Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения





Скачать 154.81 Kb.
НазваниеЗападное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения
Дата публикации26.07.2013
Размер154.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

«ЖИВЫЕ ПОТОКИ»

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ

В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Комплект методик

составлен и апробирован

педагогами-психологами

Власовой А. В.

Сизовой О. В.

Пронькиной Т. М.

Пуговкиной О. Д.


Москва 2005


Название методики

Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено

Составители

Педагоги-психологи ЦПМСС «Живые потоки»:

  1. Власова А. В.

  2. Пуговкина О. Д.

  3. Сизова О. В.

Методист ЦПМСС «Живые потоки»

Пронькина Т. М.

Использованные материалы

  1. Корнилова С., Солондаев В., Иванова Т., и др. Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено. // Школьный психолог. № 36, 2003г.

  2. Тихомирова Л. Ф. Логика. Дети 7-10 лет. – Ярославль, 2002 г.

  3. Вергелис Г. И., Матвеева Л. А., Раев А. И. Младший школьник: помоги ему учиться. – СПб., 2000 г.

  4. Групповай интеллектуальный тест (ГИТ), адаптированный Акимовой М. К., Борисовой Е. М. Козловой В. Т. и Логиновой Г. П.

Актуальность и цель

Дальнейшее совершенствование школьного образования в нашей стране было бы затруднено не только без объективной оценки знаний, умений и навыков учащихся, но и без возможности определить, какие психические качества стоят за индивидуальными и групповыми результатами в обучении. Не менее актуален и анализ дифференцированного влияния обучения на умственное развитие. Дети уже в начальной школе должны овладеть элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения. Возникающие новые условия при переходе из начальной школы в среднее звено предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, а также к степени сформированности у них учебных знаний, действий, уровню произвольности, способности к саморегуляции.

Данная методика позволяет оценить готовность детей к обучению в средней школе, выявить плохо сформированные качества, необходимые для дальнейшего успешного освоения знаний таких как: память, внимание, мыслительные операции на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками и определение отношения к учению.

Возраст детей

10-11 лет

Нормы

Примерные нормы расписаны по каждому субтесту. Общий результат подсчитывается путем суммировании баллов по всем субтестам, кроме 3-го «кодировка».

Ресурсные затраты

  • Проведение всей методики занимает 90 минут (два урока).

  • Количественная обработка результатов занимает 7-10 минут на 1 учащегося.

  • Качественная обработка результатов с группы (25человек) – 5-6 часов.

  • Необходимо подготовить на каждого обследуемого опросный лист (два листа формата А4 с двух сторон).

Плюсы и минусы методики

+

-

+ Возможность количественной и качественной обработки

+ Имеются нормативные (пример-ные) данные

+ Подходит как для группового, так и для индивидуального обследования

+ Комплексность

+ Наличие листа ответов

+ Возможность предположить при-чину школьной неуспеваемости

+ Выявить неблагополучие в умственном развитии учащихся, нуждающихся в коррекции

+ Оценка эффективности школьного обучения

+ Дифференцированный подход к дальнейшей комплектации классов

  • Нет параллельных форм

  • В условиях ограничения времени тревожные и медлительные дети могут показать худшие результаты

  • Объемность

  • Организационная и подготови-тельная (листов опроса) работа трудоемка в рамках школьной системы

ОПИСАНИЕ НАБОРА МЕТОДИК
Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками, а также определение отношения к учению.

Основой для предлагаемого набора послужил комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым. При подборе заданий составители стремились согласовать уровень их сложности и содержание с требованиями программы обучения в выпускном классе начальной школы.

В набор включены следующие шкалы (см. Приложение):

1. Общая осведомленность. Направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы.

2. Кодировка. Направлена на определение динамики работоспособности, объема внимания, общего темпа деятельности.

3. Исправь ошибки. Направлена на изучение внимательности, сформированности функции контроля.

4. Воспроизведение рассказа. Направлена на определение некоторых сторон речевого развития: понимания речи, сформированности письменной речи, а также уровня смысловой памяти.

5. Составление фразы из трех слов.

6. Составление фразы из четырех слов.

Методики направлены на оценку способности к речевому синтезу способности к установлению смысловых логических связей.

7. Классификация (исключение лишнего понятия).

8. Выделение существенных признаков.

9. Простые аналогии (анализ отношений понятий).

Эти методики направлены на изучение основных мыслительных операций на вербальном уровне.

10. Сравнение понятий.

11. Арифметика. Выявляется уровень овладения программными знаниями по математике, способность к рассуждению.

12. Понимание инструкций.

Методика позволяет оценить развитие произвольности, понимание инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям.

13. Определение отношения к учению (на основе косвенных данных).
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводится в группе, где число испытуемых не превышает 30-35 человек, но возможно как тестирование больших групп, так и индивидуальное. Но количество детей в группе не должно быть слишком большим, если дети относятся к группе риска по успеваемости или поведению. Дети выполняют задания на бланке.

Перед началом дается общая инструкция следующего содержания:

Дорогие ребята! Вы скоро будете переходить в 5-й класс. За время обучения в начальной школе вы многому научились. Сейчас вы выполните несколько заданий, и мы с вами узнаем, что вы научились делать особенно хорошо. Я буду объяснять вам, как выполнять каждое задание. Время на выполнение каждого задания ограничено. Вы будете начинать и оканчивать работу по моему сигналу. Приступать к выполнению следующего задания можно только после объяснения. Прошу вас ничего не говорить вслух. Если что-то будет непонятно, поднимите руку, я к вам подойду.
Перед каждой новой методикой дается инструкция (см. Приложение) и разбирается пример (сравнение, аналогии, составление фраз).

В целом проведение всего набора занимает около 90 минут (2 урока по 45 минут).

Во время исследования нельзя оказывать никакой помощи, кроме стимулирующей.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Производится оценка результатов в соответствии с указаниями в рабочей тетради экспериментатора (см. Приложение). Подсчитывается количество баллов по каждой методике и сумма баллов по шкалам 1, 2, 4–13. Результаты заносятся в сводную таблицу и сравниваются с нормами, представленными в таблице «Примерные нормы результатов».
ПРИМЕРНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ


Уровни

1. Общая ос-ведомленность

2. Исправле-ние ошибок

3. Коди-

ровка

4. Воспроиз-ведение рас-сказа

5. Фраза из 3 слов

Выше среднего

9-10

9-10

47 <

8 <




Средний

6-8

3-8

30-47

4-8

2-3

Ниже среднего

< 7

< 2

< 30

< 4

< 2

Уровни

6. Фраза из 4 слов

7. Классифи-кация

8. Выделе-ние сущ. признаков

9. Простые аналогии

10. Сравне-ние понятий

Выше среднего




18-20

15-20

6-7

11-14

Средний

2-3

9-17

6-14

3-5

8-10

Ниже среднего

< 2

< 8

< 6

< 3

< 8




Уровни

11. Арифметика

12. Понимание инструкций

13. Отношение к учению

Выше среднего

7-8

5 <

3-5

Средний

3-6

4-5

1-2

Ниже среднего

< 3

< 4

0




СУММАРНЫЙ БАЛЛ

Выше среднего

86 <

Средний

49-86

Ниже среднего

< 49

Нормы результатов выполнения набора методик (в сырых баллах)
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Общая осведомленность

Инструкция: Ответь, пожалуйста, на десять вопросов.

Экспериментатор читает вопрос 1 раз, дети кратко записывают ответ в листе ответов.

1. Как называется река, на которой расположен Ярославль? (Волга)

2. Что такое пара? (Два, двое и т.п.)

3. Назови четыре времени года? (Зима, весна, лето, осень)

4. Где садится солнце? (На западе)

5. Для чего нужен желудок? (Переваривать еду (пищу)

6. Почему нефть или масло плавают по воде? (Они легче воды)

7. Что празднуют 9 Мая? (День Победы)

8. Каков примерно рост человека? (От 1,5 до 2 метров)

9. Как называется столица Украины? (Киев)

10. Кто живет во Франции? (Французы)

Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
2. Исправь ошибки
Инструкция: Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой.

Дети работают самостоятельно в течение 7 минут.

1. Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. — 1 ошибка

2. Взрослые и дти толпились на берегу. — 1 ошибка

3. Внизу над ними расстилалась пустыня. — 1 ошибка

4. В отфет я киваю ему рукой. — 2 ошибки

5. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. — 2 ошибки

6. Сорняки живучи и плодовиты. — 0 ошибок

7. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. — 0 ошибок

8. На столе лежала карта на_шего города. — 1 ошибка

9. Самолет_сюда, чтобы помочь людям. — 1 ошибка

10. Скоро_удалось мне на машине. — 1 ошибка

(Текст содержит 10 ошибок.)

Оценка: подсчитывается количество замеченных ошибок, каждая замеченная ошибка оценивается в 1 балл.

Количественная оценка дополняется качественной: какие именно ошибки пропущены (смысловые, офографические, дисграфические).
3. Кодировка
Инструкция. Посмотрите – в ключе каждой цифре соответствует особый знак. Сейчас вы будете заполнять пустые клеточки знаками в соответствии с этим ключом. Работать надо быстро, но без ошибок. Попробуйте заполнить строчку, где написано «тренировочное задание».

После того, как дети освоят способ выполнения, дается следующая инструкция:

Сейчас мы начнем выполнять задание на время. По моему знаку вы начинаете заполнять первую строчку, если хватит времени, переходите на вторую. По сигналу «стоп - черта» надо будет остановиться и в следующей клеточке нарисовать вертикальную черту (показать). После этого продолжайте работу.

Каждый раз засекается 30 секунд, работа выполняется в течение 2 минут.

Оценка: подсчитывается количество просмотренных знаков и количество ошибок.

Среднее число просмотренных фигур за 2 минуты – 47, нижняя граница нормы – 30 фигур.

При отсутствии нарушений внимания ошибок нет, или не больше двух. Большое количество ошибок при низком темпе деятельности – показатель либо серьезных нарушений внимания, либо особо низкой мотивации. Большое количество ошибок при высоком темпе деятельности – установка на скорость в ущерб качеству работы. Такая установка типична для импульсивных детей с низким уровнем самоконтроля. Изобилие ошибок в сочетании со средним темпом деятельности – наиболее характерный признак нарушений внимания как такового (плохой концентрации, неустойчивости, отвлекаемости).

По динамике показателей за 4 отрезка времени судят о динамике работоспособности.

4. Воспроизведение рассказа
Экспериментатор читает рассказ вслух. Дети пишут затем краткое изложение в течение 5 минут.

Инструкция: Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они логически связаны. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение пяти минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.

Оценка: подсчитывается количество воспроизведенных смысловых единиц, каждая оценивается в 1 балл.

Рассказ

Три | сгоревших | дома

Казань, | 5 сентября. | Большой | пожар | уничтожил |прошлой | ночью | в Казани | три здания, | расположенные в центре города. | 17 семей | остались без жилища. | Убытки | превышают | 150 миллионов рублей. | Спасая | маленького | ребенка, | один рабочий | сильно поранил себе руку.
5. Составить фразу из трех слов
Инструкция: Я назову тебе три слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши в листе ответов.

На составление каждой фразы дается 1 минута.

Девочка — ручей — мяч

Собака — школа — автомобиль

Гражданин — собака — инструкция

Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет.
6. Составить фразу из четырех слов
Инструкция: Я назову тебе четыре слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши его.

На составление каждой фразы дается 1 минута.

Дверь — комната — больной — доктор

Собака — кошка — дерево — крыша

Бумага — карандаш — мост — река

Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет.

Примечание: все образцы письма детей подвергаются качественному анализу.
7. Классификация (исключение лишнего понятия)
Инструкция: Какое понятие в каждом из перечней является лишним и почему?

На выполнение дается не более 8 минут.

  1. приставка, предлог, суффикс, окончание, корень

  2. треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг

  3. дождь, снег, осадки, иней, град

  4. запятая, точка, двоеточие, тире, союз

  5. дуб, дерево, ольха, тополь, ясень

  6. Василий, Федор, Иван, Петров, Семен

  7. секунда, час, год, вечер, неделя

  8. футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол

  9. самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль

  10. смелый, храбрый, решительный, злой, отважный

Оценка: 2 балла, если называется лишнее слово и дается обобщающее слово (производится классификация); 1 балл — если выделено только лишнее слово.
8. Выделение существенных признаков
Инструкция: Перед скобками слово, а в скобках еще 5 слов. Найди и подчеркни два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками.

На выполнение задания отводится не более 7 минут.

1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)

2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)

3. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)

4. Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)

5. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)

6. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

7. Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты)

8. Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)

9. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа)

10. Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)

Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждое правильно выделенное слово оценивается в 1 балл.
9. Анализ отношений понятий (аналогии)
Инструкция: Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Третье и одно из приведенных ниже находятся в такой же связи. Найди это слово и запиши в листе ответов.

Например:

песня : композитор = самолет : ?

а) аэродром б) горючее в) конструктор г) летчик д) истребитель

Песню сочинил композитор, значит ответ — конструктор, потому что конструктор сделал (придумал, спроектировал) самолет.

На выполнение задания отводится 7 минут.

1. школа : обучение = больница : ?

а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной

2. песня : глухой = картина : ?

а) слепой б) художник в) рисунок г) больной д) хромой

3. лес : деревья = библиотека : ?

а) город б) здание в) книги г) библиотекарь д) театр

4. утро : ночь = зима : ?

а) мороз б) день в) январь г) осень д) сани

5. слагаемое : сумма = множители : ?

а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) деление

6. существительное : склонять = глагол : ?

а) идти б) спрягать в) предмет г) называть д) понятие

7. дожди : наводнение = жара : ?

а) лето б) река в) паводок г) засуха д) осень

Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.

10. Сравнение понятий
Инструкция: Я назову тебе какие-нибудь два предмета, а ты подумай и напиши в листе ответов, что между ними общего, чем они одинаковы. Старайся написать как можно больше.

На выполнение дается не более 10 минут.

  1. книга — тетрадь

  2. лошадь — корова

  3. линейка — треугольник

  4. озеро — река

  5. солнце — луна

  6. сани — телега

  7. дождь — снег

Оценка: 2 балла, если дается обобщающее слово (производится классификация);

1 балл — если перечисляются отдельные признаки.

Ответы, где предлагалась помощь, в оценку не включать.
11. Арифметика
Детям предлагается решить задачи и записать решение и полный ответ.

На решение отводится 8 минут. Допускается оказание индивидуальной помощи ребенку.
Задача 1

Ребята нашли 10 белых грибов и 8 подберезовиков. Все грибы они разложили в корзины, по 9 грибов в каждую.

Сколько корзин потребовалось? (Две корзины)
Задача 2

Знаменитые куранты на Спасской башне были установлены через 704 года после основания Москвы.

В каком году это было, если в 1997 году Москве исполнилось 850 лет? (В 1851 году)
Оценка:

4 балла — задача решена правильно самостоятельно, решение записано выражением.

3 балла — задача решена правильно самостоятельно в 2 вопроса.

2 балла — задача решена правильно, после неоднократного прочтения ее содержания учителем с интонационным выделением компонентов.

1 балл — задача решена правильно, после составления плана решения учителем.

0 баллов — выполнение задачи с ориентировкой не на общий смысл, а на ее отдельные фрагменты, невыполнение задания.
12. Понимание инструкций
Процедура тестирования

«Пока не берите ручки. Я буду читать 1 инструкцию, а вы внимательно следите по своей тетради. Затем по моей команде «Начинайте» вы будете выполнять задание. Старайтесь работать быстро и правильно. Прочитайте сначала все предложение, обдумайте, что в нем от вас требуется, и сделайте это. Работайте до тех пор, пока я не скажу «Достаточно».

Далее зачитывается инструкция и дается команда: «Начинайте». Через 4 минуты дается команда: «Достаточно, положите ручки».

Обработка результатов

  1. Каждое выполненное задание должно оцениваться или как правильное, или как неправильное.

  2. Если ребенок исправил ответ, то оценивается исправленный.

  3. Правильными признаются только те способы решения, которые обозначены в ответе.

  4. Задания, в которых необходимо выполнить две или несколько инструкций, оцениваются как ошибочные, если хотя бы одна инструкция в этом задании выполнена неправильно.

Например, в задании 5 теста необходимо вписать слово «восходит» в предложение «Солнце … на востоке» и не ставить крестик в пропущенное место. Если ребенок правильно вписал слово «восходит», но в то же время не выполнил первого условия, то задание 5 считается выполненным неправильно. Точно так же ошибкой считается, если ребенок правильно не поставил крестик, но дополнил предложение не так, как указано в шаблоне.

  1. За каждое правильно выполненное задание ученик получает 1 балл, т.о. максимально возможная оценка за выполнение этого задания составляет 20 баллов.


13. Определение отношения к учению
Инструкция: нужно внимательно прочитать все перечисленные занятия и выбрать из них пять таких, которыми он больше всего любит заниматься.


  1. Смотреть телевизор.

  2. Заниматься спортом.

  3. Делать домашние задания.

  4. Читать книги.

  5. Ходить в школу.

  6. Играть с ребятами на улице.

  7. Решать разные задачи.

  8. Заниматься в кружке.




  1. Ходить в кино.

  2. Работать на уроке.

  3. Рисовать.

  4. Ездить за город.

  5. Играть в настольные игры.

  6. Играть в компьютерные игры.

  7. Заниматься музыкой.





Оценка:

Если три или более связаны с учебной деятельностью – высокий уровень положительного учения;

Одно-два занятия – средний уровень;

Если среди выбранных занятий нет связанных с учебной деятельностью, это говорит об отрицательном отношении ребенка к учению в школе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения iconЗападное окружное управление образования центр психолого-медико-социального...
Не вдаваясь в качественную сторону составления тестов и не рассуждая о том, насколько технически и экономически оправдано внедрение...
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения iconМетодические рекомендации для проведения педагогических советов по...
Дения», Т. В. Загоскина, заместитель директора боу во «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения», Ю. П. Силинская,...
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения iconМинистерство образования и науки Республики Тыва гоу республиканский...
Печатается по решению экспертного совета гоу республиканского Центра психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал»
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения iconМетодические рекомендации по организации сопровождения детей-инвалидов...
Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной...
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения iconМинистерство общего и профессионального образования свердловской...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № )
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения iconПубличный отчет бюджетного образовательного учреждения для детей,...
В 2011 – 2012 учебном году дополнена нормативно-правовая база боу во «Областной центр пмсс», регламентирующая деятельность учреждения,...
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения iconЗападное окружное управление образования департамента образования...
Организаторами конкурса выступают Западное Окружное Управление образования г. Москвы, гбоу цвр им. А. С. Макаренко
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения iconИ медико-социальной помощи «центр психолого-медико-социального сопровождения...
Актуальность особо возрастает на данном этапе реформы образования, и развития общества в целом, когда идет резкая смена социальных...
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения iconДепартамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад №3 ст. Павловской
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения iconКомплексная программа психолого-медико-социально-педагогического...
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения iconПлан работы государственного областного бюджетного образовательного...
Ногвородской области и предоставляет квалифицированную комплексную помощь населению – детям, подросткам и их родителям (законным...
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения iconПрограмма психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни мое зоровье»
Государственное образовательное учреждение Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал» Утверждена...
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения iconОтчет о результатах деятельности государственного бюджетного образовательного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области для детей
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения iconЮго-западное окружное управление образования департамента образования...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения iconЗападное окружное управление образования

Западное окружное управление образования центр психолого-медико-социального сопровождения iconРоссийская федерация департамент образования города Москвы Юго –...
Развитие ритмического и музыкального слуха через различные виды вокально –музыкальной и игровой деятельности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск