Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье»





НазваниеПрограмма психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье»
страница1/5
Дата публикации08.11.2014
Размер0.54 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное образовательное учреждение
Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал»
Утверждена
приказом ГОУ РЦПМСС «Сайзырал»
№ 12 от «22»февраля 2011 г.

Директор______Полякова В.В.
ПРОГРАММА

психологического обучения и воспитания школьников

«Я – мой образ жизни – мое зоровье»

Автор – Кабаева В.М.

Кызыл-2011

Пояснительная записка

Наиболее серьезные социальные проблемы и проблемы здравоохранения, распространенные в настоящее время, вызваны, как показывают исследования, в большей степени особенностями поведения, образом жизни, сформировавшимися в подростковом возрасте. Медики многих поколений, отмечая, что большинство болезней взрослых уходит корнями в детство, указывали на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребенка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни.

Недостаточное внимание к медицинским, гигиеническим и социально-психологическим проблемам детей, подростков и юношества в значительной мере снижает общий уровень здоровья населения, а также, успехи при получении образования и профессии, определяет, в конечном итоге, общий уровень жизни, как индивидуума, так и общества в целом.

На образование как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится ответственная задача - максимально возможного сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Поэтому, создание программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учетом их возрастных, пснхофизиологических, психологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническим и нормативами, действительно, задача государственной важности.

Следует, однако, признать, что, к сожалению, современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70% детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Ситуация усугубляется еще и тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80% детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья - от функциональных нарушений до хронических заболеваний. Поэтому в последние годы на фоне меняющейся общественно-политической и экономической ситуации в стране происходят серьезные изменения в формах, методах и содержании образования.

Углубляется дифференцированное обучение детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются новые социально востребованные области обучения, формируются новые жизненные приоритеты. Вместе с тем, в учебных заведениях различного типа, в существующей и вновь складывающейся системах образования - факторы формирования здоровья практически не учитываются.

Если существующее положение кардинально не изменится, уже в ближайшее время можно будет назвать здоровыми не более 4% выпускников образовательных учреждений.

В отечественной науке и практике накоплен значительный опыт и разработаны ряд программ, связанных с содержательной стороной гигиенического обучения и воспитания и формирования навыков здорового образа жизни у учащихся. Однако, как показали результаты исследований, теоретическое изучение вопроса о путях формирования психически здоровой личности разработано недостаточно.

Таким образом, по нашему мнению, совершенствование и оптимизация психологического обучения и воспитания могут стать одним из эффективных средств, с помощью которых можно было бы предотвратить (или, по крайней мере, смягчить) ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.

Мы надеемся, что профилактика проблем, которые влияют на состояние здоровья детского населения и представляют угрозу их здоровью в зрелом возрасте, а также программы обучения здоровому образу жизни - могли бы сократить постоянно увеличивающиеся расходы на обеспечение здоровья населения, и содействовать эффективности системы образования. А, в конечном счёте, - повысить общее качество жизни.

На протяжении последних лет результаты научных исследований обосновывали требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического, социально-психологического обучения и воспитания школьников, дальнейшего внедрения принципов здорового образа жизни, и, главное, - приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения.

Психологическое обучение и воспитание школьников, формирование у них осознанного отношения к своему здоровью, а в дальнейшем — развитие потребности в здоровом образе жизни - должны носить комплексный и непрерывный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем.

Эти действия по обучению школьников должны быть направлены на:

- улучшение их собственного физического и психического состояния;

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред как своему здоровью, так и здоровью окружающих;

- сформировать нетерпимое отношение к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

- сознательное участие будущих граждан нашего общества в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;

- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление.

Дело в том, что ребенка, конечно, можно заставить «вызубрить» все правила этикета, обучить всем необходимым для этого навыкам и умениям, НО, В этом случае, наши усилия сделать его культурным могут разбиться о простое «не хочу».

Со времён Гиппократа известно. «Знать», «хотеть», «уметь» - триада несводимых друг к другу сфер деятельности человека, В психологии этот феномен известен, как подструктуры представлений, субъективного отношения, стратегий и технологий взаимодействия.

Субъективное отношение — это своеобразный мостик между подструктурой представлений и подструктурой стратегий и объединяющих их технологий взаимодействия. Субъективное отношение ребёнка определяет, каким образом реализуются в его поведении имеющиеся у него представления, освоенные им стратегии и технологии.

Без целенаправленной работы с подструктурой субъективного отношения к здоровью, все усилия педагогов по формированию у школьников представлений о здоровом образе жизни, а также обучению необходимым стратегиям и технологиям поведения - могут оказаться мало эффективными.

Конечно, с одной стороны, человек должен хотеть приобретать «знания» и «умения» о здоровье и здоровом образе жизни, а с другой - хотеть потом применять их в жизни.

С другой стороны, - работа с подструктурой субъективного отношения подразумевает постепенное формирование отношения к самим изучаемым темам и предметам. В этом ее принципиальное отличие от «воспитания».

Каковы же критерии отбора информации, оказывающей влияние на систему субъективного отношения школьников в области здоровья и здорового образа жизни?

Вот они:

- Вся информация, которая дается ученикам по проблемам в области здоровья и здорового образа жизни, должна иметь непосредственную и очевидную связь с реально существующими потребностями конкретных учеников.

- Информация должна быть ориентирована на то, чтобы открывать взаимосвязь того, о чем говорится, с реальной возможностью школьников осуществить свои потребности.

Таким образом, получается, что лишь та информация о здоровье и здоровом образе жизни будет способствовать формированию подструктуры субъективного позитивного отношения, которая тем или иным образом связана с реальным удовлетворением их потребностей.

В целях обеспечение преемственности и целевой направленности нами предлагается осуществлять психологическое обучение и воспитание, формирование норм здорового образа жизни по следующим темам:

Тема 1. Я и мое здоровье. Здоровье как социокультурный феномен. Здоровье человека и факторы его определяющие.

Тема 2. Здоровый образ жизни. Понятие о резервах здоровья, системе и содержании оздоровительных мероприятий: двигательная активность, закаливание, режим труда и отдыха, питание.

Тема 3. Психическое здоровье как составная часть здоровья. Слагаемые психического здоровья. Темперамент. Характеристика типов темперамента. Биологические основы поведения. Учет темперамента в учебной деятельности, общении, будущей трудовой деятельности.

Тема 4. Эмоции. Эмоциональное благополучие—основной фактор психологического здоровья. Природа и функции эмоций. Индивидуальные различия в эмоциях и их выражении. Особенности эмоциональных состояний.

Тема 5. Чувства. Особенности чувственной сферы. Характеристика чувств. Художественно-эстетическое выражение чувств. Интеллектуальные, эстетические, патриотические чувства.

Тема 6. Эмоциональное реагирование. Умение управлять своими чувствами. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья.

Тема 7. Стресс и дистресс. Психологические и физиологические проявления. Общий адаптационный синдром. Стресс и поисковая активность. Релаксация как источник эмоционального выживания.

Тема 8. Приемы саморегуляции: позитивное мышление, самовнушение, переключение и др.

Тема 9. О мужественности и женственности. Духовно-нравственное значение любви в человеческих взаимоотношениях.
Цели и задачи программы

Цель - помочь взрослым: детскому психологу, воспитателю, учителю, родителям в организации личностного общения с подростками. В ходе бесед и/или занятий в группе социально-психологического тренинга по программе «Я - мой образ жизни - мое здоровье» подросток сможет выразить и осознать свой собственный индивидуально сложившийся опыт жизни, получить представление об уникальности и одновременно типичности чувств, мыслей, действий и поступков каждого человека, В условиях организованного взрослым общения сверстников подросток приобретает опыт доверия и доброжелательного принятия группой каждого из ее участников, учится сотрудничать и активно поддерживать партнера по общению, овладевает целым рядом социально-психологических умений.

Задачи воспитания и развития:

- овладение определенными психолого-педагогическими знаниями;

- осознание целостности своего социально-психологического бытия среди людей; приобщение к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.

- развитие способности адекватного и полного познания себя и других; учиться выражать словами события внутренней жизни, осознавать свои чувства, мысли, поступки, поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.

- овладение приемами декодирования психологических сообщений, идущих от окружающих людей и групп;

- обучение индивидуализированным приемам межличностного общения; соотнесение собственного индивидуального опыта с нормативным, создание условий для ответственного и зрелого поведения;

- чувственное познание группо-динамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям.

Эти задачи решаются на трех уровнях работы:

1 уровень - информативный: на нем выясняются представления подростков и уточняются общепринятые по теме работы знания.

2 уровень - личностный: на нем следует вызвать у подростка положительное эмоциональное отношение к теме занятия, чтобы захотелось применить к себе полученные знания. Необходимы одобрение, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.

3 уровень - осознание: на нем подросток учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю, а также понимание того, что думают, чувствуют и делают другие люди.

Все три уровня обучения присутствуют на каждом занятии и создают для участников пространство возможностей, обогащенную развивающую) среду. Однако результативность для каждого из участников может быть разной и в разные сроки.

Программа предназначена для учащихся 12-17 лет. Рассчитана на 10 практических занятий.

Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

теория

практика

1

Я и мое здоровье.

1 час




1

2

Здоровый образ жизни

1 час




1

3

Психическое здоровье как составная часть здоровья.

1 час




1

4

Эмоции.

1 час




1

5

Чувства. Особенности чувственной сферы. Характеристика чувств

1 час




1

6

Эмоциональное реагирование

1 час




1

7

Стресс и дистресс

1 час




1

8

Приемы саморегуляции

1 час




1

9

О мужественности и женственности

1 час




1

10

Итоговое занятие

1 час




1




Итого

10








Принципы построения программы

1. Принцип позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье» iconПрограмма кружка по психологии «Мой мир»
Программа составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н....
Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье» iconЗдоровый образ жизни
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают...
Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье» iconПрограмма внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья»
Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности...
Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущий. Здравствуйте, ребята! "Мой верный друг! Мой царь! Мой раб! Родной язык", так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный...
Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье» iconА. А. Кармаев (введение, заключение)
Ключевые слова: влияние питания на здоровье и красоту внешности, культура здорового питания, здоровый образ жизни, процесс обучения...
Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье» iconЦели: дать ученикам представление о том, что такое здоровый образ...
Система образования сегодня решает конкретные задачи по созданию для школьников комфортных условий обучения на основе индивидуального...
Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье» iconВопросы к экзамену Дисциплина: Методика обучения и воспитания младших...
Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младшего школьника. Неравномерность развития. Учет индивидуальных особенностей...
Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Мое здоровье мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изменения, происходящие в настоящее время в науке, на производстве, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов...
Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье» iconПрил. 14 На школьном уровне
...
Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье» iconМолодежь, для государства и общества в целом, представляет собой...
А здоровый образ жизни молодых людей будет служить залогом сохранения их собственного здоровья, качества жизни и передачи такого...
Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения...
Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье» iconСоздание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения
И вот здесь то одной из главных составляющих психологического комфорта и является комфорт на уроке. Ребята попадают в совершенно...
Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье» iconКонспект урока по физкультуре в 11 классе Тема : Здоровый образ жизни....
Обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности
Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье» iconМоё педагогическое кредо Мой язык – мой мир, моя душа Учитель – мудрость мира!
Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе....
Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье» iconАнализ медицинского обеспечения
Перед педагогическим коллективом школы стоит одна из главных задач – формировать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни, т...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск