Рабочая программа история психологии направление подготовки «психология»





Скачать 165.33 Kb.
НазваниеРабочая программа история психологии направление подготовки «психология»
Дата публикации01.08.2015
Размер165.33 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»



УТВЕРЖДАЮ

Ректор НОУ ВПО «БЭПИ»

____________ А.Ф. Онуфриенко

«10» декабря 2012 г.



КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЯ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ


НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ПСИХОЛОГИЯ»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»



Улан-Удэ

2012 г.

Составитель (и) рабочей программы ___________________

Баяртуева Светлана Сымжитовна, кандидат психологических наук
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психология»

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Психология

от «07» декабря 2012 г. Протокол № 5

___________________

Зав. кафедрой Санжаева Римма Дугаровна, доктор психологических наук, профессор

Рабочая программа одобрена Советом факультета

от «10» декабря 2012 г. Протокол № 5

___________________

Заместитель декана психологического факультета Яковлева Оксана Борисовна

Рабочая программа утверждена на заседании Учебно-методического совета

от «10» декабря 2012 г. Протокол № 4

___________________

Председатель Учебно-методического совета Белоусова Светлана Алексеевна, проректор по учебной, научной и методической работе


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи учебной дисциплины

Целью курса является

  1. формирование у студента аналитического подхода к современным концепциям психологической науки,

  2. выработке психологического мышления.

Расшифровка предметных целей обучения.

Основные требования к знаниям и умениям:

Студент должен знать: путь, пройденный психологией в поисках новых знаний о психическом, о тех проблемах, которые были разрешены, и тех, которые еще требуют своего разрешения.

Студент должен уметь: мыслить объективно и непредвзято, находить достоинства и недостатки как абсолютизированных теорий, так и новых, модных в настоящее время.

Студент должен владеть: умениями понять и адекватно оценить отдельные психологические явления и концепции.
1.2. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим

использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Научно-исследовательская деятельность:

способностью и готовностью к:

применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и

методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11).
1.3. Выписка из ФГОС ВПО

Код УД ООП

Дисциплина (модуль)

Трудоемкость (ЗЕ)

Компетенции

Б.3

История психологии

4

ОК-9

ПК-9, 11


1.4. Выписка из учебного плана (очная форма обучения)

Код УЦ ООП

Дисциплина (модуль)

Семестр

Трудоемкость

Ауд час.

Из них

СРС

КР

Форма итогового контроля

ЛЗ

ПЗ

Б3.Б.4

История психологии

1

32

16

16

40




зачет







2

36

18

18







36 часов

экзамен

Академических часов

68

34

34

40




144


1.5. Выписка из учебного плана (заочная форма обучения)

Код УЦ ООП

Дисциплина (модуль)

Семестр

Трудоемкость

Ауд час.

Из них

СРС

КР

Форма итогового контроля

ЛЗ

ПЗ

Б3.Б.4

История психологии

5

10

4

6

126




8 часов

экзамен

Академических часов

10







126




144

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Очная форма обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

ЛЗ

ПЗ

СРС

КР

1 семестр













Предмет и задачи истории психологии

5

5

13




Возникновение и эволюция психологических знаний в рамках учения о душе

5

6

13




Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании

6

5

14




Итого часов

16

16

40

-

2 семестр

ЛЗ

ПЗ

СРС

КР

Доэкспериментальный период развития психологии

4

4







Зарождение психологии как науки

4

4







Объяснительные принципы в психологии

4

4







Основные психологические школы

4

4







Развитие психологии в России

2

2







Итого часов

18

18







Итого часов

34

34

40

-



Заочная форма обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

ЛЗ

ПЗ

СРС

КР

Предмет и задачи истории психологии




1

16




Возникновение и эволюция психологических знаний в рамках учения о душе

1




15




Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании




1

16




Доэкспериментальный период развития психологии

1

1

16




Зарождение психологии как науки




1

15




Объяснительные принципы в психологии

1




16




Основные психологические школы




1

16




Развитие психологии в России

1

1

16




Итого часов

4

6

126

-



  1. ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Предмет и задачи истории психологии

История психологии, ее предмет и задачи.

Источники и методы истории психологии.

Возникновение и эволюция психологических знаний в рамках учения о душе

Развитие психологической мысли в странах Древнего Востока.


Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании

Проблема сознания как критерий психики. Возникновение эмпирической психологии сознания.

Ассоциативная психология.


Доэкспериментальный период развития психологии

Немецкая эмпирическая психология начала 19 века.

Эволюция ассоциативной психологии в 19 веке.


Зарождение психологии как науки

Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса.

Объяснительные принципы в психологии

Принцип детерминизма.

Принцип системности

Основные психологические школы


Кризис в психологии 10-30 гг. 20века.

Структурализм.

Вюрцбургская школа.

Американский функционализм.

Бихевиоризм.

Гештальтпсихология.

Развитие психологии в России

Развитие психологической мысли в России 18 века.

Русская психологическая мысль 19-20 века.



  1. ПЛАН CЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Предмет и задачи истории психологии

Значение и место истории в системе современной психологии

Возникновение и эволюция психологических знаний в рамках учения о душе

Античная психология.

Развитие психологического знания в Средние века и в эпоху Возрождения.

Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании

Эмпирические исследования во французской психологии 18 век.

Психологические идеи в немецкой класс. Философии 18-19 века.

Доэкспериментальный период развития психологии

Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки

Зарождение психологии как науки

Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса.

Объяснительные принципы в психологии

Развитие как объяснительный принцип в психологии

Основные психологические школы


Теория «психического поля» К.Левина.

Генетическая психология Ж.Пиаже.

глубинная психология.

Неофрейдизм.

Теория персонализма.

Гуманистическая психология.

Развитие психологии в России

Развитие экспериментальной психологии в России



  1. ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ




Наименование разделов и тем

Вопросы для самоконтроля СРС

Формы контроля СРС

Предмет и задачи истории психологии


История психологии, ее предмет и задачи.

Источники и методы истории психологии.

Кроссворд

Реферат

СЛС

Возникновение и эволюция психологических знаний в рамках учения о душе

Развитие психологической мысли в странах Древнего Востока.


Кроссворд

Реферат

СЛС

Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании

Проблема сознания как критерий психики. Возникновение эмпирической психологии сознания.

Ассоциативная психология

Кроссворд

Реферат

СЛС

Доэкспериментальный период развития психологии


Немецкая эмпирическая психология начала 19 века.

Эволюция ассоциативной психологии в 19 веке.

Кроссворд

Реферат

СЛС

Зарождение психологии как науки


Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса.

Кроссворд

Реферат

СЛС

Объяснительные принципы в психологии

Принцип детерминизма.

Принцип системности.

Кроссворд

Реферат

СЛС

Основные психологические школы


Кризис в психологии 10-30 гг. 20века.

Структурализм.

Вюрцбургская школа.

Американский функционализм.

Бихевиоризм.

Гештальтпсихология.

Кроссворд

Реферат

СЛС

Развитие психологии в России


Развитие психологической мысли в России 18 века.

Русская психологическая мысль 19-20 века.

Кроссворд

Реферат

СЛС



  1. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

6.1. Тематика рефератов

    1. Стоики

    2. Материалистические учения о душе в античной психологии

    3. Психологические идеи в Древнем мире

    4. Концепция человека в системе Рене Декарта;

    5. Спиноза и психологическое учение о человеке как целостном существе

    6. Теория «локальных знаков» Р.Лотце;

    7. Законы ассоциации как суггестии Т. Брауна;

    8. Сознание как «ментальная химия» в учении Дж. Ст. Милля.

    9. Тесты Бине-Симона;

    10. Возникновение педологии

    11. Предмеханический детерминизм;

    12. Сопоставление принципа системности с несистемными теориями;

    13. Периодизация развития личности

    14. М.В. Ломоносов и естественнонаучный подход к психике человека;

    15. Материалистические идеи А.Н.Радищева о сущности и месте психических явлений в мироздании


6.2. Вопросы для подготовки к зачету

  1. История психологии, ее предмет и задачи.

  2. Источники и методы истории психологии.

  3. Развитие психологической мысли в странах Древнего Востока.

  4. Проблема сознания как критерий психики.

  5. Возникновение эмпирической психологии сознания.

  6. Ассоциативная психология.

  7. Значение и место истории в системе современной психологии

  8. Античная психология.

  9. Развитие психологического знания в Средние века и в эпоху Возрождения.

  10. Эмпирические исследования во французской психологии 18 век.

  11. Психологические идеи в немецкой класс.

  12. Философии 18-19 века.


6.3. Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Определение истории психологии и предмета ее изучения

  2. Психология в странах древнего Востока

  3. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе. Античная психология.

  4. Гиппократ и его психологическое учение

  5. Демокрит и его атомистическое учение

  6. психологические идеи в философии Платона

  7. Психологические воззрения Аристотеля

  8. Психологическая мысль в Древнем Риме

  9. Психологические идеи средневековой Европы

  10. Духовная жизнь эпохи итальянского Возрождения

  11. Эмпирическое направление психологии в Испании

  12. Дуалистические идеи в психологическом учении Р. Декарта

  13. Открытие рефлекторной теории поведения в психологии 17 века

  14. Идеи о месте и значении психического в работах Т.Гоббса и Б. Спинозы

  15. Концепции эмпиризма и рационализма в психологии ХУП века (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Дж. Локк.).

  16. Психологические взгляды французских материалистов ХУШ в (Гельвеций, Дидро и другие.).

  17. Ассоциативные теории в психологии (Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Д. Гартли, Д. Беркли, Д. Юм, И. Гербарт).

  18. Зарождение и развитие экспериментальной психологии (В. Вундт).

  19. Значение работ Эббингауза и Г. Мюллера в изучение памяти.

  20. Французская культурно-социологическая школа 19 век.

  21. Концепция функционализма в психологии и проблема адаптивного действия (В.Джемс, Дж. Дьюи, Р. Вудвортс).

  22. Бихевиоризм и необихевиоризм: общие характеристики и основные идеи. (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Лешли, Б. Скиннер, А. Бандура, Д. Тибо, Дж. Келли.

  23. Гештальтпсихология: общая характеристика, законы гештальта, проблемы восприятия, продуктивного мышления (М. Верггеймер, В. Келлер, К. Коффка).

  24. «Теория поля» К. Левина.

  25. Влияние эволюционных идей Ч.

  26. Генетическая психология Ж. Пиаже.

  27. Экспериментальные исследования умственного развития и одарённости в зарубежной психологии. (А. Бине, Т. Симон, В. Штерн, Л. Термен).

  28. Психоаналитическая теория З. Фрейда.

  29. Неофрейдистское направление в современной психологии (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен, Э. Эриксон).

  30. Основные характеристики теории персонализма (В. Штерн).

  31. Гуманистическая психология (К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт).

  32. Психологические воззрения русских мыслителей ХУШ века М. В. Ломоносова, Г. С. Сковороды, А. Н. Радищева.

  33. Психологические взгляды передовых русских мыслителей первой половиной 19века (П. Любовский, А. И. Галич, О. Е. Мухин, И. Е. Дядьковский, А. М. Филомафитский).

  34. Антропологический принцип в философии Н. Г. Чернышевского.

  35. И. М. Сеченов и его психологические воззрения.

  36. Психологические идеи в «Педагогической антропологии» К. Д. Ушинского.

  37. И.П. Павлов и учение об условных рефлексах.

  38. Объективная психология и «коллективная рефлексология» М. В. Бехтерёва.

  39. Идейная борьба в психологической науке в первые годы Советской власти.

  40. Теоретические проблемы психологии в трудах К.Н.Корнилова

  41. Проблемы развития психики в трудах П.П.Блонского

  42. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского

  43. Содержание теоретических дискуссий в отечественной психологии конца 20 –начала 30гг.

  44. Д.Н.Узнадзе и его учение об установке

  45. Теоретические вопросы психологии в трудах Л.С.Рубинштейна

  46. Разработка теоретических и практических проблем нейропсихологии (А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, С.Г.Геллерштейн, Л.В.Занков)

  47. Исследования по проблемам практического интеллекта в отечественной психологической науке (Б.М.Теплов)

  48. Исследование физиологических механизмов психической деятельности (А.Г.Иванов-Смоленский, П.К.Анохин, Э.А.Астротян, Н.А.Бернштейн, Б.М.Теплов, А.Р.Лурия, Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев и др.)

  49. Основные положения теории движений Н.А.Бернштейна

  50. Исследования проблем развития психики (Н.Н.Ладыгина-Котс, В.М.Боровский, А.Н.Леонтьев, Э.Г.Вацуро, Н.Ю.Войтонис и др.)

  51. Разработка проблем возрастной и педагогической психологии ( В.В.Давыдов, Д.В. Эльконин, П.Я.Гальперин, В.А.Крутецкий и др.)

  52. Исследования проблем личности в отечественной психологии (Л.С.Рубинштейн, В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев, А.Г.Ковалев, Л.И.Божович, Н.Д.Левитов, Н.С.Лейтис, В.Э.Чудновский )

  53. Исследование психологии мышления (Я.А.Пономарев, В.Н.Пушкин, А.Н.Соколов, О.К.Тихомиров, А.В.Брушлинский, Л.Л.Гурова)

  54. Социально-психологические исследования в отечественной психологической науке

  55. Основные отрасли отечественной психологии и их характеристика.



  1. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

7.1. Основные источники

  1. Галустова О.В. История психологии в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2005.

  2. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2004. -  576 с.

  3. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Академия, 2004.

  4. Меньшикова Л.В. Конспекты по истории психологии. - Новосибирск: НГТУ, 2001.

  5. Романин А.Н. Практическая психология философии и религии. – М.: КноРус, 2006. – 344 с.

  6. Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Бахрах-М, 2008.

  7. Смит Р. История психологии. – М.: Академия, 2008. Изд.2. М.,1976


7.2. Дополнительные источники

  1. Аристотель. О душе.//Соч.т.1.М., 1975

  2. Ананьев Б.Г. Очерки истории психологии 18 и 19 вв. М.,1947

  3. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.,1991

  4. Брушлинский А.В. О субъекте психологии. М.,1995.

  5. Бэкон Ф. Новая Атлантида. М.,1954

  6. Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. М.,1930

  7. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.,1976.

  8. Гоббс Г. Избранные произведения. В 2 т. М.,1964

  9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986

  10. Декарт Р. Страсти души//Избр. филос. произв. М.,1989

  11. Ибн-Сина. Канон врачебной науки. Кн.1. Ташкент, 1954

  12. Лукреций Кар. О природе вещей. М.,1936

  13. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.,1994

  14. Платон. Соч. в 3 т.. М.,1968

  15. Спиноза Б. Избр. Произв. М.,1957.т.1.

  16. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.,1991

  17. Хрестоматия по психологии. М.:МГУ, 1987.



  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

8.1. Методические указания по выполнению практических работ.

Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу студента по определенной теме. При написании реферата студент должен собрать и проанализировать имеющуюся литературу по данной теме, обобщить и систематизировать научный материал.
Структура реферата:

Реферат должен содержать:

1.Титульный лист;

2. Содержание;

3.Введение;
4. Основную часть;

5. Заключение;

6. Список использованной литературы.

Оптимальный объем 15-20 страниц печатного текста.
Требования к содержанию:

1. Во введении формулируется актуальность темы, историографический обзор, цель и задачи исследования, практическая значимость (примерный объем введения 2-3 страницы).
2. Основная часть содержит анализ научной литературы по изучаемой теме. Материал основной части должен быть разбит на разделы, каждый раздел – озаглавлен, заголовок – отражать содержание раздела основной части (объем основной части - 12 - 16 страниц).
3. Заключение должно характеризовать в сжатом виде результаты исследования, четкие выводы (2-3 страницы).

4. Список литературы оформляется по следующим критериям:

  • в алфавитном порядке

  • тематически-хронологический

  • по видам источников

В приложение включается вспомогательный материал, на базе которого проводилось исследование: репродукции, иллюстрации, копии документов, фотографии, рисунки, схемы, таблицы, статистические данные.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа история психологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа История психологии Направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа история психологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа история психологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа дисциплины «История психологии»
Содержание: умк по дисциплине «История психологии» для студентов направления подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование»,...
Рабочая программа история психологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа дисциплины история востока направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа история психологии направление подготовки «психология» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине...
Направленность (профиль) программы аспирантуры Общая психология, психология личности, история психологии
Рабочая программа история психологии направление подготовки «психология» icon7 Вопросы к вступительному экзамену по специальности
Общая психология, психология личности, история психологии является одним из основополагающих и системных по данной специальности...
Рабочая программа история психологии направление подготовки «психология» iconОбщая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
Рабочая программа история психологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа психология управления направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа история психологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа социальная психология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа история психологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа политическая психология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа история психологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа дифференциальная психология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа история психологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа психология социальной работы направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа история психологии направление подготовки «психология» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Психологические науки», по профилю «Общая психология, психология личности, история психологии» разработана профессорско-преподавательским...
Рабочая программа история психологии направление подготовки «психология» iconПрограмма дисциплины История психологии для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения...
Рабочая программа история психологии направление подготовки «психология» iconРабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа история психологии направление подготовки «психология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская программа), реализуемая кафедрой социальной психологии факультета...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск