Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Общая и экспериментальная психология Автор программы: Тучкова Т. В





НазваниеМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Общая и экспериментальная психология Автор программы: Тучкова Т. В
страница1/16
Дата публикации22.11.2017
Размер2.03 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3. Б.2.1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)


050400 Психолого-педагогическое образование,

профиль «Психология образования»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием
профиля (названия магистерской программы)


Утверждено на заседании кафедры

психологии

психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич


2012
1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б3. Б.2.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Общая и экспериментальная психология
2. Автор программы: Тучкова Т.В.
4. Цели освоения дисциплины:
Цель освоения дисциплины Общая и экспериментальная психология - реализация социально-психологических компетенций в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, предполагающие:

- сформировать у студентов представления о фактах, механизмах и закономерностях психической жизни человека;

- дать знания о развитии психологических особенностей личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества;

- познакомить студентов с основами психологического эксперимента;

- научить понимать типичные экспериментальные работы, судить о достоверности описанных результатов и самостоятельно проводить экспериментальные психологические исследования.
Основные задачи курса «Общая и экспериментальная психология»:

  • Сформировать теоретические знания у студентов в области общей психологии;

  • Выработать умение мыслить психологически, т.е. сформировать так называемое «теоретическое», психологическое мышление, направленное на отражение реальности в форме психологических понятий и категорий.

  • Сформировать представления о многообразии и особенностях экспериментов в психологии.

  • Рассмотреть основы планирования эксперимента и оценки статистических гипотез.

  • Вооружить студентов методами экспериментальной психологии.


5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебный курс «Общая и экспериментальная психология» относится к дисциплинам профессионального цикла, предваряет изучение возрастной, специальной психологии и др. В процессе изучения данной дисциплины студенты осваивают систему фундаментальных понятий психологической науки, важных для становления их профессиональной компетентности, знакомятся с методами этой науки, технологией проведения психологических исследований.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
(модуля):


  1. готовность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

  2. способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

  3. способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

  4. способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3).

В результате изучения дисциплины «Общая и экспериментальная психология» студенты должны знать:

- основные понятия общей и экспериментальной психологии;

- основные факты, механизмы и закономерности функционирования психики человека;

- структуру человеческой психики, сущность, виды и функции основных психических феноменов;

- особенности психологического экспериментального исследования;

- основные виды экспериментов;

- экспериментальные и неэкспериментальные планы;

- особенности использования экспериментального метода в разных отраслях психологии.

должны уметь:

- последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;

- ориентироваться в различных психических проявлениях;

- выявлять взаимосвязь методологии, методов и методик психологического экспериментального исследования;

- формулировать проблему, гипотезы, цель и задачи экспериментального исследования;

- проводить лонгитюдные и сравнительные экспериментальные исследования;

- проверять валидность психологического эксперимента;

- планировать эксперимент и предвидеть факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность;

- применять метод эксперимента в социально-психологических исследованиях.

должны владеть:

  • русским литературным языком, навыками устной и письменной речи;

  • способностью выступать публично и работать с научными текстами;

  • методами общей и экспериментальной психологии и интерпретировать полученные результаты в исследователь­ских целях.

10. Темы для самостоятельного изучения дисциплина «Общая и экспериментальная психология» для направления подготовки 050400 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») Профиль «Психология образования»

п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной

работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

Общая психология




20




1.

Раздел I. Введение в общую психологию:

    1. Предмет психологии. Структура современной психологии

    2. Развитие психики в филогенезе

Вопросы для самостоятельного изучения, Выполнение заданий в интерактивной форме, Написание эссе

Реферат

4

Собеседование, проверка эссе

защита реферата

2.

Раздел II.

Личность и деятельность:

2.1. Сознание как высшая форма развития психики

2.2. Личность, ее структура и проявления.

2.3. Деятельность.


Контрольная работа

Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме

Вопросы для самостоятельного изучения

4

Проверка контрольной работы

Защита реферата Собеседование

3.

Раздел III. Индивидуально-типологические особенности личности:

3.1. Темперамент.

3.2. Характер

3.3. Способности.

Тестирование, решение психологических задач

Подбор и решение психологических задач, конспектирование

Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме

4

Выполнение тестов

Проверка решения психологических задач, конспектов

Защита реферата

4.

Раздел IV. Эмоционально-волевая сфера личности

4.1.Эмоции

4.2.Воля.

Подготовка сообщения на тему «Способы управления эмоциями»

Участие в разборе кейс-заданий, АСТ-тестирование

3

Заслушивание сообщения

Проверка результатов тестирования

5.

Раздел V. Познавательная деятельность личности

5.1. Внимание.

5.2. Ощущение.

5.3. Восприятие.

5.4. Память.

5.5. Мышление.

5.6. Речь.

5.7. Воображение.

Составление таблиц: «Особенности развития внимания в онтогенезе» «Приемы развития внимания».

Тестирование.

Вопросы для самостоятельного изучения.

Составление доклада на тему: «Приемы развития памяти».

Составление аннотации на книгу, решение психологических задач.

Конспектирование.

АСТ-тестирование

5

Проверка таблиц Выполнение тестов.

Собеседование. Проверка доклада. Проверка аннотации. Проверка конспектов. Проверка результатов тестирования.


Экспериментальная психология






20




1.

Введение в экспериментальную психологию

Вопросы для самостоятельного изучения, Выполнение заданий в интерактивной форме, Написание эссе

Реферат

5

Собеседование, проверка эссе

защита реферата

2

Особенности психологического экспериментального исследования


Контрольная работа

Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме

Вопросы для самостоятельного изучения

5

Проверка контрольной работы

Защита реферата Собеседование

3

Планирование и организация психологического экспериментального исследования

Тестирование, решение психологических задач

Подбор и решение психологических задач, конспектирование

Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме

5

Выполнение тестов

Проверка решения психологических задач, конспектов

Защита реферата

4

Особенности использования экспериментального метода в разных отраслях психологии

Подготовка сообщения на тему «Способы управления эмоциями»

Участие в разборе кейс-заданий, АСТ-тестирование

5

Заслушивание сообщения

Проверка результатов тестирования




Всего:




20







ИТОГО:




40





11. Образовательные технологии

Интерактивные формы занятий:


раздела (темы)

Формы







Общая психология







1.1

Дискуссия на тему «Причины длительного пути становления психологии как самостоятельной науки».







1.2

Просмотр и обсуждение видеофильма «Интеллектуальное поведение животных».




2.1

Психологический анализ литературных текстов.







2.2

Тренинг личностного роста (элементы).







3.1

Решение ситуационных задач.







3.2

Ролевая игра: «Определи тип акцентуированного характера и приемы воздействия на него».







4.1

«Мозговой штурм»: «Способы управления эмоциями».







4.2

Работа в группах: «Пути и методы развития воли».







5.4

Тренинг «Управление памятью» (элементы).







5.7

Дискуссия на тему: «Развитие творческого воображения».







Экспериментальная психология







1.1.

Участие в форуме «Современные проблемы экспериментальной психологии»







1.2.

Психологический анализ литературных текстов.







2.4.

Работа в группах: «Экспериментальные ситуации: способы решений».







2.4.

Дискуссия на тему «Актуальные темы психологических исследований».







3.4.

Социально-психологический тренинг (элементы).







4.2.

Решение ситуационных задач







4.4.

«Мозговой штурм»








12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Общая и экспериментальная психология»
Общая психология
Раздел 1. Введение в психологию
Практическое занятие 1.

Тема 1.1. Предмет психологии

План

  1. Становление предмета психологии. Определение психологии как науки, ее задачи. Классификация отраслей психологии.

  2. Методологические принципы психологического исследования. Характеристика методов психологии.

  3. Понятие о психике, ее функции, проявления. Особенности психического отражения.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Решение задач № 2,4,8,9,15,18,21,24,25,35 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

  2. Дискуссия на тему: «Причины длительного пути становления психологии в самостоятельную науку».

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать основные понятия темы: психология, психика, отражение.

  2. Составить схемы:

    1. «Система и уровни основных форм отражения», «Основные функции психики». – Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. - с.17–18.

    2. «Специфика психического отражения»-Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы.-М.,2003.-с.14.

    3. «Взаимосвязь психологии с другими науками», «Отрасли психологии».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. - с.26.

Литература

Основная

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003.

  2. Корнилова Т. В.   Экспериментальная психология : Теория и методы : учебник для вузов / Т. В. Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2005.

  3. Краснов А. Н.   Общая психология : учеб. пособие для студ. психолог. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.

  4. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // В кн.: Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – с. 25-39.

Дополнительная

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М.,2003.

  2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.,1996.

  3. Ломов Б.Ф. Психология в системе научного знания // Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – с. 39-50.

  4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

  5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. психология человека. – М., 1995.

  6. Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии. - М.,1995.


Практическое занятие 2

Тема 1.2. Развитие психики в филогенезе

План:

  1. Взаимосвязь психики и материи.

  2. Формы отражения и формы поведения.

  3. Развитие психики животных:

а) Раздражимость. Тропизмы. Таксисы;

б) Инстинктивные формы поведения;

в) Интеллектуальное поведение животных;

4. Общение и «язык» животных.

5. Качественные различия психики животных и человека.

Вопросы для коллективного обсуждения

    1. Решение задач № 107, 108, 109, 110, 114, 118, 133, 135 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

    2. Просмотр и обсуждение видеофильма «Интеллектуальное поведение животных».

Задания для самостоятельной работы

      1. Выписать основные понятия темы: отражение, раздражимость, чувствительность, тропизмы, инстинкт, научение интеллектуальное поведение, «язык» животных, орудийная деятельность.

    1. Составить таблицы:

  1. «Основные этапы развития психики в животном мире», Важнейшие особенности активности животных и деятельности человека».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.,2003. - с.48,55

  2. «Стадии и уровни развития психики и поведения животных». - Литература: Немов Р.С. психология. Кн. 1. – М., 1998. – с. 114,115

3. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии.- М., 1976.- Составить аннотацию.

Литература

Основная

  1. Общая психология : курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2007.

  2. Петровский, А. В.   Психология: учебник для студ. вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.

  3. Леонтьев А. Н. Общая характеристика психики животных//Хрестоматия по психологии – М.,1987.- с.62-68.

Дополнительная

  1. Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта//Хрестоматия по психологии – М.,1977.- с.98-104.

  2. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. -М.,1958.

  3. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии.- М., 1976



Раздел 2. Личность и деятельность


Практическое занятие 3
Тема 2.1. Сознание как высшая форма развития психики

План

  1. Понятие о сознании, его функции, структура.

  2. Самосознание: понятие, функции, структура.

  3. Характеристика бессознательных процессов.

  4. Механизмы психологической защиты.

Вопросы для коллективного обсуждения

Решение задач № 117, 119, 120, 123, 134 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

Задания для самостоятельной работы

      1. Выписать основные понятия темы: самосознание, самопознание, самоотношение, саморегуляция, самоконтроль, самооценка и ее виды, сознание, личностный смысл, уровень притязаний, локус контроля.

  1. Составить схему «Структура сознания» (по В.П. Зинченко)- Литература: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.- с. 188 или по: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М.,2003.- С.121.

  2. Составить таблицы:

  • «Механизмы психологической защиты».- Литература: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.- С. 196.

  • «Виды бессознательных процессов». - Литература: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.,1996.- С. 67-87

  • «Этапы развития самосознания» - Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М.,2003.- С.127.

Литература

Основная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.,1996.

  2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии.- М.,2000.

  3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.- СПб.,2004.

  4. Общая психология : курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2007.

  5. Петровский, А. В.   Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский,
    М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.

  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.

Дополнительная

  1. Бассин Ф.В. В вестибюле осознания //Хрестоматия по психологии. - М., 1987.-с.56-62.

  2. Общая психология: Курс лекций/ сост. Е.И.Рогов.-М.,2003.

  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д:,2003.


Практическое занятие 4.

Тема 2.2. и 2.3. Личность и деятельность.

План

  1. Становление понятия «личность» в психологии. Научная психология о сущности личности.

  2. Психологическая структура личности.

  3. Потребности как источник активности личности, их классификация.

  4. Мотивация поведения человека как проявление потребностей личности:

  5. Понятие о мотивах, их виды.

  6. Формирование личности и движущие силы ее развития.

  7. Понятие о деятельности, ее структура.

  8. Психологическая характеристика видов деятельности: игра, учение, труд.

Вопросы для коллективного обсуждения

      1. Решение задач № 265, 266, 274, 294, 296 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

      2. Тренинг личностного роста (элементы) – обсуждение содержания и степени его эффективности.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать основные понятия темы: индивид, индивидуальность, личность, потребности, мотив, деятельность, активность, операции, потребности, мотив, цель, интериоризация, экстериоризация, умения, навыки, игра, труд, взаимодействия навыков, интерференция навыков.

  2. Составить схемы: «Соотношение объёмов понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»; «Структура личности», «Основные формы направленности личности».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. - с. 60-73.

  3. Составить таблицу «Сравнительный анализ основных видов деятельности»:

Деятельность

Структура

Содержание

Развивающее воздействие на психику и личность

Игровая










Учебная










Трудовая











Литература

Основная

  1. Краснов А. Н.   Общая психология: учеб. пособие для студ. психолог. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.

  2. Общая психология : курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2007.

  3. Ананьев Б.Г. Социальная ситуация развития личности и ее статус //Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб, 2001.- с. 319-324.

  4. Леонтьев А.Н. Индивид и личность//Там же. - .39-48.

  5. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Там же. - С.95-105.

  6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность // Там же.- С. 20-27.

  7. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по психологии. - М., 1987.- с. 93-101.

Дополнительная

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-СПб., 2000.

  2. Мерлин В.С. Психология индивидуальности.- М-Воронеж, 1996.

  3. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982.- с. 28-34.

  4. Холл К., Линдсей Г. Теории личности.- М.,1997.


Раздел 3. Индивидуально-типологические особенности личности



Практическое занятие 5.

Тема 3.1, 3.2. Темперамент. Характер.

План

  1. Понятие о темпераменте в психологии.

  2. Характеристика типов темперамента.

  3. Взаимосвязь темперамента и деятельности.

  4. Понятие о характере, его структуре.

  5. Акцентуации характера, типы акцентуаций.

  6. Формирование характера.

Вопросы для коллективного обсуждения

    1. Решение задач № 300,301,305,310,312,317, 330,331,347,355,359 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

    2. Решение ситуационных задач.

    3. Ролевая игра «Определи тип акцентуированного характера и способы воздействия на него».

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: темперамент, уравновешенность, подвижность, динамичность, лабильность нервных процессов, реактивность, активность, темп реакции, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость, индивидуальный стиль деятельности, характер, черты характера, акцентуации характера, психопатия.

  2. Составить схемы: «Соотношение типов нервной системы и темперамента», «Соотношение темперамента и психических реакций».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. – с.219; «Черты характера». - Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы.-М.,2003.-с.269.

  3. Сделать краткие выписки по следующим вопросам по кн.: Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.,1982.

  • Понятие о темпераменте (с.67-85)

  • Темперамент и тип ВНД (с.54-55, 63-65)

  • Связь темперамента со способностями и личностью (с.109-113, 127-128)

  • Принципы изучения темперамента (с.142-152).


Литература

Основная

  1. Краснов А. Н.   Общая психология: учеб. пособие для студ. психолог. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.

  2. Личко А.А. Психопатии и акцентуации характера подростков. - Л.,1983.

  3. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост.
    Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2007.

  4. Петровский, А. В.   Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский,
    М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.

  5. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека// Вопросы психологии.- 1985.- № 11.

  6. Трофимова И.Н. Взаимосвязь характеристик темперамента с некоторыми особенностями познавательной деятельности человека // Вопросы психологии.- 1997.- №1.

Дополнительная:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003.

  2. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание.-Пермь, 1990.

  3. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.,1982.

  4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.,1995.



Практическое занятие 6.

Тема 3.3. Способности

  1. Понятие о способностях.

  2. Количественная и качественная характеристика способностей.

  3. Уровни способностей.

  4. Виды и структура способностей.

  5. Развитие способностей.

Вопросы для коллективного обсуждения

    1. Решение задач № 368,371,373,374,378,379,386,394,400,403,408,421,424,427 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: способность, задатки, одаренность, талант, гениальность, склонность,

  2. Составить схемы:

  1. «Общая структура способностей». - Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.,2003. – с.232.

  2. «Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности». - Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М.,2003.-с.280.



Литература

Основная

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.- СПб., 2000.

  2. Краснов А. Н.   Общая психология: учеб. пособие для студ. психолог. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.

  3. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб., 2002.

  4. Общая психология курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2007.

  5. Петровский, А. В.   Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский,
    М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.

Дополнительная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.,1997.

  2. Дружинин В.Н. Психология.- СПб., 2003.

  3. Психология индивидуальных различий. Тексты./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,
    В.Я. Романова.- М.,1982.

  4. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.,1994.



Раздел IV. Эмоционально-волевая сфера личности
Практическое занятие 7.

Тема 4.1., 4.2. Эмоции. Воля.

План:

  1. Общая характеристика эмоций и чувств, их функции и качественные характеристики.

  2. Формы переживания эмоций и чувств.

  3. Понятие о воле, ее функции, связь с другими психическими процессами.

  4. Волевой акт, его структура. Волевые качества личности.

  5. Воспитание и самовоспитание воли.

Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Решение задач № 368,371,373,374,378,379,386,394, 400,403,408,421,424,427 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

    2. «Мозговой штурм»: «Способы управления эмоциями».

    3. Работа в группах: «Пути и методы развития воли».

Задания для самостоятельной работы:

      1. Выписать в словарь основные понятия темы: чувства, эмоции, аффект, настроение, страсть, стресс, амбивалентность чувств, эмпатия, высшие чувства, чувственный тон, воля, волевые усилия, волевой акт, саморегуляция, волевые качества, волевые привычки, произвольность,

  1. Составить схемы:

  1. «Качества чувств», «Функции эмоций», «Формы эмоций». - Литература: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.,1995. – с. 268-270.

  2. «Схема этапов волевого действия» и «Схема волевых свойств личности». - Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003.-
    с. 210,213.

  3. «Структура произвольного поведения» и «Структура волевого поведения».- Литература: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.,1995.- с. 255-265.

  4. «Функции воли» - Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М.,2003.- С.208.

Литература

Основная

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.- СПб., 2000.

  2. Краснов А. Н.   Общая психология: учеб. пособие для студ. психолог. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.

  3. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб., 2002.

  4. Общая психология курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2007.

  5. Петровский, А. В.   Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский,
    М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.

Дополнительная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.,1997.

  2. Дружинин В.Н. Психология.- СПб., 2003.

  3. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,
    В.Я. Романова.- М.,1982.

  4. Рубинштейн С.Л. Эмоции// Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1984. - С. 152-161.

  5. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.,1994.


Раздел V. Познавательная деятельность личности
Практическое занятие 8.

Тема 5.1. Внимание.

План

  1. Понятие о внимании, его проявления. Место внимания в психической деятельности человека.

  2. Виды и свойства внимания.

  3. Расстройства внимания.

Вопросы для коллективного обсуждения

    1. Решение задач № 447,448,450,452,462,476, 625, 626, 628, 629, 630, 637, 638, 656 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М.,2001.

Задания для самостоятельной работы

    1. Выписать основные понятия: внимание, произвольное внимание, непроизвольное внимание, послепроизвольное внимание, устойчивость внимания, распределение внимания, переключение внимания, объем внимания, концентрация, рассеянность внимания.

    1. Составить схемы:

    1. Составить таблицы: «Виды внимания и их сравнительные характеристики», «Качества внимания».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003.- с.112,113.

  1. Составить аннотацию: Худолеев Ю. Активизация внимания аудитории. - М., 1983.


Литература

Основная

  1. Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Хрестоматия по психологии. – М., 1987.- с. 260-269.

  2. Ильин Е.П. Психология воли.- Спб., 2002.

  3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.- СПб., 2004.

  4. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2007.

  5. Петровский, А. В.   Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.

Дополнительная

      1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Хрестоматия по вниманию /Под ред. А.Н. Леонтьева. - М., 1976.- С.229-242.

    1. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Там же. - С. 243-260.

    2. Гальперин П.Я. К проблеме внимания// Там же. - С.220-228.


Практическое занятие 9.

Тема 5.2, 5.3. Ощущение. Восприятие.


План:

  1. Понятие об ощущении и восприятии, физиологические основы ощущений и восприятия.

  2. Классификация видов ощущений и восприятия.

  3. Свойства ощущений и восприятия.

  4. Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.

Вопросы для коллективного обсуждения

Решение задач № 521, 534, 542, 555, 563 из кн.: Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать основные понятия темы: ощущения, восприятие, качество ощущения, интенсивность ощущения, длительность ощущения, пространственная локализация раздражителя, экстероцептивные ощущения, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, адаптация сенсорная, сенсибилизация, синестезия, предметность восприятия, целостность восприятия, структурность восприятия, константность восприятия, осмысленность восприятия, апперцепция, иллюзии восприятия, восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

  2. Составить схемы:

    1. «Возникновение ощущений», «Общие свойства ощущений», «Восприятие и его свойства» -Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. -с.124,125,129,139,149.

    2. «Классификация ощущений», «Классификация восприятия» - Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы.-М.,2003.-с.151,154.

  1. Составить аннотацию: Котлярская А.М., Афанасьев А.П. Почему мы смотримся в зеркало. - М., 1991.

Литература

Основная

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов.- М., 1998.

  2. Общая психология : курс лекций для первой ступени пед. образования / сост.
    Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2007.

  3. Петровский, А. В.   Психология : учебник для студ. вузов / А. В. Петровский,
    М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2006.

  4. Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / Под ред.
    Ю.Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. М., 1999.

Дополнительная

  1. Грановская Р.М. Психология в примерах. - СПб.,2002.

  2. Кравков С.В. Пороги ощущения и их измерение // Познавательные психические процессы. Хрестоматия./ Под ред. А.Г.Маклакова.- СПб., 2001.-с.26-35.

  3. Осгуд Ч. Значение термина «восприятие» // Познавательные психические процессы. Хрестоматия./ Под ред. А.Г.Маклакова.- СПб., 2001.-с.54-57.

  4. Олпорт Ф.Х. Феномены восприятия // Познавательные психические процессы. Хрестоматия./ Под ред. А.Г.Маклакова.- СПб., 2001.-с.123-133.


Практическое занятие 10.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Общая и экспериментальная психология Автор программы: Тучкова Т. В iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 6 Теоретические...
Б 6 Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Психология развития
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Общая и экспериментальная психология Автор программы: Тучкова Т. В iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины
Б 3 Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: История педагогики и образования
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Общая и экспериментальная психология Автор программы: Тучкова Т. В iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины
Б 3 Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: История педагогики и образования
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Общая и экспериментальная психология Автор программы: Тучкова Т. В iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 5 Теоретические...

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Общая и экспериментальная психология Автор программы: Тучкова Т. В iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Общая и экспериментальная психология Автор программы: Тучкова Т. В iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология социальной работы
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Общая и экспериментальная психология Автор программы: Тучкова Т. В iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 4 Профессиональная...
Б 4 Методология и методы ппд: профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Общая и экспериментальная психология Автор программы: Тучкова Т. В iconКонспект образовательного мероприятия в рамках оо «Коммуникация»
Б 3 Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: История педагогики и образования
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Общая и экспериментальная психология Автор программы: Тучкова Т. В iconКонспект урока русского языка в 5 классе
Б 3 Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: История педагогики и образования
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Общая и экспериментальная психология Автор программы: Тучкова Т. В iconКонкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой...
Методические рекомендации: урок под таким названием проводится для учащихся 5-7 классов. Перед началом экскурсии кабинет химии оформляется...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Общая и экспериментальная психология Автор программы: Тучкова Т. В iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Общая и экспериментальная психология Автор программы: Тучкова Т. В iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор-составитель...
Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Общая и экспериментальная психология Автор программы: Тучкова Т. В iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Общая и экспериментальная психология Автор программы: Тучкова Т. В iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины. 39 Список...
Рабочая программа курса «Общая психология (Ч2)» составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Общая и экспериментальная психология Автор программы: Тучкова Т. В iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии
Ляется формирование у студентов понимания особенностей профессионального самоопределения человека на основе знания закономерностей...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Общая и экспериментальная психология Автор программы: Тучкова Т. В iconМетодические указания по изучению дисциплины Целью учебной дисциплины...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск