МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУВПО МГГУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.2.2 «Психотерапия детей и подростков »
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология
Утверждено на заседании кафедры СПиСП ППИ
(протокол № 1 от 09.09.13 г.)
Зав. кафедрой СПиСП
______________Ю.А. Афонькина
Автор программы: Пельтихина Ю. В., старший преподаватель
кафедры СПиП
Рецензенты: педагог-психолог ГОБОУ СКОШИ № 3 Санташова О.В., доцент кафедры СПиСП Кривошеева Н.И.
1.3. Пояснительная записка. Курс по выбору «Психотерапия детей и подростков» разработана для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности «логопедия».
Курс по выбору «Психотерапия детей и подростков» включает в себя лекции, практические занятия, самостоятельную работу студентов и зачет.
Цель данной дисциплины – ознакомление студентов с особенностями диагностического интервью в процессе психотерапии, с основными методами психотерапевтического воздействия.
Курс по выбору «Психотерапия детей и подростков» решает следующие задачи:
1. Раскрыть основные принципы психотерапии детей и подростков.
2. Познакомить студентов с методами психотерапевтического воздействия.
3. Познакомить с особенностями и закономерностями психотерапии детей и подростков.
В процессе обучения студенты овладевают теоретическими знаниями об основных этапах, методологических принципах, особенностях психотерапии детей и подростков.
В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями:
- функции психотерапии;
- методы психотерапевтического воздействия;
- основные направления и формы психотерапии детей и подростков.
Извлечение из ГОС ВПО
Объем дисциплины и виды учебной работы.
№ п/п
| Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля (форма отчетности)
|
| Трудо-емкость
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Сам.
работа
| 1.
| 050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология
| 5
| 10
| 100
| 36
| 18
| 18
| -
| 64
| зачет
| 1.6.. Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).
№
п/п
| Разделы дисциплины
| Вариант 1
| ЛК
| ПР
| СР
| 1.
| Психотерапевтические методы лечения, применяемые в детском и подростковом возрасте.
| 2
| 2
| 9
| 2.
| Психоанализ и его особенности в детском возрасте.
| 2
| 2
| 9
| 3.
| Когнитивно-поведенческая психотерапия в детско-подростковом возрасте.
| 2
| 2
| 9
| 4.
| Основные методы игровой терапии в детском возрасте.
| 4
| 4
| 9
| 5.
| Недирективные методы гопносуггестии и «направленного воображения», применяемые в детском и возрастном возрасте.
| 2
| 2
| 9
| 6.
| Семейная психотерапия при нарушениях детско-родительских отношений.
| 4
| 4
| 9
| 7.
| Специфика применения психотерапии при отдельных формах психических и поведенческих расстройств в детском возраст.
| 2
| 2
| 10
|
| Итого
| 18
| 18
| 64
|
1.6.2. Содержание разделов дисциплины. Психотерапевтические методы лечения, применяемые в детском и подростковом возрасте. Общая характеристика психотерапии. Особенности диагностического интервью в детской и подростковой психотерапии. Общи правила психотерапии детей и подростков. Психоанализ и его особенности в детском возрасте. Общие положения психоанализа. Особенности психоанализа в детском и подростковом возрасте. Работа с родителями.
Когнитивно-поведенческая психотерапия в детско-подростковом возрасте. Общая характеристика когнитивно-поведенческой терапии. Основные показания к применению когнитивно-поведенческой терапии. Наиболее распространенные методы когнитивно-поведенческой терапии. Главные условия эффективности когнитивно-поведенческой терапии. Детско-подростковый вариант прогрессивной мышечной релаксации. Основные методы игровой терапии в детском возрасте. Специфичность игровой терапии. Основные направления игровой терапии. Основные цели игровой терапии. Показания к игровой терапии. Игровой материал.
Недирективные методы гопносуггестии и «направленного воображения», применяемые в детском и возрастном возрасте. Методы гипнотерапии. Показания и противопоказания для гипнотерапии. Общие принципы гипнотизации детей. Клиническая классификация методов гипнотизации, используемых для детей. Семейная психотерапия при нарушениях детско-родительских отношений. Кризисы в семейных отношениях. Системная семейная психотерапия. Этапы семейной психотерапии.
Специфика применения психотерапии при отдельных формах психических и поведенческих расстройств в детском возраст.
1.6.3.Темы для самостоятельного изучения.
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Тема
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
| I. Подготовка к аудиторным семинарским (практическим занятиям)
|
|
| 3.
| Теоретические модели психотерапии
| Теоретические модели зарубежной психологической коррекции.
|
| Аудиторное семинарское занятие
| II. Темы для самостоятельного изучения
|
|
|
| Теоретические модели психотерапии
| Классический психоанализ З. Фрейда;
Аналитическая индивидуальная психокоррекция
А. Адлера;
Клиент центрированный подход К. Роджерса;
Экзистенциальное направление;
Поведенческое направление.
Особенности когнитивной психокоррекции;
Рационально-эмотивная терапия;
Когнитивный подход А. Бека.
Трансактный анализ.
Гештальттерапия Ф. Перлза.
|
|
Защита рефератов
| III. Контрольные вопросы и задания
|
|
| 1.
| Методологические и теоретические основы психотерапии
|
|
| Аудиторная контрольная работа
| 2.
| Модели психотерапии
|
|
| Составление таблицы
| IV. Практическая работа студентов исследовательского характера
|
| Подготовка и написание реферата
Подготовка и написание курсовой работы
| V. Зачетные тестовые задания по всему курсу
|
|
| Итого
|
|
|
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. Тема: Психотерапевтические методы лечения, применяемые в детском и подростковом возрасте. Вопросы для обсуждения:
Общая характеристика психотерапии.
Особенности диагностического интервью в детской и подростковой психотерапии.
Общие правила психотерапии детей и подростков.
Задания для самостоятельной работы. Литература:
Основная
Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / Бремс К. ; пер. с англ. Ю. Брянцевой. - 2-е междунар. изд. - М. : Эксмо-Пресс, 2002.
Бьюженталь Д. Наука быть живым : диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии : учеб. пособие по спец. "Психотерапия" / Бьюженталь Д. ; пер. с англ. А. Б. Фенько. - М. : Независимая фирма "Класс", 2005.
Вайнер И. Основы психотерапии / Вайнер И. ; пер. с англ. Е. Антоновой, В. Белоусова. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002.
Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / Захаров А. И. - СПб.: КАРО, 2006.
Психотерапия : учебник для студ. мед. вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 3-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.
Психотерапия детей и подростков / под ред. Ф. Кендалла ; пер. с англ. А. Смирнова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2002.
Шавердян Г. М. Основы психотерапии / Шавердян Г. М. - СПб.: Питер, 2007.
Дополнительная
Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 1. Стратегия и методы : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В.Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.
Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 2. Отклонения и нарушения : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В. Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.
Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов / Пезешкиан Н. ; [пер. с нем. Ю. С. Наумовой]. - СПб. : Речь, 2004.
Психологическое консультирование и психотерапия : [сб. статей] / [сост. А. Б. Орлов]. - М. : Вопросы психологии, 2004.
Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2002.
Юнг К. Г. Практика психотерапии / Юнг К. Г. ; [пер. А. А. Спектор]. - Минск : Харвест, 2003.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. Тема. Психоанализ и его особенности в детском возрасте.
Вопросы для обсуждения:
Общие положения психоанализа.
Особенности психоанализа в детском и подростковом возрасте.
Работа с родителями.
Литература.
Основная
Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / Бремс К. ; пер. с англ. Ю. Брянцевой. - 2-е междунар. изд. - М. : Эксмо-Пресс, 2002.
Бьюженталь Д. Наука быть живым : диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии : учеб. пособие по спец. "Психотерапия" / Бьюженталь Д. ; пер. с англ. А. Б. Фенько. - М. : Независимая фирма "Класс", 2005.
Вайнер И. Основы психотерапии / Вайнер И. ; пер. с англ. Е. Антоновой, В. Белоусова. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002.
Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / Захаров А. И. - СПб.: КАРО, 2006.
Психотерапия : учебник для студ. мед. вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 3-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.
Психотерапия детей и подростков / под ред. Ф. Кендалла ; пер. с англ. А. Смирнова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2002.
Шавердян Г. М. Основы психотерапии / Шавердян Г. М. - СПб.: Питер, 2007.
Дополнительная
Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 1. Стратегия и методы : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В.Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.
Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 2. Отклонения и нарушения : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В. Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.
Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов / Пезешкиан Н. ; [пер. с нем. Ю. С. Наумовой]. - СПб. : Речь, 2004.
Психологическое консультирование и психотерапия : [сб. статей] / [сост. А. Б. Орлов]. - М. : Вопросы психологии, 2004.
Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2002.
Юнг К. Г. Практика психотерапии / Юнг К. Г. ; [пер. А. А. Спектор]. - Минск : Харвест, 2003.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3. Тема. Когнитивно-поведенческая психотерапия в детско-подростковом возрасте. Вопросы для обсуждения:
Общая характеристика когнитивно-поведенческой терапии.
Основные показания к применению когнитивно-поведенческой терапии.
Наиболее распространенные методы когнитивно-поведенческой терапии.
Главные условия эффективности когнитивно-поведенческой терапии.
Детско-подростковый вариант прогрессивной мышечной релаксации.
Задания для самостоятельной работы. Литература.
Основная
Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / Бремс К. ; пер. с англ. Ю. Брянцевой. - 2-е междунар. изд. - М. : Эксмо-Пресс, 2002.
Бьюженталь Д. Наука быть живым : диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии : учеб. пособие по спец. "Психотерапия" / Бьюженталь Д. ; пер. с англ. А. Б. Фенько. - М. : Независимая фирма "Класс", 2005.
Вайнер И. Основы психотерапии / Вайнер И. ; пер. с англ. Е. Антоновой, В. Белоусова. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002.
Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / Захаров А. И. - СПб.: КАРО, 2006.
Психотерапия : учебник для студ. мед. вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 3-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.
Психотерапия детей и подростков / под ред. Ф. Кендалла ; пер. с англ. А. Смирнова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2002.
Шавердян Г. М. Основы психотерапии / Шавердян Г. М. - СПб.: Питер, 2007.
Дополнительная
Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 1. Стратегия и методы : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В.Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.
Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 2. Отклонения и нарушения : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В. Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.
Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов / Пезешкиан Н. ; [пер. с нем. Ю. С. Наумовой]. - СПб. : Речь, 2004.
Психологическое консультирование и психотерапия : [сб. статей] / [сост. А. Б. Орлов]. - М. : Вопросы психологии, 2004.
Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2002.
Юнг К. Г. Практика психотерапии / Юнг К. Г. ; [пер. А. А. Спектор]. - Минск : Харвест, 2003.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4. Тема. Основные методы игровой терапии в детском возрасте. Вопросы для обсуждения:
Специфичность игровой терапии.
Основные направления игровой терапии.
Основные цели игровой терапии.
Показания к игровой терапии.
Игровой материал.
Задания для самостоятельной работы. 1.Подготовить доклад «Значение игры в жизни детей и их развитии».
2.Подготовить доклад «Игровая терапия в системе психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста».
3.Составить таблицу «Игровая терапия в контексте разных терапевтических направлений».
4.Законспектируйте главу из книги Г. Л. Лэндрета «Игровая терапия: искусство отношений» главу 2 «Смысл игры». Литература.
Основная
Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / Бремс К. ; пер. с англ. Ю. Брянцевой. - 2-е междунар. изд. - М. : Эксмо-Пресс, 2002.
Бьюженталь Д. Наука быть живым : диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии : учеб. пособие по спец. "Психотерапия" / Бьюженталь Д. ; пер. с англ. А. Б. Фенько. - М. : Независимая фирма "Класс", 2005.
Вайнер И. Основы психотерапии / Вайнер И. ; пер. с англ. Е. Антоновой, В. Белоусова. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002.
Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / Захаров А. И. - СПб.: КАРО, 2006.
Психотерапия : учебник для студ. мед. вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 3-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.
Психотерапия детей и подростков / под ред. Ф. Кендалла ; пер. с англ. А. Смирнова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2002.
Шавердян Г. М. Основы психотерапии / Шавердян Г. М. - СПб.: Питер, 2007.
Дополнительная
Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 1. Стратегия и методы : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В.Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.
Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 2. Отклонения и нарушения : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В. Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.
Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов / Пезешкиан Н. ; [пер. с нем. Ю. С. Наумовой]. - СПб. : Речь, 2004.
Психологическое консультирование и психотерапия : [сб. статей] / [сост. А. Б. Орлов]. - М. : Вопросы психологии, 2004.
Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2002.
Юнг К. Г. Практика психотерапии / Юнг К. Г. ; [пер. А. А. Спектор]. - Минск : Харвест, 2003.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5. Тема. Недирективные методы гопносуггестии и «направленного воображения», применяемые в детском и возрастном возрасте. Вопросы для обсуждения:
Методы гипнотерапии.
Показания и противопоказания для гипнотерапии.
Общие принципы гипнотизации детей.
Клиническая классификация методов гипнотизации, используемых для детей.
Литература.
Основная
Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / Бремс К. ; пер. с англ. Ю. Брянцевой. - 2-е междунар. изд. - М. : Эксмо-Пресс, 2002.
Бьюженталь Д. Наука быть живым : диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии : учеб. пособие по спец. "Психотерапия" / Бьюженталь Д. ; пер. с англ. А. Б. Фенько. - М. : Независимая фирма "Класс", 2005.
Вайнер И. Основы психотерапии / Вайнер И. ; пер. с англ. Е. Антоновой, В. Белоусова. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002.
Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / Захаров А. И. - СПб.: КАРО, 2006.
Психотерапия : учебник для студ. мед. вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 3-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.
Психотерапия детей и подростков / под ред. Ф. Кендалла ; пер. с англ. А. Смирнова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2002.
Шавердян Г. М. Основы психотерапии / Шавердян Г. М. - СПб.: Питер, 2007.
Дополнительная
Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 1. Стратегия и методы : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В.Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.
Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 2. Отклонения и нарушения : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В. Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.
Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов / Пезешкиан Н. ; [пер. с нем. Ю. С. Наумовой]. - СПб. : Речь, 2004.
Психологическое консультирование и психотерапия : [сб. статей] / [сост. А. Б. Орлов]. - М. : Вопросы психологии, 2004.
Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2002.
Юнг К. Г. Практика психотерапии / Юнг К. Г. ; [пер. А. А. Спектор]. - Минск : Харвест, 2003.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6. Тема. Семейная психотерапия при нарушениях детско-родительских отношений.
Вопросы для обсуждения:
Кризисы в семейных отношениях.
Системная семейная психотерапия.
Этапы семейной психотерапии.
Задания для самостоятельной работы. Литература.
Основная
Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / Бремс К. ; пер. с англ. Ю. Брянцевой. - 2-е междунар. изд. - М. : Эксмо-Пресс, 2002.
Бьюженталь Д. Наука быть живым : диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии : учеб. пособие по спец. "Психотерапия" / Бьюженталь Д. ; пер. с англ. А. Б. Фенько. - М. : Независимая фирма "Класс", 2005.
Вайнер И. Основы психотерапии / Вайнер И. ; пер. с англ. Е. Антоновой, В. Белоусова. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002.
Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / Захаров А. И. - СПб.: КАРО, 2006.
Психотерапия : учебник для студ. мед. вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 3-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.
Психотерапия детей и подростков / под ред. Ф. Кендалла ; пер. с англ. А. Смирнова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2002.
Шавердян Г. М. Основы психотерапии / Шавердян Г. М. - СПб.: Питер, 2007.
Дополнительная
Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 1. Стратегия и методы : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В.Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.
Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 2. Отклонения и нарушения : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В. Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.
Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов / Пезешкиан Н. ; [пер. с нем. Ю. С. Наумовой]. - СПб. : Речь, 2004.
Психологическое консультирование и психотерапия : [сб. статей] / [сост. А. Б. Орлов]. - М. : Вопросы психологии, 2004.
Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2002.
Юнг К. Г. Практика психотерапии / Юнг К. Г. ; [пер. А. А. Спектор]. - Минск : Харвест, 2003.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7. Тема. Специфика применения психотерапии при отдельных формах психических и поведенческих расстройств в детском возраст.
Вопросы для обсуждения:
Клинические особенности раннего детского алкоголизма и его психотерапия.
Суицидальное поведение и кризисная психотерапия.
Групповая психотерапия подростков с реакциями на тяжелый стресс и расстройствами адаптации.
Литература.
Основная
Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / Бремс К. ; пер. с англ. Ю. Брянцевой. - 2-е междунар. изд. - М. : Эксмо-Пресс, 2002.
Бьюженталь Д. Наука быть живым : диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии : учеб. пособие по спец. "Психотерапия" / Бьюженталь Д. ; пер. с англ. А. Б. Фенько. - М. : Независимая фирма "Класс", 2005.
Вайнер И. Основы психотерапии / Вайнер И. ; пер. с англ. Е. Антоновой, В. Белоусова. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002.
Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / Захаров А. И. - СПб.: КАРО, 2006.
Психотерапия : учебник для студ. мед. вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 3-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.
Психотерапия детей и подростков / под ред. Ф. Кендалла ; пер. с англ. А. Смирнова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2002.
Шавердян Г. М. Основы психотерапии / Шавердян Г. М. - СПб.: Питер, 2007.
Дополнительная
Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 1. Стратегия и методы : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В.Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.
Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 2. Отклонения и нарушения : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В. Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.
Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов / Пезешкиан Н. ; [пер. с нем. Ю. С. Наумовой]. - СПб. : Речь, 2004.
Психологическое консультирование и психотерапия : [сб. статей] / [сост. А. Б. Орлов]. - М. : Вопросы психологии, 2004.
Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2002.
Юнг К. Г. Практика психотерапии / Юнг К. Г. ; [пер. А. А. Спектор]. - Минск : Харвест, 2003.
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1. Рекомендуемая литература. Основная литература
Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / Бремс К.; пер. с англ. Ю. Брянцевой. - 2-е междунар. изд. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Бьюженталь Д. Наука быть живым : диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии : учеб. пособие по спец. "Психотерапия" / Бьюженталь Д. ; пер. с англ. А. Б. Фенько. - М. : Независимая фирма "Класс", 2005.
Вайнер И. Основы психотерапии / Вайнер И. ; пер. с англ. Е. Антоновой, В. Белоусова. - 2-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2002.
Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / Захаров А. И. - СПб.: КАРО, 2006.
Игумнов С. А. Основы психотерапии детей и подростков : справ. пособие / Игумнов С. А. ; [под ред. В. Т. Кондрашенко]. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001.
Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой терапии. – СПб., 2000.
Линде Н. Д. Основы современной психотерапии : учеб. пособие для студ., обуч. по направл. и спец. психологии / Линде Н. Д. - М. : Академия, 2002.
Лэндрет Г. и др. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. – М., Воронеж, 2001.
Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. - СПб., 2000.
Осипова А. А. Общая психокоррекция. - М., 2000.
Психотерапия : учебник для студ. мед. вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 3-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.
Психотерапия детей и подростков / под ред. Ф. Кендалла ; пер. с англ. А. Смирнова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002.
Романин А. Н. Практическая психология и психотерапия: [учебник для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец.] / Романин А. Н. - М.: КноРус, 2011.
Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2000.
Шавердян Г. М. Основы психотерапии / Шавердян Г. М. - СПб.: Питер, 2007.
Дополнительная:
Абдурахманов Р. А. Введение в общую психологию и психотерапию : учеб. пособие / Абдурахманов Р. А. ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: МПСИ, 2002.
Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шефера, Л. Кэри; пер. с англ. А. И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001.
Кэррел С. Групповая психотерапия подростков / Кэррел С.; пер. с англ. А. Маслова. - СПб.: Питер, 2002.
Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 1. Стратегия и методы: практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф.; пер. с нем. В.Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.
Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков. Т. 2. Отклонения и нарушения : практическое руководство / Лаут Г. В., Брак У. Б., Линдеркамп Ф. ; пер. с нем. В. Т. Алтухова ; науч. ред. А.Б. Холмогорова. - М. : Академия, 2005.
Макаров В. В. Психотерапия нового века / Макаров В. В. - М. : Академический Проект, 2001.
Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов / Пезешкиан Н. ; [пер. с нем. Ю. С. Наумовой]. - СПб. : Речь, 2004.
Психологическое консультирование и психотерапия : [сб. статей] / [сост. А. Б. Орлов]. - М. : Вопросы психологии, 2004.
Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2002.
Ромек В. Г. Поведенческая психотерапия : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. спец. психологии / Ромек В. Г. - М. : Академия, 2002.
Рудестам К. Групповая психотерапия / Рудестам К. ; пер. с англ. А. Голубева. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2001.
Рутан Д. Психодинамическая групповая психотерапия / Рутан Д., Стоун У. ; пер. с англ. А. Копытина. - 3-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002.
Системная семейная психотерапия / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб.: Питер, 2002.
Соколова Е. Т. Психотерапия : теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Психология" / Соколова Е. Т. - М. : Академия, 2002.
Фримен Д. Техники семейной психотерапии / Фримен Д. ; пер. с англ. и общ. ред. Копытина А. И. - СПб. : Питер, 2001.
Чепмен А. Проблемно-ориентированная психотерапия / Чепмен А., Чепмен-Сантана М. ; пер. с англ. и общ. ред. А. Копытина . - СПб. : Питер, 2001.
Юнг К. Г. Практика психотерапии / Юнг К. Г. ; [пер. А. А. Спектор]. - Минск : Харвест, 2003.
1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 1.9.1. Перечень используемых технических средств.
Для обеспечения данной дисциплины необходимы: оборудованные аудитории; различные технические средства обучения (компьютеры, видео-, аудиоаппаратура); учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы). 1.9.2. Перечень изданий для обеспечения аудиторной работы студентов.
Энциклопедия игр (35 игровых упражнений – 40 мин.).
Профилактика депрессий у детей и подростков (1 час 20 мин.).
Введение в куклотерапию (45 мин.).
Коррекция агрессивного поведения (1 час 21 мин.).
Психогимнастика (1 час 35 мин.).
Психогимнастика. Шаг за шагом (50 мин.).
Игровая коррекция аутизма и других расстройств поведения у детей. (60мин).
1.9.3. Перечень изданий для обеспечения аудиторной работы студентов.
1. Лебединская К.С., Никольская О.С. и др. Дети с нарушениями общения. – М.: Просвещение, 1989. (2 экз.).
2. Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990 (3 экз.).
3. Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994 (2 экз.).
4. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 1997 (3 экз.).
1.10. Примерные зачетные тестовые задания.
1.Концепция детерминации психического развития аномального ребенка была выдвинута:
А) М. Монтессори
Б) Л. С. Выготским
В) Э. Сегеном 2.Психотерапия – это … 3..Арттерапия – это … 4.Основой имаготерапии является:
А) театрализация психотерапевтического процесса;
Б) синтез музыко-ритмо-двигательного воздействий;
В) психокоррекция средствами литературного произведения. 5.Психокоррекционный комплекс состоит из ……. взаимосвязанных блоков:
А) 3
Б) 4
В) 5
6.Холдинг-терапия используется для коррекции:
А) личности
Б) отклонений в поведении
В) эмоциональных расстройств 7.Групповая психотерапия состоит из … фаз:
А) 4
Б) 5
В) 6 8.Основателем психодрамы:
А) Э. Жак-Далькроз
Б) Дж. Морено
В) А. Фрейд 9.Автором метода холдинга является:
А) А. Маслоу
Б) О. С. Никольская
В) М. Велш 11.Оптимальная численность при групповой психотерапии:
А) 4-6
Б) 2-3
В) 5-10 12.В работе с детьми раннего возраста с РДА используется:
А) холдинг-терапия
Б) арт-терапия
В) сказкотерапия 13.Нормативный минимум психологического занятия:
А) 45-1,5 часа
Б) 30-35 минут
В) 35-45 минут
1.11. Примерные перечень вопросов к зачету.
Понятие психотерапии.
Основные принципы, цели и задачи психотерапии.
Основные принципы составления психокоррекционных программ.
Коррекционные воздействия в классическом психоанализе З. Фрейда.
Аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера.
Клиент центрированный подход К. Роджерса.
Гештальттерапия Ф. Перлза.
Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры.
Основные виды и формы игротерапии.
Цветовой игротренинг.
Виды арттерапии и их коррекционное воздействие:
Песочная терапия.
Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии.
Арттерапевтические методики в специальном дошкольном образовательном учреждении.
Применение арттерапевтических методик в коррекционной школе.
Психогимнастика в коррекционной работе
Холдинг-терапия.
Имаго-метод.
Понятие психодрама.
Основные фазы психодрамы.
Методики психодрамы.
Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия.
Основные стадии индивидуальной психологической коррекции.
Групповая пихотерапия: специфика групповой формы психокоррекции, особенности комплектования групп, групповая динамика, руководство психокоррекционной группой.
Терапия различных видов детской агрессии.
Терапия детских страхов.
Игровая терапия с тревожными детьми.
Арттерапия как метод коррекции невротических нарушений у детей Методы психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями.
Семейная психотерапия.
Технологии психотерапии родительско-детских отношений.
1.12 Комплект экзаменационных билетов
Хранится на кафедре. 1.13. Примерная тематика рефератов. 1. Сказка в различных психотерапевтических концепциях.
2. Специфика организации игры при разных видах и формах аномального развития.
3. Тренинг детско-родительского взаимодействия с использованием игровой терапии.
4. Основные направления современной развивающей и коррекционной работы.
5. Роль семьи в оказании психологической помощи гиперактивному ребенку.
6. Гештальттерапия о неврозе и психологической природе тревожности.
7.Психокоррекционные процедуры и техники в гештальттерапии.
8. Возникновение психодрамы.
9.Участники психодрамы и их функции.
1.14. Примерная тематика курсовых работ. 1. Игровая терапия в системе психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
2. Холдинг терапия в работе с детьми с РДА.
6.Системная семейная психотерапия.
7.Основные виды психосоматических расстройств у детей и возможности их психокотерапии.
8.Игра как форма аутопсихотерапии.
Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.
1.Музыкотерапия как средство гармонизации личности.
2.Современные модели музыкально-терапевтической практики.
3.Особенности использования игровой терапии в работе с детьми.
Методика исследования
Нет.
Бально-рейтинговая система
Нет.
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины. Изучение КПВ «Психотерапия детей и подростков» обусловлено актуальностью изучения вопроса особенностей проведения психотерапии детей и подростков
Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинарских и практических занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной работы студентов.
В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы психотерапии детей и подростков, методы психологической терапии, рассматриваются этапы проведения коррекционных занятий на разных возрастных этапах.
На семинарских и практических занятиях систематизируются полученные теоретические знания, отрабатываются методики терапевтической работы с детьми и подростками.
Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятельное изучение теоретического материала по разделам, подготовку реферативных сообщений по заданным темам, выполнение различного рода заданий и тестовых материалов, выполнение творческих заданий.
РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.
|