Скачать 0.54 Mb.
|
Министерство образования и науки Республики ТываГосударственное образовательное учреждениеРеспубликанский центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал»Утвержденаприказом ГОУ РЦПМСС «Сайзырал»№ 12 от «22»февраля 2011 г.Директор______Полякова В.В. ПРОГРАММАпсихологического обучения и воспитания школьников «Я – мой образ жизни – мое зоровье» Автор – Кабаева В.М. Кызыл-2011 Пояснительная записка Наиболее серьезные социальные проблемы и проблемы здравоохранения, распространенные в настоящее время, вызваны, как показывают исследования, в большей степени особенностями поведения, образом жизни, сформировавшимися в подростковом возрасте. Медики многих поколений, отмечая, что большинство болезней взрослых уходит корнями в детство, указывали на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребенка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни. Недостаточное внимание к медицинским, гигиеническим и социально-психологическим проблемам детей, подростков и юношества в значительной мере снижает общий уровень здоровья населения, а также, успехи при получении образования и профессии, определяет, в конечном итоге, общий уровень жизни, как индивидуума, так и общества в целом. На образование как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится ответственная задача - максимально возможного сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Поэтому, создание программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учетом их возрастных, пснхофизиологических, психологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническим и нормативами, действительно, задача государственной важности. Следует, однако, признать, что, к сожалению, современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70% детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями. Ситуация усугубляется еще и тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80% детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья - от функциональных нарушений до хронических заболеваний. Поэтому в последние годы на фоне меняющейся общественно-политической и экономической ситуации в стране происходят серьезные изменения в формах, методах и содержании образования. Углубляется дифференцированное обучение детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются новые социально востребованные области обучения, формируются новые жизненные приоритеты. Вместе с тем, в учебных заведениях различного типа, в существующей и вновь складывающейся системах образования - факторы формирования здоровья практически не учитываются. Если существующее положение кардинально не изменится, уже в ближайшее время можно будет назвать здоровыми не более 4% выпускников образовательных учреждений. В отечественной науке и практике накоплен значительный опыт и разработаны ряд программ, связанных с содержательной стороной гигиенического обучения и воспитания и формирования навыков здорового образа жизни у учащихся. Однако, как показали результаты исследований, теоретическое изучение вопроса о путях формирования психически здоровой личности разработано недостаточно. Таким образом, по нашему мнению, совершенствование и оптимизация психологического обучения и воспитания могут стать одним из эффективных средств, с помощью которых можно было бы предотвратить (или, по крайней мере, смягчить) ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников. Мы надеемся, что профилактика проблем, которые влияют на состояние здоровья детского населения и представляют угрозу их здоровью в зрелом возрасте, а также программы обучения здоровому образу жизни - могли бы сократить постоянно увеличивающиеся расходы на обеспечение здоровья населения, и содействовать эффективности системы образования. А, в конечном счёте, - повысить общее качество жизни. На протяжении последних лет результаты научных исследований обосновывали требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического, социально-психологического обучения и воспитания школьников, дальнейшего внедрения принципов здорового образа жизни, и, главное, - приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. Психологическое обучение и воспитание школьников, формирование у них осознанного отношения к своему здоровью, а в дальнейшем — развитие потребности в здоровом образе жизни - должны носить комплексный и непрерывный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем. Эти действия по обучению школьников должны быть направлены на: - улучшение их собственного физического и психического состояния; - отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред как своему здоровью, так и здоровью окружающих; - сформировать нетерпимое отношение к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью; - сознательное участие будущих граждан нашего общества в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта; - адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление. Дело в том, что ребенка, конечно, можно заставить «вызубрить» все правила этикета, обучить всем необходимым для этого навыкам и умениям, НО, В этом случае, наши усилия сделать его культурным могут разбиться о простое «не хочу». Со времён Гиппократа известно. «Знать», «хотеть», «уметь» - триада несводимых друг к другу сфер деятельности человека, В психологии этот феномен известен, как подструктуры представлений, субъективного отношения, стратегий и технологий взаимодействия. Субъективное отношение — это своеобразный мостик между подструктурой представлений и подструктурой стратегий и объединяющих их технологий взаимодействия. Субъективное отношение ребёнка определяет, каким образом реализуются в его поведении имеющиеся у него представления, освоенные им стратегии и технологии. Без целенаправленной работы с подструктурой субъективного отношения к здоровью, все усилия педагогов по формированию у школьников представлений о здоровом образе жизни, а также обучению необходимым стратегиям и технологиям поведения - могут оказаться мало эффективными. Конечно, с одной стороны, человек должен хотеть приобретать «знания» и «умения» о здоровье и здоровом образе жизни, а с другой - хотеть потом применять их в жизни. С другой стороны, - работа с подструктурой субъективного отношения подразумевает постепенное формирование отношения к самим изучаемым темам и предметам. В этом ее принципиальное отличие от «воспитания». Каковы же критерии отбора информации, оказывающей влияние на систему субъективного отношения школьников в области здоровья и здорового образа жизни? Вот они: - Вся информация, которая дается ученикам по проблемам в области здоровья и здорового образа жизни, должна иметь непосредственную и очевидную связь с реально существующими потребностями конкретных учеников. - Информация должна быть ориентирована на то, чтобы открывать взаимосвязь того, о чем говорится, с реальной возможностью школьников осуществить свои потребности. Таким образом, получается, что лишь та информация о здоровье и здоровом образе жизни будет способствовать формированию подструктуры субъективного позитивного отношения, которая тем или иным образом связана с реальным удовлетворением их потребностей. В целях обеспечение преемственности и целевой направленности нами предлагается осуществлять психологическое обучение и воспитание, формирование норм здорового образа жизни по следующим темам: Тема 1. Я и мое здоровье. Здоровье как социокультурный феномен. Здоровье человека и факторы его определяющие. Тема 2. Здоровый образ жизни. Понятие о резервах здоровья, системе и содержании оздоровительных мероприятий: двигательная активность, закаливание, режим труда и отдыха, питание. Тема 3. Психическое здоровье как составная часть здоровья. Слагаемые психического здоровья. Темперамент. Характеристика типов темперамента. Биологические основы поведения. Учет темперамента в учебной деятельности, общении, будущей трудовой деятельности. Тема 4. Эмоции. Эмоциональное благополучие—основной фактор психологического здоровья. Природа и функции эмоций. Индивидуальные различия в эмоциях и их выражении. Особенности эмоциональных состояний. Тема 5. Чувства. Особенности чувственной сферы. Характеристика чувств. Художественно-эстетическое выражение чувств. Интеллектуальные, эстетические, патриотические чувства. Тема 6. Эмоциональное реагирование. Умение управлять своими чувствами. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Тема 7. Стресс и дистресс. Психологические и физиологические проявления. Общий адаптационный синдром. Стресс и поисковая активность. Релаксация как источник эмоционального выживания. Тема 8. Приемы саморегуляции: позитивное мышление, самовнушение, переключение и др. Тема 9. О мужественности и женственности. Духовно-нравственное значение любви в человеческих взаимоотношениях. Цели и задачи программы Цель - помочь взрослым: детскому психологу, воспитателю, учителю, родителям в организации личностного общения с подростками. В ходе бесед и/или занятий в группе социально-психологического тренинга по программе «Я - мой образ жизни - мое здоровье» подросток сможет выразить и осознать свой собственный индивидуально сложившийся опыт жизни, получить представление об уникальности и одновременно типичности чувств, мыслей, действий и поступков каждого человека, В условиях организованного взрослым общения сверстников подросток приобретает опыт доверия и доброжелательного принятия группой каждого из ее участников, учится сотрудничать и активно поддерживать партнера по общению, овладевает целым рядом социально-психологических умений. Задачи воспитания и развития: - овладение определенными психолого-педагогическими знаниями; - осознание целостности своего социально-психологического бытия среди людей; приобщение к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека. - развитие способности адекватного и полного познания себя и других; учиться выражать словами события внутренней жизни, осознавать свои чувства, мысли, поступки, поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции. - овладение приемами декодирования психологических сообщений, идущих от окружающих людей и групп; - обучение индивидуализированным приемам межличностного общения; соотнесение собственного индивидуального опыта с нормативным, создание условий для ответственного и зрелого поведения; - чувственное познание группо-динамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям. Эти задачи решаются на трех уровнях работы: 1 уровень - информативный: на нем выясняются представления подростков и уточняются общепринятые по теме работы знания. 2 уровень - личностный: на нем следует вызвать у подростка положительное эмоциональное отношение к теме занятия, чтобы захотелось применить к себе полученные знания. Необходимы одобрение, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть. 3 уровень - осознание: на нем подросток учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю, а также понимание того, что думают, чувствуют и делают другие люди. Все три уровня обучения присутствуют на каждом занятии и создают для участников пространство возможностей, обогащенную развивающую) среду. Однако результативность для каждого из участников может быть разной и в разные сроки. Программа предназначена для учащихся 12-17 лет. Рассчитана на 10 практических занятий. Учебно-тематический план
Принципы построения программы 1. Принцип позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества). |
Программа кружка по психологии «Мой мир» Программа составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.... | Здоровый образ жизни Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают... | ||
Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ведущий. Здравствуйте, ребята! "Мой верный друг! Мой царь! Мой раб! Родной язык", так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный... | ||
А. А. Кармаев (введение, заключение) Ключевые слова: влияние питания на здоровье и красоту внешности, культура здорового питания, здоровый образ жизни, процесс обучения... | Цели: дать ученикам представление о том, что такое здоровый образ... Система образования сегодня решает конкретные задачи по созданию для школьников комфортных условий обучения на основе индивидуального... | ||
Вопросы к экзамену Дисциплина: Методика обучения и воспитания младших... Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младшего школьника. Неравномерность развития. Учет индивидуальных особенностей... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Мое здоровье мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изменения, происходящие в настоящее время в науке, на производстве, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов... | Прил. 14 На школьном уровне ... | ||
Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой... А здоровый образ жизни молодых людей будет служить залогом сохранения их собственного здоровья, качества жизни и передачи такого... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения... | ||
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения И вот здесь то одной из главных составляющих психологического комфорта и является комфорт на уроке. Ребята попадают в совершенно... | Конспект урока по физкультуре в 11 классе Тема : Здоровый образ жизни.... Обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности | ||
Моё педагогическое кредо Мой язык – мой мир, моя душа Учитель – мудрость мира! Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе.... | Анализ медицинского обеспечения Перед педагогическим коллективом школы стоит одна из главных задач – формировать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни, т... |