Скачать 226.06 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета__________Н.К. Грицкевич «_____» ________________________ 20__ г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОПД.Ф.12 Психолого-педагогический практикум (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом) 1. Цели и задачи дисциплины Цель курса состоит в том, чтобы знакомить студентов с основными методами психологического анализа характеристик человека, его психического развития, профессиональной деятельности, психических отклонений и последствий аффекта, межличностного, внутригруппового, межгруппового взаимодействия , семейных отношений. Задачи курса: -оказание помощи студенту в формировании в процессе профессионализации категориального поля психологического обследования, - методологическая подготовка студентов к научно-исследовательской работе. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В процессе обучения студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки.
4. Основные умения и навыки, которыми должны овладевать студенты в процессе изучения дисциплины: -умение формулировать частные задачи психологического исследования, -умение использовать результаты анализа для консультирования, преподавания коррекции и развития. -умение определять методологические основания собственных исследовательских программ, - навыки организации и проведения психологического исследования, - анализ и интерпретация полученных результатов. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины 1. Решение психолого-педагогических задач. Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности. Педагогическое наблюдение, его определение ( направленность, организованность, интенсивность, устойчивость в осмыслении.).Использование данных исследований при воздействии на интеллект учащегося (тест Айзенк) при переходе на более сложные формы обучения. Педагогический анализ, его определение ( прием теоретико – методологического подхода, прием системно-структурного анализа).Определение психического здоровья коллектива класса (тест САН) для формирования коллективных отношений. Педагогическое решение, его определение. Прием выделения педагогической проблемы, ее изучения, анализ. Принятие и переработка педагогического решения. Педагогическое поведение и взаимодействие. Педагогическое общение, его определении. Педагогический контакт, педагогическая тактичность, гуманистичность, демократичность, правдивость, искренность, убедительность. 2. Моделирование и проектирование образовательных и педагогических ситуаций процесса. Педагогическое поведение и взаимодействие при моделировании и прогнозировании педагогических ситуаций Моделирование снятия агрессии в ходе учебного занятия (учащиеся 5-8 класса), тест «Бааса-Дарки», проекция данных диагностики в индивидуальной коррекции ученика. Проекция результатов диагностики «Арт-теста» при изучении особенностей личностных характеристик учащихся старших классов. Проективные методики «ДОМ», «ДЕРЕВО», Несуществующее животное», применение результатов диагностики при коррекции отношений ученика и родителей. Использование проективной методики «Моя семья» при семейной терапии. Учёт результатов проективных методик «Моё будущее»; «Моё настроение» при моделировании и проектировании педагогических ситуаций для коррекции поведения учащихся. 3. Прогнозирование и проектирование образовательного процесса. Метод независимых характеристик, использование его в педагогической практике. Использование педагогом данных психологического обследования межличностных отношений в группе (классе, отделении, курсе) с помощью социометрии при выстраивании деловых отношений учащихся, предупреждении конфликтных ситуаций. Формирование групповых отношений в старших классах с помощью анализа данных диагностики теста «Уровень притязаний и процесс пресыщения». Мотивационный тест «Хекхаузена» его возможности при прогнозировании перспективы образовательного процесса в выпускных классах. 4. Психолого-педагогические технологии и методики диагностики на разных возрастных этапах. Психологические методы изучения личности и коллектива. Психодиагностика,ее разновидности. Психологическое консультирование, его направления Исследование самооценки учащегося в подростковом возрасте с помощь теста «Какой Я», для коррекции неустойчивых характеристик личности школьника. Уровень психологического развития личности - тест «Кеттелла», использование его данных в образовательном процессе при формировании коллективных отношений, при изучении характерологических свойств учащегося (старшие классы), коррекции определенных черт характера учащегося. УНП (тест исследования уровня психопатизации и невротизации личности), использование данных диагностики при коррекции психических состояний в ходе образовательного процесса 5-8 классах. Неполные предложения (тест для расширения возможностей контактов с учащимися), применение его в семейной терапии для изучения отношений школьника к близким и родным. 5. Проектирование психолого-педагогических исследований в целях решения образовательных задач. Изучение особенностей акцентуаций личности несовершеннолетних учащихся по Леонгарду, использование полученных данных при педагогическом воздействии как на учащегося, так и на коллектив учеников в ходе сложных конфликтных ситуаций. Использование теста «ММРI» (указатель акцентуаций и негативных черт личности) при проведении коррекции неадекватного поведения в ходе образовательного процесса (в выпускных классах). Использование анализа данных теста Т. Лири «Я и коллектив» при определении меры социализации личности учащегося, ее направленности и отношения коллектива учеников к этой личности, коррекции межличностных отношений и самооценки конкретного ученика. Изучение мотивации выпускников школы с использованием теста А. Маслоу для коррекции ценностных ориентаций будущих студентов. 6. Организационные формы активного психолого-педагогического взаимодействия. Дискуссия, психолого-педагогический консилиум, их структуры, методики проведения, определение уровня эффективности воздействия дискуссий и психолого-педагогических консилиумов на коллектив учеников и педагогов. Общая психотехника общения( прием подготовки предстоящего общения, прием создания благоприятных исходных условий для общения, , прием развития взаимоотношений в ходе общения, прием установления психологического контакта, особенности деловых контактов). Мониторинг социально-психологического климата в коллективе учащихся, использование его данных в улучшении взаимодействия учителей и учащихся. 7. Педагогические мастерские, деловые игры. Понятие педагогической мастерской, особенности ее организации. Составление психологического портрета (приемы обеспечения достоверности портрета, прием использования всех источников психологической информации для изучения свойств и качеств человека, прием визуальности психодиагностики). Использования данных диагностики по тесту «Я - хороший, я - плохой» для составления самопортрета. Деловая игра, особенности ее организации, структуры проведения в коллективе. Формирование в коллективах учащихся сплочённости, лидерских качеств у отдельных учащихся с помощью игры «Катастрофа в пустыне». Определение значимых для учащегося межличностных отношений в коллективе с помощью деловой игры «Ищу друга». Формирование толерантности в отношениях к мнению других о себе, деловая игра «Мой портрет глазами друга» (обучение приему интенсивности наблюдения.) 8. Организационно - деятельностные игры, обучающие тренинги. Понятие организационно - деятельностной игры, особенности ее структуры и методики проведения в группе. Организационно - деятельностная игра «Я и мои друзья», как способ обучения контактности в групповых отношениях. Использование данных теста на объективность, теста на оптимизм при анализе итогов игры. Понятие обучающего тренинга, его особенности, структура и этапы проведения в группе. Обучающий тренинг «Помог себе, помоги другим», как возможность передать полученные навыки общения в окружающем социуме другим. Применение данных теста на силу воли при оценке лидерских и коммуникативных качеств личности. Формирование деловых и лидерских качеств в обучающем тренинге «Самоуправление в классе». 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература. а) основная литература
б) дополнительная литература
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Рабочая программа, библиотечный фонд ТГПУ 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Бланки тестов, набор диагностического материала, оборудованная аудитория 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплины «Психолого-педагогический практикум» При изучении дисциплины «Психолого-педагогический практикум» следует учитывать: а. Требования государственного образовательного стандарта по специальности «Педагогика и психология» к содержанию учебной дисциплины «Психолого-педагогический практикум». «Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности и моделирования образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта. Развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала личности. Дискуссии, организационно-деятельностные игры, тренинги, психолого- педагогические консилиумы.» Задача преподавателя: при создании рабочей программы по данной дисциплине максимально расширить основные положения госстандарта чтобы лекционные занятия давали импульс к размышлению, познавательному интересу студентов, позволяли проявить аналитические возможности интеллекта и позволяли самостоятельно изучать некоторые разделы программы. Дисциплина «Психолого-педагогический практикум» ставит свое целью научить студентов решать различные психолого-педагогические задачи, конструировать разнообразные формы психолого-педагогической деятельности с помощью психологических методов изучения личности и педагогических приёмов. Такая двойственность помогает глубже изучать сложный мир педагогической деятельности и использовать психологические знания для более качественного воздействия на личности и коллектив. При прогнозировании и проектировании образовательного процесса всегда возникают психологические проблемы формирования групп, классов. Психологическая диагностика помогает более реально составлять группы учащихся, определять уровни социального развития слоёв коллектива, учитывать уровни притязания в ходе педагогического процесса. Этому способствует использование анализов результатов обследования личности учащихся классов, выводы психологов о возможном составе совместимых учеников в одной группе. На занятиях студенты обучаются психолого-педагогическом технологиям и методикам диагностик школьников на разных возрастных этапах. Важным является определение уровня самооценки учащегося, его отношения к окружающим (тест «Какой Я»). Преподавателям школ крайне необходимо умение определять уровень общего психологического развития личности. Этому способствует диагностика, анализ результатов по тесту Т. Лири («Я и коллектив»), R. Kettel (психологические особенности личности, 16 факторов), УНП (уровень невротизации и психопатизации). Определение меры социализации личности, умения находить своё место в социуме является одним из приоритетных стимулов развития личности. Проблема трудных детей, сложных неуправляемых подростков, непонимание педагогами сложных межличностных отношений в старших классах школы, нацеливает на изучение личностных акцентуаций, особенностей характера учащихся их социальных установок. Такие тесты по акцентуации как MMPI, Акцент, Леонгард, Басса-Дарки, проективные методики как Сонди, Люшер, Психогеометрия, Арт-тест помогают психологам подойти к решению сложных внутриличностных и межличностных состояний и отношений учащегося. Часть занятий преподаватель специально отводит на обучение организационным формам активного психолого-педагогического взаимодействия. Известно, что в игре раскрывается личность, проявляет свои яркие свойства, учится взаимодействовать. Тренинги, дискуссии, деловые игры, которые готовит совместно преподаватель и студенты, позволяют развить навыки подготовки организации и проведения таких мероприятий совместно со школьниками, помогают выработать стратегию взаимодействия, взаимопомощи и ответственности за коллектив. Такие формы активного взаимодействия я требуют длительной подготовки, определённых навыков и готовятся они под контролем преподавателя. б. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студента: Самостоятельная работа студентов является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса, одним из главных методов изучения и усвоения учебного материала. Преподаватель является организатором проведения и контроля за самостоятельной работой студентов, он непосредственно реализует руководство ею по своей дисциплине как индивидуально так и в группе. Самостоятельная работа должна организованна так, чтобы позволяла студентам активно участвовать в процессе приобретения новых знаний. Для этого преподаватель:
Правильно спланированная самостоятельная работа позволяет раскрыть способности студентов, реализовать их творческий потенциал, способствует повышению познавательной деятельности студентов и общего уровня успеваемости. При подготовке практических занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки группы, предлагать вопросы и задания, которые посильны для самостоятельной подготовки к ответам студентов. Самостоятельная работа должна помочь уяснить правила гигиены умственного труда. В ходе организации самостоятельной работы преподаватель может предлагать различные нестандартные формы изучения материала (решение задач, составление планов проведения игр, тренингов, дискуссий, диагностики по тестам). Важно чтобы студенты почувствовали интерес к данной дисциплине, имели желание использовать полученный опыт самостоятельного изучения материала в дальнейшем обучении. 8.2. Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине «Психолого-педагогический практикум» Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком полном усвоении учебного материала и развития навыков самообразования. Это позволяет реализовать:
Самостоятельная работа студента предполагает:
д. При проведении самостоятельной работы важным для студентов является возможность углубления в методологию дисциплины посредством выполнения творческих работ в индивидуальном режиме на основе особенностей образовательных потребностей каждого. Проведение на практических занятиях деловых, организационно- деятельностных игр, обучающих тренингов позволяет студентам накопить опыт поведения и психолого- педагогического воздействия в предлагаемых ситуациях 8.2.1. Перечень примерных вопросов для практических занятий Контрольные вопросы и задания к теме 1.
Контрольные вопросы и задания к теме 2.
Контрольные вопросы и задания к теме 3.
Контрольные вопросы и задания к теме 4.
Контрольные вопросы и задания к теме 5.
Контрольные вопросы и задания к теме 6.
Контрольные вопросы и задания к теме 7.
Контрольные вопросы и задания к теме 8.
8.2.2. Примерная тематика рефератов
8.2.3. Примерный перечень вопросов к экзамену
УМК составил: Доцент кафедры психологии развития личности __________ Е.П. Молчанова (подпись) УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г. Зав. кафедрой: д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов (подпись) УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ. Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева (подпись) Согласовано: Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич (подпись) |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | ||
Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность Фгос впо по данному направлению подготовки, которые позволяют решать комплексные задачи психолого-педагогической деятельности в учреждениях... | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 8 Педагогика... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050100. 65 «Музыкальное образование» Е. А. Соловьева. Психолого-педагогический тренинг: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность:... «Методы арт-терапии» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами. Изучение данного курса опирается на знания... | ||
Учебно-методический комплекс опд. В. 04 Психолого-педагогическая антропология Ознакомление с основными теоретическими положениями антропологии; основными принципами антропологического подхода в общей и клинической... | Учебно-методический комплекс дисциплины «психолого-педагогическая антропология» ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Практикум по решению профессиональных задач» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение... «050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по социальной психологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по администрированию ос windows» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика |