Тема Индивидные характеристики





Скачать 307.35 Kb.
НазваниеТема Индивидные характеристики
страница1/3
Дата публикации10.03.2015
Размер307.35 Kb.
ТипТесты
100-bal.ru > Психология > Тесты
  1   2   3




Раздел 2.

Индивидные и содержательные качества индивидуальности
Тема 5. Индивидные характеристики:

асимметрия полушарий и темперамент



СОДЕРЖАНИЕ

5.1. Асимметрия полушарий и ее проявления

5.2. Формирование асимметрии в онтогенезе

5.3. Темперамент как свойство индивидуальности

5.4. Конституциональные теории темперамента

5.5. Психологические теории темперамента

5.6. Структура темперамента в теории В.М.Русалова

5.7. Резюме

F Основные (базовые) термины и понятия

  • Контрольные вопросы для повторения и самопроверки

F Задания для самостоятельной работы

  • Темы рефератов и/или курсовая работа

F Литература (основная и дополнительная)

  • Интернет-ресурсы

  • Тесты к теме 5



Успешное изучение

темы

позволит:

Знания, умения и навыки темы 5:

Уровни усвоения знаний

1. Иметь представление

О психологическом предназначении церебральной асимметрии и темперамента, об основных теориях развития асимметрии в онтогенезе, о теориях темперамента

2. Знать

Примерное разделение функций между правым и левым полушариями; особенности «правополушарного» и «левополушарного» мышления; основные конституциональные, гуморальную и психологические теории темперамента; структуру темперамента по В.М. Русалову

3. Уметь

Дифференцировать индивидные характеристики от содержательных, определять область влияния темперамента на основные проявления индивидуальности

4. Владеть (навыками)

  • ключевыми понятиями: асимметрия, латерализация, билатеральность, амбидекстрия, ипсилатеральный, контрлатеральный; гуморальный, эргичность, афферентный синтез






Краткие методические указания по изучению темы 5:

  • обратите внимание на проявления церебральной асимметрии в познавательной и эмоциональной сферах

  • отметьте содержательные особенности гуморальных, конституциональных и психологических теорий темперамента

  • разберите соотношения понятий асимметрия, доминирование, билатеральность, латерализация; афферентный синтез и эргичность

  • обсудите правомерность и корректность использования некоторых «естественнонаучных терминов (пластичность, сублимация и пр.) в контексте гуманитарного познания

  • ознакомьтесь с основной и дополнительной литературой, в т.ч. с ресурсами Интернета, приведенными в конце темы





5.1. Асимметрия полушарий и ее проявления
Одним из важнейших индивидных свойств является функциональная асимметрия и специализация полушарий – характеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями. Процесс становления межполушарной организации психических процессов в онтогенезе или деятельности называется латерализацией. Асимметрия есть свойство всего живого, проявляясь по-разному – в тропизмах, направлении завертывания молекулярной спирали и т.д. (явление асимметрии в живом мире называется хиральностью). В физиологии животных используют понятие «лапость» (аналогично «рукости»), и наблюдения показывают, что у млекопитающих также все парные органы имеют ту или иную степень асимметрии, существуют доминирующие (ведущие) и подчиненные конечности. Учитывая раннее приучение детей к праворукости, практические психологи иногда предлагают ориентироваться на критерий «ногости» для определения ведущего полушария (Ананьев Б.Г., 1980; Грановская Р.М., 1988; Егорова М.С., 1977; Мешкова Т.А., 1982; Мешкова Т.А., 2004.; Нартова-Бочавер С.К., 2003; Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М. и др., 1999).

Церебральное доминирование и доминирование руки (уха, глаза) связаны обычно контрлатеральными отношениями (то есть при ведущей правой руке за речь отвечает левое полушарие). Но иногда они состоят и в ипсилатеральных отношениях (расположены на одной стороне тела). Не существует и абсолютного доминирования – у каждого человека наблюдается индивидуальное сочетания церебрального доминирования, доминирования руки, ноги, глаза и уха. Встречаются люди, в равной степени владеющие правой и левой рукой – их называют амбидекстрами. Леворукость иногда приносит человеку неудобства, однако она может иметь различное происхождение, и поэтому воспитание и обучение леворуких детей должно основываться на данных нейропсихологического обследования (Роль среды и наследственности… , 1988).

Церебральное доминирование по функциям – это не состояние, а процесс, который осуществляется в течение всей жизни человека. Если на ранних этапах изучения асимметрии использовались в основном данные клинической практики, то с появлением новых методов (в частности, метода дихотического прослушивания, о котором мы писали в главе 2) было установлено, что любая психическая функция осуществляется благодаря совместной работе обоих полушарий, причем ее анатомический субстрат представлен дважды – в правом полушарии образный, конкретный уровень осуществления функции, а в левом – абстрактный, вербально-логический (Мешкова Т.А., 1982; 2004). И если вначале был отмечен лишь принцип доминантности для речевых функций, то теперь говорят о разных стратегиях переработки информации:

  • левое полушарие осуществляет ее последовательно, аналитично;

  • правое – параллельно, синтетически.

Левое полушарие обычно отвечает за оперирование вербально-знаковой информацией, чтение и счет, правое – за оперирование образами, ориентацию в пространстве, различение звуков и мелодий, распознавание сложных объектов, продуцирование сновидений. Поскольку левополушарное мышление аналитическое, оно действует, осуществляя ряд последовательных операций, в результате чего складывается внутренне непротиворечивая модель мира, которую легко закрепить в знаках и словах.

Правополушарное мышление пространственно-образное, симультанное (одномоментное) и синтетическое, что дает возможность одномоментного схватывания разнородной информации. Итогом функционирования правого полушария является многозначность, которая, с одной стороны, является основой творчества, а с другой – затрудняет понимание между людьми, т. к. основана скорее на символах, чем на значениях. У мужчин асимметрия выражена сильнее, чем у женщин, что, по-видимому, и ограничивает у них возможности компенсации и обучаемость (Грановская Р.М., 1988; Егорова М.С., 1977; Мешкова Т.А., 2004.; Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М. и др., 1999; Роль среды и наследственности…, 1988).

Доминирование полушарий в осуществлении той или иной функции не является фиксированным, а зависит от содержания деятельности, при изменении которой возможно не только сглаживание асимметрии, но даже изменение знака на противоположный. Оно обычно определяет наиболее развитую область психического – так, у правополушарных лучше развиты эмоции и интуиция, у левополушарных – восприятие и мышление, однако и те, и другие способны включать разные полушария, а само понятие «правополушарность» не означает, что центр речи обязательно находится справа – оно лишь подчеркивает факт наибольшей вовлеченности правого полушария в обсуждаемый процесс. В зависимости от соотношения доминирующих и подчиненных функций формируется и структура личности в целом, о чем писал К.-Г. Юнг, причем подчиненная функция часто оказывается самой сильной. (Ее труднее контролировать, потому что человек в отношениях с миром привык опираться на другие информационные каналы и здесь оказывается беззащитным. Так, например, математик-программист, привыкший взаимодействовать с миром «левополушарно», может совершенно не контролировать собственные эмоции и легко впадать в состояние влюбленности или аффекта). В близнецовых парах обычно один опирается на знаковую информацию, другой – на символическую; доминирование определяет и содержание типичных неврозов (возникают ли они в сфере представлений или чувств) (Хрестомат. 5.1, Хрестомат. 5.2).

У праворуких людей под большим контролем находятся мышцы правой стороны тела, так что скрытые эмоции чаще могут быть замечены на левом профиле лица. Поскольку в нашей культуре преобладает праворукость, понятно, недостаток чего испытывает большинство современных людей (Грановская Р.М., 1988; Либин А.В., 1999; Мешкова Т.А., 1982, 2004; Нартова-Бочавер С.К., 2003).
5.2. Формирование асимметрии в онтогенезе
Совсем недавно асимметрию полушарий определяли как уникальную особенность мозга человека, возникшую в антропогенезе в связи с появлением речи и праворукости. Сейчас, однако, с таким пониманием согласиться трудно.

Существует несколько теорий, объясняющих становление асимметрии.

Так, согласно концепции эквипотенциальности полушарий, изначально полушария совершенно идентичны в отношении всех функций, в том числе и речевой. В пользу этого свидетельствуют данные о высокой пластичности мозга и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах его развития.

Согласно же концепции прогрессивной латерализации, специализация полушарий существует уже с момента рождения ребенка. У праворуких она проявляется в виде запрограммированной способности нервного субстрата левого полушария обнаруживать способность к развитию речевой функции и одновременно определять деятельность ведущей руки. Это подтверждается различиями в строении будущих речевых зон задолго до того как речь формируется (Мешкова Т.А., 1982, 2004; Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. и др., 1999).

Формирование полушарий происходит не синхронно, что соответствует содержанию навыков и умений, которыми располагают дети. Так, например, речь развивается очень быстро в раннем детстве, и от 3 до 6 лет наблюдается ускоренное развитие левого полушария, после чего наступает замедление. А правое полушарие в раннем детстве несколько отстает в созревании и начинает догонять левое в период от 8 до 10 лет; окончательное оформление доминирования отмечается к подростковому возрасту.

К настоящему времени вклад наследственности и среды в формирование асимметрии определен не вполне. Так, было обнаружено, что асимметрия полушарий – обычное явление не только у современного и ископаемого человека, но и у человекоообразных обезьян, причем наиболее значительна она в области височных долей (в левом полушарии область между извилиной Гешля и Сильвиевой бороздой обычно имеет существенно большие размеры). Недавно обнаружена асимметрия у новорожденных и плодов.

Применение метода дихотического прослушивания позволило отметить асимметрию уже у новорожденных, по-разному реагирующих на речевую и неречевую информацию. А использование ЭЭГ показывает изменение спектральных характеристик активности их головного мозга в зависимости от качества стимуляции (речь – левое полушарие, музыка – правое). Фонемный анализ языка также производится асимметрично уже на ранних стадиях онтогенеза. Таким образом, в психофизиологии делается вывод о том, что доминантность левого полушария по речи потенциально фиксирована, т.е. существует нервный субстрат, приспособленный для переработки определенного типа информации – быстрой последовательности дискретных единиц, что и составляет основу языка. Однако анатомическая предрасположенность еще не означает окончательной фиксированности функций (вспомним теорию ортогенеза). Потому что последующий опыт может определить и степень асимметрии, и даже перемену знака доминирования на противоположный.

Доминантность по речи окончательно оформляется в процессе психического развития человека. К настоящему времени сроки ее становления определяются как возраст пяти лет, что ограничивает и критический период овладения языком. А степень асимметрии зависит еще и от речевого стимулирования, полученного в это время, что способствует закреплению изначальной предрасположенности к доминированию. На ранних этапах онтогенеза существует высокая степень реорганизации внутри полушарий и между ними, поэтому до пяти лет можно говорить не об эквипотенциальности полушарий, а скорее о повышенной чувствительности к адекватной стимуляции, которая и способствует нарастанию функциональной асимметрии. В то же время это период высокой способности компенсации. Так, например, перинатальные повреждения, вплоть до полного удаления полушария, не сказываются на овладении ребенком речью (афазия возникают только в том случае, если нарушение затронуло субстрат уже сформированной функции). У взрослых и пожилых людей хирургическое вмешательство и органические поражения также могут компенсироваться.

И поскольку все же прослеживается отчетливая связь между церебральным доминированием и доминированием руки, то исследования проводились и в этой области. Происхождение (точнее, оформление) леворукости связывают с действием трех групп факторов – средовых (включая культурные), генетических и патологических.

1. Одна из первых генетических моделей наследования рукости опиралась на закон Менделя и предполагала, что это качество определяется действием одного гена. Однако было обнаружено, что почти половина детей двух леворуких родителей оказываются праворукими, что противоречит данной модели (Мешкова Т.А., 1982, 2004; Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М. и др., 1999).

2. Другая модель основана на том, что рукость является функцией двух генов, один из которых определяет локализацию центров речи (L – в левом полушарии и доминирует, l – в правом полушарии, рецессивный), а другой определяет, какой рукой будет управлять речевое полушарие – контрлатеральной или ипсилатеральной (соответственно C и c); эта модель предложена Дж. Леви и Т. Нагилаки.

3. И, наконец, третья модель, предложенная английским психологом М.Аннет, основана на гипотезе о существовании отдельного гена «правостороннего сдвига» и его рецессивного аллеля. Наличие этого гена обеспечивает изначальную предрасположенность человека к тому, чтобы у него доминировала правая рука, а центр речи располагался в левом полушарии. Таким образом, данный ген определяет не только рукость, но и церебральное доминирование. Последняя модель в наибольшей мере охватывает факты, накопленные в области изучения асимметрии (Мешкова Т.А., 1982, 2004; Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М. и др., 1999).

Исследование асимметрии еще раз продемонстрировало вклад генетических факторов в онтогенетические процессы: наследственность определяет нормы вариативности, а содержание актуальной ситуации – конкретное распределение доминирования.
5.3. Темперамент как свойство индивидуальности
Темперамент представляет собой одну из наиболее изученных индивидных характеристик. Существует множество определений этого качества; каждое из них обычно подчеркивает комплексную структуру темперамента, само название которого происходит от латинского tempero, что означает «смешиваю» (Анастази А., 2001; Грановская Р.М., 1988; Либин А.В., 1999; Нартова-Бочавер С.К., 2003; Русалов В.Н., 1992; Шелдон У., 1982.)

Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности.

Темперамент стал предметом внимания медиков и философов раньше других психологических характеристик, но изучение его было в основном эмпирическим или типологическим, основанным скорее на наблюдении, чем на достоверном анализе научных данных. Поэтому и большинство классификаций темперамента, будучи весьма выразительными и полезными для житейской психодиагностики, составлены совершенно без учета правил строгой научной классификации. Среди попыток объяснения природы темперамента выделяют гуморальные, конституциональные и психологические теории.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Индивидные характеристики iconКонспект лекций Тема Ценообразование и характеристики рынка
Тема Теоретические и практические аспекты оценки и анализа эластичности спроса
Тема Индивидные характеристики iconТема Понятие и основные характеристики корпоративной социальной ответственности

Тема Индивидные характеристики iconТема обучения
А также планшеты, наглядное представление планшета, и его основные характеристики
Тема Индивидные характеристики iconКурсовая работа по технологии лекарств тема: «Производство мазей...
«Производство мазей Влияние фармацевтических факторов на биофармацевтические характеристики мазей»
Тема Индивидные характеристики iconТ. Эдисон. Цель
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Тема Индивидные характеристики iconИнтернет-технологии и Web-дизайн
Тема урока: Возможные виды каналов связи. Характеристики, оборудование. Подключение
Тема Индивидные характеристики iconТема урока: Тип Плоские черви
Укажите характеристики, соответствующие каждому классу плоских червей (письменно)
Тема Индивидные характеристики iconРабочая программа дисциплины
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Тема Индивидные характеристики iconЦуканова Ольга Анатольевна
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Тема Индивидные характеристики iconУрок по теме: «Математическое моделирование»
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Тема Индивидные характеристики iconУрока : онз тема: число и цифра 3
...
Тема Индивидные характеристики iconУтверждаю проректор по учебной работе проф. А. Ю. Александров 2010 г. Рабочая программа
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Тема Индивидные характеристики iconТема: Кинематика
Цель: Получить представление о видах движения, изучить характеристики движения. Научиться применять эти знания в решении задач и...
Тема Индивидные характеристики iconРеферат Технология Тема работы: Технология изготовления печатных плат. Работу
Сравнительные характеристики методов производства и обоснование применяемого в данном проекте. 5
Тема Индивидные характеристики iconПрактическая направленность при изучении основ статистики и элементов...
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Тема Индивидные характеристики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема некоммерческий маркетинг: сущность, особенности. Основные характеристики процессов обмена в некоммерческом маркетинге


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск