлена на развитие культуры межличностных отношений и навыков продуктивного сотрудничества детей и взрослых (модули «Открытое общение», «Ненасильственное общение»), на развитие навыков безопасного психологического взаимодействия и эффективного разрешения конфликтов (модули «Мы мирные люди», «Родители и дети: общение без конфликтов», «Шаги на встречу», или как поддержать дисциплину в классе»), на повышение гендерной культуры взаимодействия (модули «Девочки и Мальчики – хотим дружить», «Родительская поддержка сыни или дочери при возникновении трудностей в общении с ребенком другого пола»). Модульность данного курса отличается от обычных программ гибкостью применения, направленностью на широкую аудиторию – от детей до взрослых. Ценность данной программы состоит в том, что представленные в ней материалы неоднократно апробированы автором и коллегами в работе с учащимися, педагогами и родителями школ Ленинского района г. Чебоксары в рамках проекта «Создание психологической безопасности образовательной среды в школе» начиная с 2005 года. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – способствовать формированию у участников образовательного процесса коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться и взаимодействовать и эффективно разрешать конфликты. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ Программа «Общение без проблем» направлена на следующие целевые группы:
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ Для учащихся. Группы учащихся формируются по направлению психологов, социальных педагогов и учителей школы. Целесообразно включать в группу детей и подростков примерно одинакового возраста, что позволит избежать подавления младших старшими. Возрастной диапазон не должен превышать двух лет. Количественный состав группы – 10–12 человек. Меньший или больший состав группы допускается, но требует корректировки используемых форм и методов работы. Для участия ребенка в данной дополнительной образовательной программе необходимо согласие родителей (законных представителей), а по достижении учащимися возраста 14 лет – личное согласие. Согласие учащихся и родителей предполагает их информированность о целях и формах взаимодействия ведущего и участников группы, а также об ожидаемых результатах. Каждое занятие с учащимися рассчитано на 1 академический час, частота проведения – один или два раз в неделю. Каждое занятие имеет следующую структуру:
Для родителей. Группа родителей формируется по принципу добровольности. Очень важно провести предварительное знакомство родителей с целями предлагаемого курса и показать родителям необходимость их активного участия в освоении предлагаемого курса. Количественных состав группы – 8–12 чел. Для специалистов школы (учителей, социальных работников, педагогов–психологов). Группа формируется из числа тех, кто планирует вести работу с учащимися и родителями в направлениях, представленных в программе. Каждое занятие с педагогами и родителями рассчитано на 2 академических часа, частота проведения – один или два раза в неделю. Количественных состав группы – 8–12 чел. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Программа дополнительного образования «Общение без проблем» представляет собой блочно-модульный комплекс и реализуется путем проведения системы психологических занятий, тренингов и семинаров-практикумов со всеми участниками образовательного процесса: учениками, педагогами, родителями. Каждый блок имеет свою целевую группу и определяет адресность программы: 1 блок адресован учащимся школы; 2 блок – родителям учащихся; 3 блок – педагогам и администрации школы. Программа рассчитана на 68 часов, их которых: 50 академических часа отведены на работу с учащимися и 18 часов – на работу с педагогами и родителями. Каждый блок состоит из тематически самостоятельных и, в то же время, взаимодополняющих модулей: первый блок, для учащихся, включает 4 модуля; второй блок, для родителей, включает 2 модуля; третий блок, для педагогов– 1 модуль. Каждый модуль имеет самостоятельные цели, поэтому они могут использоваться самостоятельно или в составе других модулей в зависимости от запроса целевой группы. Данные модули представляют собой краткие курсы основ практической психологии межличностного общения и раскрываются в следующих темах: 1. БЛОК ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «СИММЕТРИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ» Модуль 1. «Открытое общение». Модуль 2. «Мы мирные люди» Модуль 3. «Ненасильственное общение». Модуль 3. «Девочки и Мальчики – хотим дружить». 2. БЛОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УЧИМСЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ» Модуль 1. «Родители и дети: общение без конфликтов». Модуль 3. «Родительская поддержка сыну или дочери при возникновении трудностей в общении с ребенком другого пола». 3.БЛОК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «УЧИМСЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ С УЧЕНИКАМИ И ПОМОГАЕМ ИМ ДОГОВОРИТЬСЯ» Модуль 1. «Шаги на встречу», или как поддержать дисциплину в классе». ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ Проведение занятий по темам программы «Общение без проблем» предполагает использование разнообразных методов и форм работы:
В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п. При оценке результатов обучения целесообразно использовать опросный метод. По окончании курса предлагается выполнить творческую работу (эссе, рефлексивное сочинение, творческое исследование по одной из тем модуля) по выбору учащихся. Специалисты: занятия проводят педагоги–психологи МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содружество» г. Чебоксары». Сертификация: по итогам обучения слушатели, прошедшие обучение по программе «Общение без проблем» получают сертификаты. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ «ОБЩЕНИЕ БЕЗ ПРОБЛЕМ»
|
Методические рекомендации для проведения педагогических советов по... Дения», Т. В. Загоскина, заместитель директора боу во «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения», Ю. П. Силинская,... | Методические рекомендации по организации сопровождения детей-инвалидов... Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной... | ||
Министерство общего и профессионального образования свердловской... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № ) | Публичный отчет бюджетного образовательного учреждения для детей,... В 2011 – 2012 учебном году дополнена нормативно-правовая база боу во «Областной центр пмсс», регламентирующая деятельность учреждения,... | ||
Министерство образования и науки Республики Тыва гоу республиканский... Печатается по решению экспертного совета гоу республиканского Центра психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал» | План работы государственного областного бюджетного образовательного... Ногвородской области и предоставляет квалифицированную комплексную помощь населению – детям, подросткам и их родителям (законным... | ||
Отчет о результатах деятельности государственного бюджетного образовательного... Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области для детей | Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное... Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад №3 ст. Павловской | ||
Педагогической и медико социальной помощи Деятельность Центра строится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении для... | Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для... Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации | ||
Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического... Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения | Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
Информационный бюллетень был специально подготовлен сотрудниками мбоу «Центр пмсс «Содружество» Мбоу «Центр пмсс «Содружество» города Чебоксары для участников одной из секций августовской конференции работников образования 2010,... | Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье» Государственное образовательное учреждение Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал» Утверждена... | ||
Министерство общего и профессионального образования Вам для использования в работе образовательных учреждений области материалы по профилактике суицидов несовершеннолетних, разработанные... | Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального... Не вдаваясь в качественную сторону составления тестов и не рассуждая о том, насколько технически и экономически оправдано внедрение... |