Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков»





Скачать 483.51 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков»
страница1/3
Дата публикации08.04.2015
Размер483.51 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.В.2.2 «Психотерапия детей и подростков »

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология

Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина

    1. Автор программы: Пельтихина Ю. В., старший преподаватель

кафедры СПиП

    1. Рецензенты: педагог-психолог ГОБОУ СКОШИ № 3 Санташова О.В., доцент кафедры СПиСП Кривошеева Н.И.



1.3. Пояснительная записка.
Курс по выбору «Психотерапия детей и подростков» разработана для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности «логопедия».

Курс по выбору «Психотерапия детей и подростков» включает в себя лекции, практические занятия, самостоятельную работу студентов и зачет.

Цель данной дисциплины – ознакомление студентов с особенностями диагностического интервью в процессе психотерапии, с основными методами психотерапевтического воздействия.

Курс по выбору «Психотерапия детей и подростков» решает следующие задачи:

1. Раскрыть основные принципы психотерапии детей и подростков.

2. Познакомить студентов с методами психотерапевтического воздействия.

3. Познакомить с особенностями и закономерностями психотерапии детей и подростков.

В процессе обучения студенты овладевают теоретическими знаниями об основных этапах, методологических принципах, особенностях психотерапии детей и подростков.

В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями:

- функции психотерапии;

- методы психотерапевтического воздействия;

- основные направления и формы психотерапии детей и подростков.

    1. Извлечение из ГОС ВПО




    1. Объем дисциплины и виды учебной работы.



№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)




Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология

5

10

100

36

18

18

-

64

зачет
1.6.. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).





п/п

Разделы дисциплины

Вариант 1


ЛК


ПР

СР

1.

Психотерапевтические методы лечения, применяемые в детском и подростковом возрасте.

2

2

9

2.

Психоанализ и его особенности в детском возрасте.

2

2

9

3.

Когнитивно-поведенческая психотерапия в детско-подростковом возрасте.

2

2

9

4.

Основные методы игровой терапии в детском возрасте.

4

4

9

5.

Недирективные методы гопносуггестии и «направленного воображения», применяемые в детском и возрастном возрасте.

2

2

9

6.

Семейная психотерапия при нарушениях детско-родительских отношений.

4

4

9

7.

Специфика применения психотерапии при отдельных формах психических и поведенческих расстройств в детском возраст.

2

2

10




Итого

18

18

64



1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Психотерапевтические методы лечения, применяемые в детском и подростковом возрасте.
Общая характеристика психотерапии. Особенности диагностического интервью в детской и подростковой психотерапии. Общи правила психотерапии детей и подростков.
Психоанализ и его особенности в детском возрасте.
Общие положения психоанализа. Особенности психоанализа в детском и подростковом возрасте. Работа с родителями.

Когнитивно-поведенческая психотерапия в детско-подростковом возрасте.
Общая характеристика когнитивно-поведенческой терапии. Основные показания к применению когнитивно-поведенческой терапии. Наиболее распространенные методы когнитивно-поведенческой терапии. Главные условия эффективности когнитивно-поведенческой терапии. Детско-подростковый вариант прогрессивной мышечной релаксации.
Основные методы игровой терапии в детском возрасте.
Специфичность игровой терапии. Основные направления игровой терапии. Основные цели игровой терапии. Показания к игровой терапии. Игровой материал.

Недирективные методы гопносуггестии и «направленного воображения», применяемые в детском и возрастном возрасте.
Методы гипнотерапии. Показания и противопоказания для гипнотерапии. Общие принципы гипнотизации детей. Клиническая классификация методов гипнотизации, используемых для детей.
Семейная психотерапия при нарушениях детско-родительских отношений.
Кризисы в семейных отношениях. Системная семейная психотерапия. Этапы семейной психотерапии.

Специфика применения психотерапии при отдельных формах психических и поведенческих расстройств в детском возраст.

1.6.3.Темы для самостоятельного изучения.




п/п

Наименование
раздела дисциплины


Тема

Кол-во часов

Форма контроля выполнения
самостоятельной работы


1.

2.

3.

4.

5.

I. Подготовка к аудиторным семинарским (практическим занятиям)







3.

Теоретические модели психотерапии

Теоретические модели зарубежной психологической коррекции.




Аудиторное семинарское занятие

II. Темы для самостоятельного изучения










Теоретические модели психотерапии

Классический психоанализ З. Фрейда;

Аналитическая индивидуальная психокоррекция

А. Адлера;

Клиент центрированный подход К. Роджерса;

Экзистенциальное направление;

Поведенческое направление.

Особенности когнитивной психокоррекции;

Рационально-эмотивная терапия;

Когнитивный подход А. Бека.

Трансактный анализ.

Гештальттерапия Ф. Перлза.






Защита рефератов


III. Контрольные вопросы и задания







1.

Методологические и теоретические основы психотерапии







Аудиторная контрольная работа

2.

Модели психотерапии







Составление таблицы

IV. Практическая работа студентов исследовательского характера




Подготовка и написание реферата

Подготовка и написание курсовой работы

V. Зачетные тестовые задания по всему курсу







Итого








1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.
Тема: Психотерапевтические методы лечения, применяемые в детском и подростковом возрасте.
Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика психотерапии.

  2. Особенности диагностического интервью в детской и подростковой психотерапии.

  3. Общие правила психотерапии детей и подростков.


Задания для самостоятельной работы.
Литература:

Основная

  1. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / Бремс К. ; пер. с англ. Ю. Брянцевой. - 2-е междунар. изд. - М. : Эксмо-Пресс, 2002.

  2. Бьюженталь Д. Наука быть живым : диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии : учеб. пособие по спец. "Психотерапия" / Бьюженталь Д. ; пер. с англ. А. Б. Фенько. - М. : Независимая фирма "Класс", 2005.

  3. Вайнер И. Основы психотерапии / Вайнер И. ; пер. с англ. Е. Антоновой, В. Белоусова. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002.

  4. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / Захаров А. И. - СПб.: КАРО, 2006.

  5. Психотерапия : учебник для студ. мед. вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 3-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.

  6. Психотерапия детей и подростков / под ред. Ф. Кендалла ; пер. с англ. А. Смирнова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2002.

  7. Шавердян Г. М. Основы психотерапии / Шавердян Г. М. - СПб.: Питер, 2007.


Дополнительная

  1. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 1. Стратегия и методы : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В.Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.

  2. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 2. Отклонения и нарушения : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В. Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.

  3. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов / Пезешкиан Н. ; [пер. с нем. Ю. С. Наумовой]. - СПб. : Речь, 2004.

  4. Психологическое консультирование и психотерапия : [сб. статей] / [сост. А. Б. Орлов]. - М. : Вопросы психологии, 2004.

  5. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2002.

  6. Юнг К. Г. Практика психотерапии / Юнг К. Г. ; [пер. А. А. Спектор]. - Минск : Харвест, 2003.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
Тема. Психоанализ и его особенности в детском возрасте.

Вопросы для обсуждения:

  1. Общие положения психоанализа.

  2. Особенности психоанализа в детском и подростковом возрасте.

  3. Работа с родителями.


Литература.

Основная

  1. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / Бремс К. ; пер. с англ. Ю. Брянцевой. - 2-е междунар. изд. - М. : Эксмо-Пресс, 2002.

  2. Бьюженталь Д. Наука быть живым : диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии : учеб. пособие по спец. "Психотерапия" / Бьюженталь Д. ; пер. с англ. А. Б. Фенько. - М. : Независимая фирма "Класс", 2005.

  3. Вайнер И. Основы психотерапии / Вайнер И. ; пер. с англ. Е. Антоновой, В. Белоусова. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002.

  4. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / Захаров А. И. - СПб.: КАРО, 2006.

  5. Психотерапия : учебник для студ. мед. вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 3-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.

  6. Психотерапия детей и подростков / под ред. Ф. Кендалла ; пер. с англ. А. Смирнова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2002.

  7. Шавердян Г. М. Основы психотерапии / Шавердян Г. М. - СПб.: Питер, 2007.


Дополнительная

  1. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 1. Стратегия и методы : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В.Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.

  2. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 2. Отклонения и нарушения : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В. Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.

  3. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов / Пезешкиан Н. ; [пер. с нем. Ю. С. Наумовой]. - СПб. : Речь, 2004.

  4. Психологическое консультирование и психотерапия : [сб. статей] / [сост. А. Б. Орлов]. - М. : Вопросы психологии, 2004.

  5. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2002.

  6. Юнг К. Г. Практика психотерапии / Юнг К. Г. ; [пер. А. А. Спектор]. - Минск : Харвест, 2003.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.
Тема. Когнитивно-поведенческая психотерапия в детско-подростковом возрасте.
Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика когнитивно-поведенческой терапии.

  2. Основные показания к применению когнитивно-поведенческой терапии.

  3. Наиболее распространенные методы когнитивно-поведенческой терапии.

  4. Главные условия эффективности когнитивно-поведенческой терапии.

  5. Детско-подростковый вариант прогрессивной мышечной релаксации.


Задания для самостоятельной работы.
Литература.

Основная

  1. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / Бремс К. ; пер. с англ. Ю. Брянцевой. - 2-е междунар. изд. - М. : Эксмо-Пресс, 2002.

  2. Бьюженталь Д. Наука быть живым : диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии : учеб. пособие по спец. "Психотерапия" / Бьюженталь Д. ; пер. с англ. А. Б. Фенько. - М. : Независимая фирма "Класс", 2005.

  3. Вайнер И. Основы психотерапии / Вайнер И. ; пер. с англ. Е. Антоновой, В. Белоусова. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002.

  4. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / Захаров А. И. - СПб.: КАРО, 2006.

  5. Психотерапия : учебник для студ. мед. вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 3-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.

  6. Психотерапия детей и подростков / под ред. Ф. Кендалла ; пер. с англ. А. Смирнова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2002.

  7. Шавердян Г. М. Основы психотерапии / Шавердян Г. М. - СПб.: Питер, 2007.


Дополнительная

  1. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 1. Стратегия и методы : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В.Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.

  2. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 2. Отклонения и нарушения : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В. Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.

  3. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов / Пезешкиан Н. ; [пер. с нем. Ю. С. Наумовой]. - СПб. : Речь, 2004.

  4. Психологическое консультирование и психотерапия : [сб. статей] / [сост. А. Б. Орлов]. - М. : Вопросы психологии, 2004.

  5. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2002.

  6. Юнг К. Г. Практика психотерапии / Юнг К. Г. ; [пер. А. А. Спектор]. - Минск : Харвест, 2003.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.
Тема. Основные методы игровой терапии в детском возрасте.
Вопросы для обсуждения:

  1. Специфичность игровой терапии.

  2. Основные направления игровой терапии.

  3. Основные цели игровой терапии.

  4. Показания к игровой терапии.

  5. Игровой материал.



Задания для самостоятельной работы.
1.Подготовить доклад «Значение игры в жизни детей и их развитии».

2.Подготовить доклад «Игровая терапия в системе психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста».

3.Составить таблицу «Игровая терапия в контексте разных терапевтических направлений».

4.Законспектируйте главу из книги Г. Л. Лэндрета «Игровая терапия: искусство отношений» главу 2 «Смысл игры».
Литература.

Основная

  1. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / Бремс К. ; пер. с англ. Ю. Брянцевой. - 2-е междунар. изд. - М. : Эксмо-Пресс, 2002.

  2. Бьюженталь Д. Наука быть живым : диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии : учеб. пособие по спец. "Психотерапия" / Бьюженталь Д. ; пер. с англ. А. Б. Фенько. - М. : Независимая фирма "Класс", 2005.

  3. Вайнер И. Основы психотерапии / Вайнер И. ; пер. с англ. Е. Антоновой, В. Белоусова. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002.

  4. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / Захаров А. И. - СПб.: КАРО, 2006.

  5. Психотерапия : учебник для студ. мед. вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 3-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.

  6. Психотерапия детей и подростков / под ред. Ф. Кендалла ; пер. с англ. А. Смирнова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2002.

  7. Шавердян Г. М. Основы психотерапии / Шавердян Г. М. - СПб.: Питер, 2007.


Дополнительная

  1. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 1. Стратегия и методы : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В.Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.

  2. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 2. Отклонения и нарушения : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В. Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.

  3. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов / Пезешкиан Н. ; [пер. с нем. Ю. С. Наумовой]. - СПб. : Речь, 2004.

  4. Психологическое консультирование и психотерапия : [сб. статей] / [сост. А. Б. Орлов]. - М. : Вопросы психологии, 2004.

  5. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2002.

  6. Юнг К. Г. Практика психотерапии / Юнг К. Г. ; [пер. А. А. Спектор]. - Минск : Харвест, 2003.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.
Тема. Недирективные методы гопносуггестии и «направленного воображения», применяемые в детском и возрастном возрасте.
Вопросы для обсуждения:


  1. Методы гипнотерапии.

  2. Показания и противопоказания для гипнотерапии.

  3. Общие принципы гипнотизации детей.

  4. Клиническая классификация методов гипнотизации, используемых для детей.



Литература.

Основная

  1. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / Бремс К. ; пер. с англ. Ю. Брянцевой. - 2-е междунар. изд. - М. : Эксмо-Пресс, 2002.

  2. Бьюженталь Д. Наука быть живым : диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии : учеб. пособие по спец. "Психотерапия" / Бьюженталь Д. ; пер. с англ. А. Б. Фенько. - М. : Независимая фирма "Класс", 2005.

  3. Вайнер И. Основы психотерапии / Вайнер И. ; пер. с англ. Е. Антоновой, В. Белоусова. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002.

  4. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / Захаров А. И. - СПб.: КАРО, 2006.

  5. Психотерапия : учебник для студ. мед. вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 3-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.

  6. Психотерапия детей и подростков / под ред. Ф. Кендалла ; пер. с англ. А. Смирнова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2002.

  7. Шавердян Г. М. Основы психотерапии / Шавердян Г. М. - СПб.: Питер, 2007.


Дополнительная

  1. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 1. Стратегия и методы : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В.Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.

  2. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 2. Отклонения и нарушения : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В. Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.

  3. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов / Пезешкиан Н. ; [пер. с нем. Ю. С. Наумовой]. - СПб. : Речь, 2004.

  4. Психологическое консультирование и психотерапия : [сб. статей] / [сост. А. Б. Орлов]. - М. : Вопросы психологии, 2004.

  5. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2002.

  6. Юнг К. Г. Практика психотерапии / Юнг К. Г. ; [пер. А. А. Спектор]. - Минск : Харвест, 2003.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.
Тема. Семейная психотерапия при нарушениях детско-родительских отношений.

Вопросы для обсуждения:


  1. Кризисы в семейных отношениях.

  2. Системная семейная психотерапия.

  3. Этапы семейной психотерапии.


Задания для самостоятельной работы.
Литература.

Основная

  1. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / Бремс К. ; пер. с англ. Ю. Брянцевой. - 2-е междунар. изд. - М. : Эксмо-Пресс, 2002.

  2. Бьюженталь Д. Наука быть живым : диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии : учеб. пособие по спец. "Психотерапия" / Бьюженталь Д. ; пер. с англ. А. Б. Фенько. - М. : Независимая фирма "Класс", 2005.

  3. Вайнер И. Основы психотерапии / Вайнер И. ; пер. с англ. Е. Антоновой, В. Белоусова. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002.

  4. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / Захаров А. И. - СПб.: КАРО, 2006.

  5. Психотерапия : учебник для студ. мед. вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 3-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.

  6. Психотерапия детей и подростков / под ред. Ф. Кендалла ; пер. с англ. А. Смирнова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2002.

  7. Шавердян Г. М. Основы психотерапии / Шавердян Г. М. - СПб.: Питер, 2007.


Дополнительная

  1. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 1. Стратегия и методы : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В.Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.

  2. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 2. Отклонения и нарушения : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В. Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.

  3. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов / Пезешкиан Н. ; [пер. с нем. Ю. С. Наумовой]. - СПб. : Речь, 2004.

  4. Психологическое консультирование и психотерапия : [сб. статей] / [сост. А. Б. Орлов]. - М. : Вопросы психологии, 2004.

  5. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2002.

  6. Юнг К. Г. Практика психотерапии / Юнг К. Г. ; [пер. А. А. Спектор]. - Минск : Харвест, 2003.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.
Тема. Специфика применения психотерапии при отдельных формах психических и поведенческих расстройств в детском возраст.

Вопросы для обсуждения:

    1. Клинические особенности раннего детского алкоголизма и его психотерапия.

    2. Суицидальное поведение и кризисная психотерапия.

    3. Групповая психотерапия подростков с реакциями на тяжелый стресс и расстройствами адаптации.


Литература.

Основная

  1. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / Бремс К. ; пер. с англ. Ю. Брянцевой. - 2-е междунар. изд. - М. : Эксмо-Пресс, 2002.

  2. Бьюженталь Д. Наука быть живым : диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии : учеб. пособие по спец. "Психотерапия" / Бьюженталь Д. ; пер. с англ. А. Б. Фенько. - М. : Независимая фирма "Класс", 2005.

  3. Вайнер И. Основы психотерапии / Вайнер И. ; пер. с англ. Е. Антоновой, В. Белоусова. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002.

  4. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / Захаров А. И. - СПб.: КАРО, 2006.

  5. Психотерапия : учебник для студ. мед. вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 3-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.

  6. Психотерапия детей и подростков / под ред. Ф. Кендалла ; пер. с англ. А. Смирнова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2002.

  7. Шавердян Г. М. Основы психотерапии / Шавердян Г. М. - СПб.: Питер, 2007.


Дополнительная

  1. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 1. Стратегия и методы : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В.Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.

  2. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 2. Отклонения и нарушения : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В. Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.

  3. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов / Пезешкиан Н. ; [пер. с нем. Ю. С. Наумовой]. - СПб. : Речь, 2004.

  4. Психологическое консультирование и психотерапия : [сб. статей] / [сост. А. Б. Орлов]. - М. : Вопросы психологии, 2004.

  5. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2002.

  6. Юнг К. Г. Практика психотерапии / Юнг К. Г. ; [пер. А. А. Спектор]. - Минск : Харвест, 2003.



1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.8.1. Рекомендуемая литература.
Основная литература


  1. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / Бремс К.; пер. с англ. Ю. Брянцевой. - 2-е междунар. изд. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.

  2. Бьюженталь Д. Наука быть живым : диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии : учеб. пособие по спец. "Психотерапия" / Бьюженталь Д. ; пер. с англ. А. Б. Фенько. - М. : Независимая фирма "Класс", 2005.

  3. Вайнер И. Основы психотерапии / Вайнер И. ; пер. с англ. Е. Антоновой, В. Белоусова. - 2-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2002.

  4. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / Захаров А. И. - СПб.: КАРО, 2006.

  5. Игумнов С. А. Основы психотерапии детей и подростков : справ. пособие / Игумнов С. А. ; [под ред. В. Т. Кондрашенко]. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001.

  6. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой терапии. – СПб., 2000.

  7. Линде Н. Д. Основы современной психотерапии : учеб. пособие для студ., обуч. по направл. и спец. психологии / Линде Н. Д. - М. : Академия, 2002.

  8. Лэндрет Г. и др. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. – М., Воронеж, 2001.

  9. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. - СПб., 2000.

  10. Осипова А. А. Общая психокоррекция. - М., 2000.

  11. Психотерапия : учебник для студ. мед. вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 3-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.

  12. Психотерапия детей и подростков / под ред. Ф. Кендалла ; пер. с англ. А. Смирнова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002.

  13. Романин А. Н. Практическая психология и психотерапия: [учебник для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец.] / Романин А. Н. - М.: КноРус, 2011.

  14. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2000.

  15. Шавердян Г. М. Основы психотерапии / Шавердян Г. М. - СПб.: Питер, 2007.



Дополнительная:

  1. Абдурахманов Р. А. Введение в общую психологию и психотерапию : учеб. пособие / Абдурахманов Р. А. ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: МПСИ, 2002.

  2. Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шефера, Л. Кэри; пер. с англ. А. И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001.

  3. Кэррел С. Групповая психотерапия подростков / Кэррел С.; пер. с англ. А. Маслова. - СПб.: Питер, 2002.

  4. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 1. Стратегия и методы: практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф.; пер. с нем. В.Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.

  5. Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 2. Отклонения и нарушения : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В. Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.

  6. Макаров В. В. Психотерапия нового века / Макаров В. В. - М. : Академический Проект, 2001.

  7. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов / Пезешкиан Н. ; [пер. с нем. Ю. С. Наумовой]. - СПб. : Речь, 2004.

  8. Психологическое консультирование и психотерапия : [сб. статей] / [сост. А. Б. Орлов]. - М. : Вопросы психологии, 2004.

  9. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2002.

  10. Ромек В. Г. Поведенческая психотерапия : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. спец. психологии / Ромек В. Г. - М. : Академия, 2002.

  11. Рудестам К. Групповая психотерапия / Рудестам К. ; пер. с англ. А. Голубева. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2001.

  12. Рутан Д. Психодинамическая групповая психотерапия / Рутан Д., Стоун У. ; пер. с англ. А. Копытина. - 3-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002.

  13. Системная семейная психотерапия / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб.: Питер, 2002.

  14. Соколова Е. Т. Психотерапия : теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Психология" / Соколова Е. Т. - М. : Академия, 2002.

  15. Фримен Д. Техники семейной психотерапии / Фримен Д. ; пер. с англ. и общ. ред. Копытина А. И. - СПб. : Питер, 2001.

  16. Чепмен А. Проблемно-ориентированная психотерапия / Чепмен А., Чепмен-Сантана М. ; пер. с англ. и общ. ред. А. Копытина . - СПб. : Питер, 2001.

  17. Юнг К. Г. Практика психотерапии / Юнг К. Г. ; [пер. А. А. Спектор]. - Минск : Харвест, 2003.


1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
1.9.1. Перечень используемых технических средств.

Для обеспечения данной дисциплины необходимы: оборудованные аудитории; различные технические средства обучения (компьютеры, видео-, аудиоаппаратура); учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы).
1.9.2. Перечень изданий для обеспечения аудиторной работы студентов.


  1. Энциклопедия игр (35 игровых упражнений – 40 мин.).

  2. Профилактика депрессий у детей и подростков (1 час 20 мин.).

  3. Введение в куклотерапию (45 мин.).

  4. Коррекция агрессивного поведения (1 час 21 мин.).

  5. Психогимнастика (1 час 35 мин.).

  6. Психогимнастика. Шаг за шагом (50 мин.).

  7. Игровая коррекция аутизма и других расстройств поведения у детей. (60мин).



1.9.3. Перечень изданий для обеспечения аудиторной работы студентов.


1. Лебединская К.С., Никольская О.С. и др. Дети с нарушениями общения. – М.: Просвещение, 1989. (2 экз.).

2. Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990 (3 экз.).

3. Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994 (2 экз.).

4. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 1997 (3 экз.).


1.10. Примерные зачетные тестовые задания.

1.Концепция детерминации психического развития аномального ребенка была выдвинута:

А) М. Монтессори

Б) Л. С. Выготским

В) Э. Сегеном
2.Психотерапия – это …
3..Арттерапия – это …
4.Основой имаготерапии является:

А) театрализация психотерапевтического процесса;

Б) синтез музыко-ритмо-двигательного воздействий;

В) психокоррекция средствами литературного произведения.
5.Психокоррекционный комплекс состоит из ……. взаимосвязанных блоков:

А) 3

Б) 4

В) 5

6.Холдинг-терапия используется для коррекции:

А) личности

Б) отклонений в поведении

В) эмоциональных расстройств
7.Групповая психотерапия состоит из … фаз:

А) 4

Б) 5

В) 6
8.Основателем психодрамы:

А) Э. Жак-Далькроз

Б) Дж. Морено

В) А. Фрейд
9.Автором метода холдинга является:

А) А. Маслоу

Б) О. С. Никольская

В) М. Велш
11.Оптимальная численность при групповой психотерапии:

А) 4-6

Б) 2-3

В) 5-10
12.В работе с детьми раннего возраста с РДА используется:

А) холдинг-терапия

Б) арт-терапия

В) сказкотерапия
13.Нормативный минимум психологического занятия:

А) 45-1,5 часа

Б) 30-35 минут

В) 35-45 минут

1.11. Примерные перечень вопросов к зачету.


  1. Понятие психотерапии.

  2. Основные принципы, цели и задачи психотерапии.

  3. Основные принципы составления психокоррекционных программ.

  4. Коррекционные воздействия в классическом психоанализе З. Фрейда.

  5. Аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера.

  6. Клиент центрированный подход К. Роджерса.

  7. Гештальттерапия Ф. Перлза.

  8. Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры.

  9. Основные виды и формы игротерапии.

  10. Цветовой игротренинг.

  11. Виды арттерапии и их коррекционное воздействие:

  12. Песочная терапия.

  13. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии.

  14. Арттерапевтические методики в специальном дошкольном образовательном учреждении.

  15. Применение арттерапевтических методик в коррекционной школе.

  16. Психогимнастика в коррекционной работе

  17. Холдинг-терапия.

  18. Имаго-метод.

  19. Понятие психодрама.

  20. Основные фазы психодрамы.

  21. Методики психодрамы.

  22. Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия.

  23. Основные стадии индивидуальной психологической коррекции.

  24. Групповая пихотерапия: специфика групповой формы психокоррекции, особенности комплектования групп, групповая динамика, руководство психокоррекционной группой.

  25. Терапия различных видов детской агрессии.

  26. Терапия детских страхов.

  27. Игровая терапия с тревожными детьми.

  28. Арттерапия как метод коррекции невротических нарушений у детей Методы психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями.

  29. Семейная психотерапия.

  30. Технологии психотерапии родительско-детских отношений.



1.12 Комплект экзаменационных билетов

Хранится на кафедре.
1.13. Примерная тематика рефератов.
1. Сказка в различных психотерапевтических концепциях.

2. Специфика организации игры при разных видах и формах аномального развития.

3. Тренинг детско-родительского взаимодействия с использованием игровой терапии.

4. Основные направления современной развивающей и коррекционной работы.

5. Роль семьи в оказании психологической помощи гиперактивному ребенку.

6. Гештальттерапия о неврозе и психологической природе тревожности.

7.Психокоррекционные процедуры и техники в гештальттерапии.

8. Возникновение психодрамы.

9.Участники психодрамы и их функции.

1.14. Примерная тематика курсовых работ.
1. Игровая терапия в системе психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

2. Холдинг терапия в работе с детьми с РДА.

6.Системная семейная психотерапия.

7.Основные виды психосоматических расстройств у детей и возможности их психокотерапии.

8.Игра как форма аутопсихотерапии.



    1. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.


1.Музыкотерапия как средство гармонизации личности.

2.Современные модели музыкально-терапевтической практики.

3.Особенности использования игровой терапии в работе с детьми.


    1. Методика исследования

Нет.


    1. Бально-рейтинговая система

Нет.

РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины.
Изучение КПВ «Психотерапия детей и подростков» обусловлено актуальностью изучения вопроса особенностей проведения психотерапии детей и подростков

Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинарских и практических занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы психотерапии детей и подростков, методы психологической терапии, рассматриваются этапы проведения коррекционных занятий на разных возрастных этапах.

На семинарских и практических занятиях систематизируются полученные теоретические знания, отрабатываются методики терапевтической работы с детьми и подростками.

Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятельное изучение теоретического материала по разделам, подготовку реферативных сообщений по заданным темам, выполнение различного рода заданий и тестовых материалов, выполнение творческих заданий.

РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков» iconУчебно-методический комплекс опд. В. 07. Психотерапия (указывается...
Целью дисциплины «Психотерапия» является изучение и практическое освоение способов психологической помощи на основе полученных данных...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
И. Н. Иванова. Психотерапия детей и подростков: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной...
Введение этой дисциплины обусловлено как усилением дифференциации детей и подростков в усвоении общего образования, необходимостью...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков» iconУчебно-методический комплекс по курсу «групповая психотерапия»
Г. В. Старшенбаум. Групповая психотерапия. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 42 с
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков» iconУчебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 16 Для студентов очной
Данный учебно-методический комплекс, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Основы нейрофизиологии...
Рецензенты: Лях К. Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный...
Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Программа учебной дисциплины «Невропатология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков» iconУчебно-методический комплекс по курсу «психология семьи и семейная психотерапия»
Г. В. Старшенбаум. Психология семьи и семейная психотерапия. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с. 92


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск