Методические рекомендации по изучению дисциплины





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины
страница1/13
Дата публикации14.10.2013
Размер1.35 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ


Б3.Б.2.3 Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: История педагогики и образования


Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению

050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль: Психология образования

Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института
(протокол № 1 от 25.09.2012 г.)

Зав.кафедрой

____________ Рычкова Н.А.


Автор программы:

Черник В.Э., к.п.н., доцент кафедры педагогики
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «История педагогики и образования» являются развитие историко-педагогического мышления студентов посредством формирования системы знаний о генезисе педагогической теории и практики для лучшего понимания проблем современного образования и возможных путей их разрешения; формирование положительной мотивации к профессии педагога.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО.

Задачи курса:


  • расширить профессионально-педагогический кругозор путем усвоения ключевых идей и проблем педагогической теории и практики в их развитии в различных странах и в различные исторические эпохи;

  • содействовать формированию способности объективно оценивать историю и современное состояние педагогической теории и практики путем выявления различных факторов, условий, приводивших или приведших к определенному положению дел;

  • способствовать развитию критичности и диалектичности профессионального мышления, сознания невозможности однозначного подхода к решению педагогических проблем путем выявления различных (как положительных, так и отрицательных) последствий идей или действий различных представителей педагогической науки и практики прошлого и современности;

  • стимулировать формирование у студентов собственной профессиональной позиции, а также накоплению опыта ее выражения путем создания педагогических ситуаций выбора, собственного проектирования возможных ситуаций, а также необходимости аргументировать свой выбор;

  • содействовать развитию эмпатии средствами, побуждающими студентов занимать положение учащихся, а также тех или иных педагогов при рассмотрении вариантов решения педагогических проблем;

  • содержательными и операционными средствами содействовать формированию у студентов приверженности гуманистическим ценностям образования и собственной жизни.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Общие профессиональные:

- готов использовать знание различных теорий воспитания, обучения и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста (ОПК-4);

- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать: основные подходы к рассмотрению места истории педагогики и образования в системе социального знания; исторические условия возникновения и развития воспитания, школы как социального института культуры, основные этапов развития просвещения и педагогики; историю возникновения и основные направления развития педагогической практики, педагогических идей, теорий и систем; педагогические концепции выдающихся представителей педагогической мысли и практику их воплощения в реалии жизни; гуманистические традиции прошлого педагогического опыта, его значение для настоящего; традиции и ценности отечественной педагогической культуры;

2) Уметь: посредством метода конкретно-исторического анализа выявлять и характеризовать исторические условия возникновения и развития воспитания, школы как социального института культуры; характеризовать основные этапы развития просвещения и педагогики; выделять гуманистические традиции прошлого педагогического опыта и обосновывать их значение для настоящего; мыслить педагогическими категориями и представлять их генезис; соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов; устанавливать связи между основными представителями педагогической мысли и их трудами; устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений.

      1. Владеть: историко-педагогическими методами анализа тенденций развития образования в современных условиях; знанием различных теорий воспитания, обучения и развития; пониманием высокой социальной значимости профессии, готовностью ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики.

Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной

работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Обряд инициаций и подготовка к ним как зачаточная форма организованного воспитания.

Сделать аннотацию


проверка аннотации

2.

Воспитание и обучение в Древнем Риме.

Чтение, конспектирование

собеседование

3

Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения (14-16 вв.).

Чтение, конспектирование

Собеседование, проверка конспектов

4

Возникновение и деятельность братских школ; славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в Московском государстве

Чтение, конспектирование




5

Ж.-Ж. Руссо о женском воспитании.

Чтение, конспектирование

проверка контрольной работы

6

Вклад М.В. Ломоносова в отечественное образование.

Чтение, конспектирование

защита реферата

7

Дидактическая система И.Ф. Гербарта.

Чтение, конспектирование

собеседование

8

Особенности инновационных моделей образования в зарубежной Европе и США рубежа 19- начала 20 вв.

Чтение, составление таблицы

проверка таблиц

9

Развитие системы образования в России в 19 в.

Чтение, конспектирование

Собеседование

10

Болонский процесс.

Подготовка реферата

защита реферата

11

Развитие проблемы содержания образования, форм, методов обучения и оценки образовательных результатов в советский период истории отечественной педагогики.

Чтение, составление таблицы

Проверка таблицы




Всего:







Образовательные технологии. Интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы




9.

Работа в группах: Инновационные модели образования в Западной Европе и Америке в конце XIX – начале XX вв.




10

Дискуссия на тему «Роль К.Д. Ушинского в развитии актуальных педагогических проблем».




10

Дискуссия о причинах появления несвободной личности в обществе и значении авторитета в подавлении индивидуальности личности




10.12

Решение ситуационных задач при рассмотрении проблемы семейного воспитания в истории зарубежной и отечественной педагогики




3.10

Дискуссия о требованиях к личности учителя в истории педагогики




12

Дискуссия на тему: «Идеи и опыт учителей-экспериментаторов последней трети XX – начала ХХI века».




12

Дискуссия на тему: «Передовой педагогический опыт, деятельность учителей-экспериментаторов».






Методические рекомендации по организации изучения модуля «История педагогики и образования»
Семинар 1
Образовательно-воспитательные системы

в различные социально-экономические формации
1. Воспитание в первобытном обществе.

2. Воспитание, школа и педагогическая мысль в рабовладельческую эпоху:

а) сравнительно-сопоставительный анализ педагогических систем Спарты, Афин и Древнего Рима;

б) мысли о воспитании в философских учениях Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Квинтилиана и др.

3. Воспитание в феодальную эпоху. Церковная, светская (рыцарская) и городская системы воспитания.

4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Педагогические идеи Ф.Рабле, Т.Кампанеллы, Т.Мора, М.Монтеня и.др.

Вопросы и задания


  • Почему нельзя утверждать, что в афинской системе воспитания можно было достигнуть цели гармонически развитой личности?

  • Что в системе спартанского воспитания актуально в педагогической практике современного образования?

  • Какими античными идеями воспитания Вы вооружились бы в своей практической деятельности?

  • В чем заключается значение первобытнообщинного воспитания для познания в исторической перспективе целостного процесса развития образования в условиях современного цивилизованного человеческого общества?

  • Заполните таблицу:




Характеристика исторической эпохи

Цель и задачи педагогической эпохи

Основные принципы педагогической системы

Формы организации педагогического процесса

Воспитательно-образовательные средства

Содержание воспитательно-образовательного процесса




















Познакомьтесь со словарем педагогических терминов эпохи Античности и составьте кроссворд с их использованием.
Агеллы – специальные государственные воспитательные учреждения в Лаконии в форме военных лагерей, где находились мальчики от 8 до 15 лет.

Академия – философская школа, основанная Платоном близ Афин в IV.в. до н.э.

Гимнасия – государственное воспитательное учреждение в древних Афинах VI – IV вв. до н.э., посещаемое юношами 16 – 18 лет для занятий литературой, политикой, гимнастикой, философией и подготовки к государственной службе.

Грамматиста – частная школа в древних Афинах и Риме, где обучали за определенную плату чтению, письму и счету.

Дидаскал – учитель в школе грамматиста в Афинах.

Калькулятор – учитель арифметики в древнегреческих элементарных школах.

Кифариста – частная школа в древних Афинах, где обучали за определенную плату мальчиков 7 – 14 лет пению, декламации и поэзии.

Калокагатия – (от греч. kalos – прекрасный и agathos – добрый) – в древнегреческой философии – гармония внешних и внутренних качеств, физических и духовных способностей как идеал воспитания человека.

Криптия – право молодежи, входившей в военные отряды, убивать любого из илотов, кажущего подозрительным.

Лакония – юго-восточная часть Пелопонесского полуострова. В древности на территории Лаконии находился Спартанский полис.

Лаконичная речь в спартанской системе воспитания – умение четко и кратко отвечать на вопросы.

Литератор – учитель грамоты в первых классах древнеримской начальной школы.

Мусическая школа – частное платное образовательно-воспитательное учреждение в Афинах, включающее литературное, музыкальное образование, знакомство с основами наук: ораторского искусства, политики, этики, философии.

Палестра – гимнастическая школа в Афинах, занятия в которой мальчики в возрасте с 12 до 14 лет посещали одновременно с мусической школой.

Педагогиум – древнеримская школа для детей рабов.

Педагог – образованный раб, преподававший в педагогиуме, либо раб, сопровождавший ребенка на занятия.

Педоном – воспитатель в агеллах.

Риторские школы – учебные заведения, готовившие ораторов и политических деятелей

Стиль – в Древней Греции и Риме стержень для письма.

Философские салоны – частные философские школы в Древнем Риме, в которых знакомились с философской концепцией их создателей.

Эфебия – обязательная для свободнорожденных молодых людей школа воинского искусства в Древней Греции.

Эфебы – свободнорожденные юноши 18 – 20 лет, обучавшиеся военному искусству в эфебии в Афинах.

Ювентус – распространенная в Древнем Риме со II в. до н.э. молодежная образовательная организация, основанная на принципах афинской эфебии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические указания по изучению дисциплины для курсантов, слушателей...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей фкультета заочного обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск