Памятка по изучению дисциплины «Психология»





Скачать 160.14 Kb.
НазваниеПамятка по изучению дисциплины «Психология»
Дата публикации01.08.2015
Размер160.14 Kb.
ТипПамятка
100-bal.ru > Психология > Памятка

СТО АлтГТУ 14.62.1.1503 - 2012

Приложение Б

Памятка по изучению дисциплины «Психология»

для направления 080100 «Экономика»
Составила: доцент каф. К и КТ,

канд.соц.наук,

Н.И. Куликова «Утверждаю»

Зав. кафедрой ___________

И.А.Жерносенко

«___»___________2012 года
Объем дисциплины: 144 часа

Цели освоения учебной дисциплины

Целью изучения дисциплины является максимально полное, всестороннее изучение студентами различных аспектов психологии, большого спектра концепций личности в современной зарубежной и отечественной психологии.

В программе дисциплины представлен полный курс основной проблематики психологии личности, включающий обзор истории становления психологии личности, развернутое изложение теорий, концепций личности и современных исследований по проблемам развития и патологии личности.

Изучение психологической проблематики личности в общем курсе социально-психологических дисциплин, исследование социокультурных, гносеологических, социальных, межличностных и других аспектов психологии с точки зрения соотнесенности их с психологическими императивами личности человека способствует выработке у студентов целостной мировоззренческой позиции.

Виды и содержание занятий по дисциплине
Лекции (17 час.)

МОДУЛЬ 1. Психология как наука.

1. История развития психологии. (2 час.;[3-10]). Объект, предмет, особенности, этапы развития психологии, ее место в системе других наук. Методы психологических исследований, их классификация. Основные направления психологии 20 века.

2. Психика как предмет психологии. (2 час.;[3-10]). Происхождение психики. Отличие психики человека от психики животных. Функции, уровни и формы проявления психики. Психика и организм.
МОДУЛЬ 2. Психология познавательной деятельности.

3. Структура познавательной деятельности. (2 час.;[2-10]). Деятельность человека, ее виды. Познавательные процессы, их взаимосвязь и связь с деятельностью. Чувственные формы освоения действительности: ощущение и восприятие.

4. Рациональные формы освоения действительности. (2 час.;[2-10]). Внимание, память, мышление, воображение, речь - познавательные психические процессы.
МОДУЛЬ 3. Психология личности.

5. Структура и направленность личности. (4 час.; .;[1-10]). Понятия «личность», «человек», «индивидуальность». Социализация и индивидуализация как две стороны процесса развития личности. Темперамент, характер, способности как компоненты в структуре личности. Эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера личности.

6. Жизненный цикл личности. (5 час.; .;[1-16]). Периодизация личностного развития. Кризисы личности, психические новообразования и ведущий тип деятельности – критерии возрастного развития.
Практические занятия (17 час.)
Занятие 1. (2 час.)

1.Предмет психологической науки.

2.Этапы развития психологии как самостоятельной науки.

3.Методы психологического исследования.
Занятие 2. (2 час.)

1. Аспекты изучения человека.

2.Схема психологической макроструктуры человека по Б.Г. Ананьеву.

3.Понятие «системы» в психологии. Человек как элемент в различных системах.
Занятие 3. (2 час.)

1.Сознание и психика.

2.Структура сознания.

3.Основные компоненты структуры познавательной деятельности в психике человека.
Занятие 4. (2 час.)

1.Ощущения и восприятие.

2.Память.

3.Мышление и речь.

4.Воображение.

5.Внимание.

6.Эмоции и чувства.
Занятие 5. (2 час.)

1.Взаимосвязь темперамента и характера.

2.Виды и свойства темперамента, их особенности и психологическая совместимость.

3.Черты и структура характера.
Занятие 6. (2 час.)

1.Акцентуации характера и их диагностика.

2.Задатки и способности.

3.Структура и уровни способностей.

4.Сензитивные периоды развития способностей.
Занятие 7. (2 час.)

1.Механизмы развития личности в теориях различных ориентаций.

2.Идентификация как основной механизм развития личности.

3.Периодизация развития личности. Психологический возраст личности.

4.Особенности психологического возраста. Собственно-психологические критерии зрелости личности.
Занятие 8. (3 час.)

1.Роль кризиса и особенностей его протекания для формирования личности.

2.Проблемы личности в период кризиса середины жизни.

3.Признаки остановки в личностном росте.

4.Защитные механизмы личности.

5.Проявления психологической защиты.
Учебно-методические материалы по дисциплине

Основная литература

  1. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа [Текст] / А. Г. Асмолов. – М., 2007.- 25 экз.

  2. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М., 2010. – 25 экз.

  3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д., 2007. - 30 экз.


Дополнительная литература

  1. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М., 2008.- 25 экз.

  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 2006.- 25 экз.

  3. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст]: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М., 1996. – 25 экз.

  4. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – М., 1999.

  5. Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений [Текст] / С. Нартова-Бочавер. – М., 2001.

  6. Общая психология: курс лекций / сост. Е. И. Рогов [Текст] – М., 2006. - 25 экз.

  7. Психология и педагогика: уч. пос./Отв. Ред. В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА – М., 2008. – 175 с.-30 экз.

  8. Психология и педагогика: уч. пос./ Сост. и отв. Ред. А.А.Радугин. – М.: Центр, 2006.- 336 с.- 30 экз.

  9. Ромек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях [Текст] / В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. – СПб., 2004.


График контроля

Вид занятия

Вид контрольного

испытания

Времяпроведения

Вес в итоговом рейтинге

Практика. Модуль 1.

Тестирование

7-я неделя

0,15

Практика. Модуль 2.

Тестирование

11-я неделя


0,15

Практика. Модуль 3.

Тестирование

16-я неделя

0,2

Экзамен







0,5


Примечания:

Рейтинг можно повысить за счет подготовки:

  • выступления на конференцию (2-10 баллов);

  • презентации по выбранной теме (5-15 баллов);

  • реферата (2-10 баллов).


Примерные темы рефератов:

  1. Место психологии в системе наук о человеке. Специфика психики.

  2. Становление психологии как науки: донаучная психология (интроспективная); ассоциативная психология; научная психология;

  3. Становление психологии как науки за рубежом: психоанализ; бихевиоризм; когнитивная психология; гештальтпсихология; гуманистическая психология.

  4. Основные направления отечественной психологии: школа Л.С. Выготского; школа С.Л. Рубинштейна; школа Б.Г. Ананьева.

  5. Предмет и объект современной психологии и принципы отечественной психологии.

  6. Проблема сознания и уровней его организации в психологии.

  7. Научная и практическая психология.

  8. Проблема метода в психологии и методы современной психологии.

  9. Общее понятие о психологической культуре и психологической компетентности.

  10. Место психологии в системе наук о человеке и обществе.

  11. Предмет современной психологии: традиционные и инновационные представления.

  12. Использование психологических знаний в социальной практике.

  13. Загадки сознания.

  14. Как человек воспринимает мир?

  15. Как человек запоминает, сохраняет и вспоминает?

  16. Как человек понимает и решает задачи?

  17. Личность в структуре общей психологии.

  18. Психология на службе человека и общества.

  19. Психологическая культура: проблемное поле, дискуссия, находки.

  20. Личность и многомерный, изменяющийся мир.

  21. Мотивация личности.

  22. Оценочно притязательная сфера личности.

  23. Активность, поведение, деятельность.

  24. Человеческий субъект как личность.

  25. Жизненный путь личности,

  26. Жизненные перспективы, жизненные стратегии, жизненная карьера личности.

  27. Речь как средство общения. Основные виды речи. Язык и речь - различие и общность понятий.

  28. Речь и мышление - связь психических явлений, Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Пиаже Ж., другие. Развитие значения слов и понятий.

  29. Развитие речи в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже), формирование речевых умений и навыков, развитие значения и смысла слова, речевой рефлексии (А.Р. Лурия).

  30. Эгоцентрическая речь, внутренняя речь и мысль. Феномен предикативности речи.

  31. Понятие афазии. Виды афазий. Исследования А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, Е.Д. Хомской.

  32. Развитие понятий и методы их исследования. Определение понятий. Житейские и научные понятия. Метод сравнения и различения. Метод классификации.

  33. Основные методы изучения соотношения мозга и психики. Нейропсихология.

  34. Теория динамической локализации психических функций А.Р. Лурия.

  35. Мозг. Стратегия полушарий или межполушарная асимметрия.

  36. Межполушарная асимметрия и психология обучаемости.

  37. Общение и предметная деятельность.

  38. Основные виды человеческой деятельности и их предыстория.

  39. Проблемы личности в трудах Б.Г. Ананьева.

  40. Проблемы личности в трудах С.Л. Рубинштейна.

  41. Проблемы личности в трудах К.К. Платонова.

  42. Проблемы личности в трудах В.Н. Мясищева.

  43. Проблемы личности в трудах А.Г. Асмолова.

  44. Проблемы личности в трудах А.Н. Леонтьева.

  45. Проблемы личности в трудах А.В. Петровского.

  46. Особенности подхода к психологии личности в психоаналитическом направлении.

  47. Особенности подхода к психологии личности в бихевиоризме.

  48. Особенности подхода к психологии личности в когнитивной психологии.

  49. Особенности подхода к психологии личности в гуманистической психологии.

  50. Особенности подхода к психологии личности в экзистенциональной психологии.

  51. Особенности подхода к психологии личности в гештальтпсихологии.

  52. Проблема бессознательного в зарубежной психологии личности.

  53. Понятие о потребностях Классификация потребностей человека.

  54. Характеристика потребностей в работах А. Маслоу.

  55. Характеристика личности в теории К. Левина.

  56. Оценки личности (самооценка, ожидаемая оценка и др.).

  57. Проблема устойчивости личности.

  58. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

  59. Психология установки.

  60. Теории темпераментов и типы высшей нервной деятельности.

  61. Темперамент человека в концепции Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина.

  62. Психологические теории темперамента Г. Айзенка, В.М. Русалова, Я. Стреляу.

  63. Темперамент и проблема саморегуляции.

  64. Френология - учение о характере.

  65. Становление характера у детей и пути его воспитания.

  66. Характерология К. Юнга.

  67. Акцентуации характера и их влияние на познавательную деятельность.

  68. Типы акцентуаций характера по К. Леонгарду.

  69. Способности и мозг.

  70. Проблемы способностей в трудах Б.М. Теплова.

  71. Межполовые и индивидуальные различия в способностях.

  72. Основные современные концепции творчества и одарённости.

  73. Особенности состояния внимания у гиперактивных детей.

  74. Психологические закономерности развития внимания у детей дошкольного возраста.

  75. Саморегуляция психических состояний,

  76. Трансовые состояния

  77. Способы профилактики психологического стресса.

Приложение В

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

Реферативная работа по психологии личности является самостоятельной работой студентов по изучению какой-либо темы или проблемы.

Студенты при выполнении реферативной работы должны:

- приобрести знания и выработать навыки самостоятельного ведения научного исследования, поиска необходимой для раскрытия темы литературы и её самостоятельного изучения;

- выработать навыки грамотного размещения материала в тексте, правильного выстраивания системы доказательств;

- научиться правильно оформлять научный аппарат;

- продемонстрировать общую грамотность и эрудицию.

Объем работы должен составлять 15-25 страниц формата А4. Шрифт – 14 пунктом Times New Roman, поля – левое 3 см, верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1,5 см. Интервал – 1,5.
Виды реферативных работ:
Информационные – работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо темы или проблемы.

Проблемные – работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы (хорошая работа этого жанра, при наличии общепринятой структуры, может считаться исследовательской).

Исследовательские – работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
Из чего состоит реферат?
1) ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ - оформляется по образцу

2) ПЛАН реферата. В пунктах плана обозначаются узловые (главные, основные) подразделы, позволяющие в своей совокупности раскрыть тему работы.

Реферат включает в себя:

Титульный лист, подписанный преподавателем, а также:

а) план работы,

б) текст,

в) список использованной при написании работы литературы.
Образец плана

Тема: Психологические механизмы восприятия людьми друг друга

План:

Введение

1. Понятие межличностной перцепции

2. Теория каузальной атрибуции Г. Келли

3. Механизмы межличностной перцепции

4. Эффекты межличностной перцепции

Заключение

Список литературы

Текст должен быть написан в соответствии с планом и достаточно полно раскрывать тему работы. Названия разделов (заголовки) в тексте обязательно выделяются другим цветом, более крупным шрифтом или подчеркиванием. Каждый раздел начинается с новой страницы.
3) ВВЕДЕНИЕ (объём – 1 стр.)

Правильно написать Введение нелегко.

В нём обязательно должны быть раскрыты

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ,

ЦЕЛЬ,

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ,

ГИПОТЕЗА,

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

При написании Введения важно, во-первых, правильно показать АКТУАЛЬНОСТЬ (то есть важность, значимость для современности, для культуры, для науки, для человечества и человека, для Вас лично) темы работы. Студент должен уметь показать, чем интересна выбранная им тема и в чём заключается необходимость её исследования. Значимость и актуальность темы может быть доказана как собственной аргументацией, так и ссылками на признанные авторитеты в этой сфере.

Во-вторых, необходимо сформулировать точно ЦЕЛЬ исследования.

В реферате-исследовании важно выделить ГИПОТЕЗУ. Это позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута.

После этого необходимо поставить ЗАДАЧИ исследования.

Задачи и Цели - не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать для достижения цели Вашей работы.

В реферате-исследовании желательно указать, какими МЕТОДАМИ Вы пользуетесь для подтверждения или опровержения Вашей гипотезы.

4) ТЕКСТ работы пишется в строгом соответствии с планом и раскрывает максимально полно, насколько позволяет объём, тему работы.

Названия разделов (заголовки) в тексте обязательно выделяются другим цветом, более крупным шрифтом или подчёркиванием. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.

5) ЗАКЛЮЧЕНИЕ (объём – 1 стр.).

Завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.

6) К работе прилагается СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, оформленной в строгом соответствии с библиографическим стандартом:

  • литература располагается в алфавитном порядке,

  • у каждого произведения указываются все основные выходные данные: фамилии авторов, заглавия книг и статей, затем помещают издательство (если таковое указано), город, где издана работа (названия крупных и известных городов принято употреблять сокращенно (например, Москва-М., Киев-К.), затем год издания, количество страниц (в соответствии с образцом)

Образец:

1) Васильев Л. М. Из истории религий Древнего Востока. - М.: Высшая школа, 1988. - 416с.

2) Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - С.319-344.

3) Св. Игнатий Антиохийский. Послание к магнезийцам / Писания мужей апостольских. – Рига, 1992. – С.318-319.
Дополнительные требования:

1) Цитирование авторов производится только по их произведениям.

Заимствованная цитата должна быть взята в кавычки. При этом знак " " кавычки должен ставиться в начале, при открытии, и в конце при закрытии цитаты, не зависимо от количества предложений и абзацев в цитате.

2) Текст необходимо вычитать: в работе недопустимы орфографические и пунктуационные ошибки.

3) Защита контрольной работы предполагает свободное владение студентом материалом, изложенным в работе и хорошее знание всей литературы, использованной при написании.

Пример оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. И.И. Ползунова
Факультет…………………………………….


Реферат

по дисциплине «Психология»
на тему: Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.


Выполнил: Иванов С.В.

студ. гр. КТМ-11
Проверил: Петров Е.И.,

доцент кафедры КиКТ,

канд. соц. н.,

Приложение Г

Содержание компетенций, обеспечиваемых освоением дисциплины «Психология»


Код компетенции по ФГОС ВПО

Выпускник должен обладать следующими компетенциями

(содержание компетенций)

080100 «Экономика»

ОК-7, 9,10

  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

  • способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10)

Приложение Д

Лист внесения изменений
ИЗМЕНЕНИЕ (ДОПОЛНЕНИЕ) № __
Утверждено и введено в действие протоколом заседания кафедры культуры и коммуникативных технологий
от ______ 2012 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Памятка по изучению дисциплины «Психология» iconПамятка по изучению дисциплины «Психология»
Целью изучения дисциплины является максимально полное, всестороннее изучение студентами различных аспектов психологии, большого спектра...
Памятка по изучению дисциплины «Психология» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Памятка по изучению дисциплины «Психология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Памятка по изучению дисциплины «Психология» iconМетодические указания по изучению дисциплины Целью учебной дисциплины...
...
Памятка по изучению дисциплины «Психология» iconПамятка для студентов направления 080200 «Менеджмент» по изучению...
Бизнес в России – исторический аспект. Бизнес и его психологические предпосылки. Бизнес как юридически законная деятельность. Бизнес...
Памятка по изучению дисциплины «Психология» iconПамятка для студентов группы тгв-31 по изучению дисциплины «Исторические...

Памятка по изучению дисциплины «Психология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория...
«050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология»
Памятка по изучению дисциплины «Психология» iconПриложение б стиллабус (памятка)
«Технология продукции и организация общественного питания» по изучению дисциплины «Товароведение продовольственных товаров»
Памятка по изучению дисциплины «Психология» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология социальной работы
Памятка по изучению дисциплины «Психология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Организационная психология
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Организационная психология
Памятка по изучению дисциплины «Психология» iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...
Памятка по изучению дисциплины «Психология» iconПамятка для студентов группы тмп–81 по изучению дисциплины «Биохимия» (6 семестр)
...
Памятка по изучению дисциплины «Психология» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические...
Цель освоения дисциплины Общая и экспериментальная психология реализация социально-психологических компетенций в области психолого-педагогического...
Памятка по изучению дисциплины «Психология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Памятка для студентов группы Тиэт-91 по изучению дисциплины «Делопроизводство и корреспонденция» (IX семестр)
Памятка по изучению дисциплины «Психология» iconПамятка для студентов по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»
Во 2 семестре изучение дисциплины «Корпоративная социальная ответственность (далее – ксо)» предусматривает рассмотрение следующих...
Памятка по изучению дисциплины «Психология» iconПамятка по изучению дисциплины «экономика инновационной фирмы» для...
Изучение дисциплины «Экономика инновационной фирмы», предусматривает рассмотрение следующих тем


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск